Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии


Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии

"Карты ума" по-китайски: XMind Pro 4(7)

Блеск и нищета "Радиантного мышления"

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

"Радиантное мышление" - способ построения "карт ума", открытый Тони Бьюзеном в 70-х годах ХХ века, энергично развиваемый и распространяемый им, - и достигший такой немыслимой силы, что почти все программы-редакторы "карт ума", в том числе и Xmind, пляшут под дудку Тони ;0)

"Радиантное мышление" имеет массу достоинств, но вместе с тем серьезно ограничено по возможностям.
Отсюда и подзаголовок этого выпуска - в русском языке словосочетание «блеск и нищета», взятое от знаменитого романа Бальзака, стало фразеологизмом, употребляемым как «взлёт и падение», либо обозначающее одновременное величие и ущербность.

Чтобы разобраться с "радиантным мышлением", обратимся сначала к первоисточнику. Вот что пишет Т.Бьюзен в своём, теперь уже классическом труде "Супермышление":

"Каждый бит информации, поступающей в мозг, – каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков».
Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количество ассоциаций, уже использованных вами, можно считать тем, что называют памятью, т. е. вашей базой данных или архивом. Даже сейчас, читая эти строки, можете быть уверены, что ваш мозг, одной из функций которого является чтение, представляет собой систему обработки и хранения информации, перед которой меркнут суммарные аналогичные возможности всех самых совершенных компьютеров всего мира, вместе взятых.
В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации ваш мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времен, будь они в состоянии эти карты увидеть.
Мышление, таким образом, можно представить себе в виде большой ассоциативной машины, а ваш мозг сверхмощным биокомпьютером, в котором мысли, подобно лучам, расходятся от практически бесконечного числа информационных узлов. Подобная структура отвечает строению нейронных систем, составляющих физическую архитектуру мозга. ...
Из знаний об описанном выше необычайно мощном механизме обработки информации вытекает концепция радиантного мышления, практическим приложением которого является метод интеллект-карт.
Термин «радиантное мышление» (от «радианта» – точки небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока) относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект.
Каким образом получаем мы возможность пользоваться этим новым способом мышления? Посредством интеллект-карт, которые являются прямым приложением и формой графического выражения радиантного мышления. Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему".

Проникнемся теорией Бьюзена и построим карту ассоциаций к слову "Звезда"


network.png

Чувствуете, как разбегаются мысли? - И это еще не все ассоциации,
да и лишь первый шаг уточнений - без дальнейшего ветвления.

    В чём сила радиантного мышления? - В универсальности центра и простоте ветвления ассоциаций!

  • Фиксируем тему размышлений (объект, процесс, задача, вопрос...) и дробим эту тему на составляющие, не опасаясь что-либо упустить - карта ума позволяет все удерживать в поле внимания.
  • К составляющим ведём доступные знания в виде данных, комментариев, картинок, цветовых оценок, дополнительных связей и собственных веточек-уточнений.
  • Особо сложные узлы могут на время перемещаться в центр карты (или даже образуя свою  карту) с последующим возвратом к карте с центром исходной темы.

   Чтобы ассоциация попала на карту ума, она должна раскрывать тему, а не уводить от неё. Но это не всегда возможно. И потому радиантное мышление ограниченно.

 В чём слабость радиантного мышления? - В ограниченности моноцентрических карт и неспособности к снятию ассоциаций

  • Центрированные карты удобны для разборки целостных объектов на блоки и элементики. Это Анализ.
    Но состоит ли мир из систем и циклических процессов? Точный ответ - НЕТ. Даже атом не является системой, поскольку обладает и волновой природой. Любая ситуация с противоречием, любой направленный процесс - не моноцентричны, будучи отражены на карте ума.
  • А ограничены ли методы познания анализом? Опять - НЕТ. Анализ дополняется синтезом. Последний - сборка целого из составляющих - отнюдь не разборка, как в анализе.
  • Наконец, сами ассоциации по своей природе эмпиричны - они исходят от имеющихся представлений, развивают их, но неспособны породить новый взгляд, радикально меняющий эти представления, что происходит при абстрагировании, идеализации, сущностном синтезе. Радиантная карта ума такие процессы не отражает.

Но хватит критики. Какие же альтернативы предлагаются радиантному мышлению?
Их великое множество. Здесь мы успеем рассмотреть только одну - Омега-мэппинг

Вот что пишет автор анти-бьюзеновского метода Виталий Колесник:

"Идея омега-мэппинга возникла у меня на фоне плотной двухлетней работы с ментальными картами. Постепенно я стал обнаруживать, что при использовании ментальных карт (майндмэппинга) для создания идей возникает ряд трудностей, которые, на мой взгляд, присущи самой системе мышления, стоящей за этой методикой. Со временем я пришел к выводу, что для эффективной организации креативного процесса мне нужна другая методика, оставляющая больше места для новых идей...

Я не критикую майндмэппинг как таковой — для меня он по-прежнему остается очень эффективным методом организации мышления. Одна из моих самых полезных ментальных карт — полный конспект книги Thinkertoys (300 стр.) на одном листочке ежедневника (в отсканированном и уменьшенном виде). Я говорю лишь об ограничениях, возникающих при использовании майндмэппинга в процессе создания идей. Они, на мой взгляд, заключаются в следующем.
  1. Дивергенция vs конвергенция. Ментальная карта дивергирует, то есть расходится в разные стороны, усложняясь в сторону аналитики и детализации картины. Правда, благодаря своей структурности она одновременно и организует эту картину. Однако структура ментальной карты закладывается на начальном этапе работы и соответствует исходному представлению о проекте, которое часто бывает нагружено стереотипами. В конечном же итоге нужна конвергенция, объединение разрозненных деталей в рамках единой новой концепции, словом, не только картина какой-то ситуации, пусть и структурированная, но и идея ее преобразования, подчиняющая себе все детали и частности. 
  2. Рост vs эволюция. Основная графическая схема ментальной карты — это ветвящийся круг. Круг подразумевает рост, но не развитие в смысле перехода на качественно иную ступень. Главная тема, над которой идет работа, расположена в центре. Это удобно для начального этапа работы, а также для проектов, концепция которых не меняется по ходу работы (например, упорядочивание и запоминание информации, уже обладающей какой-то структурой). Однако все усложняется, как только в ходе работы появляется новая идея, идущая вразрез с установленными ранее аксиомами и способная радикально изменить саму концепцию проекта и соответственно структуру карты. Многие, наверно, испытывали сложность с тем, куда ее поместить. При этом самые интересные идеи чаще всего рождаются на периферии ментальной карты и их довольно сложно собрать вместе. А ведь в конечном итоге название темы, помещаемое в центре, — не более чем исходная точка, обладающая намного меньшей значимостью, чем идея или концепция, по-новому и более эффективно объединяющая всю картину.
  3. Непрерывность vs прыжки. Ментальная карта строится на связях между элементами, которые могут иметь иерархический или ассоциативный характер, но в любом случае идут от уже известного. Однако часто бывает так, что сначала возникает новая идея, а потом, задним числом, от нее выстраиваются связи к уже существующим элементам картины, причем идея может кардинально изменить всю картину.

Кстати, Тони Бьюзен, как мне кажется, понимал эти ограничения (см. ... «Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт»). Эти правила как раз и призваны сделать мыслительный процесс более ассоциативным и менее рациональным. Еще Бьюзен рекомендует сначала рисовать черновую ментальную карту, а потом уже определять ее структуру (основные ветви) и перерисовывать начисто. Однако лично мне это не всегда удобно. Кроме того, даже такая усовершенствованная структура все равно будет отражать лишь начальное представление о проекте. В любом случае, майндмэппинг не требует реструктуризации карты, а мне бы хотелось, чтобы такая реструктуризация была неотъемлемой частью методики.

На чем основана идея омега-мэппинга?

В работах Тейяра де Шардена есть очень богатая концепция точки Омега, которая послужила отправным пунктом для моих построений. (Что имеет в виду Тейяр, можете почитать в его знаменитой книге Феномен человека).

В моей терминологии, применительно к развитию проектов, точкой омега я назвал то неизвестное, которое должно по окончании работы воплотиться в новую идею или концепцию. Или, если посмотреть с обратной стороны, точка омега — это то, во что проект конвергирует в данный период времени.

Точка омега — это мечта и цель, а также путь к их достижению. Точка омега должна обладать тем свойством, что, находясь в будущем, она организует настоящее по отношению к себе — активно мотивирует участников проекта, дает путь к его развитию и решению возникающих проблем.

Точка омега может быть разного масштаба, от простой идеи для решения текущей проблемы до концепции всего проекта. Точек омега может быть несколько, хотя через какое-то время становится различима точка более высокого порядка, в которую они конвергируют.

Точка омега невыводима из исходных данных рациональным путем, зато по ее достижении исходные данные выводимы из нее. Переход к ней происходит посредством прыжков, прорывов в мышлении, после чего задним числом выстраиваются абсолютно рациональные связи к исходным данным.

Как именно происходит прыжок, заранее известно быть не может. Он может быть результатом спонтанного инсайта, вероятность которого при использовании омега-мэппинга, на мой взгляд, выше среднего. Возможно и использование подходящих к случаю креативных методик. Однако в любом случае после этого происходит «перетряска» уже существующей картины или создание новой.

Многие открытия в науке и технике были сделаны именно посредством «прыжков». Иногда гипотеза даже исходила из неверных предпосылок, однако, когда она подтверждалась, для нее находились другие основания. О прыжках пишет, в частности, Эдвард де Боно в «Латеральном мышлении«, сравнивая особенности вертикального и латерального мышления.
Омега-мэппинг на практике

Технология очень проста и содержит всего два шага.

Шаг 1. Альфа-дерево и прыжок к омеге. Расположите на листе бумаги А4 или А3 (если проект большой) буквы альфа (слева) и омега (справа). Нарисуйте вправо от альфы линию с названием проекта и начните рисовать от нее дерево возможностей, располагая на нем информацию о проекте, которой вы располагаете или которой вам не хватает, а также имеющиеся возможности и альтернативы. Как и в майндмэппинге, используйте ключевые слова, располагая их по одному на ветвях дерева. Теперь, располагая основной информацией о проекте, на отдельной ветви расположите задачи, для решения которых требуются новые идеи, и проблемы, угрожающие развитию проекта. Затем определите центральную проблему или главную задачу. В случае сложного проекта их может оказаться несколько, однако старайтесь все-таки свести их количество к минимуму.

Прояснив центральную проблему или проблемы, приступайте к поиску омега-точки. Для этого можно использовать одну из креативных методик, описанных здесь. Запись идей, возникающих в процессе работы, лучше вести на отдельном носителе. Затем выберите идею, которая соответствует критериям отбора — например:
мотивирует участников проекта,
дает ключ к решению задач и проблем проекта,
имеет потенциал для развития проекта,
соответствует масштабу проекта.

Когда омега-идея найдена, сформулируйте ее в виде одного ключевого слова и напишите на ветке слева от омеги.

Возможно, на этом шаге у вас родится несколько равноправных идей-кандидатов. В этом случае проделайте четвертый шаг для каждой из альтернатив и затем выберите наиболее многообещающую концепцию.

Шаг 2. Омега-дерево. Теперь постройте новые связи от точки омега к дереву возможностей, выбирая те ветки дерева, которые лучше всего подходят к возникшей концепции. Если для лучшего соответствия новой концепции требуется какое-то действие (как чаще всего бывает), напишите соответствующее ключевое слово на соединительной линии. В итоге у вас получится «обратная карта» от частного к общему, которая и будет содержать самые перспективные шаги для достижения цели вашего проекта.

— Для каких проектов эта технология подходит лучше всего?

Наиболее очевидная область применения омега-мэппинга — это разработка проектов с открытым результатом. Иными словами, это проекты, где результат не может быть заранее известен, его нельзя «потрогать заранее». В целом это вся сфера услуг. В частности, это, например, реклама, дизайн, маркетинг, создание и продвижение новых продуктов и услуг, а также создание или оптимизация бизнеса. В общем, все то, что связано с непредсказуемыми изменениями.

Самый простой пример — создание интернет-проекта. Никто, начиная работу над новым сайтом, не может с определенностью сказать, каков именно он должен быть, чтобы наиболее эффективно выполнять свою задачу (да и задача-то не всегда ясна) и как именно к этому прийти. Обычно это определяется либо интуитивным путем, либо (чаще всего) методом проб и ошибок. Однако ошибки могут стоить очень и очень дорого, — например, на программирование некоего функционала может уйти большое количество времени, а сам функционал окажется ненужным. К сожалению, интернет пестрит заброшенными проектами — мы просто не очень часто на них натыкаемся в силу особенностей траффика. (Кто не верит, загляните на Ghostsites. Очень большой и поучительный список.)

— В чем сильные стороны омега-мэппинга?
Омега-мэппинг ориентирован на результат.
Омега-карта визуализирует творческий процесс, делает его наглядным. В сущности, она отображеет естественную внутреннюю структуру творческого процесса.
Омега-идея, с одной стороны, не зажата стереотипами, с другой — не оторвана от проекта.
Пересмотр и реструктуризация исходных паттернов мышления заложены в самой структуре омега-мэппинга. Это повышает вероятность создания действительно новой и эффективной идеи.

— Представителям каких профессий эта технология может быть наиболее полезна?

Всем, кто создает идеи и концепции в любой области и обладает достаточными полномочиями для их реализации. Например, это могут быть владельцы собственного бизнеса любого масштаба, управленцы, представители творческих профессий, фрилансеры.

— Сколько времени занимает создание омега-карты?

Мне кажется оптимальным разбить работу на 2 части: 1) создание дерева возможностей и определение проблемы и 2) прыжок к омега-идее и обратная карта. Количество времени, которое можно отвести на каждую часть, зависит от уровня решаемой проблемы. Минимальное время, в которое реально уложиться, — 2 тайма по 20 минут. ..."

По материалам http://dextera.ru/methods/omega-mapping/

 

 

* * *

Игра тренинг двухполушарного мышления
http://prikarnaz.narod.ru/index.html

* * *

Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов


В избранное