Министерство образования
приняло решение о переводе школ на СПО (свободное программное
обеспечение), были заключены договора, оплачены весьма солидные суммы на
развитие школьных дистрибутивов, разосланы диски с соответствующим
программным обеспечением, созданы сайты поддержки. Несомненно, часть
школ перейдет на СПО уже в ближайшее время, однако большинство школ
продолжит использовать проприетарное программное обеспечение, и в этом я
вижу несколько причин:
- Первая и
самая главная – количество «windows-управляемых машин» настолько велико,
что это откладывает отпечаток и на нас самих – windows сидит в наших
головах, и переучиваться на что-то другое кажется абсурдным;
- Вторая причина как следствие первой –
учителя. Большинство учителей информатики не подозревают даже о
существовании других windows-систем, кроме как xp, а тут linux. Винить
учителей не в чем – лично я знаком с учителями информатики нескольких
школ, как правило, это женщины, которые пришли в школу преподавать
математику, физику, но никак не информатику, а вести ее пришлось лишь
потому, что не нашлось других желающих. И что, вы действительно думаете,
что такой учитель сможет заинтересовать детей linux-системами? Учитель
должен так преподнести тот же Альт Линукс, чтобы ученик после знакомства
захотел установить эту систему домой, захотел сам, а не потому что в
школе дают задания. Боюсь неподготовленный учитель не сможет найти
убедительных аргументов в пользу linux, кроме того, что это бесплатно..
Сомнительный аргумент для ученика, у которого на домашнем ПК установлены
пиратские копии Nero, Total Commander, WinRAR, Microsoft Office
наконец. На мой взгляд, неподготовленный учитель только укрепит мнение
учеников о том, что windows это хорошо, а linux это плохо. Конечно,
знающие люди мне возразят – были организованы курсы по подготовке всех
учителей. Правильно, были. Были, участвовал. Собрали всех учителей
информатики, предварительно записав всех на заочное обучение, собрали
для сдачи, 95% присутствовавших не понимали о чем речь. Понятное дело,
сдали все, и наверх ушел отчет – учителя успешно прошли подготовку.
- Третья, и не менее важная причина –
отсутствие учебной литературы по linux. Давайте посмотрим в учебники
Семакина или Угриновича, что мы видим? Подготовка идет только по
windows. И скажите, как учитель расскажет о файловых системах linux? Как
объяснить, что такое gnome, а что такое kde? Что такое терминал, в
конце концов? Без понятной доходчивой литературы этого учитель не то что
объяснить, он сам понять не сможет. Интересно заявление Алексея
Новодворского, заместителя генерального директора «Альт Линукс»
относительно учебной литературы:
- Школьникам нужны не только
программы, но и учебники, которые помогут изучать программы. Кто возьмет
на себя подготовку учебных пособий?
- Я сейчас не готов ответить на этот
вопрос, хотя у нас уже есть определенные варианты. Могу лишь сказать,
что в настоящий момент есть немало различных курсов, в том числе и
хороших, которые распространяются под свободной лицензией. Есть и опыт
написания методик, который мы тоже обязательно используем. На данный
момент у нас есть предложения от многих ведущих специалистов, которые
имеют богатый опыт по внедрению этих курсов.
Выводы делайте сами..
Напоследок хотелось бы отметить тот
факт, что в интернете все больше обсуждений посвящено сравнению windows и
linux систем. Люди разделились на 2 лагеря – одни не признают windows, а
вторые – linux. Каждая сторона ищет аргументы в свою сторону. Но что бы
там не говорили, мы все видим – linux заявил о себе, а это, несомненно,
большой плюс – у людей появился выбор. Не важно, какой
linux-дистрибутив выберет пользователь, главное, чтобы этот выбор
состоялся. Хочется верить, что однажды количество linux-пользователей
дойдет до такого уровня, что мы увидим не только Nero для linux (который
уже существует), но также и Photoshop, и многие-многие другие всеми
нами любимые windows-программы. И поможет нам в этом школа.