Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уроки по Delphi

  Все выпуски  

Уроки по Delphi


Информационный Канал Subscribe.Ru


*Номер 1* (2004-04-13)

Урок 1.

Задание: Узнать квадрат и корень длины строки "Юра - гений! :)".

Начнём. Для начала запустим делфи. Выберем File->Save Project As..
Unit.pas заменем на L1.pas, а Project1.dpr на Les1.dpr.
Для переключение между кодом и формой используем клавишу F12. Для тренировки потыкаем пару раз.
Далее в Object Inspector выбираем в выподающем меню Form1.
Чуть ниже видем 2 закладки: Properties и Events.
Заходим на Properties. Тут отоброжены свойства нашей формы.
Свойство Caption - название формы, давайте изменем его c "Form1" на "Прога".
Теперь переместив взгляд вверх, и увидем там много закладок, нам нужна Standart.
Нажимаем на ней на большУю букву А - это объект типа Label - надпись. и нажимаем в любом месте
формы и Лейбл появится там (Label1). Проделываем еще раз, и у нас появляется Label2.
Давайте разместим на форме еще объект Edit и объект Button.

Нажмем мышкой один раз на Edit1, он выделится и появится слева в Object Inspector.
Давайте отредактируем там следующие свойства:
Left = 5
Text = "Юра - гений! :)" // без кавычек!!!
Top = 10

Жмем на Label1 и там исправляем:
Left = 10
Top = 40
Caption = "Квадрат:=" // без кавычек!!!

У Label2:
Left = 10
Top = 60
Caption = "Корень:=" // без кавычек!!!

У Button1:
Left = 150
Top = 10
Caption = "Расчет" // без кавычек!!!

Нажмите мышкой один раз на форму в любом месте (или выбираем в Object Inspector).
Изменем параметры у формы:
Height = 170
Width = 250

Все, с дизайном покончено, в принципи можно было все это и не делать, но мы немного
попрактиковались в работе с параметрами объектов.

Приступаем к програмированию! :)
Тыкаем два раза на кнопке и попадаем в редактор кода. там появилась функция:
//----------------------------------------------------
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin

end;
//----------------------------------------------------

Это обработчик события, которое наступет, после того, как пользователь нажмет на нашу Батонку.
Вот между словами begin и end мы будем писать програмку. Переменные объявляются между словами
procedure и begin после слова var(которое придется здесь и везде далее писать ручками :).
Давайте объявим переменную i как целочисленную. Это будет выглядеть так:
//----------------------------------------------------
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var i : Integer; // Вот так это выглядит в программе
begin

end;
//----------------------------------------------------

Теперь объявим еще несколько переменных:
с плавающей запятой (Real) - r ,
строковую (String) - s,
целочисленную (Integer) - j.
У нас получится так:

//----------------------------------------------------
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var i,j : Integer; // Вот так это выглядит в программе
r : Real;
s : string;
begin

end;
//----------------------------------------------------
Подробнее о типах переменных в следующий раз.

Теперь не много о функциях перевода одного в другое:
IntToStr - функция перевода целого числа(Integer) в строку(String),
StrToInt - наоборот, String -> Integer,
FloatToStr - --//-- Real -> String,
StrToFloat - --//-- String -> Real.

Для получения доступа к свойствам обекта надо написать конструкцию:
Edit1.Text - Тут записано, что пользователь написал в окошке ввода Edit1, имеет строковый вид,
то есть мы можем присвоить это переменной s. Двавайте сделаем это в нашей программе:
//----------------------------------------------------
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var i,j : Integer; // Вот так это выглядит в программе
r : Real;
s : string;
begin
s:=Edit1.Text; // Присвоили s содержимое строки ввода.
end;
//----------------------------------------------------
Теперь давайте вычислим длину этой строки. Это можно сделать при помощи функции Length.
Давайте присвоим i длину строки s, которой мы присвоили значение Edit1.Text.
i:=Length(s);
аннологичной записью (для данного случая) была бы:
i:=Length(Edit1.Text);
так как пока у нас s=Edit1.Text.
Теперь прога изменилась так:
//----------------------------------------------------
begin
s:=Edit1.Text;
i:=Length(s);
end;
//----------------------------------------------------
Давайте вычислим квадрат длины и выведем его на экран при помощи Lebel1.
//----------------------------------------------------
begin
s:=Edit1.Text; //s := 'Юра - гений! :)';
i:=Length(s); // i := 15;
j:=i*i; // Находим квадрат: j:= 225;
Label1.Caption:='Квадрат:='+InttoStr(j); // Присваиваем Лейблу соответствующую строчку. 'Квадрат:=225',
// не забывая перевисти целое число (j) в строку.
end;
//----------------------------------------------------
Для нахождения корня используем функцию sqrt. (к стати для нахождения квадрата можно было использовать функцию sqr)
//----------------------------------------------------
begin
s:=Edit1.Text; //s := 'Юра - гений! :)';
i:=Length(s); // i := 15;
j:=i*i; // j:=225;
Label1.Caption:='Квадрат:='+IntToStr(j); // Label1.Caption:='Квадрат:=225';
r:=sqrt(i); //находим корень
Label2.Caption:='Корень:='+FloatToStr(r); // Label2.Caption:='Корень:=3.87...'; // выводим в Лейбл2
end;
//----------------------------------------------------
Заметьте что для корня используется переменна r, т.к. корень получится с плавающей запятой.

Все. Прога готова! Тыкаем F9 и наслождаемся! :)

А теперь домашнее задание:
1) Создай еще один лейбл и выводи туда длину строки,
2) Найди квадрат длины при помощи функции sqr (а не так j:=i*i),
3) Создай еще один лейбл и выводи туда саму строку.

Ну вот и все. На сегодня. Встретимся на следующем уроке.
Пример и ответы на д/з найдете в этомже архиве.

(c) Юрий М. Крылов, 2003.

comp.soft.prog.delphibegin()
Архив Рассылки
---


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное