Все, что вы хотели узнать про WineX 2.0.
О том, как играть в новейшие Windows-игры под Linux.
Ссылки:
Активы Microsoft.
"Все мы говорим об огромных финансовых средствах компании Microsoft и лично Билла Гейтса, однако в публикациях редко приводятся конкретные данные..."
www.atmsk.ru.
"Справочник Линуксоида". Недавно появившийся и успешно развивающийся сайт, созданный специально для пользователей дистрибутива AltLinux.
Документы / oslinux.by.ru.
Интересное собрание документов. Так же на сайте замечены и другие разделы :).
Новые статьи:
Пятнадцать аргументов в пользу Linux. Отличная статья для самых начинающих пользователей Linux. Признаюсь честно: статья из прошлого выпуска рассылки - ничто по сравнению с этой статьей.
Работаем с микродистри-бутивами, или Linux у вас в кармане. Подробный рассказ про дистрибутив BasicLinux, размещающийся на 2 дискетах.
Про это. То есть, про дистрибутив Multilinux :). Размышления об идеальном дистрибутиве для advanced user'ов, и вообще - о преимуществах Linux.
Linux DVD Player Review. Основные характеристики DVD проигрывателей под Linux: Xine, VideoLAN Client, MPlayer и Ogle. English. (Opennet)
Интересный софт:
Easy Firewall Generator. Программа для легкого построения firewall'а на базе iptables. "Данная утилита может существенно пригодиться новичкам-администраторам". (LRN)
Gnochive. Frontend для работы со всеми известными архивами - rar, tar, gz, bz2, zip, compress, zoo, arj, ace, lha, cpio, ...
Ethereal. Графическая программа для анализа процессов, происходящих в сети. Короче говоря - frontend к tcpdump и другим подобным утилитам. "Когда видишь пароли, идущие по сети открытым текстом - начинаешь понимать, насколько небезопасно использовать незашифрованные сетевые протоколы..."
Реклама:
У вас есть вопросы по Linux? Задайте их в нашем списке рассылки!
18.05.02: Вышла пятая beta-версия Gnome 2. Исправлено 334 ошибки.
16.05.02: Вышел долгожданный gcc 3.1.
16.05.02: Официальный выход StarOffice 6.0. Объявленная цена - $79.95 ($80) для розницы, $50 - для корпоративных клиентов. Для сравнения: цена M$ Office на данный момент - $479.
15.05.02: Вышла финальная версия Opera 6.0 для Linux.
15.05.02: Вышел Rar 3.0. Формат распространения для Unix/Linux теперь - tar.gz :).
LinuxBegin Entertaiment proudly presents: Проект LinuxFun. :). "Это - попытка собрать все смешные, развлекательные, юмористические, ... материалы про Linux в одном месте. Как вы видите, сейчас на сайте информации очень мало (это - все, что я нашел в своей личной коллекции), поэтому - ожидается ваша помощь...". Временный адрес проекта - http://linuxbegin.by.ru/linuxfun/.
Результаты голосования:
Название статьи
За
Против
Результат
Запуск игр под WineX.
96
7
89
Apache+PHP+MySQL.
68
5
63
Введение в CVS.
48
6
42
Обзор Openoffice 1.0.
45
3
42
Против всех.
-
-
8
Статью про установку Apache+PHP+MySQL - ждите в следующем выпуске. Введение в CVS и Обзор Openoffice 1.0 набрали совершенно одинаковое количество голосов, поэтому и та, и другая тема будет учавствовать в опросе следующего выпуска.
Конечно же, большинство подписчиков выбрали в качестве темы этого выпуска WineX 2.0. Но в Сети у меня получилось найти только обзор WineX 2.0 с сайта Linuxlookup.com. Поэтому для того, чтобы раз и навсегда решить все вопросы, связанные с WineX :), я решил разместить в этом выпуске рассылки 2 статьи (первая - перевод того самого обзора, чтобы дать хоть какое-то представление о WineX 2.0, а вторая - самая известная статья про установке и настройке WineX) + несколько ссылок на интересные материалы по теме. Итак - желаю удачи с установкой, настройкой и запуском Windows-приложений под Wine / WineX!!!
Категория: Программы / Игры. Наименование продукта: Transgaming WineX. Версия: 2.0. Изготовитель:Transgaming Technologies Inc. Цена: Бесплатно (скачать), Подписка - $5/месяц (Минимум - 3 месяца), $50/год.
Введение:
Несколько недель назад я подписался на версию Wine от Transgaming под названием WineX. Их цель - создание библиотек wine, способных к запуску Windows-игр под Linux без библиотек Windows. Косвенная цель Transgaming, Codeweaver's Wine, and the Wine Development Team одна и та же - облегчить переход с Windows на Linux. Многие из Linux-сообщества беспокоятся насчет политики компании Transgaming, которая распространяет свой продукт под лицензией Aladdin, позволяющей им держать некоторые части кода закрытыми.
Бинарники WineX.
После того, как я заплатил мой вступительный взнос, я скачал свою копию бинарников WineX. Я использую RedHat 7.2, поэтому я скачал их в rpm-формате. Пользователи Debian найдут для себя пакеты в формате deb. Установка прошла гладко, но я обнаружил, что мне необходимо иметь уже установленный Wine. Бинарник включал в себя программу для защиты от незаконного копирования и библиотеки DirectX - все это не входит в обычный Wine.
Запускаем WineX.
Есть одна игра, переносом которой под Linux я больше всего интересовался - это Diablo 2, любимая игра моего сына в стиле hack-and-slay. На странице TransGaming есть раздел поддержки, включающий в себя ответы на часто задаваемые вопросы и комментарии по различным играм и решению особенных проблем. Итак, я зашел в раздел поддержки, чтобы узнать, как нужно устанавливать игры с CD. Установка игры прошла без проблем, как и установка бинарников WineX. Но все равно для нормальной работы игры мне пришлось уменьшить разрешение экрана и глубину прорисовки. После этого - наступило время запуска игры.
Играем.
Я запустил пусковой файл Diablo из псевдо-диска Windows, созданного при установке. Я запустил игру в окне 800x600x16bpp, используя опцию "-w". Через несколько секунд я уже увидел логотип Diablo 2 и начал играть. Машина, на которой все это было запущено - это двойной-233 Mhz Pentium с 256 Mb памяти. Сравнить ее с компьютером моего сына (266 Mhz Pentium, 98 Mb RAM) не очень легко, но игра шла примерно с такой же скоростью. Я не оптимизировал мою систему специально для игр (я использую ту же самую карточку от Nvidia, что и на компьютере моего сына), и я был счастлив увидеть, как игра, не поритрованная специально под Linux, совершенно нормально шла на моей системе без зависаний и падений.
Стоит ли вкладывать деньги?
Я несколько лет пытался выжать хорошее быстродействие из игр, запущенных под Wine, но мои эксперименты никогда не завершались успешно. Работа Transgaming - это настоящий прорыв в этом направлении, и она дала моей старой машине новую жизнь. Все мои эксперименты с Sims, Baldur's Gate 2 и Starcraft завершились просто отлично. Конечно же, я мог запустить Starcraft и под Wine, но две другие игры запустить под Wine было трудно, если не невозможно.
Вывод:
Я впечатлен той работой, которую сейчас делает Transgaming над библиотеками Wine. Действительно, они не предоставляют всего, что они разработали, в открытый доступ. Но все равно - их попытки достаточно успешны, и я согласен на их поддержку. Удовлетворяет ли их модель философии Free Software? Скорее всего - нет. Можно провести аналогию с движением shareware начала 1980-х годов, развивавшемся тогда вокруг IBM DOS систем. Именно это движение позволило разработчикам игр создавать игры на пределе возможностей имеющегося железа и создало индустрию Gaming hardware.
Каждый Open-Source проект возвращает все свои наработки сообществу. Transgaming делает то же самое, но с небольшими ограничениями, которые можно увидеть на их сайте:
"Исходники TransGaming WineX (кроме исходников программы защиты от незаконного копирования - пока) свободно доступны на VA Linux's SourceForge сайте. Вы можете свободно исследовать и изменять их, вы можете следить за изменениями, которые мы делаем, и вы можете учавствовать в дискуссиях разработчиков через наш список рассылки. Вы не можете только одного - распространять исходники WineX в коммерческих целях. Они лицензированы под лицензией Aladdin Free Public License.
Когда мы достигнем всех целей, мы планируем выпустить весь исходный код WineX под лицензией Wine, то есть - полностью интегрироваться с проектом Wine".
Хотя их ограничения и могут быть рассмотрены, как шаг к коммерческому проекту, но все равно - я их полностью поддерживаю.
1. Введение
1.1 Особенности.
1.2 Лицензия.
2. WineX - сделай сам!
2.1 Загрузка исходников WineX из CVS репозитория
2.2 Подготовительный процесс перед сборкой WineX
2.3 Сборка и установка WineX
2.4 Запуск WineX и реестр
3. Игры.
4. Заключение.
1. Введение
Проект WineX был основан фирмой TransGaming Technologies
на проекте WINE, в отличие от WINE этот проект полностью
ориентирован на возмозность работы самых популярных игр написанных для Microsoft
Windows и соответственно больше уделяет внимание совместимости с последними
версиями DirectX. Существуют 2-е версии этого проекта, одна, коммерческая без
исходного кода и распространяется только в бинарном виде по подписке, первоначальная
стоимость подписки равняется 5$, более подробно об этом можно узнать на
http://www.transgaming.com/create_accnt.php, вторая, в исходных кодах из CVS,
разница между этими версиями заключается в том, что коммерческая версия
позволяет устанавливать игры с защищенных CD и с них же играть, а так же
есть поддержка работы InstallShield v.6, чего, собственно, нет в свободной
версии из CVS, во всем остальном эти версии практически ничем не отличаются.
Для нас с вами, живущим в странах СНГ, большенство игр, которые продаются на
рынках, уже отломаны от различных CD защит, поэтому коммерческая версия
будет интересна обладателям лицензионых дисков или тем, кто хочет материально
поддержать этот проект и получить различную поддержку от TransGaming.
Другое большенство, которое предпочетает все делать самому и возится в исходниках,
тоже могут поддержать этот проект своим участием при его тестировании, выявлении
и устранении различных багов, высылкой патчей авторам проекта, или добавлении
новых фич...
1.1 Особенности
WINE и WineX многие считают эмулятором Microsoft Windows, но это не совсем так,
так как эти проекты не нуждаются в установке каких либо Microsoft Windows и
имеют нативно встроенные основные компоненты Windows, основаных на доступных
общественности исходниках от самой фирмы Microsoft,
и без которых не смогут работать программы написанные под Windows, т.е., это в
полне самостоятельные программы и предназначены для работы исполняемых файлов
EXE&DLL непосредственно в среде Unix систем. Для ОС Linux эти проекты имеют
дополнительные возможности - поддержка аппаратной 3D графики основаной на OpenGL
для большенства видеокарт входящих в поддержку DRI - Direct Rendering Infrastructure для XFree86 на платформе x86. В данное время идет
портирование DRI для системы FreeBSD,
но это еще только на начальном этапе и пока не совсем стабильно. К сожалению,
фирма Nvidia идет своим путем написания драйверов
поддерживающих OpenGL на аппаратном уровне, и не дает нормальный SDK для корректного
написания приложений, т.е. хедеры, которые идут с драйверами, почти не совместимы c
API MesaGL. Чем это плохо? Плохо это тем,
что открытые драйвера с поддержкой аппаратного 3D в XFree86 ориентированы
на API MesaGL, MESA в свою очередь является открытым проектом и поддерживается
фирмой SGI, хотя Nvidia тоже использует API OpenGL от SGI,
но в их реализации много своего, вот поэтому есть некоторые не совместимости
при сборке WineX и WINE, как это обойти, я расскажу ниже... Хочу добавить
еще пару слов по Nvidia, для пользователей OC FreeBSD Nvidia не делает
драйверов, как в прочем нет варианта коммерческого WineX, который существует
только под ОС Linux, но, есть врапер под FreeBSD 4.x написанный David Rufino's,
который позволяет запускать Линуксовые нвидевские драйвера под Xfree86 4.xx. Хотя я немного отошел от темы, но эти
особенности очень важны при сборке и работе WineX или WINE.
1.2 Лицензия
С недавних пор, проект WINE перешел под новую лицензию GNU LGPL, WineX
же придерживается лицензии Aladdin Free Public License, вернее та часть
проекта WineX, которая является поддержкой DirectX для WINE. В дальнейшем
это не должно противоречить GNU LGPL и поэтому AFPL легко уживется с
этой лицензией.
2. WineX - сделай сам!
Итак, пришло время перейти к действиям, для этого необходимо набраться немного терпения и следовать схеме, которую я попытался описать ниже.
2.1 Загрузка исходников WineX из CVS репозитория
Начнем с того, что нужно загрузить исходники из CVS репозитория, для этого мы создаем каталог на локальном диске, куда будут закачены исходники, к примеру /usr/local/src/WineX, заходим в этот каталог и даем команду:
на запрос ввода пароля, жмем ENTER и далее набираем другую команду:
cvs -z3 -d:ext:developername@cvs.winex.sourceforge.net:/cvsroot/winex co wine
(в конце пишем именно _wine_, а НЕ _winex_)
Все эти действия описаны на http://sourceforge.net/projects/winex. После того, как произойдет полная закачка исходников из CVS на ваш локальный диск, следует сделать архив этих исходников:
tar cvpjf winex-[дата]-cvs.tar.bz2 wine
это понадобиться вам для того, чтобы в следущий раз cvs -z3 ... не скачивал все снова, а сделал синхронизацию, что вполне займет меньше времени.
2.2 Подготовительный процесс перед сборкой WineX
Это довольно ответсвенный момент, как говорится "Как яхту назовете, так она
и поплывет", тут важно учесть версии MESA и XFree86 которые установленны в
вашей системе, если вы хотите иметь поддержку запуска игр в режиме аппаратного
3D.
Нужно убедится, что у вас установлена версия MESA не ниже 3.5 и что ваша
видеокарта поддерживается в XFree86 не ниже версии 4.0.2, как аппаратный
3D ускоритель. Я бы посоветовал сделать проще и более правильнее - это
перейти на XFree86 версии 4.2.0, там и MESA какая нужная и исправлений
ошибок имеются, ну и как не как поновее будет...
В случае, если вы являетесь обладателем карт от NVidia, то нужно сделать
следущее:
а) Сделать установку драйверов по описанию, как это предлагает NVidia.
b) Проверить, не осталось ли хвостов в директориях /usr/lib и /usr/X11R6/lib в виде лишних libGL.so.*
c) Проверить, что libGLU.so.* лежат в /usr/lib или /usr/X11R6/lib, если у вас их вообще небыло, то советую собрать Mesa v.4.0.1, взять после сборки все libGLU.*.* и положить в /usr/lib или /usr/X11R6/lib, так же положить в /usr/include/GL хедеры из этой MESA, должны быть следущие файлы:
d) Если у вас стоит XFree86 версии 4.2.0, то лучше, на всякий случай, сделать линк с /usr/X11R6/include/GL на /usr/include/GL, это касается не только обладатей карт от NVidia, а вообще всех тех, у кого стоит XFree86 версии 4.2.0...
Я не могу сказать за все существующие дистрибутивы Linux, но все что я описываю, делалось на RedHat 7.x и Mandrake 8.x.
2.3 Сборка WineX
Прежде всего рекомендую взять мой WineX_BuildTools, этот архив распространяется свободно и лежит на http://mcmcc.netfirms.com/files/WineX_BuildTools-18032002.tar.bz2 Содержимое архива нужно распаковать в директорию, куда вы загрузили исходники WineX, к примеру /usr/local/src/WineX/wine, и запустить ./build. Этот пакет содержит все необходимое для сборки WineX в tgz или rpm, а так же регфайлы. Собраный пакет WineX будет соответствовать такой же структуре, как и коммерческий WineX, но только с небольшими изменениями подогнаные под пакет WINE который идет в дистрибутиве RedHat 7.x, т.е. WineX не пересекается с WINE, имеет свой скрипт запуска /usr/bin/winex и утилиту для записи в регфайлы /usr/bin/regwx, а так же совмесно с WINE использует /usr/share/wine-c как диск "C:\". После удачной сборки, в директории,
где вы запустили ./build, вы должны будите увидеть собранный пакет WineX-[дата]-1.tgz или WineX-[дата]-1.i386.rpm, который будет полностью готов, что бы его установили...
2.4 Запуск WineX и реестр
Запуск WineX осуществляется командой:
winex <имя программы>
вообщем, так же, как это делается в wine.
В данный пакет WineX, я решил, что целесобразно ввести утилиту для записи
в реестр WineX, так как многие программы могут быть предварительно
установленны только в Microsoft Windows, по причине не возможности установить
их в WineX, к примеру инсталятором InstallShield v.6, то такая утилита будет
очень полезна, что бы загрузить выгруженный регфайл из Microsoft Windows в реестр
WineX командой:
regwx <регфайл>
Однако нужно учесть, что регфайл из Microsoft Windows немного не соответствует
нужному формату подгружаемому регфайлу для WineX, но это легко можно подправить.
[HKEY_LOCAL_MACHINE\Software\Westwood\WOLAPI]
"InstallFromPath"=".\Internet\"
"InstallPath"=".\Internet\WOLAPI.DLL"
"Name"="Westwood Internet Play"
"SKU"=dword:00007f00
"Version"=dword:00010006
Как видно, разница не большая, отсутствует заголовок REGEDIT4 и заменены двойные "\\" на одинарный "\", почему так надо делать, это нужно смотреть описание программы regapi, которая входит в состав WINE и WineX...
3. Игры.
Список работающих игр в WineX можно посмотреть на:
http://www.transgaming.com/dogamesearch.php?order=working&showall=1. Правда это не полный список, все игры учесть не возможно, я могу лишь
только рассказать, как мне удалось поставить WarCraft-III Beta.
Для это понадобиться ISO или CD диск, найти можно практически на
любом варезном сайте. На диске есть DirectX8.1 и сама игра,
в начале я установил DirectX8.1 и потер 4-е файла в директории
windows\system - d3d8d.dll d3d8.dll dinput8d.dll dinput8.dll,
остальное не трогал, затем запустил winex install.exe и установил
игру, далее сходил на сайт http://www.starcraft.ru и нашел описания
где взять новые патчи и как подружить WarCraft-III Beta с bnetd. WarCraft-III Beta использует
2-а движка - OpenGL и D3D, в случае установки на Линукс, он все же использует
OpenGL, для обладателей карт от NVidia могут быть проблемы с D3D, так как
используемый libGLU от MESA немного не стыкуется с NVidiaвскими драйверами,
зато на таких картак как Matrox G-400 и Voodoo3/4/5 таких проблем не будет,
так как они полностью используют API MesaGL. Однако в случае с
WarCraft-III Beta и Nvideaвскими картами, игра использует
OpenGL, причем, скорость игры получается такая же, как и в
Microsoft Windows, что не может не радовать:-).
4. Заключение.
Хотелось бы послушать товарищей, которые используют FreeBSD, у них просто появился шанс, после начала порта DRI под FreeBSD, что у них тоже все в ажуре и работает 3D как надо...
Также в заключении, хотелось бы вынести благодарности людям из #rusunix, таким как BaT и другим, которые вынудили написать весь этот выше изложенный бред с кучей грамматических ошибок, но как говорится "Чукча не читатель, чукча писатель", особую благодарность хочу выразить Tima, за предоставленный в свое время бинарик WineX, с которого я взял за основу структуру и регфайлы при создании своего WineX_BuildTools.
Apache+PHP+MySQL - Установка Apache, PHP и MySQL.
Ваше предложение - Пишите на xoid26@umail.ru, какую информацию хотели бы вы видеть в рассылке, и, может быть, в следующих выпусках вы найдете именно то, что вам нужно!!