Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии


Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии

"Карты ума" по-китайски: XMind Pro 5(7)

Школы мышления в психологии

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

  Настоящий выпуск носит вспомогательный характер - чтобы ввести "карты ума" в контекст психологии мышления, обратимся к истории учений в этой области...

  • Ассоцианизм. У ассоциаций как способа мышления - богатая история. Впервые были отмечены в IV веке до нашей эры греком Аристотелем - в одной из последних своих работ «О памяти и припоминании» он писал: "...отыскивая следующее воспоминание, мы мысленно отталкиваемся или от настоящего момента, или от какого-то другого, а также от сходства, противоположности или близости [воспоминаний]... припоминание есть как бы некое умозаключение: припоминающий заключает, что прежде он что-что видел, слышал или как-то иначе испытал, так что его состояние напоминает некий поиск, а это по природе свойственно только существам, обладающим волей. Ведь воля есть некое умозаключение". 
    Хотя в психологии мышления нередко приписывают Аристотелю открытие ассоциаций, это вряд ли оправдано. Ведь будучи первооткрывателем логики, Аристотель связывал мышление с понятиями, суждениями и умозаключениями. И само понятие "ассоциация" у него не возникло.    Учение об ассоциациях создал в XVII веке англичанин Локк, который в своем труде «Опыт о человеческом разумении» ввел действующее до настоящего времени понятие ассоциации. По Локку, исходным материалом знания являются простые идеи, ими снабжают ум внешнее и внутреннее чувства – ощущение и рефлексия. Из простых идей ум посредством присущей ему способности ассоциаций - соединения, сопоставления и абстрагирования образует сложные и общие идеи (модусов, субстанций, отношений).
    (Заметим в скобках, что этому учению была немедленно выдвинута альтернатива - немец Лейбниц в «Новых опытах о человеческом разумении» - в точности повторяя композицию книг Локка!!! - противопоставил ассоцианизму учение об анализе и синтезе, закон достаточного основания. И на место "ассоциации" поставил "модель".)
     Возражения Лейбница не остановили англичан. Книга английского врача и психолога Гартли (David Hartley) «Наблюдения за человеком» (1749) положила начало классическому ассоцианизму. Единицей анализа психики была признана ассоциация, как связь между двумя или более психическими образованиями. Сложные психические процессы трактовались как результат соединение простых элементов (ощущений, представлений).
    В своем развитии ассоциативная психология прошла ряд этапов: выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания; классический этап, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления; экспериментальный и практический этап, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.
        (На примере Т.Бьюзена видно, что англичане упорно стоят на своем, невзирая ни на какие возражения... ;0) В оправдание им стоит заметить, что мышление подобно плазме - оно настолько пластично, что способно реализовать любые методы. Ну, чтят англичане Гоббса как первооткрывателя ассоциативного мышления, ну, нравится им мыслить ассоциативно...)
    Ассоцианизм в других странах, да отчасти и в самой Англии, критиковали за чрезмерное упрощение процессов мышления. И в противовес выдвигались другие теории.
  • Вюрцбургская школа (Германия, начало ХХ века, положила начало систематическому изучению психологии мышления)
    В противовес механицизму ассоциативной теории, сводившей мыслительные процессы к внешнему сцеплению представлений, представители вюрцбургской школы  (А. Бине, О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе) подчеркнули упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе.
  • Гештальтпсихология  (Германия, начало ХХ века)
    Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).
    Согласно представителям гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин), мышление совершается в замкнутой сфере сознания или феноменального поля как переструктурирование проблемной ситуации.
  • Бихевиоризм (США, начало ХХ века)
    В бихевиоризме (Э.Л. Торндайк, Дж.Б. Уотсон) мышление - это поведение во “внутреннем плане”, отличающимся от внешнего поведения лишь большей свернутостью и сокращенностью.
  • Теория деятельности (Россия, первая половина ХХ века)
    Развивалась в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин) и состояла из трех взаимосвязанных школ.
        Л.С. Выготский изучал мышление с позиции теории культурно-исторического развития психики. Мышление понимается им как «культурный» процесс, опосредованный языком, т.е. предметом изучения психологии мышления являлось речевое мышление. Выготский предложил использовать генетический метод для изучения любого психического явления, в том числе мышления, изучать данное явление в филогенезе, в онтогенезе и в социогенезе. Основной единицей речевого мышления объявлялось понятие (значение слов). Выготский показал, что значения слов развиваются в зависимости от того, какой ступени достиг ребенок в развитии. Фундаментальным законом развития является механизм интериоризации – перенос внешнего предметного действия во внутренний план. Данный механизм развития и формирования психических функций наглядно демонстрируется в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.
        В школе А.Н. Леонтьева мышление изучалось как деятельность. Сторонники данной концепции – П.Я. Гальперин; Ю.Б. Гиппенрейтер; С.Л. Новоселова; О.К. Тихомиров – исходили из положения, что умственная деятельность осуществляется по аналогии с внешнепредметной, в соответствии с теми же механизмами. Основными структурными составляющими любой деятельности являются: мотив – действие – операция – цель. В связи с этим предметом изучения в данной школе являются: мотивация мышления, целеполагание, формирование умственных действий, трансформация действий, их превращение в операции. Любая деятельность (действие), согласно этому подходу, состоит из двух этапов: ориентировочного (фаза подготовки) и исполнительного (фаза осуществления). На важность ориентировочного этапа в процессе решения задач указывали практически все представители данной школы, а П.Я. Гальперин прямо заявлял, что «психология должна заниматься не мышлением вообще, а ориентировкой в процессе мышления», предлагая исследовать мышление как ориентировочную деятельность, выделяя в процессе ориентировки поисковую зону (где искать) и поисковую модель (что искать).
        В школе С.Л. Рубинштейна мышление изучалось как внутренний процесс и на первый план выдвигалось раскрытие мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования).  Основным механизмом мыслительного процесса является, по мнению представителей данной школы, анализ через синтез (Абульханова–Славская, Брушлинский, Матюшкин, Рубинштейн). Изучались такие психические феномены, как проблемная ситуация, инсайт, прогнозирование, перенос.
  • Когнитивная психология (США, вторая половина ХХ века)
    Мышление изучается как процесс получения и переработки информации (Брунер, Линдсей, Миллер, Найссер, Норман, Ньюэлл, Шоу, Саймон, Солсо). Предметом исследования выступают: особенности репрезентации проблемы, стратегии решения задач и формирования понятий и т.д. Выявлена структура поведения человека в ходе решения задач. Установлено, что человек разбивает задачу на ряд более простых промежуточных задач и ставит перед собой промежуточные цели.  Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.
  • Психогенетика (Англия, конец XIX века; США, Швейцария ХХ век; Нидерланды, начало XXI века)
    В 60-е гг. в психологии широко развернулись исследования по психогенетике человека. Наиболее разработанной областью психогенетики является интеллект, хотя исследуются также восприятие, психомоторика, способности (генеалогическим методом, путем установления корреляций между родителями и детьми), темперамент и личность с целью выявления генетической обусловленности их составляющих. С целью исследования наследственного фактора оценивается интеллектуальный уровень у родственников. Наиболее популярны тестовые исследования близнецов. На основе полученных результатов делаются выводы, к которым в общем виде пришел еще в 1869 г. Ф. Гальтон, первый исследователь вопроса о роли наследственности и среды в формировании таланта. Это выводы о преимущественной детерминации интеллекта генетическими факторами.
    Выдающийся вклад в исследование проблемы психического развития внес Ж. Пиаже. Его учение о развитии познавательной деятельности ребенка — восприятия и мышления — оценивается как «одно из самых значительных достижений современной психологии. Это учение вылилось в создание Женевской школы генетической психологии, которая разработала проблему происхождения интеллекта и умственного развития ребенка.
    Пиаже рассматривает развитие познавательной деятельности ребенка в контексте общих законов развития органической жизни. Познание рассматривается как важнейшее проявление жизни, взаимодействие организма со средой, направленное на приспособление — адаптацию — к среде. Адаптация состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция — это процесс включения нового объекта, новой проблемной ситуации в уже существующие у него схемы действия.    Аккомодация— это изменение таких схем в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми задачами.

Продолжение - в следующем выпуске...

* * *

Игра тренинг двухполушарного мышления
http://prikarnaz.narod.ru/index.html

* * *

Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов


В избранное