До конца года ещё полтора месяца, но рыночные аналитики уже делают прогнозы на год будущий. 2005-й обещает стать хорошим годом для информационных технологий и годом поистине звёздным для свободного программного обеспечения и операционной системы Linux. По крайней мере такой вывод можно сделать из речи Боба Гейварда, вице-президента авторитетной в вопросах предсказания будущего ИТ агентства Gartner, выступающего сегодня на устроенном этой компанией очередном ежегодном симпозиуме в Сиднее [www.news.com.au]. Согласно предсказаниям Gartner, 2005-й принесёт шестипроцентное увеличение трат на информационные технологии и значительная часть этих денег попадёт в карманы участников open source-сообщества. К сожалению для Microsoft и к счастью для приверженцев открытого кода, следующий
год обещает Linux невиданную доселе популярность: государственные организации, финансовые учреждения и просто частные компании, отчасти поддаваясь давлению со стороны таких Linux-гигантов как IBM, Novell, Sun и Red Hat, отчасти по собственной инциативе продолжат перевод своих серверных систем и начнут перевод рядовых рабочих станций на свободную ОС. Для одной только банковской сферы Gartner обещает Linux 40% долю к концу будущего года!
Спору нет, прогноз кажется чересчур оптимистичным, однако, скептикам стоит прислушаться к отзывам тех, кто запланировал и уже начал переход на свободную ОС, отказавшись от проприетарного софта (главным образом производства Microsoft и разработанного для её платформы). Администрация норвежского города Берген, в настоящий момент активно работающая в этом направлении, на днях сообщила о большей, нежели ожидалось ранее, экономии от миграции на Linux [www.desktoplinux.com]. Напомню, в Бергене планировалось перевести на свободный софт всю муниципальную инфраструктуру, включая подчинённые властям серверы и десктопы, а самым интересным (и рискованным, конечно) моментом проекта считается перевод на Linux компьютерного хозяйства всех городских школ. Дороговизна Windows-решений стала главной причиной, по
которой бергенцы решились на переход в лагерь open source, и идея себя оправдала: в процессе миграции выяснилось, что сэкономить удастся не только на стоимости лицензий и возможности обеспечить информационную безопасность сравнительно меньшими затратами, но и на стоимости самого "железа" - благодаря более высокой производительности Linux.
То, что свободная ОС на больших игровых приложениях уступает по производительности MS Windows, факт неприятный, но известный и подтверждённый множеством геймеров. Объясняется он худшим качеством Linux-драйверов для видеокарт: разработчики графических карточек пока не озаботились оптимизацией драйверов для Linux в той же степени, в какой она заботит их для Windows. Но, похоже, во всех прочих областях Linux (опять же по производительности) "делает" Windows легко. Что тоже объясняется просто: если Windows - система монолитная, то Linux хорошо поддаётся конфигурации. Опытные пользователи подтвердят: было бы желание, и свободную ОС можно "заточить" под быструю работу с компьютером практически любой мощности, начиная со сравнительно слабых субгигагерцовых машинок.
"Затачивают" Linux и для совсем уж неказистых (по аппаратным характеристикам, не по внешнему виду :-) недокомпьютеров, что именуются смартфонами и коммуникаторами. На днях в Китае разработчику одной из таких конструкций, компании E28, присудили престижную техническую награду Technological Achievement Award 2004. E28 удостоилась чести за разработку шаблонной схемы смартфона, работающего под управлением Linux [www.linuxdevices.com]. Так называемый референс-дизайн, созданный инженерами E28, включает электронную схему устройства, встраиваемую версию операционной системы Linux и полный набор программного обеспечения для неё, покрывающий все нужды среднего пользователя современного мобильного телефона. На основе созданного E28 шаблона может быть построено множество различных Linux-смартфонов, а первая модель
от самой E28 уже выпущена и продаётся. Это симпатичный e2800 (внешне выполнен в форме автомобильчика) - с двумя процессорами на борту, цветным сенсорным экраном, цифровой камерой, поддержкой Java. Хороший обзор e2800 опубликован недавно "Компьютеррой" [www.terralab.ru].
Тем временем столь же портативные, но уже более мощные наладонные компьютеры под управлением Linux, наращивают свою мобильную мощь. Zaurus SL-C3000, самое свежее пополнение в одноимённом семействе Linux-наладонников компании Sharp, сохранил все достоинства предыдущих моделей и обзавёлся новым, в виде жёсткого диска [www.theregister.co.uk]. Малыш, продажи которого в Японии уже стартовали (будет ли он продаваться в Европе - вопрос открытый), при весе в 300 грамм оснащён 416 МГц процессором Intel Xscale PXA270, 64 Мбайт оперативной памяти и 16 Мбайт флэш-ПЗУ, высокочётким (благодарите органическую матрицу) сенсорным 3.7-дюймовым дисплеем с прежним разрешением 640х480, полной механической клавиатурой и, самое главное, винчестером в 4 гигабайта. В машинку не встроены адаптеры беспроводной связи,
но этот недостаток легко устраняется подключением соответствующих карточек через слоты SecureDigital и CompactFlash.
Крохотный "Заурус" со сворачивающейся на 360 градусов "головой", как впрочем и любой Linux-наладонник, незаменимы во всех ситуациях, когда вам нужна производительность большого компьютера, но совершенно ни к чему его размеры. Вардрайвинг - поиск и изучение точек беспроводного (Wi-Fi) доступа - одно из перспективных и, пожалуй, самых интересных применений. А кто запретит играть на таких машинках? Я "Заурусом" не обзавёлся, но вполне представляю его возможности, экспериментируя с Дебианом на наладоннике iPaq. Превратить такое устройство в игровую приставку очень просто: достаточно поставить на него эмулятор какой-нибудь игровой системы. Лично у меня работает эмулятор ZX Spectrum, но есть ещё и великолепные XMAME/XMESS [x.mame.net] - для каждого из них число игр измеряется тысячами, при полном отсутствии проблем с совместимостью (игры
работают внутри эмулятора, они и понятия не имеют о том, на каком компьютере в действительности их запустили). Ну, а когда заимствованных игрушек не хватает, приходят на помощь игры родные, писанные под Linux. Такие, к примеру, как замечательная Stellar Duel - простецкая по идее, но весьма играбельная космическая аркада [freshmeat.net/projects/stellarduel/]. У Stellar Duel интересная родословная, ведь она - прямой потомок программы, написанной когда-то для MS DOS. Но это уже другая история :-)