Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Delphi. Уроки

  Все выпуски  

Уроки программирования по Delphi.


Информационный Канал Subscribe.Ru - www.lycos.ru


Delphi. Object Pascal. Уроки по программированию с сайта http://progs.biz

Рассылка №8

Delphi. Object Pascal. Урок 1. Первая программа на Object Pascal.
Delphi. Object Pascal. Урок 2. Простые типы данных в Object Pascal.
Delphi. Object Pascal. Урок 3. Тип Boolean и работа с ним.

Полные версии уроков (с картинками) можно найти по адресам
Урок 1. Первая программа на Object Pascal.
Урок 2. Простые типы данных в Object Pascal.
Урок 3. Тип Boolean и работа с ним.

Delphi. Pascal. Урок 1. Первая программа на Object Pascal

В этой серии уроков мы с вами будем изучать Object Pascal. Именно этот язык и используется в Delphi. Первые несколько уроков мы с вами посвятим изучению основных конструкций языка (типы перменных, различные виды циклов и т. п.). Затем мы посмотрим, как в Object Pascal реализовано ООП - классы, наследование и другие не менее интересные и важные вещи. Без хорошего знания языка Object Pascal программировать в Delphi не получится, так что Object Pascal, несмотря на его некоторую скучность (еще бы, никакого программирования под Windows, только консольные приложения), все равно надо изучать.

Приступаем к написанию первой программы.

Запускаем Delphi. По умолчанию у нас создастся новое приложение под Windows (с формой). Оно нам не нужно - мы будем изучать Object Pascal на примере консольных приложений. Поэтому нам надо создать новое пустое консольное приложение. Для этого заходим в меню File, выбираем там New, и далее выбираем Other.

Появится окошко New Item, в котором выберете Console Application.

Нажимаем на кнопку OK. Появится окно с заготовкой кода, куда добавляем следующие строчки:

program Project2;

{$APPTYPE CONSOLE}

uses
  SysUtils;

var
  s: String; //Вводим строковую переменную
begin
  { TODO -oUser -cConsole Main : Insert code here }
  Writeln('Hello from Object Pascal.'); //Выводим строчку на экран
  Writeln('Enter your name, please.');
  Readln(s); //Читаем строчку с клавиатуры
  Writeln('Hi, ', s, '!');
  Writeln('Press Enter to continue');
  Readln; //Ожидаем, пока пользователь нажмет Enter
end.

Значение вставленных нами операторов достаточно ясно - в секции var мы вводим переменную типа String, затем в основном коде (между begin и end) мы выводим некоторые строки на экран (посредством оператора Writeln) и читаем введенные пользователем с клавиатуры строки (посредством Readln). В конце программы мы используем пустой оператор Readln. Он ничего никуда не читает, а только ожидает, когда пользователь нажмет на клавишу Enter. Без этого оператора окно нашего консольного приложения сразу же закрылось бы, и мы ничего бы не успели увидеть.

Из мелочей обратите внимание на то, что после закрывающего программу end надо ставить точку (после других end'ов точку ставить не нужно).

Запускаем программу, нажив F9 или кнопку с зеленой стрелкой справо на панели инструментов. После запуска программа запросит имя. После ввода пользователем имени и нажатии на Enter программа выведет введенное вами имя с приветствием.

Таким образом наша программа прочитала некоторую введенную пользователем строку и вывела ее на экран.

Наверх

Delphi. Pascal. Урок 2. Простые типы данных в Object Pascal

Как и в любом другом языке программирования переменные в Object Pascal относятся к некоторым определенным типам. Набор этот стандартен для любого языка, и Object Pascal здесь не является исключением. Основные типы переменных перечислены в следующей таблице:

Тип Описание типа Размер в байтах
Integer Целое (со знаком) 4
Boolean Логический тип 1
Single Вещественнный (дробный) 4
Double Вещественнный (дробный) 8
Char один символ 1
String Строковый тип. Может иметь разные реализации
Byte байт, однобайтное целое без знака 1

Есть еще и множество других типов. Некоторые из них используются достаточно часто, другие оставлены в языке только для совместимости.

Объявляются переменные в программе следующем образом:

...
var
  s, s2: String;
  t: Integer;
  b: Boolean;
 ...

В этом примере мы ввели две переменные типа String (имена переменных одного типа разделяются запятой) и по одной переменной типа Integer и типа Boolean. Сначала мы пишем имена переменных, после которых через двоеточие пишем тип. Обратите внимание, что переменные мы вводим после ключевого слова var. В отличии от других языков (Visual Basic или C++) в Pascal'е мы не можем вводить переменные где попало. Мы всегда должны вводить переменные в секции var нашей программы.

При объявлении переменной можно сразу присвоить ей некоторое значение:

var
  t: Integer = 23;

При присваивании значения переменной используется значек := (точка с запятой). В других языках используется знак =. Пример присваивания:

  t:= 23;
  t:= k;

В значениях строковых переменных, а также в значениях типа Char используются одинарные кавычки (в отличие от C/C++, где используются двойные):

var
  s: String;
  ch: Char;
  ...
  s:='progs.biz';
  ch:='k';
  ...

Наряду с простыми типами данных в Object Pascal используются и сложные - множества, записи и др. Кроме того программист может вводить собственные типы данных (классы).

Наверх

Delphi. Pascal. Урок 3. Тип Boolean и работа с ним

Как и в других языках, переменные типа Boolean могут принимать два значения TRUE и FALSE (истина и ложь). Для переменных логического типа существуют операции and (логическое и), or (логическое или), not (отрицание). Дейстуют они также, как и в любом языке программирования:

Логическое И

and TRUE FALSE
TRUE TRUE FALSE
FALSE FALSE FALSE

Логическое ИЛИ

or TRUE FALSE
TRUE TRUE TRUE
FALSE TRUE FALSE

Логическое исключающее ИЛИ

xor TRUE FALSE
TRUE FALSE TRUE
FALSE TRUE FALSE

Отрицание

not TRUE FALSE
FALSE TRUE

Пример использования переменных логического типа:

var
  b1, b2, b3: Boolean;
begin
  ...
  b1:=TRUE;
  b2:=FALSE;
  Writeln('b1 = ', b1, ', b2 = ', b2);
  b3:=b1 and b2;
  Writeln('b1 and b2 = ', b3);
  b3:=b1 or b2;
  Writeln('b1 or b2 = ', b3);
  b3:=b1 xor b2;
  Writeln('b1 xor b2 = ', b3);
  b3:=not b1;
  Writeln('not b1 = ', b3);
  Writeln('Press Enter to continue');
  Readln; //Ожидаем, пока пользователь нажмет Enter
end.

После запуска (F9) программа выдаст соответствующий результат.

В Object Pascal, в отличие от некоторых других языков программирования, числа не могут использоваться вместо логических переменных. Т. е. ноль не эквивалентен FALSE, а любое ненулевое число не эквивалентно TRUE.

Наверх

Copyright Алексеев Игорь, 2002

Copyright сайт progs.biz, 2002


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное