Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Обзор инструментов SEO-оптимизатора и методов продвижения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Август 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Автор
Статистика
1.618 подписчиков
0 за неделю
0 за неделю
Куда уходит время ...
.NET: Записки программиста или хлопок одной ладониДоброй ночи!Давно мы с вами не общались ... Но, думаю, вы меня поймете ... новый интересный проект, куча энтузиазма и желания сделать его лучше чем предыдущий, не допустить прошлых ошибок и наделать новых, вернуться домой и, не удержавшись, сесть за компьютер, выискивая в инете статьи, которые возможно подскажут тебе, как делать все правильней и лучше, ловить себя на том, что ложась спать ты прокручиваешь в голове список завтрашних дел, а на следующий день тебе не терпиться побыстрее добраться до работы, чтобы их завершить - вобщем все то, что бывает, когда интересным проектом занимается команда, полная энергии и энтузиазма. Э..э, я надеюсь, у вас не сложилось впечатление, что я днем и ночью сижу за компьютером с красными до одури глазами, заваленный грудой одноразовых стаканчиков из под кофе? Вовсе нет, со стаканчиками успешно борется наша уборщица, а за это время я дважды выходил гулять на балкон, а однажды даже заглянул в МакДональдс попить диетической кока-колы с друзьями :) На самом деле такой темп очень трудно выдержать без хорошего отдыха, так что были и фильмы по вечерам (Пиратов я смотрел дважды, сначала в украинском, а потом в тщетной надежде на лучшее - в руском варианте) и поездки за город с друзьями и шашлыками и даже мои первые полеты на легком самолете (хоть бери и перечитывай Ричарда Баха) - первое сваливание, первое "#@!, ручку от себя, скорость!", первая горка ("так, ручку слегка на себя, когда скорость упадет до 65-и - достаточно резко от себя и разгоняешь где-то до 130-и и ... я сама! ... хм, забыла сказать, за высотой тоже нужно было следить ..."). Ладно, что-то я увлекся, пора о деле. В последнее время у меня появилось большое количество мыслей и вопросов, которые можно свести к одной простой фразе "как же все-таки командам, разрабатывающим программное обеспечение, удается попадать в эти желанные 16.2 %?" Если вы подумали "какие еще проценты?" - чуть ниже в примечании вы поймете что я имел ввиду, а сейчас поговорим об одном из самых важных, хотя и несколько философском вопросе ... Куда уходит время ...
Знаете, сейчас эта слегка искаженная цитата очень напомнила мне замечательную фразу Тома Демарко: "Есть тысяча и один способ потратить день зря и ни одного, чтобы вернуть этот день обратно." Все мы пишем планы. А потом они расходятся с действительностью. О да, конечно, мы знаем вполне убедительные причины, почему так происходит. Постоянно меняющиеся требования, материализующиеся риски, да просто банальные случайности - кто-то заболел, офис остался без интернета, начался чемпинат мира по футболу (вот интересно, многие из нас что-то планировали в день первого матча сборной Украины? И кому из них таки удалось поработать, даже если они к футболу достаточно равнодушны ? Я, например, об этом не подумал и все мои задачи пришлось аккуратно сдвигать - вот не получилось у меня поработать, когда две третьи людей на фирме с пивом собрались в большой комнате к телевизору, специально привезенном по этому поводу шефом на работу :) Поэтому современные методологии так и говорят - да, планы будут меняться, да, этого не избежать, просто нужно ставить процесс так, чтобы минимизировать потери и минимально снизить стоимость внесения изменений в проект. Именно этой проблеме обязаны своим появлением целое семейство "agile" методологий (XP - яркий тому пример), Microsoft-овский MSF раскололся на две ветви, Agile и Formal, да что там, даже у тяжеловесного RUP появились agile направления, например dX, разработанный одним из авторов Agile-манифеста Робертом Мартином.
Но вот интересно, бывает так, что предварительные оценки оказались достаточно реальные, требования если и менялись, то - не сильно (по крайней мере не приводили к переписыванию доброй половины проекта), риски - минимальны (использовались проверенные технологии и не было нестандартных задач), сотрудники здоровы и полны энергии, до следующего чемпионата мира по футболу еще далеко, но ... уже которую неделю на совещаниях все скептически улыбаются, услышав классическую фразу "Ну, в принципе все готово, осталось только ...", а план все растягивается и растягивается, порой двукратно превышая первоначальные сроки ...
Давайте поищем, куда же исчезает время, отведенное на работу? Попытка первая: трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет ...Как вы думаете, сколько рабочих часов в 8-и часовом рабочем дне? Понятно что ответ "восемь" слишком очевиден, чтобы быть правильным. Думаю вы уже догадались, что под рабочими часами понималось то время, когда человек занят именно работой: кодирует, пишет документацию, принимает участие в совещаниях ... Вторая попытка, итак, сколько? Если вы смогли назвать цифру - примите мои поздравления, в вашей организации процесс разработки поставлен очень хорошо. Ведь для того чтобы найти ответ, не достаточно просто использовать какую-нибудь систему учета времени. Как правило, рассчитанные по ней результаты идеально совпадают с нашим первым ответом - 8 часов. Странно? Вовсе нет. Вам не кажутся знакомыми эти размышления:- Черт, давно я время не заполнял! Прийдется ... Ого, неделя уже прошла ... ладно, что там у нас? Понедельник ... Тогда у нас было совещание - ну, где-то час, потом я занимался формой для предварительного просмотра. Хм, не мог же я ей оставшиеся 7 часов заниматься? А, точно, я же еще два change requests исправил! Вот, теперь нормально, по часу на исправления, тогда на форму остается 5 часов - похоже. Вторник ... Причем заметьте, это не попытка скрыть время, когда человек бездельничал. Вовсе нет! Он действительно честно проработал понедельник и теперь абсолютно искринне пытается разделить отработанные 8 часов на задачи, которые он решил. И даже если вносить время каждый день, точнее становиться только список задач, идея обычно остается прежней - прикинуть, как разделить между ними отработанные 8-мь часов. Помните анекдот, синоптики предсказывают хорошую погоду, потому что оленеводы выгоняют оленей на пастбища, а оленеводы выгоняют оленей, потому что следят по радио за прогнозами синоптиков ...
Ты перекурить не хочешь? Сейчас, только кофе допью.
(из разговора) Вспомните свой рабочий день. Вы разбираете почту и вам попадается пара писем от знакомых. Пробежать и ответить на каждое - дело нескольких минут, так что вряд ли вы удержитесь от желания узнать, что там такого опять придумала Ксюха или отложите, не просмотрев, несколько присланных фотографий вчерашнего похода в Мегазону. Вы готовите кофе и пока закипает чайник болтаете с друзьями. Вы вышли покурить, вы заглянули на новостной сайт, ваш коллега спросил, какое время нужно употребить во фразе отчета американскому заказчику, чтобы из нее было понятно что он чем-то занимался, но вовсе не следовало, что можно спросить о конкретных результатах. В конце концов вам иногда приходится просто заглядывать в туалет. И все это вполне нормально, мало того, за разговорами на кухне или в курилке часто решается такое количество проблем, что это оправдывает бесплатный кофе и чай как приманку, выложенную там для сотрудников :) И опять таки, вполне нормально, что при этом вы не сможете провести за работой все восемь часов.
Слушай, ты сейчас не сильно занят?
(из разговора) - Привет! Слушай, ты сейчас не сильно занят? - Ну-у, в принципе нет, а что? - Да у меня тут данные в форму не выводятся, не знаешь, из-за чего это может быть? - Хм, неакадемический ответ устроит? - Типа "не мой сегодня день"? А другие варианты есть? - Ну-у, тут думать нужно. Давай прикинем: ты метод "Select" у источника данных вызываешь? и т.д. и т.п. Да, мы отвлекаемся, хотя это уже работа. Просто другая. Мы разбираемся с коллегами с их проблемами, советуем что-то, иногда возникают срочные задачи и мы переключаемся на них. И это тоже правильно - вы объяснили что-то соседу и сэкономили ему пару часов времени. А завтра он посоветует что-то вам. Вы отвлеклись на возникшую проблему, но иначе простаивало бы несколько человек. Хорошо, итак в рабочем дне вовсе не восемь часов, тогда сколько? По статистике, в наиболее продвинутых компаниях с жестко поставленным прцессом и направленной на это корпоративной культурой за день работе отдается до 7-и часов. Это лучший результат. Том Демарко в своей культовой книге "Peopleware: Productive Projects and Teams" приводит цифру 75%, то есть примерно 6 часов, как пример хорошей организации. Хотя существует достаточно много организаций, где на работу тратится 5, а то и 4 часа в день. Знание этой цифры для вашей организации помежет вам создавать более реальные планы. И не беда, что количество рабочих часов в какой-то конкретный день может отличаться от нашего значения. Сегодня кто-то проработал меньше, завтра - больше, и в сумме за большой период цифры все таки будут близки. А вот измерить рабочее время можно только при правильном использовании системы его учета. Поэтому очень важно убедить людей, что время нужно заполнять для того, чтобы удобнее было следить, кто работает хорошо, а кто валяет дурака ... э-э-э, я хотел сказать - чтобы потом точнее создавать будущие планы, а значить облегчать жизнь им же самим, избегая авралов и постоянного ощущения того, что времени катострофически не хватает ... Итак, вывод первый: составляя планы, не забывайте, что даже при хорошем раскладе в рабочем дне не восемь, а скорее всего лишь 6 часов, на которые вы можете рассчитывать. Попытка вторая: Тунгусский метеорит- Слушай, тут заказчик волнуется, говорит - сайт не грузится.- Опять? Сейчас ... хм да, не грузится. Сейчас зайду терминалкой, посмотрю. ... Да что ж так медленно, а?!! ... Ну, давай, соединяйся ... ... Ура, не прошло и пол года. так, что у нас тут с сервисами? ... Странно, слетел, перезапускаем. ... Опять слетел. Да что ж это, ничего ведь не меняли! Или меняли? (задумчиво) ... Упс-с, черный экран, связи нет. Опять соединяться? Нажал на кнопку - и 5 минут жди ответа, так полной флегмой станешь :( ... Ну, давай, соединяйся! В результате оказалось, что у провайдера было видение и он решил выключить кондиционер на площадке. И это в теперешнюю-то жару!! Так что в сервере что-то сгорело и с этим чем-то предстоит еще разбираться ... (как вы догадались - этот пример вовсе не с потолка :( И опять мы отвлекаемся, хотя и это работа. От таких проблем никто не застрахован, так что проблемы типа упавших серверов мы вряд ли сможем решить как-то кардинально. Это бывает редко, но - все таки бывает. Все что мы можем сделать - это как-то их минимизировать, например если сервера недоступны слишком часто, можно сменить провайдера или поставить более надежную систему охлаждения. В любом случае, тут как никогда уместен один из законов Мерфи "Планируя что-нибудь, отведите время на непредвиденные ситуации, а затем - еще больше времени на непредвиденность самих непредвиденных ситуаций". Ввывод второй: составляя планы, не забывайте включать туда запас по времени для непредвиденных ситуаций. Обычно его вычисляют в процентах от общей продолжительности проекта. Эти проценты сильно зависят от многих вещей, например насколько люди, занятые в проекте, должны отвечать еще и за другие дела. Так что каждый пытается угадать эти цифры сам, мне, например, вполне разумным кажется что-то около 5% (заметьте, речь идет не о рисках, это отдельный вопрос, непредвиденные ситуации - это упавший инет, пропавшее на день электричество, мертвый винчестер, администратор, забывший настроить резервирование базы данных и прочие мелкие радости жизни). Попытка третья: Атланты держат небо на каменных плечах ...Еще одна дыра, куда может утекать время - это хаотичная поддержка. Наверное вам знакома ситуация: вы написали приложение, выставили его заказчику, он начал его использовать - все ок. Время от времени у заказчика возникают вопросы - он чего-то не знает, сделал что-то неправильно и теперь не знает, как это поправить, он думает, что у него проблемы с приложением, хотя на самом деле - это проблемы с интернетом ... или все таки с приложением? Да мало ли. Вопросы возникают не так уж часто, поэтому тратить чье-то время на постоянную поддержку просто жалко. Да и работа это не самая интересная и добровольцы находятся редко (представьте: "Слушай, у меня для тебя есть интересная работенка. Помнишь, последние два года ты писал приложение для учета израсходованных карандашей и затупленных точилок? Так вот, у пользователей время от времени появляются разные интересные вопросы. Тебе посчастливилось стать нашим живым щитом и провести остаток жизни, исправляя ошбки и меняя цвет кнопок с зеленого на синий и наоборот! Хм, мыло? На кухне. Эй, а куда ты пошел с этой веревкой?!!"). Так что обычно заказчик звонит или пишет человеку, с которым он привык общаться - например team-лидеру, product manager-у или бизнес аналитику чем несказанно их радует.Тут смогут помочь организационные мероприятия: все таки назначить человека, который будет тратить часть своего времени на поддержку, ввести "приемные часы", когда можно обращаться с подобными вопросами, разработать шаблон документа, который будет заполнять заказчик для формализации процесса (поразительно, но когда для того чтобы задать вопрос нужно потратить 10-15 минут на его оформление - поток вопросов катострофически падает - бюрократия в действии!) и т.д. Все это сильно зависит от конкретной ситуации, хотя общее все таки есть - заказчик всегда считает что его проблемы критичны по времени и легко приходит в раздражение, заслышав слова "обратитесь в пятницу" или что-то вроде этого ...Так что если у вас есть опыт решения подобных проблем - я с радостью вас выслушаю. Ввывод третий: не пытайтесь закрывать глаза на проблему поддержки ваших решений - неорганизованная поддержка будет серьезно выбивать из работы жертву, выбранную заказчиком. Не надейтесь, что это разовые проблемы и еще чуть-чуть - и все уляжется. Рано или поздно вам прийдется повернуться к врагу лицом и как-то организовать процесс, смирившись с потерями времени и получив в замен какую-то предсказуемость. Уф, опять близится полночь и Шахерезаде пора заканчивать дозволенные речи. Наш разговор оборвался не закончившись - лишний повод вернуться к нему в следующий раз .... Удачи вам, счастливо и - как всегда до следующей встречи! |
В избранное | ||