Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии


Конспектируем всё на свете 1 (3)

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

Цикл, в котором сравнивались лучшие редакторы "карт ума" в создании баз знаний остался позади. Теперь на очереди другие задачи и соответствующие им усилители интеллекта. От сбора знаний мы перейдём к задачам их концентрации или, проще выражаясь, конспектированию.

Зачем нужно конспектировать тексты? На этот вопрос есть 1001 верный ответ. Ограничусь тремя:

1. Цели автора и читателя не совпадают, а значит, весь авторский текст не нужен.

Исключение составляют художественная литература и поэзия, где читатель сопереживает описаниям автора, - но и в этом исключении есть свои исключения. Не все описания автора созвучны читателю - то ли из-за различия ценностей, то ли из-за чуждости, непонятности контекста, то ли из-за банальной слабости изложения (автору не всегда удаётся вытянуть весь текст на высоком уровне мастерства). Ещё сильнее эта неоднородность проявляется в отношении текстов из других эпох - архаичный язык, иные страсти, иная культура, непонятные намёки-ассоциации оставляют для сопереживания лишь отдельные фрагменты - только они оправдывают знакомство с творчеством автора (у историков, археологов и любителей старины иное мнение). Наконец, читателю может просто не хватить времени для знакомства с многотомьем первоисточников - а время-то социальное все более ускоряется... - именно для такой категории читателей существуют дайджесты и шпаргалки - качественные конспекты книг и учебников, выполненные другими авторами для Вас.

2. По ряду причин авторы грешат многословием.

"Краткость - сестра таланта, но мачеха гонорара". И дело не только в этом. Автор стремится быть доходчивым, понятым, убедительным - он подготавливает читателя к восприятию своей мысли, формулирует её и так, и сяк, сопровождает примерами-иллюстрациями, одобрительно приводит аргументы ЗА и уничижительно ПРОТИВ... Чтобы вписаться в культурный и социальный контекст, автор проникновенно благодарит всех, кто помог созданию текста, раскланивается перед авторитетами, рассматривает свою работу на фоне всемирно-исторического процесса и делится дальнейшими планами... Главная же причина в том, что автор собрал и осмыслил материал, намного превышающий по объему тот, что доступен читателю в тексте. Даже обычная лекция в вузе, чтобы произвести на студентов впечатление, требует от лектора при подготовке охватить материал в 3-4 раза больше учебника - и всё это множество фактов и идей просится в текст...
Лишь статьи для справочников, да афоризмы лишены недостатка многословья.
Эффективное чтение сопровождается "отжимом воды" из текста и переходом к "сухому остатку". Насколько удается сжимать? - Иногда научные сотрудники кооперируются для взаимопомощи в освоении литературы... -  норма сжатия в таких группах составляет 100:1.

3. Автор закончил изложение мыслей и при публикации совершает отчуждение текста. Читатель, напротив, присваивает содержание текста и начинает с ним жить и его применять. Зачем же брать лишнее в долгий путь?

Это различие автора и читателя может показаться надуманным, но в нём такая же пропасть, как между брать/отдавать долг - берёшь чужое и на время, а отдаёшь своё и навсегда (Должник кредитору: "Ну, говорил же вам приходите завтра, а вы всегда приходите сегодня!"). Авторы, как правило, избегают конспектировать свои тексты, а читатели  ленятся дословно переписывать первоисточники. Хотя и есть исключения: к диссертациям прилагают авторефераты; предисловия некоторых книг содержат краткие описания глав и рекомендации каким категориям читателей в каком порядке их читать. Что до переписывания, то ремиксы, ремейки, реворки и фантазии "на тему" процветают не только в музыке...

В настоящем цикле мы рассмотрим три вида конспектирования - панорамное, концептуальное и утилитарное - и опробуем программы усилителей интеллекта, соответствующие этим видам.

Начнем с панорамного конспектирования, наиболее уважительного к авторскому замыслу.

"Карты ума" идеально подходят к такому конспектированию.

В центр карты помещаем название книги. Вокруг центра по часовой стрелке размещаются узлы, соответствующие разделам книги (введение, главы, заключение). Каждый из этих узлов порождает дочерние узлы подразделов (и/или ключевых идей), также по часовой стрелке.  И так далее... - в итоге на периферии карты получится  круг-цепочка идей, последовательно изложенных автором от самого начала до самого конца.
Работа читателя при составлении такой карты, естественно, не сводится к буквальному копированию идей. Лишние, на его взгляд, разделы и идеи пропускаются, между узлами устанавливаются дополнительные связи, добавляются комментарии, развивающие или критикующие отдельные идеи, группы идей могут получать обобщенное выражение в узлах, добавленных от самого читателя, и т.п.

Многие редакторы "карт ума" позволяют строить панорамные конспекты, но самым удобным, красивым и даже можно сказать роскошным является MindManager - его полнофункциональную 30-дневную версию можно скачать с http://www.mindjet.com/mindmanager (130 Мб).
Этот редактор мы выберем первым, а в качестве материала нам послужит по-своему замечательная "Памятка аспиранту (соискателю)" кандидата технических наук Евгения Юрьевича Бильчука, изданная в Киеве в 2008 году в качестве учебного пособия.

Полный текст Пособия в формате pdf можно увидеть по ссылке: 

http://www.zgia.zp.ua/gazeta/PAMYATKA_251110.pdf

А общий вид получившейся карты панорамного конспекта:

http://www.feod.narod.ru/temp/pamasp.pdf

Критически настроенный читатель вправе спросить:
А что даёт панорамное конспектирование?

Для полноценного ответа на такой вопрос лучше всего не лениться и попробовать самому...

По моим наблюдениям, такой конспект позволяет вырваться из плена свитка (все статьи, книги при нормальном последовательном чтении - свитки) и взглянуть на текст сверху. При этом легко увидеть, какие разделы в какой степени разработаны, проще разобраться в логике изложения и стилистике автора... Ну, а копнув глубже, заметить противоречия между разделами, умолчания и т.п.  В самом деле, если два рядом расположенных раздела отличаются по числу вложенных смысловых уровней как 4/1, то возникает вопрос о степени разработанности соответствующих тем...

В следующем выпуске - опыт концептуального конспектирования.

* * *

Понравились идеи? Иллюстрации к ним - в группе "Придумай картине название"

Путь к ней на Сабскрайбе Вам подскажет любой поисковик

* * *

 

Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов


В избранное