Космос. Кто из вас не мечтал хоть однажды о космических путешествиях - к другим звёздам, к чужим планетам, о встрече с представителями иных цивилизаций? Увы, настоящая космическая техника пока не в состоянии реализовать для большинства даже толику этих фантазий, но техника вычислительная - дело иное. Чуть больше десяти лет назад, когда на моём столе работал потрясающий по тем временам компьютер - 8-битный Magic, клон популярного тогда ZX Spectrum, два цвета на каждые 64 пикселя - часы
и дни я проводил за игрой Elite. Думаю, её помнят многие из вас - в конце концов именно этот "симулятор", с примитивной векторной графикой (текстур и в помине не было), положил начало целому жанру игрушек, погружающих человека в виртуальную вселенную, воссозданную до мельчайших деталей. Путешествия между звёздами и планетами, честная торговля или грабёж на межпланетных трассах, схватки с пиратами, бегство от сил охраны правопорядка, загадочные космические феномены и катаклизмы - всё это, но уже на новом технологическом
уровне, есть и в замечательной свободной разработке под названием VegaStrike [vegastrike.sourceforge.net].
VegaStrike родилась несколько лет назад как проект одиночки-энтузиаста, решившего самостоятельно написать игровой космический симулятор. Даниэль Хорн написал основу, а перед самым выпуском его друг, Александр Равасс, убедил опубликовать вместе с самой игрой и её исходные тексты. Результат перед вами: вселенная VegaStrike реализована на оригинальном графическом движке и по сложности даст фору любому другому симулятору. Планеты, звёзды, туманности - здесь есть всё, что есть в космосе
настоящем, но цифровой мир VegaStrike ещё и заселён. Вселенной - по крайней мере, известной её частью - правят три расы, среди которых человечество (объединённое в Конфедерацию гуманоидных миров) занимает место равного. На предоставленном корабле вы вольны перемещаться между звёзд и планет в свободном поиске космических диковинок (каждая планетная система уникальна), либо заняться старым как весь этот мир делом - торговлей. Самое приятное, впрочем, то, что ваши действия ничем и никем не ограничены, поэтому,
задействовав бортовое вооружение, можно устроить разбой или наняться на службу. Десятки типов кораблей, разноообразное оружие, сложная система событий (новости, цены, условия и пр. и пр.), динамическое пространство, живущее по своим законам и насыщенное секретами и феноменами, частью реальными, частью фантастическими, оригинальная музыка - всё это VegaStrike.
Но не менее интересна и техническая сторона разработки. С тех пор, как Хорн выпустил первую версию программы, он и подключившиеся к проекту энтузиасты серьёзно продвинулись вперёд. Первые модели кораблей Даниэль создавал на бумаге и в текстовом редакторе (emacs), сегодня их моделируют в специальных программах. Оригинальный графический движок - авторы принципиально отказались от копирования идей и находок, подсмотренных в других космических симуляторах - умеет рисовать потрясающий космос,
планеты и звёзды, отлично рисует взрывы. Вольные художники сделали мир VegaStrike тёплым и живым, а недавно даже реализовали в полном объёме Солнечную систему. Масштабы соответствуют реальным - когда это возможно, конечно.
Постарались и программисты. VegaStrike - одна из тех немногих пока сложных программ для Linux, которые устанавливаются под любым дистрибутивом в один клик. Игра разбита на два исполняемых файла, один базовый, другой - с музыкой. Инсталляция - простое их выполнение. Исходники VegaStrike опубликованы под лицензией GNU GPL, поэтому скачать свою копию вы можете с официального сайта проекта. Либо приобрести уже записанную на диск в нашем магазине [linux.su/vegastrike.shtml].
Кстати, на диске есть и версия для Microsoft Windows.
Линукс - система прежде всего для энтузиастов, и это здорово. Но приятно и то, что всё чаще свободная ОС привлекает внимание разработчиков софта проприетарного. В конце концов, от этого выиграем все мы: будет больше программного обеспечения - обострится конкуренция, софт станет качественней и функциональней. Пока, впрочем, до серьёзного противостояния продуктов проприетарных и свободных под Linux ещё далеко: "серьёзные" девелоперы побаиваются Линукса и их чрезмерная осторожность приводит
порой к забавным казусам. Так, на днях компания Nero, известная в мире Windows одноимённым пакетом для записи компакт-дисков, анонсировала Linux-версию своей программы [ww2.nero.com/us/NeroLINUX.html]. Функциональность NeroLINUX в среднем близка к той, которую обеспечивают X-CD-Roast и K3b, но есть и оригинальное отличие, выдающее коммерческую природу продукта: NeroLINUX использует собственные низкоуровневые функции работы с "железом", чтобы, в частности,
определять типы используемых оптических приводов. С одной стороны это хорошо, ибо удобно, с другой - плохо, поскольку вместо стандартного системного интерфейса используется частное решение, в котором наверняка есть ошибки. Впрочем, оставим это на совести разработчиков. Интересно и забавно вот что: NeroLINUX задекларирован как свободный продукт (не в смысле предоставляемой пользователю свободы, а в смысле нулевой цены) с маленькой оговоркой - перед получением NeroLINUX пользователь должен зарегистрировать полную
версию пакета Nero, за его нормальную цену. Такая вот оригинальная трактовка бесплатности.
Причин использовать сегодня платный продукт для записи компакт-дисков под Linux просто нет: в любом современном дистрибутиве свободной ОС имеется достаточно свободных инструментов, которые позволяют организовать "нарезку" болванок качественно, а при желании и со всеми удобствами. И чем дальше, тем больше эти средства интегрируются в рабочие среды. Ради любопытства загляните в статью, посвящённую граббингу и записи аудио-компактов в среде GNOME, опубликованную в свежем выпуске GNOME
Journal: всё просто, быстро и удобно [www.gnomejournal.org].
Прогресс в линуксовом мире - штука сама по себе интересная. Какие-то метафизические зависимости между активностью энтузиастов-девелоперов, их численностью и общей массой новых идей формируют удивительную и приятную последовательность: каждые полгода облик Linux меняется в лучшую сторону, система становится красивей, удобней, обрастает новыми функциями. А благодаря тому, что реализация новых идей в коде - процесс столь же открытый, как и сами исходные тексты, у всех нас есть возможность
воочию наблюдать за рождением, обсуждением и имплементацией задумок. Лучшее место для этого - "планетарные" порталы, где под одной тематической крышей сведены десятки блогов, ведомых разработчиками в рамках того или иного проекта. Один из крупнейших - "Планета Дебиан" [planet.debian.net]: здесь можно найти и мнения девелоперов Debian Linux по рабочим вопросам, и их частные заметки, к делу не относящиеся. Близка к нему по оживлённости дискуссий "Планета Гном" [planet.gnome.org].
Буквально на днях получили свою Планету приверженцы дистрибутива Gentoo: Planet Gentoo [planet.gentoo.org] распахнула свои двери на официальном сайте gentoo.org. Удачи вам в планетарных изысканиях! =)