Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости "Авробус"

  Все выпуски  

Новости компании "АВРО-БУС" 1С: Франчайзинг


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

КРУГЛЫЙ СТОЛ
ОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕСА - руководители российских компаний осознали необходимость перехода к регулярному менеджменту и управлению качеством

СОБСТВЕННИКИ И УПРАВЛЯЮЩИЕ
Людмила ВЛАСОВА

Не только в области информационных технологий, но и вообще в российском бизнесе партнерская сеть фирмы "1С" имеет заслуженную репутацию развитой и успешной. В нее входят небольшие компании или предприниматели, которые являются типичными представителями малого и бизнеса в России. У всех у них одинаковые проблемы и заботы: нехватка квалифицированных кадров, внутрифирменные отношения и построение системы управления бизнесом.

В разговоре о подходах к управлению бизнесом приняли участие:
Марина Савина, компания "Спецавтоматика", г. Ярославль,
Татьяна Скрипко, внедренческий центр "Софт-Сервис", г. Якутск,
Игорь Беккашкаров, компания "Неосистемы Северо-запад", г. Петрозаводск,
Дмитрий Казачков, компания "1С:Рарус", г. Москва,
Александр Козлов, внедренческая фирма "БЛИК", г. Королев Московской обл.,
Станислав Шарипов, компания "АВРО-БУС" (www.pulsar.ru), г. Москва,
Игорь Швед, компания "ЛИТ и К", г. Владивосток.

Все они в бизнесе не первый год, все - собственники компаний, управляющими которых являются. У всех бизнес начинался стихийно, на "дружеско-родственной" основе. Все они занимаются продажей программных продуктов фирмы "1С" и оказанием услуг по их внедрению и сопровождению.

Название компании Численность сотрудников
"Спецавтоматика" 5
"Софт-Сервис" 12
"Неосистемы Северо-запад" 71
"1С:Рарус" 156
"БЛИК" 5
"АВРО-БУС" 7
"ЛИТ и К" 20


Должен ли владелец компании сам ею управлять?
Да, однозначно считают Марина и Игорь Ш. До какого-то времени надо все делать самому. Без постоянного контроля со стороны собственника бизнес развиваться не может. Его сущность в том, что хозяева компании работают сами. Станислав ощущает себя в большей степени не собственником, а управляющим компании.

"В идеале надо бы передать управление наемным менеджерам, - говорит Александр. "Но интересы наемных работников и собственников разные, отношение к работе - тоже разное. Владелец компании думает о ее развитии, а наемные работники решают свои текущие финансовые проблемы".

Игорь Б. не является единоличным владельцем компании. В области информационных технологий чаще, чем в других, встречаются компании, у которых несколько владельцев. Бизнес сложный, требует больших профессиональных знаний, кроме того, нужно ориентироваться и в других областях - финансовой, управленческой, примерять на себя роль хозяина. И если еще пару лет назад было разумно, что собственник и управляющий - один человек, то сегодня эти "должности" надо разделять. "С 1999 года мы стали прописывать регламенты и роли. У собственников свой круг вопросов и полномочий, например, развитие бизнеса, методы реализации, кого взять в акционеры..."

С ним согласна и Татьяна: "Руководство надо передавать в другие руки. Бизнес сейчас приобретает такой размер, и ответственность принятия решений столь высока, что дружественные отношения между собственниками и сотрудниками тормозят его развитие".

Управляющему проще спрашивать с сотрудников, а собственнику - контролировать управляющего.

Собственник и наемные работники

Некоторые сотрудники, "старая гвардия" - это наемные работники, большую часть пути по созданию бизнеса прошедшие вместе с владельцами компаний. Между ними сложились неформальные отношения, которые сегодня уже трудно изменить. Другая часть сотрудников - "новички", которые работают в компании недавно. С ними легче и проще работать, использовать формальные методы управления. Но формализм должен уравновешиваться доверительными отношениями.

Игорь Ш. считает, что, "если сам обо всем не позаботишься, то бизнес потеряешь. Хотя отношения, с одной стороны, строятся на доверии, с другой - необходим контроль, чтобы сотрудники качественно и в срок выполняли задания, не работали "налево". Для этого введена система ежедневных отчетов. Оперативно все отмечается в базе данных: кто чем занят, где находится, сколько времени уходит на выполнение того или иного задания. И если возникает ситуация, что клиенту срочно нужна помощь, то в базе видно, кого можно к нему послать".

Станислав: "Так как компания невелика, нет промежуточных звеньев управления между мной и сотрудниками, за исключением больших проектов, где назначаются ответственные за их ведение. Деятельность фирмы формализована. Недавно она получила сертификат по стандарту ISO 9001:2000. Сотрудник обязан выполнять инструкции, действовать в соответствии с нормативной документацией системы качества, но, в то же время, если он что-то захочет улучшить, пусть вносит предложение. У нас есть постоянно действующий орган - руководство, в него вхожу я, заместитель руководителя по персоналу и руководитель службы качества, мы рассматриваем предложения и принимаем решения".

Дмитрий: "На фирме "1С:Рарус" создана трехуровневная система управления: департаменты по направлениям деятельности и в них отделы. Менеджеры компании имеют меньшую степень свободы в принятии решений, но на своем уровне в рамках оперативной деятельности действуют самостоятельно. Если менеджер справляется со своими обязанностями, если он успешен, я не вмешиваюсь. "Успешность" менеджеров подразделений, образующих прибыль, определяется по величине прибыли. Именно прибыли, так как есть плановые показатели затрат, есть уровень себестоимости, ниже которой он не может опуститься. Для обеспечивающих подразделений показателем успешности их руководителей является то, как они решают стоящие перед ними задачи и поддерживают уровень затрат".

Конфликты

Типичная для многих компаний ситуация. Сотрудники обучаются за счет компании, приобретают опыт. У них появляется собственное видение бизнеса, они начинают предъявлять владельцам компаний порой завышенные требования, некоторые уходят. Как же поступают в такой ситуации наши собственники - они же управляющие?

Рассказывает Марина: "Да, люди учатся и уходят. Организуют свои фирмы, становятся нашими конкурентами. К сожалению, эти процессы остановить нельзя. Уходя, люди не только уносят с собой клиентские базы, но и "сносят" настройки программ, форматируют винчестеры. Налицо - порча компьютеров, программного обеспечения. Но за это нельзя предъявить никакого обвинения. Законодательно сделать ничего нельзя. Человек уходит, фирма обязана выдать ему трудовую книжку, и все! Законодательство всячески защищает наемного работника и не защищает работодателя".

Пережил аналогичную ситуацию и Александр. Но он отнесся к ней несколько спокойнее. Хотя сотрудники ушли, прихватив с собой базу, и организовали свою фирму, бизнес у них не сложился. Им не удалось "переманить" клиентов.

Часто в компанию приходят студенты, которым нужно где-то "осесть" на гарантированную заработную плату. Получив необходимые знания, они увольняются, уходят в другие фирмы. К сожалению, этот процесс неизбежен. Люди будут учиться, будут уходить. Но время показало, что те, кто так уходит, кто начинает свой бизнес с обмана, успешно нигде не работает.

Александр предлагал "выросшим" сотрудниками стать совладельцами: "Не хотят. Критиковать могут, а разделить ответственность не хотят".

Формализация деятельности

Нехватка квалифицированных кадров - основная проблема компаний. Поэтому уход опытного сотрудника переживается тяжело. Особенно, когда конфликт возникает с людьми, с которыми вместе учились или работали. До недавнего времени именно дружеские отношения позволяли разрешать многие конфликты даже в сложных ситуациях. Сегодня необходима формализация бизнеса. Она важна и в отношениях между совладельцами компании.

Игорь Б.: "Старая привычка "договариваться по-хорошему" еще сильна, но уже работают и новые методы. Прописана доля акций, голосуем. Учимся на своем бизнесе, пока еще есть такая возможность. Через год-два формализация бизнеса будет реальным конкурентным преимуществом."

Совсем недавно все было понятно и прозрачно. А сегодня найти наемного управляющего практически невозможно. Ему нужна не просто формализация, а ее упрощенные формы. Тогда бизнесом легче управлять, а собственнику - контролировать процесс.

Не случайно руководители компаний внимательно относятся к предложению фирмы "1С" внедрять в свою деятельность типовую систему качества франчайзи (ТСКФ). По мнению Александра, она хороша тем, что помогает формализовать бизнес и учит технологиям управления. Это то, о чем любой собственник задумывался и чему хотел бы научиться. Одно дело - самому выполнять всю работу, другое - руководить людьми. ТСКФ помогает удерживать специалистов и высвобождает занятое оперативным управлением время собственника для развития бизнеса.

Эксперимент на себе

Деятельность в области информационных технологий такова, что необходимо постоянно следить за динамикой их развития, появлением новых продуктов, изменением законодательства. Все руководители предпочитают все оценивать сами, а уже проверенные и отработанные решения предлагать своим сотрудникам и клиентам. "Клиентом дорожу, - говорит Александр. - Все новое испытываю на себе. Да потом, это же интересно!"

Игорь Б.: "Если мы вводим новации, то насаждаем их прямолинейно, целеустремленно и жестко. В этом специфика России. Людей много, амбиции у каждого высоки. Если настойчиво не добиваться своего, то на каждое предложение от каждого сотрудника получаешь не менее пяти альтернативных идей, из которых три можно обсуждать."

Свобода выбора

Руководители компаний отмечают, что особенностью новой экономики и их деятельности является свобода. Все они сделали свой выбор, стали не только заниматься бизнесом, но и выстраивать его по своему усмотрению. Как же их свобода согласуется со статусом "партнер фирмы "1С"?

Ответ был единодушен. Фирма "1С" определила только правила взаимодействия на основе договора: условия по ценам на программные продукты, нельзя заниматься демпингом. В остальном каждый поступает по-своему.

Все имеет свою оборотную сторону. Именно такая позиция фирмы "1С" позволяет ушедшим сотрудникам организовывать собственные фирмы, становясь ее новыми партнерами. В условиях традиционной экономики фирма "1С" как регулятор бизнеса своих партнеров не должна была бы заключать договоры с ушедшими сотрудниками и позволять им организовывать компании. Но в новой экономике она таковым регулятором не является. Правила едины для всех. Поэтому уход сотрудников из компании ее руководители рассматривают как свою личную проблему и несовершенство системы управления.

Игорь Ш.: "Свободу партнеров фирма "1С" не ограничивает. В договоре указано, что мы должны распространять программные продукты и оказывать услуги по их внедрению и сопровождению. Это не ограничение, это наша работа, поле деятельности. Свой выбор мы сделали. Это и есть свобода. Фирма не рекомендует заниматься программами других разработчиков. Мы и сами убедились, что нельзя изучить несколько концептуально разных программ и качественно их сопровождать, особенно если в фирме всего-то несколько человек".

Ко всем рекомендациям фирмы "1С" наши собственники относятся внимательно, анализируют их, "примеряют на себя", но решения принимают сами. А вот методы работы и управления стремятся использовать широко.

Станислав: "Я занимался поиском модели управления. На очередном семинаре партнеров нам предложили процессный подход. Это было именно то, что нам нужно. От фирмы "1С" я получаю только положительные импульсы в развитии. В управление моей компании она не вмешивается и никаких директивных указаний "сверху" не спускает. Все конструктивно, разумно".

Общество бизнесменов

Работая на перспективу, собственники-управляющие хотели бы учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. Но сегодня проще узнать, как "все хорошо" в зарубежных компаниях, чем что делается у соседа. Российские предприятия неохотно рассказывают о себе, о своих успехах и неудачах.

Пока нет такого общественного института. Особенно в регионах. "Нужно, чтобы бизнесмены оформились как класс, - считает Игорь Б. - Затем появятся различные ассоциации." Поначалу будет конкуренция, или объединение по интересам. В Якутии бизнесмены иногда объединяются, например, чтобы коллективно взять кредит.

Некоторым сообществом бизнесменов можно считать сайт "Предприниматель приморья" (www.litik.ru) во Владивостоке, оказывающий информационно-технологическую поддержку малому бизнесу. Это оперативная информация о налогах, банках Приморья, консультации и пр.

В городе Королев существует некоторое сообщество бизнесменов, есть Торгово-промышленная палата. Но нужен бизнес-клуб на регулярной основе. Он поможет обмениваться опытом, проблемы у всех одинаковы. Например, все хотят расти, но испытывают сложности с финансами. Кого и как привлечь в качестве инвесторов? Можно выпустить акции, но многие не знают, что для этого надо делать, как регистрировать эмиссию, как подавать заявку и пр. Если бы такая информация была доступна, многие компании стали бы открытыми акционерными обществами.

Рассказывает Александр: "В 1998 году мы придумали дарить дисконтные карты каждому нашему клиенту. Сегодня уже десятка два организаций в городе по нашим картам дает скидки на свои товары и услуги. Это взаимная реклама, это становится нормой отношений".

Сообщества бизнесменов - реальная помощь каждому руководителю, толчок к дальнейшему развитию бизнеса по всей стране. Человек, создавший свое дело, многие вещи чувствует острей. Поэтому семинары партнеров "1С" - уникальное мероприятие, где можно пообщаться с другими руководителями, познакомиться с опробованными методами, узнать их результаты непосредственно у исполнителя.

"Пролетарии умственного труда"

Они не собирают коллекции тяжелых золотых цепей и перстней, не покупают разноцветных "Мерседесов" и вилл на экзотических островах. Они взяли на себя тяжелую задачу применить западные формализованные схемы управления к стихийному началу россиян, где на каждое оптимизированное решение есть своя "оптимизация". Возможно, это послужит основой возрождения России. Они подлинные "новые русские" - новые бизнесмены с новыми взглядами и новыми идеями. У себя в регионах они использовали возможности, предоставленные новой экономикой, и внесли значительный вклад в развитие информационных технологий. Они и их деятельность востребованы многими тысячами их клиентов. Они рожают и воспитывают детей, а, следовательно, обеспечивают будущее страны. Новая экономика придает им уверенность, что их семьи бедствовать не будут.

Новая экономика всех как щенков бросает в море, каждый должен рассчитывать на свои силы.
Надо не только научиться пользоваться технологиями, но и продавать не нефть, а информацию.
Новая экономика - это интеллектуальная экономика.
Более 100 фирм-партнеров активно включилось в процесс построения системы качества по стандарту ISO 9000. Из них 37 планирует сертифицироваться в этом году. Наблюдается тенденция роста желающих сертифицировать свою систему качества.

по матерьялам - АКДИ Новая экономика


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное