Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Цветовые режимы,цветовые палитры,цветовые модели


Цветовые режимы,цветовые палитры,цветовые модели 2 Часть

Цвет

Цветовой диапазон - диапазон цветов, которые могут восприниматься или воспроизводиться наблюдателем или приемным устройством.

Динамичеакий диапазон - различие между наиболее светлым и наиболее темным элементами в изображении или поле зрения.

Человеческое зрение имеет широкий цветовой и динамический диапазоны.Глаз человека способен различать градации милионных долей яркости.У компьютерных устройств цветовой и динамический диапазоны уже.

Цветовые и динамические диапазоны сканеров и мониторов шире, чем соответствующие диапазоны принтеров.

Для представления областей цветов, в которых работают устройства ввода и вывода, существует два способа :

1) цветовые модели;

2) набор палитр.

Цветовая модель используется для математического описания определенных цветовых областей спектра.

Большинство компьютерных цветовых моделей основано на использовании трех основных цветов, что соответствует восприятию человеческим глазом. Каждому основному цвету присваивается определенное значение цифрового кода,после чего все остальные цвета определяются как комбинация основных цветов. Цветовые модели условно разделяют на три класса:

*аддитивные(RGB), основанные на сложении цветов;

*субтрактивные(CMY,CMYK), основанные на вычитании цветов;

*перцепционные(HSB,HLS,Lab,YCC), основанные на восприятии.

Адиттивный цвет получается путем соединения лучей света разных цветов.Большинство цветов видимого спектра получают путем вмешивания в различных пропорциях первичных цветов: красного(R), зеленого(G) и синего(B) цветов. При попарном смешивании первичных цветов образуются голубой, пурпурный и желтый - вторичные цаета. Первичный и вторичный - базовые цвета, т.е., цвета, с помощью которых можно получить весь спектр видимых цветов. Когда три основных компонента имеют одинаковую интенсивность, результирующий цвет - белый.Если все компоненты имеют нулевую интенсивность, результирующий цвет - чистый черный.

Адиттивные цвета широко применяются в системах освещения, видеосистемах, устройствах записи на фотопленку, мониторах, сканерах и цифровых камерах. С помощью адиттивного синтеза невозможно воссоздать все цвета видимого спектра на экране, например чистый голубой и чисто желтый. Но RGB - модели достаточно для воспроизведения фотореалистических изображений на экране компьютера.

Субтрактивные цвета получаются вычитанием вторичных цветов из общего луча света. Здесь белый цвет получается при отсутствии всех цветов.

Две наиболее распространенные версии : CMY и CMYK. Белый в этой системе получается при отсутствии всех цветов. В основе лежит использование трех субтрактивных цветов : голубого(C), пурпурного(M), желтого(Y). При печати используется добавка дополнительного черного компонента цвета.Это дает улучшение качества теней и серых оттенков. В аббревиатуре модели CMYK используется буква "К", чтобы избежать путаницы (Key color - ключевой цвет).

CMYK не может производить яркие насыщенные цвета, а также ряд специфических, например, металлический и золотистый. Дополнительно и самостоятельно используют плашечные цвета, которые воспроизводятся на бумаге готовыми смесовыми красками, созданными с помощью специальной технологии, базирующейся на использовании для каждого цвета соответствующего ему уникального красителя. Эти цвета непрозрачны и отражают свет поверхностным слоем. Это позволяет добиться воспроизведения очень ярких тонов и спецэффектов типа металлизации и иризации(перелива оттенков при разных углах зрения). Перцепционные - интуитивные - цветовые модели. В их основу заложено раздельное определение яркости и цветности.Такой подход обеспечивает возможность обращаться с цветом на интуитивно понятном уровне и упрощает проблему согласования цветов.

Модель HSB наиболее точно соответствует способу восприятия цветов человеческим глазом и позволяет описывать цвета интуитивно ясным способом. В HSB-модели все цвета определяются с помощью комбинации цветового тона (H), насыщенности (S),яркости (B).

Цветовой тон (hue) - свет с доминирующей длиной волны.Для описания цвета используют название цвета : красный, синий, розовый и т.д. Насыщенность ( saturation) - чистота цвета. Определяет соотношение между основным компонентом цвета и всеми остальными длинами волн ( количеством серого), участвующими в формировании цвета.Чем значение насыщенности, тем сильнее ощущается цветовой тон.

Яркость ( brightness ) - интенсивность, с которой энергия света воздействует на рецепторы нашего глаза. Это относительная освещенность или затемненность цвета.Яркость не влияет на цветность, но от неё зависит, насколько сильно цвет будет восприниматься глазом. При нулевой яркости мы не видим ничего, поэтому любой цвет будет восприниматься как черный.

Цветовые режимы - практическая реализация цветовых моделей.В большинстве графических программ RGB,CMYK,Lab- модели имеют одноименные цветовые режимы.

Режим монохромной графики используют для работы с черно-белыми изображениями. Варианты реализации этого режима :Гравюра,Джарвис,Стакки,Флойд-Стейнберг,Упорядоченный,Текстурированный, Полутоновый. Image>Color Mode>Black and White (Изображение> Цветовой режим> Черно-белый). В гравюре отсутствую полутона. Изображение черно-белое.

Джарвис,Стакки и Флойд-Стейнберг - варианты генерации случайных узоров на базе наборов черных и белых пикселов, использующихся для имитации серого цвета. Упорядоченный - используются фиксированные растровые узоры. Текстурированный - текстурированное изображение, полученное путем анализа и преобразования атрибутов каждого пиксела изображения.

Полутоновый - изображение более темных оттенков крупными точками ,а более светлых - точками меньшего размера.Оттенки серого здесь имитируются точками разного размера, внесенными в специальный шаблон, форму которого можно выбрать из раскрывающегося списка Screen type (тип растра).

Режим Grayscale (Градации серого) позволяет увеличить информационную емкость изображения за счет повышения цветового разрешения каждого пиксела. По сравнению с изображениями, полученными в режиме Черно-белой графики, изображение, выполненное в режиме Градации серого выглядит более реалистичным.Последние версии профессиональных редакторов поддерживают 16-битовую глубину цвета, которая позволяет воспроизводить 65 536 оттенков серого.

Режим Duotone (Дуплекс) - это 8-разрядный цветовой режим, использующий 256 оттенков не более четырех цветовых тонов. В полиграфии широко распростронен двухтоновый вариант данной модели.этот режим можно использовать для того, чтобы придавать цветность черно-белым изображениям либо создавать интересные эффекты с помощью различных параметров тонирования.

Режим RGB Color - основной цветовой режим графических редакторов и обычно используется ими по умолчанию.Это связано с тем, что главный компонент компьютерной системы - монитор - для отображения информации использует цветовую модель RGB. Corel RHOTO-PAINT и ADOBE Photoshop поддерживают RGB Color (48-bit), обеспечивающий 48-разрядную глубину цвета, что дает возможность воспроизвндения триллионов цветов. Это позволяет повысить качество изображения, но увеличивает объем файла изображения.

Режим Paletted (Палитра). В этом формате вместо трех цаетовых форматов используется один, в котором информация о компонентах цвета (красном, зеленом и синем) каждого пиксела записывается в специальную цветовую таблицу в виде фиксированных значений. Поэтому, в отличие от других цветовых моделей, значение, присваемое каждому пикселу изображения, не указывает его цвет, а указывает номер цвета (индекс), в цветовой таблице (палитре), которая записывается в начало или конец файла.Таким образом, в каждую ячейку записанной в файл растровой сетки изображения заносится ссылка на один из цветов палитры. Индексированное изображение - это как бы усеченный вариант цветового изображения в формате RGB, позволяющий получать более компактные файлы.

Режим CMYK Color аппаратно ориентирован на печатающее устройство, т.к. выполняет процедуру цветоотделения. Он используется при выводе готовой продукции на принтер.Часть цветов не передается адекватно с помощью CMYK-модели.

Режим LAB Color используется при печати изображения на принтерах Postscript Level 2; при работе с изображениями Photo CD; при конвертировании цветного изображения в модель Grayscale; при необходимости изменить яркость изображения без искажения оттенков изображения.

Режим Multichannel используют для преобразования изображения при печати на черно-белых принтерах.

Режимы NTSC RGB и PAL RGB предназначены для преобразования изображения в соответствующий видеоформат.

Иллюстрации к статье можно посмотреть, зайдя по ссылке http://www.magyra.com/content/view/413/86/

В следующей публикации - рисуем водопад.


В избранное