Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии


Периодическая система УИ 1

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

Подобно Дмитрию Ивановичу Менделееву, мы постараемся разместить известные элементы в таблице и выявить "белые пятна" - классы усилителей интеллекта, которые не были описаны в этой рассылке, а то и вообще ещё не придуманы никем.

Начнем с классификации. Для различения УИ существует несколько оснований. 
Можно, простоты ради, представить условно, что в голове у нас компьютер (нам эта штука понятнее мозга) и подобрать интеллектуальные утилиты так, как будто мы проводим upgrade этого компьютера: 1) наращиваем оперативную память (за счет визуализации предметной области), 2) меняем процессор на более быстрый (за счет автоматизации поиска и вычислений), 3) увеличиваем объем хард-диска (базы знаний), 4) ставим более совершенную операционную систему (сюда подойдут программы с подсказками-эвристиками решений). 
Но мне больше нравятся не механические, а органические основания классификации.
Поскольку интеллект предполагает работу с идеями, можно взглянуть на
этапы, в которые укладывается жизнь знания
:  
1. Пробуждение интереса 
2. Сосредоточение 
3. Штудирование азов 
4. Путешествия и Открытия 
5. Изложение и практическое освоение 
6. Творческий синтез 
7. Оценка и принятие решений
Значение этих этапов - в весьма забавной закономерности: стоит пропустить какой-либо из них, как реализация последующих становится существенно более сложной и неприятной, а усилия, потраченные на предыдущих этапах, опять же, заметно обесцениваются. К примеру, если вы не пробудили интерес к предмету, то сосредоточиться на нем будет совсем не просто. Если пренебрегли заучиванием азов, то ориентация в материале учебника превращается в мучение. Если не изложили по-своему результаты обучения, не приложили знания к решению задач и отложили выводы "на потом", то многие труды ваши уйдут в песок без следа и практической пользы. И так далее и тому подобное. В соответствии с этими этапами нетрудно выделить классы интеллектуальных утилит, помогающих усваивать и обрабатывать знания на том или ином этапе. 

Органические классификации хороши тем, что они отражают внутренние принципы обработки информации, присущие мышлению. Здесь уместна параллель с таблицей Менделеева: если в классификацию элементов заложить признаки их внутреннего строения, то таблица приобретает предсказательную силу.

Добавим ещё одну такую классификацию.
Из работ по виртуальной психологии (Н.А. Носов) известны этапы развития мышления человека в процессе его взросления. При этом надстраиваются принципиально различные формы интеллекта. Вот их-то мы и обозначим в качестве признаков классификации УИ. Их тоже насчитывается 7:
1. Обратная связь, целеполагание и оценка результатов.
2. Распознавание образов, их свертка-развертка, ассоциации.
3. Абстрактно-логическое и языковое мышление.
4. Самосознание, рефлексия, эмпатия, методологическое мышление и рефлексивное управление.
5. Самореализация, творчество, изобретательство, новаторское мышление, импровизация в искусстве (когда оно развито, то говорят, что у человека есть чувство нового).
6. Надсознание, т.е. мышление частично (а может быть, и полностью) выносится во внешнюю среду, распределяясь между предметами-напоминателями-регуляторами и интеллектами-кооперантами. Сюда относится коллективное мышление, и специфически инструментальное мышление, опирающееся на усилители интеллекта.
7. Есть еще одна, довольно загадочная фаза, которую В. Франкл называл самотрансценденция. Суть ее в том, что интеллект обретает вроде как душу - его джокер. "Душа Я" начинает существовать не сама по себе, а включенная в особую, духовную или трансцендентную реальность. Интеллекту приходится различать себя как принадлежащего и к реальности собственной жизни, и к духовной реальности. У людей на этой фазе развития - самых разных профессий - окружающими отмечаются странности, будто человек не от мира сего. Существует, например, мнение, что на этой фазе интеллект подключается к выполнению некой метапрограммы, которая растворена в окружающей его среде (ноосфере) и доступ к которой он получает.

Если конкретные УИ разложить по полочкам этих принципов, то, конечно, многие улягутся сразу на несколько полочек (калькуляторы, к примеру, можно положить сразу на все полочки, т.к. они ускоряют вычисления, потребные всем типам интеллекта). Но есть и такие УИ, которые органичны именно отдельным типам интеллекта. И это означает, что, применяя их, мы тем самым способствуем становлению и развитию соответствующего внутреннего механизма интеллекта. Логика же этого развития такова: исходным является поддержание гомеостаза (генерация целей и обратная связь для их достижения), затем надстраивается образная системность, затем абстрактно-языковая, затем рефлексивная, затем виртуальная (творчество, экспансия самости), затем культурная (включение в надсознание) и наконец, трансцендентная (системность высших ценностей).  В итоге где-то к 33 годам психика гармонично развитого человека напоминает матрешку вложенных способностей-автоматизмов, а точнее говоря, ансамбль, в котором поодиночке или вместе звучат голоса прагматика, художника-музыканта, читателя-писателя, психолога, авантюриста-путешественника, гражданина-работника, философа-верующего.
(Замечу в скобках, что все эти составляющие интеллекта в скрытом виде присутствуют на всех фазах развития. Но природа становления личности такова, что через кризисы развития происходит яркое раскрытие и становление той или иной подсистемы интеллекта. Например, хорошо известный "кризис трех лет" - это кризис становления образной системности, когда ребенок начинает осознанно выделять себя из окружения и протестует, когда взрослые продолжают обращаться с ним, как с вещью)

Эти два органических способа классификации мы и возьмем в качестве составляющих нашей периодической системы элементов УИ: по вертикали отложим фазы развития психики (или сферы интеллекта), а по горизонтали фазы цикла знания. Получится матрица 7 х 7.

О содержании ее мы поговорим в следующем выпуске, а пока, в качестве информации к размышлению, приведу данные о заполнении матрицы усилителями интеллекта, которых удалось разыскать в Интернете. Это имеет самостоятельное значение, ведь мы имеем дело с разновидностью морфологических таблиц Цвикки - а это классический прием поиска возможных решений (через очерчивание фазового пространства возможностей).

 

  Интерес Внимание Азы Изучение Освоение Синтез Оценка
Цели + ОС 1.1. Интерес к цели

5

1.2. Внимание к цели

31

1.3. Язык цели


5

1.4. Изучение возможностей 

161

1.5. Освоение средств 

14

1.6. Синтез и реализация плана 

53

1.7. Оценка результата

13

Образы 2.1. Интерес к образу

16

2.2. Внимание к образу

1

2.3. Язык образа


1

2.4. Изучение мира образов

7

2.5. Освоение инструментария

9

2.6. Синтез образа


57

2.7. Оценка образа


0

Тексты 3.1. Интерес к тексту

16

3.2. Внимание к тексту

10

3.3. Язык текста


5

3.4. Изучение массива текстов

37

3.5. Освоение редакторов и баз

100

3.6. Синтез текста


87

3.7. Оценка текста


7

Рефлексия 4.1. Интерес к рефлексии

25

4.2. Внимание к самообразу

2

4.3. Язык самообраза

1

4.4. Изучение внутреннего мира

8

4.5. Освоение зеркал и тестов

12

4.6. Синтез самообраза

3

4.7. Оценка самообраза

0

Творчество 5.1. Интерес к самореализации

5

5.2. Внимание к творчеству

2

5.3. Язык творчества

6

5.4. Изучение образцов творчества
9
5.5. Освоение приемов творчества
30
5.6. Синтез авторских концепций
14
5.7. Оценка вклада автора в культуру

0

Роли 6.1. Интерес к роли

11

6.2. Внимание к роли

2

6.3. Язык роли


1

6.4. Изучение обязанностей

1

6.5. Освоение профессии

1

6.6. Исполнение роли

2

6.7. Оценка соответствия
(аттестация)

7
Идеалы 7.1. Интерес к идеалу

16

7.2. Внимание к идеалу

6

7.3. Язык идеала


1

7.4. Изучение мира идеалов

3

7.5. Освоение духовных практик

19

7.6. Синтез - служение

0

7.7. Соотнесение и оценка идеалов

0

  Интерес Внимание Азы Изучение Освоение Синтез Оценка

И в завершение выпуска два вопроса к Вам:

1. Как вы думаете, почему таблица заполнена ТАК неравномерно?

2. Известны ли Вам программы, способные заполнить зияющие пустоты ячеек 2.7 / 4.7 / 5.7 / 7.6 / 7.7 ?

* * *

Под занавес - пара историй про усиление интеллекта:

Молодой писатель Гоша Кавригин написал книгу. Выпустил ее тиражом 100 тысяч экземпляров. Смотрит - никто не покупает. Решил дать объявление в газету. "Молодой симпатичный миллионер желал бы познакомиться с девушкой, похожей на героиню книги Г. Кавригина". На следующий день весь тираж был раскуплен.

Гарт Гилмор, знаменитый автор книг "Бег ради жизни", "Бег к вершинам мастерства" и "Бег с Лидьярдом" написал историю о жизненном и спортивном пути Питера Снелла, одного из выдающихся бегунов на средние дистанции за всю историю современной легкой атлетики, многократного рекордсмена мира и трехкратного Олимпийского чемпиона Рима и Токио в беге на 800 и 1500 м, но никак не мог подобрать название для новой книги. Решение моментально нашла знакомая светская львица. Она спросила: В книге есть барабаны? - Hет. - А трубы есть? - Тоже нет. - Тогда назови ее "Без труб и барабанов ". (Под этим названием книга была издана во всем мире, в том числе и в СССР).

В каждом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче и крепче.

* * *

Вот и всё... Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
 


В избранное