Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии


Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии

Усилители интеллекта - память

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

В этом выпуске - о программах и методах усиления памяти.

Но сначала немного теории...

Роуз С. : "Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным образом в большей мере, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освещаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем «настоящим». Тем не менее настоящее - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.
...Для каждого из нас память уникальна.
...Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личности других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает свое «я», перестает существовать.
...Многие жалуются на плохую память, на то, что забывают имена, лица, важные договоренности. Но ведь объем и продолжительность запоминания поистине удивительны. Представьте, что вы в течение нескольких секунд сидите и смотрите на фотографию; потом на другую, потом еще на одну... Представьте теперь, что спустя неделю я снова показываю вам те же фотографии, сопровождая каждую демонстрацией другой, совсем новой, и прошу вас сказать, какую из них вы видели раньше. Сколько, по вашему мнению, вы сможете узнать фотографий, прежде чем истощится ваша память или вы начнете путаться? Мои коллеги по лаборатории в ответ на этот вопрос называли цифры от двадцати до пятидесяти. А в условиях эксперимента большинство людей правильно узнавали не менее десяти тысяч различных фотографий, не обнаруживая признаков исчерпания возможностей памяти". / Роуз С. Р79 Устройство памяти. От молекул к сознанию: Пер. с англ. - М.: Мир, 1995

Оперативная или рабочая память является как бы входным буфером кратковременной памяти. Основные показатели оперативной памяти, это ее объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, подвижность и устойчивость к воздействию помех. Оперативная память имеет ограниченный объем, который обычно составляет 7±2 структурные единицы (любые объекты информации).
Объем оперативной памяти может быть увеличен в случае использования ассоциативных связей, укрупнения структурных единиц, но не за счет увеличения их количества. Информация в оперативной памяти обрабатывается, в результате чего выделяется смысловая составляющая сенсорных стимулов, т.е. происходит семантическое кодирование, что делает возможным долговременное запоминание информации.
Продуктивность этой смысловой обработки информации зависит от стратегии запоминания, правильной последовательности операций и уровня внимания.

Долговременная память является наиболее сложной и важной в активной жизни человека. В долговременном хранилище находится все, что задержится в нем больше, чем несколько минут и хранятся в отличие от кратковременной памяти не сенсорные образы, а смысловая или событийная составляющая информации.
Назначение долговременного хранилища памяти — стабильно хранить информацию и обеспечивать доступ к хранимым данным. Объем долговременной памяти безграничен, также как и длительность хранения информации. Процесс долговременного запоминания информации называется консолидацией следа в памяти. Консолидация следа — это процесс, который длится от 1 до 24 ч после предъявления стимула.
Долговременное хранилище постоянной  памяти можно представить в виде разных складов или файлов, в которых хранится определенный тип памяти: эпизодическая — содержащая информацию автобиографическую, семантическая — знания об окружающем мире и информацию, необходимую для пользования речью, декларативная (эксплицитная) — использующая факты сознательного доступа (факты и события), и процедурная (имплицитная) — включающая навыки и мастерство.

Теперь о программах, усиливающих память...

Прежде всего, это программы, позволяющие накапливать и структурировать информацию (сведения, знания, впечатления, оценки, ассоциации, обобщения) в текстовой и образной форме.
Таких программ немало: AllMyNotes Organizer, bLADE Personal Wiki, CintaNotes, Efficient Diary, Efficient Notes, EverNote, Golden Section Notes, Keep, KeyNote, MarsNotebook, Microsoft Office OneNote, My Notes Keeper, MyTreeNotes, NodeMind, Notes Pilot, PastukhovKnowledgeBaseFreeEdition, PVP  LS KMS, Quotepad, RedNotebook, Tombo, TreePad, TRez EasyNote, Ultra.Recall.Professional, WikidPad
К программам такого рода можно отнести и многие редакторы "карт ума": Aibase, AXON Idea Processor, ConceptDraw.Office, CmapTools, Explain, FreeMind, Freeplane, imindmap, Mindjet MindManager, SNePS, TheBrain (PersonalBrain), Xebece, XMind - здесь наиболее ценны программы, позволяющие присоединять к элементам карты файлы, образы и заметки, раскрывающие их смысл.

Для избранных - тех, кто рискнет окунуться в это множество программ, - поделюсь одним жизненным наблюдением, накладывающим критическое ограничение. Однажды я увлекся программой MarsNotebook - и собрал в ней обширную базу знаний. Но потом автор программы перестал её поддерживать и развивать, сохраняя преемственность баз на новых версиях Windows. И пришлось мне, проклиная всё на свете, вручную переносить все кусочки этой базы на иную, более надежную платформу. С долговременной памятью шутки плохи... Так что надежность платформы в условиях быстрой эволюции компьютеров, операционных систем и Интернета - фактор чрезвычайной важности.
По моему опыту такими титанами являются Microsoft Office OneNote, Mindjet MindManager и TheBrain.

В завершение - о методах запоминания "вживую"...

Советы от доктора экономических наук С.И. Ляпуновой:

Как подробны ни были бы записи вы все же должны в значительной мере полагаться на собственную память, так как физически невозможно, а часто и нежелательно, записывать решительно все. Человеку, не обладающему хорошей профессиональной памятью, следует принять меры к тому, чтобы по возможности развить свои мнемонические способности. Для лучшего использования объема своей памяти полезно руководствоваться следующими правилами:

  1. Выбирайте то, что вы желаете запомнить.

  2. Концентрируйте ваше внимание на том, что вы хотели бы запомнить. Старайтесь заинтересоваться изученным материалом, будьте внимательны, чтобы достичь ясности впечатлений. Сила впечатлений, получаемых от изучаемых объектов и явлений, сохраняющихся в памяти, обусловлена степенью концентрации внимания. Следующие приемы способствуют повышению интереса к изучаемому объекту или явлению:
    постарайтесь убедить себя в том, что ситуация заслуживает вашего внимания;
    подробнее ознакомьтесь с фоном и с окружением ситуации;
    попытайтесь обнаружить связь между данной ситуацией и ее окружением;
    по возможности расчлените ситуацию на взаимосвязанные составляющие и обратите внимание на каждую из них в отдельности;
    постарайтесь проявить максимум усилий для выполнения задания.

  3. Старайтесь всеми возможными путями получить реальное впечатление о предмете исследования. Рекомендуется не только пользоваться всеми доступными проводниками впечатлений, но и стараться возможно полнее использовать каждый из них.

  4. Используйте как можно больше ассоциаций. Память удерживает впечатления главным образом при помощи ассоциаций. Всякая ваша ассоциация облегчает запоминание материала или воспроизведение впечатлений. Старайтесь получаемые вами сведения вновь ассоциировать с чем-либо уже известным и хорошо вам знакомым. Таким путем вы избежите перегрузки памяти множеством единичных впечатлений, не связанных с выполнением вами задания.

  5. Укрепляйте разумными упражнениями слабые стороны вашей впечатлительности. Некоторые люди обладают зрительной памятью, иначе говоря, они легче всего запоминают то, что непосредственно видели; другие лучше всего запоминают звуки, у третьих память фиксирует образы путем ассоциирования с другими предметами. Сознательно укрепляйте рецепторы вашей памяти, которые развиты слабее других. Этим путем постепенно вы сможете усилить получаемые вами впечатления.

  6. Пусть в начале обследования первые ваши впечатления о деловой ситуации будут достаточно сильны и устойчивы, чтобы служить базисом для последующих шагов. Припоминая первое впечатление, вы его каждый раз углубляйте; но если оно довольно смутное, то старайтесь обогатить его теми подробностями, которые первоначально не были вами прочно зафиксированы в памяти. Ведь то же самое мы наблюдаем при увеличении фотографии; нечеткие детали на снимке маленького формата становятся более заметны и четче при увеличении всего снимка.

  7. Чаще оживляйте свои впечатления, чтобы их углубить. Когда вы хотите что-либо припомнить, воспроизводите по несколько раз подряд первое впечатление. При этом вам поможет повторение. С каждым повтором впечатление углубляется, а возможность забыть что-либо важное уменьшается.

  8. Классифицируйте свои впечатления по какой-нибудь логической схеме. Такой прием служит дальнейшим развитием принципа ассоциаций. Ассоциируя полученные сведения с другими смежными и классифицируя их по определенному плану, вы облегчите себе возможность припомнить не только определенные впечатления, но и те, с которыми вы их ассоциируете.

  9. Приучайтесь полагаться на свою память. Быть может, это важнее всего прочего. Заставьте себя доверять своей памяти и вы увидите, что она постепенно будет становиться крепче и отчетливее. Конечно, много есть таких подробностей, которые было бы нелепо доверять памяти. Совершенно неправильно пользоваться памятью, как местом для хранения всяких бесполезных сведений; наоборот, надо стараться сосредоточить внимание на наиболее существенных чертах исследуемого предмета.
    Одним из лучших является следующее упражнение для укрепления памяти: внимательно осмотрите собрание разнородных предметов, например, выставку в витрине магазина, воспользовавшись при этом всеми названными ранее мнемотехническими приемами. После того, как несколько минут вы сосредоточенно рассматривали витрину, отвернитесь и запишите или перечислите человеку, находящемуся с вами, предметы, которые вы запомнили, описав их со всеми возможными подробностями. В первый раз вам удастся назвать лишь несколько предметов, но, упражняя память при помощи этого приема, не трудно заметить, как постепенно возрастает число запоминаемых предметов, и вскоре вы научитесь перечислять их без единого пропуска.

Источник

Как развивать память человека:
Развивайте внимательность, вместе с ней развивается и память.
Запоминайте информацию по частям.
Заучивайте стихи, скороговорки, пословицы.
Принимайте витамины, которые улучшают память (В6, В12, С, Е). 

Подробнее: http://doctoram.net/content/pamyat-cheloveka-krepche-vsego-v-50-let.html

* * *

Игра-тренинг двухполушарного мышления
http://prikarnaz.narod.ru/index.html

* * *

Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов


В избранное