Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Философия программирования на C++ Выпуск 7. Переменные.


Всем привет, мы продолжаем вам рассказывать о программировании на С++.

Давайте кратко приведем, чему же мы научились:

  • выводить на экран строки (по сути - результат работы программы); 
  • делать простейшие математические операции над числами
  • работать с вещественными числами
  • писать комментарии (самое полезное :) )

Вообще говоря, хотелось бы чего-то большего. Но чтобы перейти к этому большему, нам потребуются такие штуки, как переменные.

В программировании переменной называется некоторый контейнер, который хранит в себе некоторую информацию.

Здесь опять есть сходство с математикой. По сути, происходит все примерно так:

Пусть z = 10. А функция f(x) = x2. Тогда  f(z) = f(10) = 100.

Здесь мы по сути в переменную с именем z записали значение 10. И дальше мы можем использовать обозначение z вместо того, чтобы писать везде 10.

Здесь ровно то же самое с небольшим отличием. В С++ необходимо явно указывать тип переменной (то есть ограничить возможные значения - например, только целые числа). В математике формально должно быть то же самое (например, в примере выше, должно быть что-то вроде "пусть z принадлежит множеству Z целых чисел и равно 10").

Как задавать такие возможные значения? В C++ есть для этого ключевые слова. Рассмотрим только те типы, которые мы уже более менее знаем, причем сразу на примере:

#include <iostream>

using namespace std;

int main() {
    int a = 10;  // Целочисленная переменная
    int b = 20, c = 30;  // Объявляем сразу две целочисленные переменные
    float d = 105e-10;  // Переменная вещественного типа
    cout << "Value of variable
a: " << a << endl;  // Теперь мы можем использовать имя переменной a в программе
    cout << "Value of variable
d: " << d << endl;
    cout << "b + c = " << b + c << endl;
    cout << "1000 * d = " << 1000 * d << endl;  // Можно комбинировать переменные и числа - все как в математике!
}

Итак, int - переменная целого типа, float - переменная вещественного типа. Их мы будем использовать чаще всего. В начале программы мы объявляем переменную (т.е. сообщаем компилятору ее тип) и присваиваем ей значение (например, переменная а становится равной 10). Из программы синтаксис виден, сначала пишем тип, потом имя, далее знак равенства и значение. Не забываем точку с запятой.

Имена могут быть выбраны произвольные, но есть некоторые ограничения:

  • имя переменной должно начинаться с буквы или с символы подчеркивания
  • в имени переменной можно использовать только буквы латинского алфавита, цифры, подчеркивание, ничего более!
  • большие и маленькие буквы различаются! То есть переменные с именами "a" и "A" - две совершенно разные переменные.
  • имена не должны совпадать с ключевыми словами (как правило ключевые слова подсвечиваются компилятором и вы сразу поймете, что его использовать нельзя), например int и float - запрещены как имена переменных.

Далее как мы видим, мы можем использовать имя переменной, и где она используется - там подставляется ее значение.

Следующим этапом мы рассмотрим, как же можно наконец ввести что-нибудь пользователю! Даже напишем свою первую более менее серьезную программу - калькулятор (правда, пока только в консоли). Но для этого предстоит еще много чего выучить :)

Успешного вам дня! До следующего выпуска!

P.S.: Свои вопросы вы можете присылать мне на почту:

e-mail: Mystic.asm@gmail.com


В избранное