Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии


Усилители интеллекта: базы знаний 3

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

Мы продолжаем обсуждать риторику научных, учебных и научно-популярных текстов в связи с экспертной системой "ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ & PUBLIC RELATIONS". (Демо-версию см. на http://www.triz-chance.ru/demo.html).

Как было показано в выпуске "Базы знаний 2", важную роль в ПЖ&PR занимают методы "позиционирования читателя", т.е. донесения авторского смысла сквозь барьеры восприятия аудитории, связанных с трудностями усвоения информации, отсутствием интереса, нехваткой времени, предубеждениями и т.п.
Приковать внимание аудитории - древнейшая задача риторики как науки и искусства красноречия, однако новомодное "позиционирование", заимствованное у маркетинга, гораздо жестче и циничнее, что ли. Здесь на первом месте не красота речи, а вполне утилитарная цель - вложить в сознание читателя нужные автору идеи, представления и оценки.

Задача позиционирования решается авторами ПЖ&PR через вопросник, который в минимальном варианте насчитывает 14 вопросов, а в полном - 88. Суть этого приема заключается в том, чтобы, с одной стороны, автор текста возможно полнее представил себе интересы, образ мыслей и особенности восприятия потенциальной аудитории, а с другой - обогатил содержание и придал гибкость своим идеям, с тем чтобы привести их в возможно большее соответствие запросам аудитории (как изначальным, так и сформированным в ходе сообщения).

Краткий вопросник и примеры ответов на него были продемонстрированы в предыдущем выпуске.  Познакомимся теперь со структурой большого вопросника и сравним его с другими аналогичными вопросниками.

Большой вопросник ПЖ&PR - универсум позиционирования

Приводить полностью большой вопросник не имеет смысла из-за ограниченности размеров выпуска; кроме того, стоит уважить авторские права создателей ПЖ&PR.
Поэтому ограничимся констатацией того, что из 88 вопросов 27 направлены на обогащение представлений автора о теме и реме статьи.
(Примечание: тема статьи - это общие места, известные и автору, и потенциальной аудитории текста, а рема - то новое, что автор намерен добавить к теме. Такое членение смысла сообщений является одним из фундаментальных в лингвистике - оно начинает действовать уже на уровне фраз. Подавляющее большинство предложений интонационно делится на две части, одна из которых - данное, известное, тема, подлежащая развитию, а другая - новое, неизвестное, рема. Мысль движется от темы к реме. Главное в предложении - новая информация, рема, ради которой и совершается общение. То же касается и абзацев, и более крупных единиц текста. Темой там выступает общепризнанное знание о предмете.  В зависимости от подготовленности аудитории и жанра научного текста соотношение темы и ремы может меняться радикально: от 100% доминирования темы в энциклопедиях и начальных учебных курсах, до 100% ремы в публикациях специальных научных журналов. Если же конкретный читатель не владеет общепризнанным знанием, то в ходе сообщения его приходится обучать, восполняя пробелы в теме.)

Значительно большее число вопросов - 61 - связано с изучением запросов потенциальных читателей в информации и особенностей восприятия этой информации. Здесь также фигурирует членение тема-рема: необходимо определить, что будущему читателю известно, какие у него пробелы в базовых знаниях, каким боком его касаются проблемы, рассматриваемые автором, какая рема будет востребована или, напротив, заведомо отвергнута и т.п.

Вместо того, чтобы высыпать эту груду вопросов (и впадать в ступор перед нею ;0), давайте посмотрим, какие есть альтернативные системы, как они организованы и как можно наладить работу с такими системами.

Вопросы подобны загонщикам на охоте

В 20-х годах ХХ века в России был издан перевод книги Курта Кауфмана и Уве Иенс Крузе "Работник умственного труда". Ее авторы задались целью активизировать интеллигенцию Германии для возрождения страны после поражения в Первой мировой. И для этого они собрали все доступные на тот момент рекомендации по труду и отдыху интеллектуалов.

Работа писателя в этой книге оптимизировалась следующим образом:
1. До начала точно сформулировать суть проблемы - ясное осознание цели включит подсознание. Для этого записать. Если четкости нет, то писать и писать - и сами собой прояснятся границы вопроса.
2. Для разворачивания темы и сбора знаний к ней - задать побольше вопросов. "Вопросы подобны загонщику на охоте - они выискивают всю дичь на участке и сбивают ее в кучу".
3. Когда материала собрано достаточно - и даже в ходе его сбора - проводится периодическая систематизация мыслей по теме. А именно:
- давать определения ключевым понятиям (свои и чужие),
- выписывать свои идеи и неясные места,
- соединять идеи в группы, связывать их в сеть тезисов.
4. Набрасываете план произведения и его частей; кратко излагаете пункты плана, при этом говорите вслух, чтобы мысли были в понятной форме (писать вслух - к этому нужно привыкнуть).

Вопросы - ключ к ясности

В 1910 году в Санкт-Петербурге впервые был издан классический труд П.С. Пороховщикова (под псевдонимом П.Сергеич) "Искусство речи на суде". С тех пор он многократно переиздавался. Последние издания датированы 2007, 2009 годами; на двух CD-дисках распространяется его аудиоверсия.
Автор этой книги, один из самых просвещенных юристов своего времени, не грешил назидательностью, и книга его открывалась страницей с единственными словами: "Посмотрите эти заметки, читатель, если что покажется полезным, - прочтите; если нет, - бросьте книгу и будьте здоровы".

Выше всего в речи Сергеич ценит ясность. При этом он ссылается на традиции риторики. Эпикур учил: не ищите ничего, кроме ясности. Аристотель говорит: ясность - главное достоинство речи, ибо очевидно, что неясные слова не делают своего дела. Но этого мало: "...мало сказать: нужна ясная речь; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность. Поняв его, они пойдут дальше; но поняв не вполне, попадут в тупик или забредут в сторону. "Нельзя рассчитывать на непрерывно чуткое внимание судьи, - говорит Квинтиллиан, - нельзя надеяться, что он собственными силами рассеет туман речи, внесет свет своего разума в ее темноту; напротив того, оратору часто приходится отвлекать его от множества посторонних мыслей; для этого речь должна быть настолько ясной, чтобы проникать ему в душу помимо его воли, как солнце в глаза". (цит.)

Вы не находите, что ясность Сергеича и позиционирование читателя в ПЖ&PR - близнецы-братья?

Какими же приемами предлагалось достигать такой исключительной ясности? Среди множества адвокатских уловок и хитростей у Сергеича значительное место отводится вопросам. При подготовке выступления требуется уяснить себе три  главных вопроса:
1. О чем речь: что и почему произошло? (заметим, что это тема предмета)
2. Что надо доказать слушателям? (это рема предмета)
3. Чем можно оказать влияние на их решение? (это тема и рема аудитории)
Работа с этими вопросами, их сведение в главный нерв речи обсуждаются в книге на множестве примеров - кому интересно,  загляните на
http://www.koob.ru/sergeich_p/iskusstvo_rechi_na_sude 

Майевтика и ее разновидности

Вопросы стимулируют мышление человека, позволяют ему открывать прежде скрытые знания и приходить к выводам, о которых он и не подозревал. В 5 веке до н.э. первый афинский философ  Сократ возвел вопрошание в особый вид искусства мышления - майевтику (греч. Μαιευτική, повивальное искусство). Сократ говорил, что это искусство он унаследовал от своей матери, повивальной бабки, с той только разницей, что помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.

За 25 столетий майевтика претерпела множество превращений. Одна из современных ее разновидностей - метод контрольных вопросов, широко применяемый в изобретательстве. Известны списки контрольных вопросов по А. Осборну (1964), Т. Эйлоарту (1969). Из отечественных авторов наибольший вклад в это направление сделан изобретателем и писателем-фантастом  Г.С. Альтшуллером (АРИЗ 1956).

Другая ветвь современной майевтики - эвристики гуманитарного и общенаучного мышления, использующие системы вопросов или операций. Это направление представлено в трудах Дьердя Пойа, Роберта Дилтса, Дейла Карнеги, Эдварда де Боно, Гарри Алдера, Стивена Кови, Дайаны Халперн, Л. Рона Хаббарда и др. Из методических разработок российских и советских авторов необходимо упомянуть метод программно-целевого планирования физика П.Г. Кузнецова, психоэвристическое программирование кибернетика В.В. Чавчанидзе, метод "От ПИРа к РЕКОРДу" экономиста И.М. Сыроежина, методику фокусированного интервью социолога С.А.Белановского, алгоритм постановки проблем философа Е.С. Жарикова, а также рейтинг-анализ белорусских программистов С.Э. Александрова и П.Э. Фадеева. 

Что делать с вопросами? - Вот в чем вопрос!

Предлагая список контрольных вопросов для позиционирования читателей, авторы ПЖ&PR предупреждают: "Автор использует лишь ЧАСТЬ из пунктов, перечисленных в конкретном ПЕРЕЧНЕ...". И в самом деле, обилие вопросов вызывает замешательство - и чем их больше, тем сильнее оцепенение мысли. Можно, конечно, выбрать пару-тройку вопросов, что поинтереснее, а остальные проигнорировать, что, собственно, и рекомендуется в ПЖ&PR. Но замена системы вопросов случайной выборкой перечеркнет огромную работу по созданию такого списка и поставит под сомнение саму возможность получить эффект.
На проблему выборки указывал в свое время Г.С. Альтшуллер: "Основное противоречие: мало вопросов - слабый список, но действует он быстро; много вопросов - более сильный список, но перебор вариантов затягивается. Выход: иметь такие вопросы (точнее - такую СИСТЕМУ вопросов), которые при небольшом числе действовали бы очень сильно почти во всех случаях. Но как отобрать такие вопросы? Здесь мало одних психологических наблюдений, нужно исследовать объективные закономерности развития техники, проанализировать многие тысячи патентных описаний, проверить на практике и откорректировать список". (цит.)
Альтшуллер имел в виду техническое творчество, но в полной мере эта оценка применима и созданию текстов. Объективные закономерности изложения смыслов там выражаются в распределении текстов по жанрам со своими устоявшимися стилями изложения. Любое издательство, редакция журнала или сборника формирует свою стилевую политику, ориентированную на успех публикаций у целевой аудитории. И автор, если захочет выйти за границы самиздата, волей-неволей должен приспособиться к редакторским стандартам.

Рассмотрим сначала общий алгоритм создания научных текстов (его многим читателям будет достаточно; особенно тем, кто не любит заполнять анкеты ;0):

1. Определяем примерный объем и жанр научного текста: диссертация, монография, статья или учебник. Тем самым определяется типовой общий план текста. Знакомимся с редакторскими стандартами стиля путем сопоставления нескольких аналогичных публикаций.
(Примечание. Жанры названы по их самым известным представителям, но не сводятся к ним. Например, в жанре диссертации может быть написана небольшая статья. Разница в предназначении, соответственно: подтвердить квалификацию, изложить концепцию или теорию, описать факт или решить задачу, научить.)
 2.  Циклическими дополнениями и уточнениями формируется представление о теме и реме автора (Что общеизвестно?  Что новое привнесет текст?) и теме и реме читателя (Что из общеизвестного знает читатель, а что нет? Какие у него опасения и предубеждения, какие интересы и ожидания в связи с темой? Какие особенности восприятия?).
3. При достижения ясности в представлениях о теме и реме автора и читателя на основе типового общего плана текста формируется рабочий конкретный план, в котором определены разделы будущего текста. В рабочих заголовках, выражается содержание разделов (а не функции, как в типовом общем плане).
4. По всем разделам, взятым в качестве рубрик, собираются материалы, идеи, пишутся фрагменты текста. Эта работа ведется параллельно, что сокращает время создания текста вдвое в сравнении с последовательным или хаотическим режимами.
5. Стыковка фрагментов текста и заполнение пробелов дает черновой вариант. После стилевой правки, дополнения рисунками, эпиграфами и другими привлекающими внимание читателя элементами, пересмотра заголовков разделов получаем окончательный вариант текста.

Этот алгоритм задает самые общие рамки работы, поэтому тот, кто ограничится им, лишь слегка подстроит собственные методы синтеза текста и сохранит свободу импровизации. Поздравим его с этой свободой, но заметим, что почти наверняка будут упущены сильные эвристики, придуманные и испытанные другими, весьма неглупыми людьми. (Однако, может, такому ценителю свободы достаточно и собственных эвристик? ;0)

Для тех же, кто готов испытать приемы других авторов, привожу коллекцию майевтических машин, помогающих размышлять над проблемами, решать задачи и познавать тему-рему аудитории. Машины сделаны в виде гипертекстовых документов Word. Перемещаясь по ссылкам в этих документах и заполняя соответствующие графы, Вы тем самым реализуете эвристику этой машины.
(Примечание. Для концентрации внимания на вопросе используйте режим Word "Разметка страницы" - в нем каждый вопрос из списка будет экспонироваться на отдельном экране)

Скачать эти файлы в RAR-архивах Вы сможете со странички http://zarealie.by.ru/ideas.htm, либо все сразу по прямой ссылке, указанной ниже.     

Описание событий по М.Ф. Квинтиллиану и П.Г. Кузнецову - скачать (10 Кб)
Универсальный шаблон описания событий позволяет полнее фиксировать факты и связывать их в сети, что способствует решению задачи.

Анализ проблемы по Аристотелю и Р. Дилтсу - скачать (11 Кб)
Построение матрицы "симптомы - причины - результаты - ресурсы - эффекты".

Поиск нового подхода к проблеме по Эйнштейну и Р. Дилтсу - скачать (10 Кб)
Выработка новой точки зрения на проблему.

Вариация задачи по В.В. Чавчанидзе - скачать (8 Кб)
Циклическое переосмысление проблемы в связи с новыми областями приложений.

Раскрутка проблемы по Е.С. Жарикову - скачать (14 Кб)
Детально разработанная карта описания аспектов проблемы для придания ей наиболее выигрышной формы.

Построение сети понятий по Г.В.Ф. Гегелюскачать (7 Кб)
Трехкратное осуществление цикла "тезис-антитезис-синтез" создает универсум понятий, характеризующих проблему.

Схема решения задачи по Д. Пойа - скачать (12 Кб)
Алгоритм решения, нацеливающий на формализацию условий и обобщение используемого метода.

Творческий цикл проекта по Диснею и Р. Дилтсу - скачать (11 Кб)
Разработка проекта с позиций Мечтатель, Реалист и Критик.

Синтез проекта по Леонардо и Р. Дилтсу - скачать (12 Кб)
Комбинирование свойств элементов из глубинных структур.

10 шагов научного познания из Машины открытий Митрофанова (18 Кб)
Методика решения научных задач, основанная на идеях ТРИЗ.

Изобретение решений по Г.С. Альтшуллеру (19 Кб)
Методика решения конструкторских задач и синтеза систем, реализующая АРИЗ.

Практически идеальное проектирование по И.М. Сыроежину - скачать (11 Кб)
Метод проектирования от идеала, дающий вдвое более эффективные решения в сравнении с модификацией аналогов.

Обыденное сознание читателя по С.А. Белановскому - скачать (15 Кб)
Системное описание областей компетенции и некомпетентности потенциальной аудитории.

Матрицы интересов автора и читателя по Ю.И. Феодоритову - скачать (18 Кб)
Игра интересов рассказчика и слушателя в сдвоенной морфологической таблице.

Придание идее товарного вида по С.Э. Александрову и П.Э. Фадееву - скачать (14 Кб)
Установление связей идеи с реальностью (обоснование) и мотивами аудитории (агитация).

Все майевтические машины вместе с примерами их применения - скачать одним архивом (235 Кб)


Для сравнения приведенных выше майевтических машин они были испытаны на тематике и содержании настоящего, уже готового выпуска рассылки. Испытание проводилось в экспресс-режиме, т.е. максимально быстро, до достижения первого эффекта.

Сравнительная характеристика майевтических машин

Краткое название Время, мин. Полученный эффект
Кузнецов 115 Упорядочение и восполнение примеров, к которым апеллирует текст. Описание логики изложения. Оценка места полученных результатов среди множества возможных.
Аристотель 178 Выявление проблемной ситуации, скрытой в статье о методах. Нацеливание решений на долговременные эффекты.
Эйнштейн 50 Новый взгляд на понимание текста обнаружился в том, что он как целое может выпадать из коммуникации. Автор выражает себя и служит некой общей идее. Читатель собирает материал для собственных текстов.
Чавчанидзе 32 Для привлечения внимания и поддержки майевтические машины должны давать впечатляющий эффект.
Жариков 79 Выгодная и многосторонняя подача проблемной ситуации.
Гегель 33 Восполнение представлений о всевозможных режимах чтения: от игнорирования до сотворчества.
Пойа 47 Формализация плана решения задачи и "урок жизни" в итоге.
Дисней 103 Сменился акцент проекта: из фильма "Сборка писателя" вышел фильм "Раскрытие и распространение идеи".
Леонардо 102 Выявление глубинных структур и комбинирование их с такими же структурами аналогичных систем расширяет поле вариантов решения задачи.
Митрофанов 208 Открытие интегральных причин, связующих цепочку автор-читатель: плановой и рыночной.
Альтшуллер 152 Синтез идеального решения "понятие-принцип-пример".
Сыроежин 55 Мобилизация ресурсов на преодоление главной трудности: заинтересовать читателя.
Белановский 145 Определение целевой аудитории, ее знаний и предубеждений в отношении темы текста.
Феодоритов 135 Составление карты интересов читателя и и определение схемы их включения.
ИНТЕЛПАРТ 56 Уточнение требований к форме подачи идеи и главного стимула для читателя.

В завершение выпуска пара не вполне серьезных вопросов:

В каких случаях учебник способен доставить удовольствие?
Когда заполнение анкеты может вызвать энтузиазм?

Любопытно, что Вы думаете на этот счет.

 mailto:feod@narod.ru

А в следующем выпуске мы завершим обзор ПЖ&PR - на текстах, предназначенных для скептиков.

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
 


В избранное