После некоторого количества проектов начал появляться
какой-то общий взгляд на бизнес и его подсегменты в экономическом плане. И
параллельно с этим рождается классификация бизнесов. У меня в голове крутится
схема, которую вполне можно обсудить в этом выпуске.
С нее и начнем.
Для этого нарисуем такую таблицу.
Точкой обслуживания назовем место, где отдают деньги. Будем
считать, N много больше M.
Итак:
Количество точек
обслуживания
Количество
Непосредственных
Исполнителей
Количество одновременных
плательщиков
Пример бизнеса
M
0
N
SMS сервис, Интернет
услуги, Связь,СМИ
1
0
1
Автоматы по продаже …
1
1
N
Транспорт, Курсы, Концерты, Кинозал
1
M
N
Ресторан, Гостиница, Баня, Театр
M
M
N
Универсам, Гипермаркет
1
1
1
Торговая точка, непосредственные услуги
1
N
M
Производство – оптовики
1
N
1
Фермерские хозяйства, Консалтинг, Дизайн, Охрана,
Разработка на заказ
0
N
1
Исследования
Возможно это не самая понятная классификация, но она хорошо
показывает, куда в конкретном бизнесе надо направлять усилие, чтобы повысить его
экономическую эффективность. Глядя на эту табличку я смог объяснить, чем же
занимаемся мы. Мы делаем нечто, что позволяет передвинуть разработку ПО от схемы
1-N-1 к схеме 1-1-1, затем к 1-0-1, а если повезет и
к гораздо более эффективной схеме M-0-N,
конечно для этого надо выдвинуть систему разработки приложений в Интернет.
Итак, что можно понять из классификации. Например, схема
1-1-1, типичный представитель – торговая точка. Ясно, что если мы можем
одновременно обслуживать одного человека, то надо потратить максимальное усилие
на то, чтобы как можно быстрее обслуживать конкретного покупателя. И клонировать
точки обслуживания… переходя к схемам M-M-N
( универсам, гипермаркет)
Если смотреть на схему 1-N-1, то
здесь усилия целесообразно направлять на внутренний процесс, т.е. уменьшать
время исполнения заказа за счет автоматизации процессов, а только потом говорить
об оптимизации точки обслуживания.
Ясно, что организация может воплощать целый спектр
элементарных бизнесов. Возможно, что через некоторое время классификация
дополнится и превратиться в нечто более полезное. Может быть, это сможет стать
картой, по которой можно будет определить что надо включать в информационную
систему для конкретного бизнеса.
Поскольку большая часть проектов, с которыми мы
сталкиваемся это бизнес, связанный с услугами, то здесь тоже начали появляться
приемлемые схемы. Они могут показаться совершенно банальными, но это не всегда
так.
Самую большую проблему составляет само описание услуги и
способов ее тарификации.
Есть варианты, когда для тарификации требуется огромное
количество параметров.
Тип услуги, Тариф клиента, Расстояние, Вес и т.п. ,
Подразделение, Город
Бывает ситуация, когда перепродается чья-то услуга. Тогда
чтобы оценить доход необходимо расценить услугу по двум разным тарифам и для
клиента и для поставщика услуги, которую мы перепродаем.
Встречается ситуация, когда необходимо определить график
исполнения (схема 1-N-1) , а исполнять услугу могут
разные подразделения. Такая ситуация встречается сплошь и рядом. Даже в нашем
производственном цикле Дизайн – Изготовление – Тестирование чаще всего делается
разными подразделениями.
Есть ли модель, которая позволила бы нам описать бизнес
такого плана?
Попробуем построить модель.
C – покупатель (клиент)
В зависимости от активности клиента (например, от объема
потребляемой услуги) Клиенту может быть присвоена та, или иная схема тарификации
CT
С – получает S (Услугу), которая
состоит (набирается) из услуг S1…
SN, каждая услуга определяется набором параметров
P(S1)=
P1.1 … P1.A
……………….
P(SN)= PN.1 …
PN.Z
Количество параметров услуги зависит от ее типа
TS (Si)
Есть Схема тарификации, будем рассматривать сложный
вариант, когда услуга тарифицируется и для клиента и для поставщика. Под ценой
поставщика можно, например рассматривать стоимость материалов и сторонних работ.
ClientCost (Si) = TRF_CLI(CT(C),
TS(Si), P(Si))
SupplierCost (Si) = TRF_SUP(TS(Si),
P(Si))
Из общих соображений ясно, что
ClientCost (Si) >
SupplierCost (Si) , хотя это не всегда на 100%
правда.
Экономика процесса становится очевидной, все, что делается
в нашей организации, от канцелярии до зарплаты директора должно оплачиваться
разницей ClientCost (Si) -
SupplierCost (Si).
Что тут можно автоматизировать всегда?
Создание первичных документов для каждой конкретной
сделки
Учет тарифной политики
Взаимоотношения с клиентом
Взаимоотношение с поставщиком
Удовлетворение формальным требованиям поставщика
Консолидированная отчетность
Выход на бухгалтерские документы
Как сделать так чтобы расширение спектра оказываемых услуг
( и номенклатуры их параметров) не влияло на информационную систему и не
требовало ее полной замены?
Задача достойная размышления.
Подумайте её. В следующем выпуске я постараюсь описать, как
видится мне учетная система, на примере бюджета организации с большим
количеством подразделений и (или проектов).
P.S.
Еще у меня есть несколько обращений, или даже просьб.
В последнее время появилось стойкая ощущение, что нам
необходима помощь профессионалов, в области маркетинга и продаж. Если среди
читателей рассылки есть люди, которые могли бы помочь, или имеют свое видение, а
еще лучше опыт в выводе на рынок нового программного продукта, бренда, я бы даже
сказал целого нового направления в области разработки программного обеспечения,
напишите мне, пожалуйста, или позвоните.
Отдельно хочу обратиться к питерским студентам, которые
сейчас заканчивают учебный год. Лето хорошее время, чтобы набраться реального
опыта в реализации проектов. А, поскольку подход, который мы пропагандируем в
разработке программного обеспечения, немного отличается от традиционного, нам
легче учить тех, кто не связан серьезным опытом. Конечно, необходим хоть
какой-то опыт работы с Microsoft Visual Studio (6.0 и
выше).
Все координаты для связи есть на нашем сайте и в конце
рассылки. На сайте открыт форум, через который мы могли бы обменяться мнениями и
соображениями.