Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии


Усилители интеллекта: ТРИЗ-машины 3

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

Вторая из трех ТРИЗ-машин, которые мы рассматриваем в этом цикле, -  майевтическая машина "Изобретение решений по Г.С. Альтшуллеру". Она реализована в виде гипертекстового документа MS Word-2003 и входит в коллекцию из 15 эвристик ( http://www.twirpx.com/file/24910/ , rar-архив 234 Кб)

Генрих Саулович Альтшуллер (1926 - 1998) – выдающийся методолог изобретательства, автор Алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) и дополняющих его ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем) и ТРТЛ (теории развития творческой личности).  Организованное им в начале 60-х годов движение ТРИЗ в настоящее время представлено в 16 странах, в том числе в США, Франции, Италии, Южной Корее, Китае, Японии.

Первая версия АРИЗ была опубликована им в 1956 году. Вслед за АРИЗ-56 появились АРИЗ-59, АРИЗ-61, АРИЗ-64, АРИЗ-65, АРИЗ-68, АРИЗ-71, АРИЗ-75, АРИЗ-77, АРИЗ-82 (А,Б,В,Г), АРИЗ-85-А, АРИЗ-85-Б, АРИЗ-85-В.

В машине представлена в сокращенном виде последняя авторская версия - АРИЗ-85-В, опубликованная Альтшуллером в книге «Найти идею» (Новосибирск, Наука, 1986).

Логика алгоритма вкратце состоит в том, что

  • Парой технических противоречий (что хорошо и плохо, когда параметр мал и когда он велик) задается проблема.
  • Для решения проблемы в систему вводится гипотетический икс-элемент.
  • После уточнения ресурсов системы икс-элемент превращается в идеальное конструкторское решение (ИКР-1).
  • Если ИКР-1 реализуемо, то алгоритм заканчивает работу. Если же нет, то устанавливается причина помехи в виде физического противоречия (несовместимых требований к элементу системы), и это противоречие снимается с помощью информфонда ТРИЗ, что дает ИКР-2, решающее проблему. Если и здесь обнаруживаются помехи, то цикл повторяется.

Тест машины проведем на проблеме донесения до аудитории идеи-замысла автора. Эта проблема перекликается с рассмотренной в предыдущем выпуске проблемой молчания интернет-аудитории научно-популярных рассылок.  Напомню. что мысленные эксперименты в "Машине открытий" привели к выявлению двойственной природы феномена молчания. Для преодоления "бойкота" автор должен решать действительно актуальные проблемы и упаковывать эти решения в компактные и легко воспринимаемые формы. Вот проблема упаковки и составляет суть тестовой задачи.

1. Локализация проблемы

Задание. Рассмотрите интересующую Вас проблемную ситуацию. Определите характеризующий ее элемент (параметр) и задайте проблему «вилкой» требований: что хорошо и что плохо при исходном состоянии элемента, и что хорошо и что плохо при его противоположном состоянии (полярных значениях параметра). Выделите ту сторону «вилки» конфликтующих требований, которая обеспечивает лучшее осуществление функции системы. Дальнейшее решение должно быть привязано именно в этой стороне. Нужно будет добиться, чтобы при этом состоянии системы появилось положительное качество, присущее другому состоянию.

Результат. Выполнение этого задания дало три "вилки" конфликтующих требований:

1. Когда текст короткий, это хорошо, т.к. больше шансов, что его прочтут. Но плохо, т.к. не удается развить и обосновать идею.
2. Когда текст длинный, это плохо, т.к. его не будут читать. Но хорошо, т.к. можно развить и обосновать идею.

1. Когда текст поверхностный, это хорошо, т.к. его легче читать. Но плохо, т.к. не удается раскрыть сущность явлений.
2. Когда текст глубокий, это плохо, т.к. его трудно читать. Но хорошо, т.к. раскрывается сущность явлений.

1. Когда текст многозадачный, это хорошо, т.к. удается ответить сразу на много запросов читателей и расширить состав аудитории. Но плохо, т.к. толком нельзя решить ни одну из задач.
2. Когда текст однозадачный, это плохо, т.к. снижает интерес читателя и сужает целевую аудиторию. Но хорошо, т.к. позволяет грамотно поставить задачу, обосновать ее решение и показать его действие в приложениях.

2. Обострение противоречия

Задание. Вместо поиска компромиссного состояния элемента (значения параметра) усильте конфликт требований, указав предельное состояние выделенной стороны, но при заимствовании положительных качеств противоположной стороны конфликта. Запишите усиленную формулировку конфликта.

Результат.

Текст должен быть предельно коротким, но идейно емким.
Текст должен говорить о понятных явлениях, но раскрывать при этом сущность.
В тексте должно обсуждаться множество задач, но при этом каждая доведена до решения.

3. Икс-элемент

Задание. Укажите, что должен сделать для решения задачи вводимый икс-элемент: что должен сохранить и что устранить, улучшить, обеспечить и т.п. (Икс-элемент не обязательно является новым элементом в системе – он может быть изменением в системе или ее внешней среде)

Результат.

Икс-элемент должен упаковывать большой объем информации в краткие формы.
Икс-элемент должен описывать явления, в которых сущность видна напрямую.
Икс-элемент должен содержать решения, которые сами или в виде аналогов пригодны для всех затронутых задач.

4. Ресурсы задачи

Задание. Уточните место и время условий задачи и составьте перечень имеющихся ресурсов для ее решения. Для задачи-минимум желательно получить результат при минимальном расходовании ресурсов, поэтому нужно использовать в первую очередь внутрисистемные, затем внешнесистемные и в последнюю очередь надсистемные ресурсы. Для задачи-максимум -  развития полученного решения вширь и на перспективу - задействуйте максимум различных ресурсов.

Результат.

Оперативная зона – это пространство, в пределах которого возникает конфликт требований

Формально это пространство экрана или листа бумаги, на котором размещается текст. Или еще меньше – размеры зрительного поля восприятия. Но фактически через этот участок автор может обращаться к пространству сознания читателя, с его знаниями, предубеждениями и надеждами. Именно оно и есть оперативная зона. Когда же текст пишется для самовыражения автора или для развития идеи как таковой, то оперативной зоной является сознание автора.

Оперативное время – это конфликтное время и время до конфликта

Это время слагается из 4 частей – время выбора текста (за которое текст попадает на экран или в руки читателя), время первичного знакомства (когда читатель решает: читать или не читать), время беглого прочтения (когда формируется оценка текста или выбранных фрагментов), время углубленного прочтения (за которое эта оценка получает развитие и обоснование). Оценка здесь понимается не только как степень одобрения-неодобрения, но и как «сухой остаток» - результирующий смысл текста.

Ресурсы – это элементы и связи, имеющиеся или легко привлекаемые по условиям задачи

Внутрисистемные:

1. Первый ресурс – это свобода автора писать о том, что он хочет, и так, как ему вздумается. А у читателя – свобода не читать, или же читать так, как ему захочется.
Однако эта свобода относительна. Над автором довлеют требования редакции или издательства, где он хочет опубликовать свой труд, или группы экспертов, которым он намерен представить свой доклад. Читатель же скован привычками и условиями восприятия текстов. Наконец, свободу ограничивает инерция процесса. И автор, и читатель, начав определенный этап, стремятся его закончить и следуют логике этого этапа. Автор, раскрывая идею, подчиняется внутренней логике ее развития. Читатель, начав вместе с автором решать задачу, стремится узнать, к чему это решение приводит.
Особняком стоят ситуации, когда и этой урезанной свободы нет, - например, при заполнении анкет или составлении иных жестко регламентированных документов. А читатель может быть обязан прочесть главы учебника под контролем преподавателя или обнаружить знакомство с источником, знание которого служит хорошим тоном в его круге общения.
2. Знания, общие для автора и читателя. Эти знания достаточно лишь упомянуть, что значительно сокращает объем текста. Более того, ссылки на аналогии повышает мультизадачность текста и выражает культурную общность автора и читателя, что также способствует восприятию текста.
3. Приемы сжатия информации у автора и ускоренного восприятия текста у читателя (заголовки, ключевые слова, схемы, символы, выборочное изложение и восприятие…).
4. Богатство выразительных средств языка: сочетание понятий и представлений, прямых указаний с намеками и умолчаниями, метафорические усиления, тропы и т.п. Этими средствами можно раскрывать предмет с разных точек зрения и в связи с другими предметами, что позволяет раскрывать его сущность через существенные явления.

Внешнесистемные (среда):

1. Сюда попадают ресурсы, определяющие среду, в которой готовятся и воспринимаются тексты. Прежде всего это среда, создаваемая работой с компьютером и Интернетом. Ее черты: быстрый доступ к информации, трудность чтения с экрана, интерактивность и сочетание чтения и письма, легкость отвлечений и невозможность сосредоточить внимание на длительный срок.

Надсистемные:

1. Это ресурсы, характеризующие мегакоммуникацию, в которой данный текст лишь капелька в бушующем океане. Тьмы авторов готовят тьмы текстов для тьмы и тьмы читателей. Отчасти эти ресурсы были упомянуты при описании ограничений свободы автора и читателя. Главные составляющие здесь: редакционная политика, общие и особенные культурные нормы выбора и восприятия текстов, характерные для целевой аудитории.

5. Идеальное решение

Задание. Определите идеальное решение задачи как реализацию икс-элемента на выявленных ресурсах. Обычно идеальное решение представляет собой комбинацию ресурсов инструмента, внешней среды, изделия и побочных продуктов. Типовая формулировка идеального решения: икс-элемент, абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных эффектов, устраняет (указать вредное действие) в течение оперативного времени в пределах оперативной зоны, сохраняя способность инструмента совершать (указать полезное действие). Возможны и другие формулировки. Общий смысл идеального решения: приобретение полезного качества (или устранение вредного) не должно сопровождаться ухудшением других качеств (или появлением вредного качества).

Результат.

Реализацией икс-элемента для научных и научно-популярных текстов может быть триада «понятие-принцип-пример».
Понятие упаковывает большой объем информации в краткие формы.
Принцип дает решения, которые сами или в виде аналогов пригодны для всех затронутых задач.
Пример описывает явления, в которых сущность видна напрямую.

Данное решение было оценено как реализуемое, что позволило пропустить 6 -7 этапы АРИЗ.

8. Повышение качества

Задание. Как повысить качество полученного решения в целях экономии ресурсов, получения большего эффекта и снижения затрат на внедрение?

Результат.

Автор должен обобщить развиваемую им идею в одном или нескольких новых понятий или новом толковании известных понятий. Применить это новое знание к решению класса задач и обобщить эти решения в принципе. Показать работу принципа в примерах, демонстрирующих сущность явлений.
Для оценки эффективности работы автора можно ввести меру = произведение числа новых понятий на число принципов и на число разобранных примеров.

9. Обобщение решения

Задание. Как можно изменить полученное решение для расширения области его применений и получения эффекта на перспективу? Здесь для развития полученного ответа вширь и на перспективу целесообразно задействовать максимум различных ресурсов.

Результат.

Полученное идеальное решение касалось работы автора и обеспечивало выполнение требований для продвижения текста к читателю. Однако компоненты триады «понятие-принцип-пример» имеют и самостоятельное значение для читателей. Кого-то больше интересуют новые концепции (понятия), кого-то – решаемые проблемы и задачи (принципы), а кого-то – практические приложения (примеры). Это относится не только к тексту в целом, но и к его фрагментам, поскольку при выборочном чтении и работе с поисковыми системами читатель может ограничиться отдельным параграфом или даже абзацем. Поэтому дух этой триады в идеале должен ощущаться в любом абзаце и перекрестными ссылками вести к другим частям текста (ведь вполне возможно, что читатель начнет знакомиться с текстом именно с этого абзаца).
В перспективе подобная смысловая интеграция текстов должна привести к изменению их структуры на гипертекстовую, благо электронные версии книг и статей допускают работу с закладками и гиперссылками.

== + ==

Поведем итоги теста майевтической машины "Изобретение решений по Г.С. Альтшуллеру".

Задача была гуманитарного профиля. Такие задачи многоаспектны – так что первое отклонение от алгоритма заключалось в том, что рассматривалась не одна пара технических противоречий, а сразу 3 пары.
Обзор ресурсов задачи был полезен, но в экспресс-режиме теста многие намеченные там идеи не попали в идеальное решение.
Идеальное решение "понятие - принцип - пример" встречается во многих научных и научно-популярных трудах, причем наиболее выпукло представлено у классиков науки и методологии, так что итерации на вторую версию идеального решения (этапы 6 и 7 алгоритма) не потребовалось.
 

Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
 


В избранное