Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как я стал программистом

  Все выпуски  

Как я стал программистом


Приветствую Вас на страницах моей рассылки!

Рассылка посвящена программированию на языке C++!

В начале этого года (а именно 4 января 2010 года) я записался на платные курсы обучению программированию на языке C++.

Подробнее обо мне здесь.

А сейчас Урок 2 (на данном этапе именно об языке С++ будет идти речь в этой рассылке и на моем сайте).

Алгоритмы

Алгоритм — это точное предписание, которое определяет процесс, ведущий от исходных данных к требуемому конечному результату. Слово алгоритм происходит от арабского имени хорезмийского математика IX века аль-Хорезми. Благодаря латинскому переводу трактата аль-Хорезми европейцы в XII веке познакомились с позиционной системой счисления, и в средневековой Европе алгоритмом называлась десятичная позиционная система счисления и правила счета в ней.

Применительно к ЭВМ алгоритм определяет вычислительный процесс (ВП), начинающийся с обработки совокупности исходных данных и направленный на получение определенных результатов. Для обеспечения возможности реализации на ЭВМ алгоритм должен быть описан на языке, понятном компьютеру, то есть на языке программирования.

Таким образом, можно дать следующее определение программы: программа для ЭВМ представляет собой описание алгоритма и данных на некотором языке программирования, предназначенное для последующего автоматического выполнения.

Свойства алгоритма

Результативность

Означает возможность получения результата после выполнения конечного количества операций.

Определенность

Определенность состоит в совпадении получаемых результатов независимо от пользователя и применяемых технических средств.

Массовость

Массовость заключается в возможности применения алгоритма к целому классу однотипных задач, различающихся конкретными значениями исходных данных.

Дискретность

Возможность расчленения процесса вычислений, предписанных алгоритмом, на отдельные этапы, возможность выделения участков программы с определенной структурой.

Правила описания

Для задания алгоритма необходимо описать следующие его элементы:

- набор объектов, составляющих совокупность возможных исходных данных, промежуточных и конечных результатов;

- правило начала;

- правило непосредственной переработки информации (описание последовательности действий);

- правило окончания;

- правило извлечения результатов.

Способы описания алгоритмов

Наиболее распрастраненными способами описания алгоритмов являются словесно-формульный и структурный (блок-схемный).

Словесно-формульный

При словесно-формульном способе алгоритм записывается в виде текста с формулами по пунктам, определяющим последовательность действий.

Пусть, например, необходимо найти значение следующего выражения:

у = 2а – (х+6).

Алгоритм решения этой задачи может быть записан в следующем виде:

1. Начало

2. Ввести значения а и х.

3. Сложить х и 6.

4. Умножить a на 2.

5. Вычесть из 2а сумму (х+6).

6. Вывести у как результат вычисления выражения.

7. Конец

Блок-схемный

При блок-схемном описании алгоритм изображается геометрическими фигурами (блоками), связанными по управлению линиями (направлениями потока) со стрелками. В блоках записывается последовательность действий.

Данный способ по сравнению с другими способами записи алгоритма имеет ряд преимуществ. Он наиболее нагляден: каждая операция вычислительного процесса изображается отдельной геометрической фигурой. Кроме того, графическое изображение алгоритма наглядно показывает разветвления путей решения задачи в зависимости от различных условий, повторение отдельных этапов вычислительного процесса и другие детали.

В настоящее время действует единая система программной документации (ЕСПД), которая устанавливает правила разработки, оформления программ и программной документации.

В пределах одной схемы рекомендуется изображать блоки одинаковых размеров. Все блоки нумеруются. Линии, соединяющие блоки и указывающие последовательность связей между ними, должны проводится параллельно линиям рамки. Стрелка в конце линии может не ставиться, если линия направлена слева направо или сверху вниз. В блок может входить несколько линий, то есть блок может являться преемником любого числа блоков. Из блока (кроме логического) может выходить только одна линия. Логический блок может иметь в качестве продолжения один из двух блоков, и из него выходят две линии. Если на схеме имеет место слияние линий, то место пересечения выделяется точкой. В случае, когда одна линия подходит к другой и слияние их явно выражено, точку можно не ставить.

читать полностью...


В избранное