Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии


Усилители интеллекта: "карты ума" 6

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

Мы приближаемся к завершению цикла, в котором сравнивались редакторы "карт ума" MindManager, PersonalBrain и Microsoft OneNote  в задаче сбора и осмысления знаний по заданной теме - для примера была выбрана тема "Интеллект".

Достоинства этих программ - в преимуществах зрительного восприятия, позволяющего удерживать в поле внимания множество смысловых единиц. MindManager предлагает для этого красивые кустообразные схемы под так называемое "радиальное мышление", PersonalBrain - генеалогические древа с "предками", "наследниками" и "переходами" или сети причинно-следственных связей, OneNote - наборы записных книжек с разделами и свитками страниц в каждом.

Однако ограничиться изучением достоинств, пусть и сравнительным, было бы не совсем верно. Конечно, для эффективного использования программ нужно знать их возможности - этим, собственно, мы и занимались в предыдущих выпусках. Теперь же настало время выявить упущенные возможности. Этой теме посвящён настоящий выпуск, а в следующем будут подведены итоги цикла.

Для выявления упущенных возможностей визуального накопления знаний необходимо обратиться к моделям мышления, работающего со знаниями.

Моделей мышления существует великое множество. Начнём хотя бы с модели, заданной 4 тезисами в предыдущем выпуске, - она пусть и не строго научная, но вполне работоспособная - на ней основаны тренинги развития способностей. Из этой модели следуют такие оценки:

  • Понимание смысла текстов, в которых передаются элементы знания, обеспечивает левое полушарие, а правое с его целостным восприятием и интуицией подключается визуализацией связей этих элементов.
    Удобной визуализации у OneNote нет - доминирует координатная схема, хотя можно нарисовать граф на любой странице и связать его узлы ссылками-переходами с другими страницами; простые схемы лучше всех представляет MindManager, но с усложнением связей на экране получается неразборчивый клубок; в PersonalBrain проблему сложных схем решают перемещением выделенного узла в центр схемы - но при этом в поле зрения попадают только ближайшие ассоциации этого узла.

  • Подсознание лучше реагирует на картинки-образы.
    Все три редактора обеспечивают размещение образов в узлах (у OneNote на страницах-точках в 3-мерной системе координат). Причем OneNote и PersonalBrain даже имеют режим вырезки части экрана (через горячие клавиши Win+s). Но ни одна из этих программ не умеет использовать образ как основу для соотнесения узлов. Например, в виде размеченного маршрута на географической карте (Explain Олега Набатова легко справлялся с такими задачами).

  • Сознание умеет выделять важное в информации и отвлекаться от остального как от шума.
    Такая фильтрация во всех трех редакторах ограничивается шрифтовой и цветовой разметкой, чего явно недостаточно. К тому же эти преобразования громоздки технически. Редакторы не позволяют переходить к иной проекции базы знаний, где фиксировались бы только важные элементы её содержания - текстового и образного.

  • Построение базы знаний все три редактора делают способом ветвления, добавляя всё новые и новые элементы к имеющимся. Это разборка темы.
    А где сборка? Где переход от изучения условий задачи к решению? Предельным крайним примером сборки является поэтапное выключение имеющейся базы - даже такая процедура обнуления базы может приводить к решению: "...Как задавать вопросы подсознанию? Один вариант войти в состояние гипноза, другой – наоборот, «проснуться», очистить мозг от мыслей и ощутить себя «здесь и сейчас», целостно осознать мир и себя в этом мире. Только сознание, очищенное от ненужных мыслей способно воспринимать ту информацию, которую люди называют интуицией или предвидением. Для этого нужно остановить мысли и вернуться в настоящее. Самое же главное – это то, что появляется дар получать ответы на свои вопросы. Следуя голосу подсознания, Вы найдете самое оптимальное и благоприятное для себя решение". (
    Н.Чавлытко)

Что ещё известно о моделях образного мышления, на которое делают ставку создатели "карт ума"?

Мышление является познавательным процессом и представляет собой порождение нового знания. Т.е. оно порождает такой результат, какого у субъекта на исходный момент времени не существовало. Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Мышление почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Редакторы "карт ума" созданы для накопления знаний (разборки темы), а вот движение идей - отделение важного от второстепенного, изменение смысла исходных знаний и восполнение недостающих, сборка сущности из явлений, переход от констатаций к прогнозам - это поддерживается лишь установлением ассоциаций (связями или тегами).
    Психологи различают 4 вида мышления, осваиваемых ребенком в ходе взросления, обучения и получающих дальнейшее развитие в ходе профессиональной деятельности. Все нижеперечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. Наиболее привязаны к реальности наглядно-образное и наглядно-действенное виды мышления.
Наглядно-образное непосредственно связано с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его оперативной памяти. Данная форма мышления наиболее полно представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.
Для поддержания такого мышления "карты ума" должны концентрировать знания в содержательных образах, причем динамические образы предпочтительнее для разглядывания. Лучше продвинут  в этом направлении PersonalBrain с сетями причинно-следственных связей и "Бродилкой" - режимом автоматического блуждания по сети. Но ограничиваться только такими сетями нельзя - простая разметка маршрута на карте им уже не под силу. Кроме того, Бродилка показывает лишь случайные переходы (настраивается скорость переходов, алгоритм же недоступен).
Наглядно-действенное заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются эффективные действия с предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Путешествие по базе знаний, перемещение её элементов и установление связей осуществляется мышкой. Добавлением к арсеналу действий служат горячие клавиши - их наборы для разных редакторов представлены на следующих страничках: HotKeysMM, HotKeysPB, HotKeysON. Для наглядно-действенного мышления в оперировании со знаниями еще лучше подходят технологии сенсорных экранов - бум планшетов и соответствующих технологий породил феномен использования такого мышления, названный "информация на кончиках пальцев". Но для существующих версий редакторов этот феномен пока не реализован.
    В отличие от практических видов мышления различают ещё два теоретических - образное и понятийное - отвлеченных от непосредственно данной реальности и работающих с воспоминаниями, виртуальными и обобщенными моделями.
Образное мышление  оперирует образами, которые непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Разметка узлов базы иконками доступна у MindManager и PersonalBrain, тогда как OneNote этого не позволяет. Можно ещё задавать фоновый рисунок, но привязывать узлы к деталям этого рисунка нельзя. А где возможности воображения? Они не предусмотрены - то есть "карты ума" только подступают к образному мышлению, но не дают ему свободу выражения, необходимую для творчества в искусстве, и не только в нём.
Понятийное мышление состоит в том, что человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Понятийное мышление характерно для юристов, инженеров и учёных.
Помогают ли "карты ума" трактовать события в нормах закона, проектировать устройства, открывать закономерности явлений? Для ответа этот вопрос достаточно представить понятийное мышление как обычное речевое (коммуникативное) мышление, но взятое в обобщенной и общезначимой форме.
Простейшим примером такого мышления является именование - это когда юрист находит событию соответствующую норму или делает это событие общезначимой нормой; инженер делает предмет устройством (найденную пещеру жильём, подходящую палку рычагом...); учёный обнаруживает непосредственное проявление сущности, объясняющее все другие её проявления.
Что дают интересующие нас редакторы для именования? - ничего иль очень мало... (почти по А.С.Пушкину ;0) Названия узлов или страничек не являются именами - это всего лишь обозначения, т.к. в них нет ни обобщения, ни общезначимости. Появление новой сущности на карте ума может выражаться возникновением нового, ещё не связанного ни с чем узла. У MindManager это плавающие узлы (Floating Topic, Floating Image), у OneNote это Неподшитые заметки, а вот у PersonalBrain такие узлы вообще не предусмотрены: новый узел возникает только в связи с имеющимися, а изоляция выбрасывает его с Рабочего поля. И ни у кого из этих редакторов нет возможности именования для произвольно выбранной группы узлов (страниц) - Floating Topic MindManager, подвал Неподшитых заметок OneNote и родительские узлы общих гипотез PersonalBrain для этого не подходят, так как не допускают переформатирования основной схемы, а ведь это принципиально важно: открытие нового общего смысла меняет смыслы связанных с ним участков карты ума.
Более сложные формы понятийного мышления опираются на логику: Суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод общего суждения из частных, а дедукция - вывод частного суждения из общего.
Для "карт ума", собирающих обширные знания, вышеперечисленные процессы понятийного мышления служат только ориентирами для значительно более сложных процедур оперирования знаниями. Индукция представляет собой обобщающую сборку истинных знаний, а дедукция - приложение обобщенных знаний к пониманию конкретной ситуации. У юриста это сборка нормативных смыслов события и оценка применимости соответствующих норм права; у инженера это сборка конструкции устройства и оценка его работоспособности (на ранних стадиях - выдвижение проекта и оценка его реализуемости); учёный же в стремлении понять и объяснить открытый феномен собирает модели его сущности (выявляет закономерности) и оценивает их адекватность, границы применимости и т.п.
Что дают интересующие нас редакторы для сборки-разборки и оценки получающихся конструкций? - Почти ничего. Поразительно, но все они исходят из того, что стартовая идея является истинной, стратегически и тактически верной и нуждается только в детализации и дополнении новыми идеями. Трансформация схемы к более обобщенной, сочетание различных аспектов её интерпретации (конфигураторы по В.А. Лефевру), увы, не предусмотрены. В PersonalBrain есть возможность назначать тип мысли (при наведении курсора мыши на узел выскакивает табличка с названием типа)  и сортировать мысли по типу - но это всё, на что способен данный редактор. У MindManager и OneNote эти функции возложены на теги (особые пометки темы), причём OneNote позволяет путешествовать по абзацам, помеченным данным тегом, что даёт смысловые срезы базы знаний.
 
    Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью..., следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»... Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения».
Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждают психологи, «Нужно представлять себе цель более желанной, чем она есть на самом деле, чтобы повысить свое устремление к ней; не нужно детально представлять себе все трудности и их преодоление, в противном случае человек не сможет приступить к действию... и его энергия ослабеет»
(Э.Блейлер).
Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции.
Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи.
Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.
При нахождении принципа решения или при возникновении интуитивного ощущения приближения к нему у человека появляется состояние эмоционального подъема. «Состояние эмоциональной активации выступает как некоторый неспецифический сигнал «остановки», как указание на то, «где» должно быть найдено то, что еще не найдено, оно выступает как неконкретизированное предвосхищение принципа решения (или окончательного решения). Это эмоциональное предвосхищение принципиального решения задачи... переживается как «чувство близости решения».
Эмоциональная раскраска "карт ума" отсутствует у OneNote и PersonalBrain. Последний настолько погряз в холодном уме, что по умолчанию оформляет схемы в стиле глубокой заморозки... ;0) Только MindManager уделяет этому вопросу достаточное внимание. Его схемы радуют глаз, но стоит заметить, что возможности контекстной эмоциональной раскраски всё же используются незначительно. Для сравнения одна и та же схема разборки-сборки в трёх редакторах (слева направо OneNote - PersonalBrain - MindManager):

    Кроме описанных, есть также индивидуальные типы мышления. Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального или иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:
Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.
Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика, а критерием правильности для мыслительного типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода.
Познание у мыслительного типа существенно отличается от познания интуитивного типа. Мыслительный тип обычно интересуется знанием как таковым, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование знаний вне зависимости от их истинности и логической непротиворечивости. Истинно то, что полезно, - вот его жизненное кредо. (
Немов Р.)
Подытоживая критику редакторов "карт ума", можно заметить, что применение их обогащает мыслительный тип возможностями интуитивного, но сколько предстоит ещё сделать... Среди нереализованных пока операций можно назвать:
Сравнение
вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей.     Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, - писал С.Л.Рубинштейн, - «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное».
Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.
Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
 

* * *

Понравились идеи? Иллюстрации к ним - в группе "Придумай картине название"

Путь к ней на Сабскрайбе Вам подскажет любой поисковик

* * *

 

Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
 


В избранное