Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа 1С

  Все выпуски  

Школа 1С Систематизация расходов


Здравствуйте, уважаемые читатели!  

С вами Алексей Куприйчук и рассылка "Школа 1С".

Продолжаем выпуск нашей рассылки по теме «Управленческий учет» в типовых программах «1С» с использованием стандартных механизмов программного обеспечения.

Автор выпуска: Алексей Олифиренко. 

Выпуск 2. Систематизация расходов.

В предыдущем выпуске за основу систематизации доходов мы взяли справочник «Номенклатурные группы», который связан с каждым продаваемым товаром или выполняемой услугой предприятия через справочник «Номенклатура». Получаемый доход можно увидеть через стандартные отчеты на счете 90.1 «Выручка» в разрезе наших видов деятельности (субконто «Номенклатурные группы»).

Систематизация расходов в типовых программных продуктах фирмы «1С» представляет определенные трудности.

Сам процесс работы с затратами имеет несколько этапов:

  1. Первоначально (в течение месяца) затраты собираются на затратных счетах 20, 25, 26, 44.
  2. В дальнейшем они в конце месяца распределяют на соответствующие субсчета счета 90.

В данном выпуске для систематизации затрат мы будем рассматривать первый этап – это накопление затрат на затратных счетах.

Распределение затрат мы рассмотрим в следующем выпуске «Получение финансовых результатов».

Как мы ранее говорили, что для систематизации доходов мы использовали работу с аналитикой счета 90.1 («Номенклатурные группы»).

Аналогично, для систематизации затрат мы должны определить именно ту аналитику наших затратных счетов, которая позволит правильно сгруппировать затраты в разрезе наших видов деятельности.

Изучим существующую аналитику счетов 20, 25, 26, 44.

На всех затратных счетах, кроме счета 44, мы видим аналитику «Статьи затрат» и «Подразделения».

Процесс группировки затрат в разрезе конкретных видов деятельности будет состоять из двух этапов.

  1. Группировка самих затрат, возникающих на предприятии.

    Для этого будем использовать справочник «Статьи затрат».

  1. Систематизация затрат в разрезе конкретных видов деятельности.

    Для этого дополнительно будем использовать справочник «Подразделения». И
    относить наши затраты к определенному подразделению. При условии, что затраты конкретного вида деятельности будут относиться к одному или нескольким подразделениям. Распределяемые затраты будут влиять на финансовый результат в целом всего предприятия.

    Подводим итог: используя комбинацию двух аналитик затратных счетов «Статьи затрат» и «Подразделения» мы сможем выполнить нашу задачу, а именно систематизировать затраты нашего предприятия в разрезе конкретных видов деятельности.

    Но позвольте, на 44 счете (одном из основных затрат счетов, особенно любимом в торговых предприятиях) нет аналитики «Подразделения».

    Система программ «1С:Предприятие 8» позволяет пользователю легко решить данную задачу. Каким же образом?!

    Открываем план счетов бухгалтерского учета в программе «1С:Бухгалтерия 8». Находим интересующий нас счет 44 «Расходы на продажу», устанавливаем на него курсор и нажимаем на кнопку «Изменить» или F2, как показано на рисунке 1.

    И добавляем вторую аналитику «Подразделения» для счета 44.

    Таким простым образом мы расширили функционал типового продукта для систематизации наших затрат без «Изменения конфигурации». Т.е. данные изменения сохранятся и после будущих обновлений конфигурации.

    На счете 44 «Расходы на продажу» есть два субсчета: 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» и 44.02 «Коммерческие расходы в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность». Добавление нового субконто необходимо выполнять именно на тех субсчетах счета 44, которые используются в организации.

    Как мы видим на рисунке, в нашем примере сам счет 44 нельзя использовать в проводках. Все движения происходят на его субсчетах 44.01 и 44.02, именно на них и необходимо добавлять нашу аналитику «Подразделения».

    В программах «1С:Предприятие 7.7» - этот процесс гораздо более сложен.

    Для счета 20 – аналитика для систематизации затрат «Статьи затрат на производство», для счета 25 – затратная аналитика была «Статьи общепроизводственных затрат», для счета 26 – затратная аналитика «Статьи общехозяйственных затрат», для счета 44 – затратная аналитика «Статьи издержек обращения».

    Вроде бы затраты имеют схожий экономический смысл, но на каждом счете бухгалтерам приходится заполнять свой справочник затрат. Попробуй совсем разберись и все систематизируй при таком разнообразии справочников затрат.

    Возвращаемся к систематизации затрат «1С:Предприятие 8», где один единственный справочник затрат «Статьи затрат» для всех затратных счетов. Наконец-то наступила радость для бухгалтеров и финансистов – теперь вы сможете собственноручно навести порядок в регламентированном (бухгалтерском) учете, а в дальнейшем и в управленческом учете.

    Что нам для этого понадобиться. Необходимо будет выделить основные группы затрат предприятия, а затем отнести статьи затрат имеющие одинаковый экономический смысл к этим группам. Такую систематизацию затрат лучше сначала готовить в EXCEL.

    Рисунок 2

    Пример Вы видите на рисунке. «Жирным» шрифтом указаны группы справочника «Статьи Затрат». Систематизация Вашего справочника затрат может идти в несколько этапов.

    Сначала эту систематизацию выполнит вначале главный бухгалтер, а потом свои корректировки внесет финансовый отдел.

    Данная систематизация затрат уже может быть выполнена в финансовом отделе, и ее можно взять за основу. Таким образом можно создать и использовать единые статьи затрат и для бухгалтерского, и для управленческого учета.

    Вам остается только внести этот список в программу. Вроде бы просто. Но в программе уже есть большое количество операций содержащих «старую» затратную аналитику. Для ее изменения необходимо провести большую работу пользователям.

    Но это только на первый взгляд. Как можно это поменять быстро?

    Этот вопрос адресуется нашим читателям.

    Систематизация подразделений я думаю у Вас не вызовет труда. Подразделения, образующие затраты для одного направления деятельности можно разделить по группам подразделений.

    Создаем в справочнике «Подразделения» группы подразделений, затраты которых будут относиться к определенному виду деятельности. Например: группы подразделений «Производство» и «Услуги». А потом у существующих подразделений в реквизите «Группа» указываем вновь созданные группы подразделений.

    Берем стандартный отчет «Оборотно - сальдовая ведомость по счету» 20. В настройках отчета в разделе «Детализация » выбираем группировки, как показано на экране. Уточняем: у группировки «Подразделения» указываем тип «Только иерархия».

    Рисунок 3

    Таким образом мы систематизировали наши затраты на примере счета 20 по двум направлениям деятельности: Производство и услуги. Аналогичным образом можем увидеть информацию и на других затратных счетах.

    Дополнительно, если для расчета заработной платы Вами используется отдельный программный продукт «1С:Зарплата и Управление персоналом 8», то не забудьте добавить вторую аналитику «Подразделения» для счета 44 и настроить шаблон проводок.

    И наконец, описание лучшего ответа на вопрос «Заполнение пустых реквизитов «Номенклатурные группы» в карточках «Номенклатуры» от Петра Федоровича из г.Новосибирска.

    В программе «1С:Бухгалтерия 8» существует стандартный механизм (обработка) «Групповое изменение справочников и документов», который позволит решить указанную задачу. Работа происходит в два шага.

    Первый шаг. Отбор необходимой номенклатуры для изменения.

    Для решение этой задачи справочник «Номенклатура» должен быть систематизирован по папкам (группам), когда каждая папка справочника будет относиться к определенной «Номенклатурной группе». После этого мы отбираем все нужные элементы справочника. Для этого производим настройки программы, как указано на рисунке 4.

    Поле «Родитель» - это название той группы, по которой мы хотим отобрать товары. И не забудьте в настройках отчета указать «Разрешить изменение реквизитов объекта». И нажать внизу на кнопку «Отобрать».

    Программа отберет необходимую Вам номенклатуру по указанным критериям.

    Второй шаг. Автоматическое внесение нужной номенклатурной группы.

    В колонке «Действие» выбрать интересующий нас реквизит «Номенклатурная группа» и в пустом окне интересующую нас номенклатурную группу. Нажать кнопку «Выполнить». После этого программа автоматически произведет изменение во всех выбранных нами карточках «Номенклатуры» указанной нами номенклатурной группы.

    Таким образом, мы достаточно быстро реализовали поставленную задачу. Пример показан на рисунке 5.

    В следующей рассылке Вы узнаете, как получить финансовый результат по бухгалтерскому учету в разрезе наших видов деятельности.

    Ваши ответы и пожелания по рассылке присылайте по адресу: shkola1c@gmail.com

С уважением, автор выпуска

генеральный директор ООО НПО «ПрофТек»,

1С:Франчайзи www.proftek.org

Алексей Олифиренко


В избранное