О свободном программном обеспечении в последние годы говорят и пишут много, и к настоящему моменту, похоже, три четверти пользователей персоналок способны достойно объяснить, чем же так сильно отличаются две внешне схожих операционных системы - Linux и Microsoft Windows. Но, словно в соответствии с современными физическими теориями, рядом с миром свободного софта существует и развивается масса параллельных миров, основанных на той же самой идее полной свободы действий, но приспособленной
уже под иные форматы и образы (звук и музыка, графика во всех её проявлениях, литература и т.д.). Временами идущие близкими курсами пространства эти пересекаются и тогда на свет появляются удивительные проекты, об одном из которых и хотелось бы сегодня рассказать. Рождён он усилиями независимого сообщества разработчиков пакета объёмного моделирования Blender [blender3d.org] и сообщества академического - исследователей из Института медиаискусств Нидерландов, базирующегося в
Амстердаме.
Про Blender хотя бы краем уха должен быть слышать каждый. Пожалуй, на сегодняшний день среди всего свободного софта не существует второго такого же инструмента - наделённого той же мощью и изяществом. Blender, последняя версия которого, за номером 2.37, вышла буквально на днях, является средой для комплексного пространственного моделирования, предоставляя всё необходимое для проектирования сколь угодно сложных 3D-сцен. Blender - это полноценный моделлер, Blender - это система мультипликации
(с "игровым" режимом: нарисованный 3D-мир здесь можно "запустить" и проверить в действии), Blender - многофункциональный инструмент рендеринга и пост-обработки. Работая на всех популярных платформах - свободные и проприетарные UNIX-совместимые системы, включая Linux и Mac OS X, Microsoft Windows - Blender хорошо смотрится на фоне своих несвободных конкурентов (3D Studio, Lightwave, Maya и др.), а энтузиасты, работающие над его развитием, неустанно генерируют новые идеи касательно функциональной наполненности
своего детища. Так что смена номера версии во втором знаке после запятой выливается в поистине впечатляющий список инноваций: полюбопытствуйте иллюстрированным анонсом релиза 2.37 [blender3d.org/cms/Blender_2_37.496.0.html], где одно только перечисление важных нововведений занимает четыре страницы!
И неудивительно, что именно Blender Foundation, независимая организация, курирующая разработку 3D-пакета, стала инициатором проекта Orange: The Open Movie Project - проекта, предполагающего создание первой в мире свободной 3D-короткометражки. Суть предложения сводится к следующему: совместными усилиями Blender Foundation и уже упомянутого выше Института медиаискусств, создаётся сценарий для короткого, максимум на 20 минут, анимационного фильма. Работать над ним предстоит в течение
полугода, с сентября 2005-го по март 2006-го, пёстрой команде художников, программистов, музыкантов и прочих мастеров, часть из которых (примерно десять человек - core team) будет специально нанята и проведёт большую часть времени в специально созданной студии в Амстердаме, другая же часть будет составлена из добровольцев, выполняющих задания через Сеть. Координационным узлом станет сайт orange.blender.org (Orange - кодовое название фильма), а основным условием, поставленным
перед участниками - использование только свободных программных инструментов. Помимо Blender планируется задействовать такие известные программы как GIMP и Cinepaint, Verse и Yafray, язык программирования Python. Соответственно и сама лента будет опубликована под одной из свободных лицензий, допускающей использование и редистрибуцию фильма без существенных ограничений.
Как видно из представленного плана действий, к настоящему моменту уже завершён важный подготовительный этап - набор core team. Приём заявок от желающих участвовать в проекте на общественных началах продолжится ещё сутки. Собственно творческий процесс стартует в сентябре, причём одновременно с рисованием и рендерингом (на арендованной ферме серверов) будет вестись и съёмка документальной хроники о ходе проекта. Какие цели преследуют организаторы? В списке официально озвученных числится
содействие разработке свободного софта, но прежде всего, конечно, реклама: уникальная короткометражка будет распространяться всеми возможными способами, включая скачиваемый файл на арт-порталах Сети, DVD-диск и даже кинофестивали - такие как в Каннах и на выставке SIGGRAPH. Предположительно - и, конечно, если фильм получится удачным - это позволит привлечь к Blender и свободному программному обеспечению вообще внимание прессы и новых пользователей. Какой шумной может быть медиакампания уже продемонстрировали
приверженцы браузера Firefox (который, кстати, продолжает наращивать свою рыночную долю), теперь очередь за Blender!