Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии


Усилители интеллекта: базы знаний 2

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

Мы начинаем испытания экспертной системы "ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ & PUBLIC RELATIONS". С ее демо-версией можно ознакомиться на страничке http://www.triz-chance.ru/demo.html.

По оценке разработчиков, "ПЖ&PR" помогает автору-пользователю находить варианты начала и окончания текста, а также решать до 80% задач, касающихся середины текста или сценария. При этом диапазон риторических приемов, используемых автором, расширяется в 5-7 раз, что избавляет от мук поиска подходящего стиля и позволяет сосредоточиться на содержании текста.

Так ли это на самом деле, нам предстоит определить.

Знакомство с программой: выбираем быстрый интерфейс

Рабочее поле "ПЖ&PR" состоит из трех окон. Слева расположены узкое окно настроек программы, а под ним основное окно управления базой знаний. Справа - окно текстового редактора Word, в которое можно копировать найденные рекомендации и на их основе сочинять задуманный пользователем текст.

Рис. 1. Интерфейс ПЖ&PR ненавязчиво намекает: риторика - мудреное дело...
Пространство возможных решений имеет 7 измерений и насчитывает 3х4х5х14х5х3х2 = 25200 вариантов

Управление базой знаний можно осуществлять двумя способами. "Классический" позволяет точнее производить поиск, но включает 7 окон-этапов выбора показателей искомого текста. В "Быстром" способе (он изображен выше) все настройки поиска выведены на одно окно, что облегчает освоение программы и эксперименты с нею.

Эксперимент: испытание научно-популярными текстами

В качестве экспериментальной задачи возьмем подготовку выпуска рассылки по усилителям интеллекта. Параметры этой задачи для "ПЖ&PR" следующие: Раздел текста: анонс (начало). Исходное отношение читателя: положительное (иначе он бы отписался от рассылки). Решаемая задача: сделать неизвестное своим (научить). Предмет описания: информация, данные (условие проблемы/задачи). Размер фрагмента текста: короткий (до 400 знаков). Текст: сдержанный. Автор текста: профи.

После установки этих параметров внизу окна появились цифры: приемов = 1, высоких и средних аналогий = 1, примеров = 7. (Примечание: высокие аналогии задают общий риторический прием, а средние - его конкретные разновидности)

Познакомиться с результатами проще всего нажав кнопку "Система рекомендаций-аналогий". Вкратце результаты таковы:

Прием 5.1.23: выбрать подходящие из 14 вопросов для позиционирования читателя, дать на них исчерпывающие ответы и использовать их в тексте. 
(Примечание: позиционирование понимается как учет при подготовке текста интересов, потребностей, особенностей восприятия читателей, которым он адресован)

Пример - из 7 вариантов отмечу такой:
""Важным аспектом бестселлера является способность автора написать текст,
"бьющий" по эмоциям читателя. Как это сделать? Существуют разные приемы.
Повествование не должно вестись только от лица всесведущего Автора или от лица
главного персонажа. А выражение мыслей, чувств и переживаний должно быть
"пропущено" через небольшое количество действующих лиц. При описании главного
героя должен быть использован не только "голос писателя". Герой должен
получать характеристики как бы со стороны. И таким образом, мы попадаем в
уникальный мир. Чувства и мысли окрашены ощущениями других героев".
А. Цукерман, Как написать бестселлер, М., "Армада", 1997 г., с. 35.

Идем дальше. Изменим в настройках раздел текста: середина; предмет описания: (решение проблемы/задачи); размер фрагмента текста: короткий-средний (400-700 знаков).

Получаем: приемов = 2, высоких и средних аналогий = 2, примеров = 15.

Здесь к вышеупомянутому приему и его примерам добавился прием 2.4.2: заголовками формулировать тезисы раскрытия темы, что даст читателю беглый обзор содержания текста. Усилением приема является добавление таблиц, рисунков, диаграмм и т.п. вставок, привлекающих внимание.

Пример - среди 8 вариантов есть такой:
"Маленькая энциклопедия Мастера
Что мы знаем о карнизах? К примеру, в энциклопедическом словаре сказано,
что карниз - это "горизонтальная конструкция, устанавливаемая над оконным или
дверным проемом и служащая для крепления штор, портьер и проч.". Активная
экспансия на отечественный рынок передовых технологий меняет это устоявшееся
мнение. Современный карниз - это активная часть интерьера, призванная служить
созданию красоты и отвечать самым высоким требованиям комфорта".
ТЕКСТ ПОД ФОТО:
"В год вы открываете шторы минимум 730 раз - вспомните, доставляет ли это
вам удовольствие?"
Андреев А., Маленькая энциклопедия Мастера, ежемесячник "На Невском",
1997 г., N 4, с. 5.

И в завершение раздел текста: окончание; предмет описания: (конкретный вывод); размер фрагмента текста: короткий (до 400 знаков).

Получаем: приемов = 1, высоких аналогий = 1, средних аналогий = 2, примеров = 15.

Прием 12.8.1: резюме текста подкрепляется вопросами к читателю и/или рекомендациями.

Пример - 15 вариантов собраны в две группы (по подприемам). Вот их представители:
"Итак, подведем итоги. Перечислим способы достижения комического эффекта.
1. Игра смыслов.
2. Разрыв логической цепочки.
3. Использование многозначных слов.
4. Использование омонимов.
5. Использование омофонов и омоформ.
б. Использование паронимов.
7. Использование агнонимов.
8. Крылатые выражения.
9. Разложение фразеологизмов на составные элементы.
10. Контаминации штампов и устойчивых сочетаний.
11. Пародия.
12. Переосмысление значения слова или его частей.
13. Звуковые или смысловые ассоциации.
14. Перенос акцента внимания с ключевого слова на второстепенное.
15. Реакция на форму предложения (конструкцию), а не на его смысл.
А теперь подумайте и сами ответьте на вопрос: "Можно ли научиться
острить?"
Исаева А., Можно ли научиться острить?, М., "Семья и школа", 1996 г.,
с. 62.

"Если человека вдруг перестает удовлетворять качество его жизни, он ищет
пути улучшения этого качества, хочет стать мастером своей жизни. В таких
случаях обычно говорят: "У меня масса проблем, я должен их решить". Искусство
жизни и рождается как способ решения человеческих проблем. Путь от осознания
проблемы к ее решению проходит четыре этапа:
1. Понимание - проблема существует.
2. Познание - проблема имеет причину.
3. Надежда - проблему можно решить.
4. Освобождение - решение проблемы.
Таким образом решаются все без исключения человеческие проблемы - от
технических до бытийных".
Калинаускас И., Жить надо!, СПб., "Медуза", 1994 г., с. 18.

Обсуждение результатов эксперимента: вместо 5-7 приемов получили 1

Подведем черту. Для научно-познавательных текстов, взятых в качестве эксперимента, мы получили вполне разумные и достаточно очевидные рекомендации. Можно было предположить, что для сдержанного стиля таких текстов вряд ли допустимо расширение диапазона риторических приемов в 5-7 раз, обещанное авторами "ПЖ&PR".  Что и подтвердил опыт работы с программой.  Начало и конец текста довольствовались одним приемом, середина - двумя, причем один из них был уже задействован в начале.

Однако заметим, что многообразие риторических приемов, работающих в  научно-познавательных текстах, вряд ли сводится к одному-единственному, ведь жанры научной литературы - диссертация, статья, монография, учебный курс - отличаются по стилю. Так, теория риторики (Ю.В. Рождественский) гласит: логика построения учебников противоположно направлена в сравнении с логикой статей и монографий. Учебные курсы своим критерием имеют не научную истину, а правильность поведения, исходящую из научных знаний и опыта той деятельности, которую описывает курс.  Получается, что авторы "ПЖ&PR" предпочли другие жанры письменной речи, а риторика исследовательских и учебных текстов отражена в программе предельно скупо.

Самый сложный из упомянутых выше приемов - это 14 вопросов для позиционирования читателя. Термин "позиционирование" заимствован из маркетинга, где означает создание образа и ценности товара у потребителей. Здесь же речь идет о донесении авторского смысла сквозь барьеры восприятия читателей, связанных с трудностями усвоения информации, отсутствием интереса, нехваткой времени, предубеждениями и т.п.

Вот список этих вопросов (к ним приложены ответы для данного выпуска рассылки):

 · О каком предмете описания эта информация? 

Экспертная система по риторике
  
  · Каковы условия типовых задач, проблем, для успешного решения которых необходима данная информация? 

Приобретать ли этот усилитель интеллекта (УИ) для повседневного использования или для обучения риторическим приемам?  Заменить ли его более простыми и доступными майевтическими машинами?
  
  · Кому (какой категории клиентов) нужна эта информация, данные? 

Всем пользователям компьютеров, ориентированным на использование УИ.
  
  · Какие задачи клиента помогают решать данная информация, сведения? 

Осмысление стиля научно-популярных публикаций и систематизация риторических приемов, соответствующих выбранному стилю.
  
  · Сравнение верных и ошибочных действий неких героев, свойств объектов и т.п. 

Верное для читателя: схватить новое знание, понять принцип и освоить его применение на примерах.
Ошибочное: отложить понимание «на потом».
  
  · Какой "секрет успеха" содержит данная информация? С какими, уже известными клиенту сведениями, сравнивается/сопоставляется информация? 

Известные клиенту сведения – те, что он получит, задав в поиске «приемы журналистики». Из тучи ссылок, рекламирующих ПЖ&PR, он узнает, что в основе программы - сотни риторических, стилистических приемов, выявленных в результате анализа более 12500 произведений мастеров литературы, журналистики и рекламы.
Настоящий же выпуск откроет секрет: для научно-популярных статей об усилителях интеллекта эта программа рекомендует 1 прием для введения, 1 прием для основной части и 1 прием для заключения, т.е. фактически 1 составной прием для статьи.
  
  · Почему и зачем эта информация и данные нужны клиенту, какой вывод позволяет сделать? 

Всякий клиент, преследующий собственные интересы, хочет знать: обманывает ли его реклама, и если обманывает, то в чем именно?
Вывод, следующий из эксперимента, таков: ПЖ&
PR не приспособлена для научных и научно-популярных текстов.  В работе над последними могут пригодиться майевтические машины, которые будут обсуждаться в следующем выпуске.
  
  · Где именно эта информация и данные нужны клиенту?  

На рабочем месте у персонального компьютера или у компьютеров его коллег по работе.
  
  · Когда именно эта информация и данные нужны клиенту? 

При подготовке и в ходе написания научных и научно-популярных текстов.
  
  · А чем данная информация отличается от других сведений? 

Сведения о ПЖ&PR, в обилии представленные в Сети, являются рекламой этой экспертной системы. Настоящий же выпуск является отчетом об испытании ПЖ&PR на примере научно-популярных текстов.
  
  · Каковы ощущаемые, проверяемые клиентом результаты применения информации, знания? 

Даже применение ПЖ&PR, дающее всего 1 прием и массу примеров написания введения, основной части и заключения статьи, позволяет осознать применяемые Вами риторические средства и за счет этого более умело ими пользоваться. В результате воздействие статьи на читателей заметно возрастет, в чем Вы сможете убедиться самостоятельно, перечитав исходный вариант своей статьи и новый, переработанный с учетом приведенных выше рекомендаций ПЖ&PR.
Воздействие майевтических машин будет не хуже, поскольку они охватывают более широкий спектр приемов для научно-популярных текстов.
  
  · Из каких основных блоков состоит информация? 

Блоков всего три: знакомство с программой, эксперимент и обсуждение результатов. С учетом рекомендаций ПЖ&PR  заголовки блоков, а также подпись к рисунку были изменены на более содержательные.
  
  · Какие части (детали, элементы, стадии, свойства) предмета описания описывает данная информация? 

Интерфейс экспертной системы, настройки поиска рекомендаций и результаты в отношении к поставленной задаче.

  · Каково описание взаимодействия частей (детали, элементы, стадии, свойства) предмета описания? 

Интерфейс ПЖ&PR принимает настройки безукоризненно и так же четко выдает результаты. Но вот в соотнесении их с поставленной задачей возникают проблемы адекватности, поскольку спектр решений существенно меньше спектра условий. Так, прием 5.1.23, рекомендуемый для введений, не работает для учебных курсов; прием 2.4.2, касающийся основной части,  неприемлем для диссертаций; прием 12.8.1 для заключений несовместим с общепризнанными нормами научных статей и монографий.


Надеюсь, что результаты эксперимента с ПЖ&PR не разочаровали Вас в этой замечательной экспертной системе, ведь научные, учебные и научно-популярные тексты - крохотная часть в тиражах публикаций. Если же обратиться к электронным СМИ и Интернету, то эта доля сократится практически до нуля.


В справочной системе "ПЖ&PR", уточняющей приемы, 14 приведенных выше вопросов расширены до 88. Работу с такими списками мы обсудим в следующем выпуске в связи с майевтическими машинами.

В завершение выпуска вопрос к Вам:

Известны ли Вам ценные руководства по написанию текстов или блестящие образцы для подражания? Какие?

 mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
 


В избранное