14 мая на сайте свободной СУБД PostgreSQL был представлен новый кластерный продукт от TransLattice — Postgres-XL.
Postgres-XL — это кластерная СУБД на основе коммерческой StormDB, приобретенной TransLattice в прошлом году и основанной в свою очередь на PostgreSQL. Новый продукт соответствует требованиям ACID и предназначен как для масштабируемых OLTP-решений, так и для аналитики в мире больших данных (Big Data) благодаря поддержке массовой параллельной обработки данных (MPP).
На данный момент доступен кандидат в релиз Postgres-XL 9.2. Исходный код продукта распространяется на условиях свободной лицензии Mozilla Public License (MPL). Сайт проекта — www.postgres-xl.org.
15 мая была представлена новая стабильная версия популярного свободного FTP-сервера ProFTPD — 1.3.5.
С момента выпуска прошлой версии ProFTPD, имевшей функциональные изменения (1.3.4), прошло более 2,5 лет. За это время разработчики подготовили 4 RC-релиза, которые вобрали в себя множество исправлений и улучшений. Итак, среди изменений в ProFTPD 1.3.5 (по сравнению с 1.3.4):
аутентификация пользователей на основе клиентского SSL/TLS-сертификата;
поддержка файловых систем, не умеющих выполнять chmod/chown (например, FAT и exFAT);
условные блоки «IfAuthenticated» в конфигурации;
директива QuotaDefault для определения квот по умолчанию;
директива AllowChrootSymlinks для поддержки символических ссылок в chroot-сессиях;
директивы SQLLogOnEvent и LDAPLog;
включение TCP keepalive по умолчанию;
миллисекунды при выводе времени в LogFormat;
поддержка путей с тильдой (~) в chroot-сессиях;
поддержка ls -1 в команде LIST;
поддержка Elliptic Curve Cryptography (ECC) в SSH, сертификатов ECC для FTPS-подключений;
возможность отключения информационного вывода в ScoreboardFile.
В блогах проекта рабочей среды GNOME представлена утилита GtkInspector, позволяющая выполнять наглядную отладку для GTK-приложений.
Инструмент GtkInspector во многом напоминает утилиту gtkparasite, которая позволяет исследовать иерархию виджетов, изменять их свойства, настройки тем и т.п. для работающего приложения, основанного на GTK+. Главным отличием станет включение GtkInspector в состав библиотек GTK+ для возможности его простого использования разработчиками. Наработки уже попали в мастер-ветку GTK+ 3.14.
Для активации возможностей GtkInspector предлагается использовать клавиатурные сочетания Control-Shift-I и Control-Shift-D или запуск приложений с переменной окружения GTK_DEBUG=interactive.
Проект KDE анонсировал доступность для тестирования первого бета-выпуска своей новой оболочки Plasma Next. Plasma Next войдёт в следующий выпуск KDE Frameworks 5, строящегося на базе Qt 5, который вышел в декабре 2012 года. Релиз Plasma Next запланирован на июль.
Plasma Next работает на графическом стеке, использующем аппаратное ускорение и задействует QML, Qt Quick 2.0 и граф сцены OpenGL ES. Общий стиль оформления сохранится, однако новая версия будет иметь более понятный интерфейс и доработанный внешний вид от новой команды визуального дизайна KDE (KDE Visual Design Group). Впервые оболочка поставляется с собственным шрифтом — Oxygen Font. Большие части проекта «под капотом» были переписаны на QML с целью сделать прорисовку более плавной и облегчить разработку. Исходные код был разделён на 20 частей, позволяющих проще собирать пакеты для различных дистрибутивов. Помимо нового внешнего вида оболочки Plasma Next был представлен новый виджет для меню приложений, который стал известен под названием «Homerun Kicker», представляющий собой переработанную реализацию классического меню KDE.
Разработчики призывают всех присоединиться к тестированию, поясняя, что чем больше участников, тем больше ошибок удастся исправить. Многие дистрибутивы (например, Fedora, Kubuntu, Gentoo, OpenSUSE и другие) уже начали готовить пакеты. Кроме того, можно скачать специально сформированный ISO-образ Neon5 на основе одноимённого проекта в Kubuntu, где ежедневно собираются пакеты. Однако разработчики подчёркивают, что данный выпуск не предназначен для повседневного использования.
Сегодня вышла новая версия кроссплатформенного фреймворка для разработки приложений — Qt 5.3. Главный фокус этого выпуска направлен на производительность, стабильность, удобство и простоту использования. Тем не менее, версия 5.3 получила значительное количество новых возможностей.
При выпуске Qt 5.3 были учтены множественные отзывы пользователей, что положительно повлияло на стабильность и скорость работы. Были исправлены ошибки версии для настольных систем, среди них значительные ошибки совместимости с OS X, а также устранена большая часть недоработок на платформах iOS и Android (их поддержка была добавлена в Qt 5.2). Впервые был представлен мастер установки на Android, который проверяет на наличие установленных родных инструментов для сборки и предлагает руководство по их установке, если они отсутствуют. Помимо работы над самим фреймворком была доработана и упорядочена документация и примеры.
Порт для платформы Windows Runtime сменил свой статус на поддерживаемую бету. Данный порт может быть использован на телефонах с Windows Phone 8, ARM-планшетах с WinRT (например, Microsoft Surface) и любых компьютерах и планшетах под управлением Windows 8.1 с использованием Modern UI. Все приложения, разрабатываемые в Qt для Windows Runtime могут быть опубликованы в каталоге приложений Windows Store/Windows Phone Store и приобретаться через него. Большинство модулей и утилит уже интегрированы в Qt Creator IDE для прямого разворачивания на мобильных устройствах, как это было сделано в Qt для Android. Помимо Windows Runtime в новом выпуске была добавлена официальная поддержка от Digia для QNX Neutrino 6.6, также для него были подготовлены бинарные сборки Qt Enterprise. В виде отдельного компонента QNX Screen была представлена поддержка для QNX Neutrino 6.5 SP1.
Среди новых возможностей стоит отметить появившийся в 5.3 класс QQuickWidget, который призван устранить разрыв между интерфейсами на Qt Quick и QWidget. Ранее они строго разделялись и необходимо было выбрать один из них, а теперь стало возможным встраивать содержимое Qt Quick в приложение на основе QWidget, создавая часть интерфейса на Qt Quick так, что интерфейс на основе Qt Widget затронут не будет. В корпоративную версию Qt Enterprise добавлен профессиональный инструмент для сборки Qt Quick Compiler. Он компилирует файлы QML в машинный код, который показывает большой прирост в производительности на системах с работающим JIT-компилятором: iOS и WinRT. Компилятор будет полезен и в других случаях —подробнее о его применении можно прочитать в документации.
Следующей возможностью, которая появилась с выходом Qt 5.3, стал новый API для покупок внутри приложения: Qt Purchasing API доступен в виде дополнения Qt Enterprise и на текущий момент поддерживает Google Play (для Android) и App Store (для iOS). На будущее запланирована поддержка WinRT и других магазинов приложений для рабочего стола вроде Mac App Store. Возможно также добавление расширения для показа рекламы внутри приложений.
В версии Qt 5.3 был добавлен Qt Websockets API, обеспечивающий C++ и QML API протоколу WebSocket, что позволит реализовывать как клиентские, так и серверные приложения. В дополнение, Qt Cloud Services теперь предлагает решение Managed Websockets для простой установки сервера, который может быть использован в целях рассылки push-уведомлений, реализации функциональности чата или многопользовательских систем.
Небольшие изменения затронули Qt Quick Controls, который получил возможность управлять календарём, поддержку родных диалоговых окон (открытие, сохранение и др.) и поддержку оформления для строки меню. API Qt Positioning стал доступен для Android и iOS, API Qt Bluetooth стал работать должным образом на Android, а поддержка печати в Qt Print Support была расширена.
Вместе с выходом Qt 5.3, состоялся релиз Qt Creator 3.1.1, исправляющий ошибки предыдущей версии, и модуль для Visual Studio версии 1.2.3 с поддержкой VS2013 и документацией. Наряду с изменениями в продукте, компания Digia, занимающаяся развитием и поддержкой Qt, добавила новую ежемесячную подписку для всех настольных платформ Qt Enterprise, которая включает коммерческую лицензию, доступ к порталу самообслуживания, библиотеки Qt и Qt Creator Enterprise.
Последний стабильный релиз популярного свободного программного обеспечения для организации домашнего мультимедийного центра — XBMC 13.0 — состоялся 4 мая. Однако из-за обнаруженных пользователями ошибок разработчики уже спустя неделю выпустили первую бета-версию 13.1, а еще через неделю — вторую. Что нового в проекте?
Напоминаем, что версия XBMC 13.0 с кодовым названием «Gotham» пришла на смену «Frodo» (ветка 12.x) и содержала значительные изменения. Среди которых можно отметить наиболее важные (с полным перечнем можно ознакомиться в базе знаний проекта):
поддержка аппаратного декодирования видео в Android;
увеличение производительности на платформах с низкими вычислительными способностями вроде популярного Raspberry Pi (изменения коснулись как открытия изображений, так и запуска видео);
поддержка форматов стереоскопического 3D;
улучшения в поддержке жестов на устройствах с сенсорным экраном;
улучшенные возможности UPnP;
усовершенствованный аудиодвижок XBMC (для пользователей Linux появилась полноценная поддержка PulseAudio);
описания для настроек, разделение настроек на классы (от новичка до эксперта) и кнопки для сброса значений на стандартные;
улучшения в части API и другие улучшения для разработчиков.
В XBMC 13.1 Beta 1 было:
улучшено восстановление работы VDPAU при возникновении ошибок;
добавлено использование уникального UID для каждого широковещательного клиента в API цифрового видеорекордера;
исправлены различные ошибки, связанные с обрезанием видео с чересстрочной развёрткой при использовании VDPAU, воспроизведением музыкальные треки в формате FLAC, проигрыванием форматов m4a и mp4 в paplayer и т.п.
В XBMC 13.1 Beta 2 были исправлены следующие ошибки:
использование старой точки для продолжения воспроизведение некоторых записей с цифрового видеорекордера;
странность некоторых запросов от телевизора к UPnP-серверу XBMC, при которых начинали запускаться некоторые дополнения, что приводило к множественным всплывающим окнам в интерфейсе приложения;
Ранее в этом месяце и.о. президента Украины Александр Турчинов поручил Правительству разработать проект закона о кибернетической безопасности Украины. Среди рассматриваемых вопросов — национальная защищенная операционная система.
Идея национальной ОС уже обсуждалась некоторое время ИТ-энтузиастами Киевского политехнического института (КПИ), и теперь они решили провести семинар для обсуждения следующих связанных с ней вопросов:
Какова актуальность данной ОС?
Какие могут возникнуть организационные вопросы?
Какой вклад в развитие системы может внести сообщество КПИ?
Какую пользу для обучения привнесет интеграция GNU/Linux как в нашем университете, так и в образовательной сфере в общем?
Семинар открыт для всех заинтересованных лиц: и для потенциальных участников проекта, и для тех, кто хочет его обсудить. Организаторы, анонсировавшие мероприятие на linux.org.ru, отдельно сообщают, что им «интересно мнение сообщества ЛОРа — в особенности тех, кто сталкивался с подобными задачами в Российской Федерации».
Семинар пройдет завтра, 22 мая (четверг), в 18-ом корпусе НТУУ «КПИ» (корпус факультета Информатики и вычислительной техники), аудитория 516. Начало мероприятия — в 18:00.
P.S. Организаторы мероприятия обещают постараться организовать трансляцию этого мероприятия.
Дмитрий Рекман (Dmitry Rekman) опубликовал в блоге игрового движка Unreal Engine, разрабатываемого компанией Epic Games, заметку, где он делится информацией о прогрессе в поддержке Linux с момента выхода версии 4.0.
Два месяца назад состоялся крупный релиз UE, который изначально включал только поддержку выделенных игровых серверов. На текущий момент официально поддерживается возможность запуска игр. Разработчики, по словам Дмитрия, хотят сделать Linux полноценно поддерживаемой платформой наряду с другими. Для этого необходимо развивать четыре крупных области:
поддержка стабильных, безопасных и производительных серверов на базе Linux;
поддержка полнофункционального Linux-клиента;
полноценные инструменты разработки для Linux;
поддержка стабильным на Windows и Mac инструментарием кросс-компиляции игровых проектов.
Последнее, по мнению Дмитрия, позволит снизить издержки по выпуску игр для Linux: достаточно будет перекомпилировать и пересобрать существующий проект, что в конечном счёте скажется на количестве и качестве игр под Linux.
Также была отмечена работа энтузиастов из сообщества по расширению поддержки Linux, и полезность отладчика OpenGL, который разработчики из Valve специально доработали для поддержки UE4. Продолжая развивать Unreal Engine 4, разработчики планируют в будущем портировать движок на другие архитектуры и системы (например, FreeBSD), улучшить масштабируемость сервера при больших нагрузках и создать бесплатный тест производительности, который может быть включён в Phoronix Test Suite или использоваться для улучшения качества графических драйверов под Linux.
Целью кампании по сбору средств для реализации открытой аппаратной платформы Novena была сумма в 250 тысяч USD. Результаты — собрано свыше 700 тысяч. Проект рассчитан на тех, кому не безразличен Open Source, и тех, кто хочет свободно модифицировать своё «железо».
Один из создателей Novena, Эндрю Хуанг (Andrew Huang) так комментирует свой проект: «Меня будоражила идея создать с нуля своими руками полностью открытый и свободный ноутбук, начиная от печатных плат и до корпуса… до уровня операционной системы». Платформа Novena предлагает четыре модели:
сама плата для тех, кто хочет делать что-то самостоятельно;
моноблок с откидным экраном;
ноутбук — тот же моноблок, но с батареей и дополнительным SSD;
ноутбук в версии «Семейная реликвия» (Heirloom), поставляемый в корпусе ручной работы.
Для того, чтобы получить последнюю модель, необходимо было внести вклад в размере 5000 USD.
Загружается Novena с microSD и работает на процессоре Freescale iMX6 (четырёхъядерный Cortex A9), DDR3 SO-DIMM, имеет разъёмы SATA II, mini PCI-express, два USB 2.0 для клавиатуры и мышки, трёхкомпонентный акселерометр, внутренние стереодинамики и другое. Доступны разъёмы для подключения внешних устройств: HDMI, SD, вход для наушников и микрофона, два USB 2.0 (с током 1.5 А) для зарядки устройств, 1 Гбит Ethernet. Нашлось место и для редко встречающихся в ноутбуках разъёмов USB OTG, GPIO, SPARTAN 6 FPGA и даже для второго Ethernet-порта (100 Мбит) на тот случай, если устройство понадобится использовать как маршрутизатор.
Все устройства в рамках кампании поставляются со специальной сборкой Debian GNU/Linux, однако можно будет собрать и установить любой дистрибутив самостоятельно. «Если ты не хакер — тебе это не нужно», — говорит Эндрю Хуанг.
Первые поставки Novena начнутся в конце этого года.
Сегодня, спустя более двух лет, Google выпустила первую стабильную версию веб-браузера Chrome для Linux с новым встроенным графическим стеком собственной разработки (Aura) — 35.
Aura пришла на смену GTK+ и служит для прорисовки пользовательского интерфейса, который включает в себя различные меню, рамки окон и прочее. Эта кроссплатформенная «оболочка» уже работает на операционных системах Windows и Chrome OS, а с выходом версии для Linux устанавливается паритет между ОС, что позволит новым функциям появляться одновременно на всех платформах. Интерфейс стал работать быстрее, потому что Aura лучше использует возможности GPU, чем GTK+ в Chrome и Chromium на Linux.
Помимо этого, с выходом Chrome 35 в веб-браузер были добавлены новые возможности, такие как Центр оповещений Chrome, дополнительный Google App Launcher и отображение избранных карточек Google Now. Много изменений было сделано и «под капотом» — в частности, добавлены вызовы API для разработчиков, новые элементы управления на сенсорных экранах, а также была улучшена стабильность и производительность.