Почему ассемблер? Перечитав энное количество книг нам стало понятно,
что хорошего самоучителя для изучения данного языка не найти. У
каждого автора имеются свои плюсы и минусы в изложении; ряд авторов
начинают с классических вещей — вводной лекции, теории, изучения
переменных и операторов. Другие же начинают сразу с заумных вещей,
публикуя "тяжеленные" тексты программ. Часть авторов изучают ассемблер в
связке с языками высокого уровня. И лишь небольшое их количество идёт
"заочным" путём - опуская заметную часть сложных операторов и объясняя
простые; впрочем, разъясняя сложные операторы в дальнейшем. Так поступим
и мы. Задача блога - быстро научить читателя программированию на
ассемблере, и дать ему возможность самостоятельно изучать материал, уже
имея за плечами накопленные знания.
Этот урок — совсем короткий. Мы предполагаем, что можно опустить длинные разговоры на тему "Зачем нужен ассемблер", а читатель самостоятельно нашёл данный текст в надежде получения простой и понятной ему информации.
Что для этого нужно? Для начала - установите соответствующую операционную систему семейства Windows
(мне, например, пришлось ради такого случая установить её в качестве
виртуальной машины) - 98, 2000, XP, Vista (можно установить виртуальную машину — например, Oracle VM Virtualbox и требуемую операционную систему). Далее -
соответствующий набор инструментов, я использую Far manager в связке с плагинами Colorer (1) и (2). Также понадобится сам ассемблер masm, отладчик AFDPRO и справочная информация HELP.
Все
исполняемые файлы, за исключением LINK.EXE, я копирую в папку ../Far -
чтобы из любого места можно было компилировать созданные текстовые
файлы. LINK.EXE, к сожалению, почему-то приходится копировать в папку с
будущей программой.
Если всё прошло успешно, вы должны получить такого рода окна:
Просмотр исходного текста на языке assembler через Far (F4):
Запуск файла помощи HELP.EXE:
Файл помощи будет полезен нам для получения справочной информации, которой нет в выпуске. Подсветка в редакторе Far полезна при отладке текстов: с ней довольно просто обнаружить пропущенную запятую или букву.
А в следующем уроке мы с вами уже напишем свою первую программу на ассемблере.