Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Программное обеспечение для экологов Основные изменения в экологическом законодательстве (август


АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ И СМЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ

 

Август, 2008 г.

Выпуск подготовлен компанией экологического и правового консалтинга “ЭКОТИМ”*.


 

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

Данный Закон сделал следующий шаг на пути ежегодно ожидаемой отмены лицензирования инженерных изысканий, проектирования и строительства (далее – деятельность).

До 1 января 2010 года осуществление деятельности разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ либо на основании лицензии, либо на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – допуск). Последнее является новеллой градостроительного законодательства.

В течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан установить перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Для работ, не вошедших в перечень, лицензия или допуск требоваться не будут. Полная же отмена лицензирования данных видов деятельности отложена до 1 января 2010 года.

В этой связи вносятся соответствующие изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в федеральные законы "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", "О некоммерческих организациях", "О саморегулируемых организациях", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появились статьи, посвященные ответственности за ведение рассматриваемой деятельности без допуска или с нарушением минимально необходимых требований к допуску. Для того чтобы получить заменяющий лицензию допуск, необходимо стать членом саморегулируемой организации.

В члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к допуску, решение о выдаче которого отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.

Для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию документы, подобные представляемым для получения лицензии. Новеллой является понятие "компенсационный фонд". Основанием для лишения допуска, помимо оснований, подобных лишению лицензии, является "неоднократная неуплата в течение одного года или несвоевременная уплата в течение одного года членских взносов" и "невнесение взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок".

Согласно изменениям, внесенным в ГрК РФ, саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда. Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации. В случае осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в соответствии со статьей 60 измененного ГрК РФ, член саморегулируемой организации или ее бывший член, по вине которых вследствие недостатков выполнения рассматриваемой деятельности был причинен вред, а также иные члены саморегулируемой организации должны внести взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации в целях увеличения размера такого фонда в порядке и до размера, которые установлены уставом саморегулируемой организации, но не ниже определяемого в соответствии с настоящим Кодексом минимального размера компенсационного фонда в срок не более чем два месяца со дня осуществления указанных выплат.

 

Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой при условии:

1) объединения в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;

2) наличия компенсационного фонда, сформированного в размере не менее пятиста тысяч рублей (при создании саморегулируемой организации после 1 января 2009 года) на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, в размере не менее ста пятидесяти тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;

3) наличия документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 ГрК РФ.

До 1 января 2009 года размер компенсационного фонда должен составлять не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации, что позволяет сделать вывод о стимулировании создания данных организаций до 1 января 2009 года.

До 1 января 2009 года статус саморегулируемой организации могут приобрести только некоммерческие организации, члены которых обладают лицензиями на рассматриваемый вид деятельности.

Национальное объединение саморегулируемых организаций в указанной сфере должно быть создано не позднее 1 июля 2010 года.

 

Числовые данные приводились для организаций, занимающихся проектированием, для строительных организаций в некоторых случаях суммы больше.

Выводы и рекомендации:

В связи с тем, что вступление в силу нормы об отмене лицензирования рассматриваемой деятельности регулярно переносится на новый срок без последствий для лиц, по чьей недоработке до сих пор не готова почва для отмены лицензирования, можно предположить, что рождение нового для данных правоотношений института саморегулируемых организаций также не пойдет так быстро, как заявлено законодателем, и лицензии проживут еще несколько лет. Также можно предположить, что нормы, рожденные анализируемым Законом, будут совершенствоваться путем внесения изменений и дополнений. В связи с этим не кажется необходимым срочно создавать саморегулируемые организации и вступать в них до стабилизации нормативной базы.

С другой стороны, инициаторы создания первых организаций такого рода при условии, что система заработает, могут получить ощутимые преимущества и прибыль. Прибыль может быть получена и в случае, если система не заработает, т.к. финансируется организация вступившими в нее членами, максимальный же порог членских взносов не указан. Вступление в организацию на самом ее старте, полагаем, так же будет дешевле, чем в дальнейшем. Законодатель указал достаточно существенную величину минимального количества членов саморегулируемой организации, соответственно, на первом этапе существования заявленной Законом системы инициатор создания организации будет больше заинтересован во вступлении в нее новых членов, чем сами вступающие организации, защищенные лицензией как минимум до 2010 года.

 

*- Для подписчиков рассылки НПП "Логус" приводится комментарий одного документа. Для получения полного выпуска комментария (стоимость – 900 рублей), обращайтесь в компанию ЭКОТИМ. Подробнее об услуге «Аналитический комментарий основных изменений в экологическом и смежном законодательствах» вы можете узнать в компании "ЭКОТИМ", или на сайте компании http://www.ecoteam.ru/monitoring.htm

Наши координаты:

Россия, Москва, ул. Добролюбова, д.3/5, стр.1, оф. 306

тел. (495) 604-48-46, (495) 741-83-05, факс (495) 604-48-46

Сайт в Интернете www.ecoteam.ru, e-mail pravo@ecoteam.ru

 

 

В избранное