Философия программирования на C++ Выпуск 7. Переменные.
Всем привет, мы продолжаем вам рассказывать о программировании на С++.
Давайте кратко приведем, чему же мы научились:
выводить на экран строки (по сути - результат работы программы);
делать простейшие математические операции над числами
работать с вещественными числами
писать комментарии (самое полезное :) )
Вообще говоря, хотелось бы чего-то большего. Но чтобы перейти к этому большему, нам потребуются такие штуки, как переменные.
В
программировании переменной называется некоторый контейнер, который хранит в себе некоторую информацию.
Здесь опять есть сходство с математикой. По сути, происходит все примерно так:
Пусть z = 10. А функция f(x) = x2. Тогда f(z) = f(10) = 100.
Здесь мы по сути в переменную с именем z записали значение 10. И дальше мы можем использовать обозначение z вместо того, чтобы писать везде 10.
Здесь ровно то же самое с небольшим отличием. В С++ необходимо явно указывать тип переменной
(то есть ограничить возможные значения - например, только целые числа). В математике формально должно быть то же самое (например, в примере выше, должно быть что-то вроде "пусть z принадлежит множеству Z целых чисел и равно 10").
Как задавать такие возможные значения? В C++ есть для этого ключевые слова. Рассмотрим только те типы, которые мы уже более менее знаем, причем сразу на примере:
Итак, int - переменная целого типа, float - переменная вещественного типа. Их мы будем использовать чаще всего. В начале программы мы объявляем переменную (т.е. сообщаем компилятору ее тип) и присваиваем ей значение (например, переменная а становится равной 10). Из программы синтаксис виден, сначала пишем тип, потом имя, далее знак равенства и значение. Не забываем точку с запятой.
Имена могут быть выбраны произвольные, но есть
некоторые ограничения:
имя переменной должно начинаться с буквы или с символы подчеркивания
в имени переменной можно использовать только буквы латинского алфавита, цифры, подчеркивание, ничего более!
большие и маленькие буквы различаются! То есть переменные с именами "a" и "A" - две совершенно разные переменные.
имена не должны совпадать с ключевыми словами (как правило ключевые слова подсвечиваются компилятором и вы сразу поймете, что его использовать
нельзя), например int и float - запрещены как имена переменных.
Далее как мы видим, мы можем использовать имя переменной, и где она используется - там подставляется ее значение.
Следующим этапом мы рассмотрим, как же можно наконец ввести что-нибудь пользователю! Даже напишем свою первую более менее серьезную программу - калькулятор (правда, пока только в консоли). Но для этого предстоит еще много чего выучить :)
Успешного вам дня! До следующего выпуска!
P.S.: Свои вопросы вы
можете присылать мне на почту: