Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Программирование на Visual С++

  Все выпуски  

Программирование на Visual С++ - No.66 (Критические секции)


Служба Рассылок Subscribe.Ru

  ПРОГРАММИРОВАНИЕ    НА    V I S U A L   C + +
РАССЫЛКА САЙТА       
RSDN.RU  

    Выпуск No. 66 от 3 марта 2002 г.

РАССЫЛКА ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ПРОЕКТА RSDN , НА САЙТЕ КОТОРОГО ВСЕГДА МОЖНО НАЙТИ ВСЮ НЕОБХОДИМУЮ РАЗРАБОТЧИКУ ИНФОРМАЦИЮ, СТАТЬИ, ФОРУМЫ, РЕСУРСЫ, ПОЛНЫЙ АРХИВ ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКОВ РАССЫЛКИ И МНОГОЕ ДРУГОЕ.

Здравствуйте, дорогие подписчики!

Помнится, когда-то я уже публиковал статью, посвященную вопросу многозадачности и синхронизации потоков (нитей). Сегодня я предлагаю вам вернуться к этой теме, но уже на более подробном уровне. Вместе с Павлом Блудовым мы подробно рассмотрим один из объектов синхронизации - критические секции, и причем не просто их применение, но и их внутреннее устройство.


 CТАТЬЯ

Критические секции

Автор: Paul Bludov

Демонстрационный проект CSTest (7.8kb)
Файл csdbg.h (1.8kb)
Файл csdbg2.h (2.5kb)
Классы-обертки для критических секций cswrap.h (0.5kb)

Введение

Критические секции - это объекты, используемые для блокироки доступа к некоторорым важным данным всем нитям (threads) приложения, кроме одной, в один момент времени. Например, имеется переменная m_pObject и несколько нитей, вызывающих методы объекта, на который ссылается m_pObject. Причем эта переменная может изменять свое значение время от времени. Иногда там даже оказывается нуль. Предположим, имеется вот такой код:

// Нить ?1
void Proc1()
{
    if (m_pObject)
        m_pObject->SomeMethod();
}

// Нить #2
void Proc2(IObject *pNewObject)
{
    if (m_pObject)
        delete m_pObject;
    m_pObject = pNewobject;
}

Тут мы имеем потенциальную опасность вызова m_pObject->SomeMethod() после того, как объект был уничтожен при помощи delete m_pObject. Дело в том, что в системах с вытесняющей многозадачностью выполнение любой нити процесса может прерваться в самый неподходящий для нее момент времени и начнет выполняться совершенно другая нить. В данном примере неподходящим моментом будет тот, в котором нить #1 уже проверила m_pObject, но еще не успела вызвать SomeMethod(). Выполнение нити #1 прервалось, и начала исполняться нить #2. Причем нить #2 успела вызвать деструктор объекта. Что же произойдет, когда нить #1 получит немного процессорного времени и вызовет-таки SomeMethod() у уже несуществующего объекта? Наверняка что-то ужасное.

Именно тут приходят на помощь критические секции. Перепишем наш пример.

// Нить #1
void Proc1()
{
    ::EnterCriticalSection(&m_lockObject);
    if (m_pObject)
        m_pObject->SomeMethod();
    ::LeaveCriticalSection(&m_lockObject);
}

// Нить #2
void Proc2(IObject *pNewObject)
{
    ::EnterCriticalSection(&m_lockObject);
    if (m_pObject)
        delete m_pObject;
    m_pObject = pNewobject;
    ::LeaveCriticalSection(&m_lockObject);
}

Код, помещенный между ::EnterCriticalSection() и ::LeaveCriticalSection() с одной и той же критической секцией в качестве параметра, никогда не будет выполняться параллельно. Это означает, что если нить #1 успела "захватить" критическую секцию m_lockObject, то при попытке нити #2 заполучить эту же критическую секцию в свое единоличное пользование, ее выполнение будет приостановлено до тех пор, пока нить #1 не "отпустит" m_lockObject при помощи вызова ::LeaveCriticalSection(). И наоборот, если нить #2 успела раньше нити #1, то та "подождет", прежде чем начнет работу с m_pObject.

Работа с критическими секциями

Что же происходит внутри критических секций и как они устроены? Прежде всего, следует отметить, что критические секции это не объекты ядра операционной системы. Практически вся работа с критическими секциями происходит в создавшем их процессе. Их этого следует, что критические секции могут быть использованы только для синхронизации в пределах одного процесса. Теперь рассмотрим критические секции поближе.

Структура RTL_CRITICAL_SECTION

typedef struct _RTL_CRITICAL_SECTION {
    PRTL_CRITICAL_SECTION_DEBUG DebugInfo; // Используется операционной системой
    LONG LockCount;        // Счетчик использования этой критической секции
    LONG RecursionCount;    // Счетцик повторного захвата из нити-владельца
    HANDLE OwningThread;    // Уникальный ID нити-владельца
    HANDLE LockSemaphore;    // Объект ядра используемый для ожидания
    ULONG_PTR SpinCount;    // Количество холостых циклов перед вызовом ядра
} RTL_CRITICAL_SECTION, *PRTL_CRITICAL_SECTION;

Поле LockCount увеличивается на единицу при каждом вызове ::EnterCriticalSection() и уменьшается при каждом вызове ::LeaveCriticalSection(). Это первая (а часто и единственная проверка) на пути к "захвату" критической секции. Если после увеличения в этом поле находится ноль, это означает, что до этого момента непарных вызовов ::EnterCriticalSection() из других ниток не было. В этом случае можно забрать данные, охраняемые этой критической секцией в монопольное пользование. Таким образом, если критическая секция интенсивно используется не более чем одной нитью, ::EnterCriticalSection() практически вырождается в ++LockCount, а ::LeaveCriticalSection() в --LockCount. Это очень важно. Это означает, что использование многих тысяч критических секций в одном процессе не повлечет значительного расхода ни системных ресурсов, ни процессорного времени.

СОВЕТ

Не стоит экономить на критических секциях. Много наэкономить все равно не получится.

В поле RecursionCount хранится количество повторных вызовов ::EnterCriticalSection() из одной и той же нити. Действительно, если вызвать ::EnterCriticalSection() из одной и той же нити несколько раз, все вызовы будут успешны. Т.е. вот такой код не останосится навечно во втором вызове ::EnterCriticalSection(), а отработает до конца.

// Нить #1
void Proc1()
{
    ::EnterCriticalSection(&m_lock);
    // ...
    Proc2()
    // ...
    ::LeaveCriticalSection(&m_lock);
}

// Все еще нить #1
void Proc2()
{
    ::EnterCriticalSection(&m_lock);
    // ...
    ::LeaveCriticalSection(&m_lock);
}

Действительно, критические секции предназначены для защиты данных от доступа из нескольких ниток. Многократное использование одной и той же критической секции из одной нити не приведет к ошибке. Это вполне нормальное явление. Следите, чтобы количество вызовов ::EnterCriticalSection() и ::LeaveCriticalSection() совпадало, и все будет хорошо.

Поле OwningThread содержит 0 для никем не занятых критических секций или уникальный идентификатор нити-владельца. Это поле проверяется, если при вызове ::EnterCriticalSection() поле LockCount, после увеличения на единицу, оказалось больше нуля. Если OwningThread совпадает с уникальным идентификатором текущей нити, то RecursionCount просто увеличивается на единицу и ::EnterCriticalSection() возвращается немедленно. Иначе ::EnterCriticalSection() будет дожидаться, пока нить, владеющая критической секцией, не вызовет ::LeaveCriticalSection() необходимое количество раз.

Поле LockSemaphore используется, если нужно подождать, пока критическая секция освободится. Если LockCount больше нуля и OwningThread не совпадает с уникальным идентификатором текущей нити, то ждущая нить создает объект ядра (событие) и вызывает ::WaitForSingleObject(LockSemaphore). Нить-владелец, после уменьшения RecursionCount, проверяет его, и если значение этого поля равно нулю, а LockCount больше нуля, то это значит, что есть как минимум одна нить, ожидающая, пока LockSemaphore не окажется в состоянии "случилось!". Для этого нить-владелец вызывает ::SetEvent() и какая-то одна (только одна) из ожидающих ниток пробуждается и получает доступ к критическим данным.

WindowsNT/2k генерирует исключение, если попытка создать событие не увенчалась успехом. Это верно как для функций ::Enter/LeaveCriticalSection() так и для ::InitializeCriticalSectionAndSpinCount() с установленным старшим битом параметра SpinCount. Но только не WindowsXP. Разработчики ядра этой операционной системы поступили по-другому. Вместо генерации исключения, функции ::Enter/LeaveCriticalSection(), если не могут создать собственное событие, начинают использовать заранее созданный глобальный объект. Один на всех. Таким образом, в случае катастрофической нехватки системных ресурсов, программа под управлением WindowsXP ковыляет какое-то время дальше. Действительно, писать программы, способные продолжать работать после того, как ::EnterCriticalSection() сгенерировала исключение, черезвычайно сложно. Как правило, если программистом и предусмотрен такой поворот событий, то дальше вывода сообщения об ошибке и аварийного завершеня программы дело не идет. Как следствие, WindowsXP игнорирует старший бит поля LockCount.

И, наконец, поле SpinCount. Это поле используется только многопроцессорными системами. В однопроцессорных системах, если критическая секция занята другой нитью, можно только переключить управление на нее и подождать наступления нашего события. В многопроцессорных системах есть альтернатива: прогнать некоторое количество раз холостой цикл, проверяя каждый раз, не освободилась ли наша критическая секция. Если за SpinCount раз это не получилось, переходим к ожиданию. Это гораздо эффективнее, чем переключение на планировщик ядра и обратно. Кроме того, в WindowsNT/2k старший бит этого поля служит для индикации того, что объект ядра, хендл которого находится в поле LockSemaphore, должен быть создан заранее. Если системных ресурсов для этого недостаточно, система сгенерирует исключение, и программа может "урезать" свою функциональнось. Или совсем завершить работу.

API для работы с критическими секциями

BOOL InitializeCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection);

BOOL InitializeCriticalSectionAndSpinCount(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection, DWORD dwSpinCount);

Заполняют поля структуры, адресуемой lpCriticalSection. После вызова любой из этих функций критическая секция готова к работе.

Листинг 1. Псевдокод RtlInitializeCriticalSection из ntdll.dll


VOID RtlInitializeCriticalSection(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs)
{
    RtlInitializeCriticalSectionAndSpinCount(pcs, 0)
}
VOID RtlInitializeCriticalSectionAndSpinCount(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs,
   DWORD dwSpinCount)
{
    pcs->DebugInfo = NULL;
    pcs->LockCount = -1;
    pcs->RecursionCount = 0;
    pcs->OwningThread = 0;
    pcs->LockSemaphore = NULL;
    pcs->SpinCount = dwSpinCount;
    if (0x80000000 & dwSpinCount)
        _CriticalSectionGetEvent(pcs);

}

DWORD SetCriticalSectionSpinCount(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection, DWORD dwSpinCount);

Устанавливает значение поля SpinCount и возвращает его предыдущее значение. Напоминаю, что старший бит отвечает за "привязку" события, используемого для ожидания доступа к данной критической секции.

Листинг 2. Псевдокод RtlSetCriticalSectionSpinCount из ntdll.dll


DWORD RtlSetCriticalSectionSpinCount(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs, DWORD dwSpinCount)
{
    DWORD dwRet = pcs->SpinCount;
    pcs->SpinCount = dwSpinCount;
    return dwRet;
}

VOID DeleteCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection);

Освобождает ресурсы, занимаемые критической секцией.

Листинг 3. Псевдокод RtlDeleteCriticalSection из ntdll.dll


VOID RtlDeleteCriticalSection(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs)
{
    pcs->DebugInfo = NULL;
    pcs->LockCount = -1;
    pcs->RecursionCount = 0;
    pcs->OwningThread = 0;
    if (pcs->LockSemaphore)
    {
        ::CloseHandle(pcs->LockSemaphore);
        pcs->LockSemaphore = NULL;
    }
}

VOID EnterCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection);

BOOL TryEnterCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection);

Осуществляют "захват" критической секции. Если критическая секция занята другой нитью, то ::EnterCriticalSection() будет ждать, пока та освободится, а ::TryEnterCriticalSection() вернет FALSE.

Листинг 4. Псевдокод RtlEnterCriticalSection из ntdll.dll


VOID RtlEnterCriticalSection(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs)
{
    if (::InterlockedIncrement(&pcs->LockCount))
    {
        if (pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId())
        {
            pcs->RecursionCount++;
            return;
        }

        RtlpWaitForCriticalSection(pcs);
    }

    pcs->OwningThread = (HANDLE)::GetCurrentThreadId();
    pcs->RecursionCount = 1;
}

BOOL RtlTryEnterCriticalSection(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs)
{
    if (-1L == ::InterlockedCompareExchange(&pcs->LockCount, 0, -1))
    {
        pcs->OwningThread = (HANDLE)::GetCurrentThreadId();
        pcs->RecursionCount = 1;
    }
    else if (pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId())
    {
        ::InterlockedIncrement(&pcs->LockCount);
        pcs->RecursionCount++;
    }
    else
        return FALSE;

    return TRUE;
}

VOID LeaveCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection);

Освобождает критическую секцию,

Листинг 5. Псевдокод RtlLeaveCriticalSection из ntdll.dll


VOID RtlLeaveCriticalSectionDbg(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs)
{
    if (--pcs->RecursionCount)
        ::InterlockedDecrement(&pcs->LockCount);
    else if (::InterlockedDecrement(&pcs->LockCount) >= 0)
        RtlpUnWaitCriticalSection(pcs);
}

Классы-обертки для критических секций

Листинг 6. Код классов CLock, CAutoLock и CScopeLock


class CLock
{
    friend class CScopeLock;
    CRITICAL_SECTION m_CS;
public:
    void Init() { ::InitializeCriticalSection(&m_CS); }
    void Term() { ::DeleteCriticalSection(&m_CS); }

    void Lock() { ::EnterCriticalSection(&m_CS); }
    BOOL TryLock() { return ::TryEnterCriticalSection(&m_CS); }
    void Unlock() { ::LeaveCriticalSection(&m_CS); }
};

class CAutoLock : public CLock
{
public:
    CAutoLock() { Init(); }
    ~CAutoLock() { Term(); }
};

class CScopeLock
{
    LPCRITICAL_SECTION m_pCS;
public:
    CScopeLock(LPCRITICAL_SECTION pCS) : m_pCS(pCS) { Lock(); }
    CScopeLock(CLock& lock) : m_pCS(&lock.m_CS) { Lock(); }
    ~CScopeLock() { Unlock(); }

    void Lock() { ::EnterCriticalSection(m_pCS); }
    void Unlock() { ::LeaveCriticalSection(m_pCS); }
};

Классы CLock и CAutoLock удобно использовать для синхронизации доступа к переменным класса, а CScopeLock предназначен, в основном, для использования в процедурах. Удобно, что компилятор сам позаботится о вызове ::LeaveCriticalSection() через наш деструктор.

Листинг 7. Пример использования CScopeLock


CAutoLock m_lockObject;
CObject *m_pObject;

void Proc1()
{
    CScopeLock lock(m_ lockObject); // Вызов lock.Lock();
    if (!m_pObject)
        return; // Вызов lock.Unlock();
    m_pObject->SomeMethod();

    // Вызов lock.Unlock();
}

Отладка критических секций

Весьма интересное и увлекательное занятие. Можно потратить часы и недели, но так и не найти, где именно возникает проблема. Стоит уделить этому особо пристальное внимание. Ошибки, связанные с критическими секциями бывают двух типов: ошибки реализации и архитектурные ошибки.

Ошибки, связанные с реализацией

Это довольно легко обнаруживаемые ошибки, как правило, связанные с непарностью вызовов ::EnterCriticalSection() и ::LeaveCriticalSection().

Листинг 8. Пропущен вызов ::EnterCriticalSection()


// Процедура предполагает, что m_lockObject.Lock(); уже был вызван
void Pool()
{
    for (int i = 0; i < m_vectSinks.size(); i++)
    {
        m_lockObject.Unlock();
        m_vectSinks[i]->DoSomething();
        m_lockObject.Lock();
    }
}

::LeaveCriticalSection() без ::EnterCriticalSection() приведет к тому, что первый же вызов ::EnterCriticalSection() остановит выполнение нити навсегда.

Листинг 9. Пропущен вызов ::LeaveCriticalSection()


void Proc()
{
    m_lockObject.Lock();
    if (!m_pObject)
        return;
    // ...    
    m_lockObject.Unlock();
}

В этом примере, конечно, имеет смысл воспользоваться классом типа CScopeLock.

Кроме того, случается, что ::EnterCriticalSection() вызывается без инициализации критической секции с помощью ::InitializeCriticalSection(). Особенно часто такое случается с проектами, написанными с помощью ATL. Причем в debug-версии все работает замечательно, а release-версия рушится. Это происходит из-за так называемой "минимальной" CRT (_ATL_MIN_CRT), которая не вызывает конструкторы статических объектов (Q166480, Q165076). В ATL версии 7.0 эту проблему решили.

Еще я встречал такую ошибку: программист пользовался классом типа CScopeLock, но для экономии места называл эту переменную одной буквой:

    CScopeLock l(m_lock);

и как-то раз просто пропустил имя у переменной. Получилось

    CScopeLock (m_lock);

а что это означает? Компилятор честно сделал вызов конструктора CScopeLock, и тут же уничтожил этот безымянный объект, как и положено по стандарту. Т.е. сразу же после вызова метода Lock() последовал вызов Unlock(), и синхронизация перестала иметь место. Вообще, давать переменным, даже локальным, имена из одной буквы - путь быстрого наступления на всяческие грабли.

СОВЕТ

Если у Вас в процедуре больше одного цикла, то вместо int i,j,k стоит все-таки использовать что-то вроде int nObject, nSection, nRow.

Архитектурные ошибки

Самая известная из них это блокировка (deadlock) когда две нити пытаются захватить две или более критических секций, причем делают это в разном порядке.

Листинг 10. Взаимоблокировка двух ниток


void Proc1()
// Нить #1
{
    ::EnterCriticalSection(&m_lock1);
    // ...    
        ::EnterCriticalSection(&m_lock2);
        // ...    
        ::LeaveCriticalSection(&m_lock2);
    // ...    
    ::LeaveCriticalSection(&m_lock1);
}

// Нить #2
void Proc2()
{
    ::EnterCriticalSection(&m_lock2);
    // ...    
        ::EnterCriticalSection(&m_lock1);
        // ...    
        ::LeaveCriticalSection(&m_lock1);
    // ...    
    ::LeaveCriticalSection(&m_lock2);
}

Еще могут возникнуть проблемы при... копировании критических секций. Понятно, что вот такой код вряд ли сможет написать программист в здравом уме и памяти:

CRITICAL_SECTION sec1;
CRITICAL_SECTION sec2;
// ...
sec1 = sec2;

Из такого присвоения трудно извлечь какую-либо пользу. А вот такой код иногда пишут:

struct SData
{
    CLock m_lock;
    DWORD m_dwSmth;
} m_data;

void Proc1(SData& data)
{
    m_data = data;
}

и все бы хорошо, если бы у структуры SData был конструктор копирования, например такой:

SData(const SData data)
{
    CScopeLock lock(data.m_lock);
    m_dwSmth = data.m_dwSmth;
}

но нет, программист посчитал, что хватит за глаза простого копирования полей и, в результате, переменная m_lock была просто скопирована, хотя именно в этот момент из другой нити она была "захвачена" и значение поля LockCount у нее в этот момент больше либо равен нулю. После вызова ::LeaveCriticalSection() в той нити, у исходной переменной m_lock значение поля LockCount уменьшилось на единицу. А у скопированно переменной - осталось прежним. И любой вызов ::EnterCriticalSection() в этой нити никогда не вернется. Он будет вечно ждать неизвестно чего.

Это только цветочки. С ягодками Вы очень быстро столкнетесь, если попытаетесь написать что-нибудь действительно сложное. Например, ActiveX-объект в многопоточном подразделении (MTA), создаваемый из скрипта, запущенного из-под контейнера, размещенного в однопоточном подразделении (STA). Ни слова не понятно? Не беда. Сейчас я попытаюсь выразить проблему более понятным языком. Итак. Имеется объект, вызывающий методы другого объекта, причем живут они в разных нитях. Вызовы производятся синхронно. Т.е. объект #1 переключает выполнение на нить объекта #2, вызывает метод и переключается обратно на свою нить. При этом выполнение нити #1 приостановлено до тех пор, пока не отработает нить объекта #2. Теперь положим, объект #2 вызывает метод объекта #1 из своей нити. Получается, что управление вернулось в объект #1, но из нити объекта #2. Если объект #1 вызывал метод объекта #2, захватив какую-либо критическую секцию, то при вызове метода объекта #1 тот заблокирует сам себя при повторном входе в ту же критическую секцию.

Листинг 11. Самоблокировка средствами одного объекта


// Нить #1
void IObject1::Proc1()
{
    // Входим в критическую секцию объекта #1
    m_lockObject.Lock();
    // Вызываем метод объекта #2, происходит переключение на нить объекта #2
    m_pObject2->SomeMethod();
    // Сюда мы попадем только по возвращении из m_pObject2->SomeMethod()
    m_lockObject.Unlock();
}

// Нить #2
void IObject2::SomeMethod()
{
    // Вызываем метод объекта #1 из нити объекта #2
    m_pObject1->Proc2();
}

// Нить #2
void IObject1::Proc2()
{
    // Пытаемся войти в критическую секцию объекта #1
    m_lockObject.Lock();
    // Сюда мы не попадем никогда
    m_lockObject.Unlock();
}

Если бы в примере не было переключения нитей, все вызовы произошли бы в нити объекта #1, и никаких проблем не возникло. Сильно надуманный пример? Ничуть. Именно переключение ниток лежит в основе подразделений COM (apartments). А из этого следует одно очень, очень неприятное правило.

СОВЕТ
Избегайте вызовов каких бы то ни было объектов при захваченных критических секциях.

Помните пример из начала статьи? Так вот, он абсолютно неприемлем в подобных случаях. Его придется переделать на что-то вроде

Листинг 12. Простой пример, не подверженный самоблокировке


// Нить #1
void Proc1()
{
    m_lockObject.Lock();
    CComPtr<IObject> pObject(m_pObject); // вызов pObject->AddRef();
    m_lockObject.Unlock();

    if (pObject)
        pObject->SomeMethod();
}

// Нить #2
void Proc2(IObject *pNewObject)
{
    m_lockObject.Lock();
    m_pObject = pNewobject;
    m_lockObject.Unlock();
}

Доступ к объекту остался по-прежнему синхронизован, но вызов SomeMethod(); происходит вне критической секции. Победа? Почти. осталась одна маленькая деталь. Давайте посмотрим, что происходит в Proc2():


void Proc2(IObject *pNewObject)
{
    m_lockObject.Lock();
    if (m_pObject.p)
        m_pObject.p->Release();
    m_pObject.p = pNewobject;
    if (m_pObject.p)
        m_pObject.p->AddRef();
    m_lockObject.Unlock();
}

Очевидно, что вызовы m_pObject.p->AddRef(); и m_pObject.p->Release(); происходят внутри критической секции. И если вызов метода AddRef(), как правило, безвреден, то вызов метода Release() может оказаться последним вызовом Release(), и объект самоуничтожится. В методе FinalRelease() объекта #2 может быть все что угодно, например, освобождение объектов, живущих в других подразделениях. А это опять приведет к переключению ниток и может вызвать самоблокировку объекта #1 по уже известному сценарию. Придется воспользоваться той же техникой, что и в методе Proc1()


// Нить #2
void Proc2(IObject *pNewObject)
{
    CComPtr<IObject> pPrevObject;
    m_lockObject.Lock();
    pPrevObject.Attach(m_pObject.Detach());
    m_pObject = pNewobject;
    m_lockObject.Unlock();
    // pPrevObject.Release();
}

Теперь потенциально последний вызов IObject2::Release() будет осуществлен после выхода из критической секции. А присвоение нового значения по-прежнему синхронизовано с вызовом IObject2::SomeMethod() из нити #1.

Способы обнаружения ошибок

Сначала стоит обратить внимание на "официальный" способ обнаружения блокировок. Если бы кроме ::EnterCriticalSection() и ::TryEnterCtiticalSection() существовал бы еще и ::EnterCriticalSectionWithTimeout(), то достаточно было бы просто указать какое-нибудь резонное значение для интервала ожидания, например, 30 секунд. Если критическая секция не освободилась в течение указанного времени, то с очень большой вероятностью она не освободится никогда. Имеет смысл подключить отладчик и посмотреть, что же творится в соседних нитьх. Но увы. Никаких ::EnterCriticalSectionWithTimeout() в Win32 не предусмотрено. Вместо этого есть поле CriticalSectionDefaultTimeout в структуре IMAGE_LOAD_CONFIG_DIRECTORY32, которое всегда равно нулю и, судя по всему, не используется. Зато используется ключ в реестре "HKLM\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\CriticalSectionTimeout", который по умолчанию равен 30 суткам, и по истечению этого времени в системный лог попадает строка "RTL: Enter Critical Section Timeout (2 minutes)\nRTL: Pid.Tid XXXX.YYYY, owner tid ZZZZ\nRTL: Re-Waiting\n". К тому же это верно только для систем WindowsNT/2k/XP и только с CheckedBuild. У вас установлен CheckedBuild? Нет? А зря. Вы теряете исключительную возможность увидеть эту замечательную строку.

Ну, а какие у нас альтернативы? Да, пожалуй, только одна. Не использовать API для работы с критическими секциями. Вместо них написать свои собственные. Пусть даже не такие обточенные напильником, как в WindowsNT. Не страшно. Нам это понадобится только в debug-конфигурациях. В release'ах мы будем продолжать использовать оригинальный API от Майкрософт. Для этого напишем несколько функций полностью совместимых по типам и количеству аргументов с "настоящим" API и добавим #define как у MFC для переопределения оператора new в debug-конфигурациях.

Листинг 14. Собственная реализация критических секций


#if defined(_DEBUG) && !defined(_NO_DEADLOCK_TRACE)

#define DEADLOCK_TIMEOUT 30000
#define CS_DEBUG 1

// Создаем на лету событие для операций ожидания,
// но никогда его не освобождаем. Так удобней для отладки
static inline HANDLE _CriticalSectionGetEvent(LPCRITICAL_SECTION pcs)
{
    HANDLE ret = pcs->LockSemaphore;
    if (!ret)
    {
        HANDLE sem = ::CreateEvent(NULL, false, false, NULL);
        ATLASSERT(sem);

        if (!(ret = (HANDLE)::InterlockedCompareExchangePointer(
                &pcs->LockSemaphore, sem, NULL)))
            ret = sem;
        else
            ::CloseHandle(sem); // Кто-то успел раньше
    }
    return ret;
}

// Ждем, пока критическая секция не освободится либо время ожидания
// будет превышено
static inline VOID _WaitForCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs)
{
    HANDLE sem = _CriticalSectionGetEvent(pcs);

    DWORD dwWait;
    do
    {
        dwWait = ::WaitForSingleObject(sem, DEADLOCK_TIMEOUT);
        if (WAIT_TIMEOUT == dwWait)
        {
            ATLTRACE("Critical section timeout (%u msec):"
                    " tid 0x%04X owner tid 0x%04X\n", DEADLOCK_TIMEOUT,
                    ::GetCurrentThreadId(), pcs->OwningThread);
        }
    }while(WAIT_TIMEOUT == dwWait);
    ATLASSERT(WAIT_OBJECT_0 == dwWait);
}

// Выставляем событие в активное состояние
static inline VOID _UnWaitCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs)
{
    HANDLE sem = _CriticalSectionGetEvent(pcs);
    BOOL b = ::SetEvent(sem);
    ATLASSERT(b);
}

// Заполучем критическую секцию в свое пользование
inline VOID EnterCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs)
{
    if (::InterlockedIncrement(&pcs->LockCount))
    {
        // LockCount стал больше нуля.
        // Проверяем идентификатор нити
        if (pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId())
        {
            // Нить та же самая. Критическая секция наша.
            pcs->RecursionCount++;
            return;
        }

        // Критическая секция занята другой нитью.
        // Придется подождать
        _WaitForCriticalSectionDbg(pcs);
    }

    // Либо критическая секция была "свободна",
    // либо мы дождались. Сохраняем идентификатор текущей нити.
    pcs->OwningThread = (HANDLE)::GetCurrentThreadId();
    pcs->RecursionCount = 1;
}

// Заполучаем критическую секцию если она никем не занята
inline BOOL TryEnterCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs)
{
    if (-1L == ::InterlockedCompareExchange(&pcs->LockCount, 0, -1))
    {
        // Это первое обращение к критической секции
        pcs->OwningThread = (HANDLE)::GetCurrentThreadId();
        pcs->RecursionCount = 1;
    }
    else if (pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId())
    {
        // Это не первое обращение, но из той же нити
        ::InterlockedIncrement(&pcs->LockCount);
        pcs->RecursionCount++;
    }
    else
        return FALSE; // Критическая секция занята другой нитью

    return TRUE;
}

// Освобождаем критическую секцию
inline VOID LeaveCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs)
{
    // Проверяем, чтобы идентификатор текущей нити совпадал
    // с идентификатор нити-влядельца.
    // Если это не так, скорее всего мы имеем дело с ошибкой
    ATLASSERT(pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId());

    if (--pcs->RecursionCount)
    {
        // Не последний вызов из этой нити.
        // Уменьшаем значение поля LockCount
        ::InterlockedDecrement(&pcs->LockCount);
    }
    else
    {
        // Последний вызов. Нужно "разбудить" какую-либо
        // из ожидающих ниток, если таковые имеются
        ATLASSERT(NULL != pcs->OwningThread);

        pcs->OwningThread = NULL;
        if (::InterlockedDecrement(&pcs->LockCount) >= 0)
        {
            // Имеется, как минимум, одна ожидающая нить
            _UnWaitCriticalSectionDbg(pcs);
        }
    }
}

// Удостоверяемся, что ::EnterCriticalSection() была вызвана
// до вызова этого метода
inline BOOL CheckCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION pcs)
{
    return pcs->LockCount >= 0
        && pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId();
}

// Переопределяем все функции для работы с критическими секциями.
// Определение класса CLock должно быть после этих строк
#define EnterCriticalSection EnterCriticalSectionDbg
#define TryEnterCriticalSection TryEnterCriticalSectionDbg
#define LeaveCriticalSection LeaveCriticalSectionDbg
#endif

Ну и заодно добавим еще один метод в наш класс CLock

Листинг 15. Класс CLock с новым методом


class CLock
{
    friend class CScopeLock;
    CRITICAL_SECTION m_CS;
public:
    void Init() { ::InitializeCriticalSection(&m_CS); }
    void Term() { ::DeleteCriticalSection(&m_CS); }

    void Lock() { ::EnterCriticalSection(&m_CS); }
    BOOL TryLock() { return ::TryEnterCriticalSection(&m_CS); }
    void Unlock() { ::LeaveCriticalSection(&m_CS); }
    BOOL Check() { return CheckCriticalSection(&m_CS); }
};

Использовать метод Check() в release-конфигурациях не стоит, возможно, что в будущем, в какой-нибудь Windows64, структура RTL_CRITICAL_SECTION изменится и результат такой проверки не определен. Так что ему самое место "жить" внутри всяческих ASSERT'ов.

Итак, что мы имеем? Мы имеем проверку на лишний вызов ::LeaveCriticalSection() и ту же трассировку для блокировок. Не так уж много. Особенно, если трассировка о блокировке имеет место, а вот нить, забывшая освободить критическую секцию, давно завершилась. Как быть? Вернее, что бы еще придумать, чтобы ошибку проще было выявить? Как минимум, прикрутить сюда __LINE__ и __FILE__, константы, соответствующие текущей строке и имени файла на момент компиляции этого метода.

VOID EnterCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs
    , int nLine = __LINE__, azFile = __FILE__);

Компилируем, запускаем... Результат удивительный. Хотя правильный. Компилятор честно подставил номер строки и имя файла, соответствующие началу нашей EnterCriticalSectionDbg(). Так что придется попотеть немного больше. __LINE__ и __FILE__ нужно вставить в #define'ы, тогда мы получим действительные номер строки и имя исходного файла. Теперь вопрос, куда же сохранить эти параметры для дальнейшего использования? Причем хочется оставить за собой возможность вызова стандартных функций API наряду с нашими собственными? На помощь приходит C++: просто создадим свою структуру, унаследовав ее от RTL_CRITICAL_SECTION. Итак:

Листинг 16. Реализация критических секций с сохранением строки и имени файла


#if defined(_DEBUG) && !defined(_NO_DEADLOCK_TRACE)

#define DEADLOCK_TIMEOUT 30000
#define CS_DEBUG 2

// Наша структура взамен CRITICAL_SECTION
struct CRITICAL_SECTION_DBG : public CRITICAL_SECTION
{
    // Добавочные поля
    int         m_nLine;
    LPCSTR        m_azFile;
};
typedef struct CRITICAL_SECTION_DBG *LPCRITICAL_SECTION_DBG;

// Создаем на лету событие для операций ожидания,
// но никогда его не освобождаем. Так удобней для отладки
static inline HANDLE _CriticalSectionGetEvent(LPCRITICAL_SECTION pcs)
{
    HANDLE ret = pcs->LockSemaphore;
    if (!ret)
    {
        HANDLE sem = ::CreateEvent(NULL, false, false, NULL);
        ATLASSERT(sem);

        if (!(ret = (HANDLE)::InterlockedCompareExchangePointer(
                &pcs->LockSemaphore, sem, NULL)))
            ret = sem;
        else
            ::CloseHandle(sem); // Кто-то успел раньше
    }
    return ret;
}

// Ждем, пока критическая секция не освободится либо время ожидания
// будет превышено
static inline VOID _WaitForCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION_DBG pcs
    , int nLine, LPCSTR azFile)
{
    HANDLE sem = _CriticalSectionGetEvent(pcs);

    DWORD dwWait;
    do
    {
        dwWait = ::WaitForSingleObject(sem, DEADLOCK_TIMEOUT);
        if (WAIT_TIMEOUT == dwWait)
        {
            ATLTRACE("Critical section timeout (%u msec):"
                " tid 0x%04X owner tid 0x%04X\n"
                "Owner lock from %hs line %u, waiter %hs line %u\n"
                , DEADLOCK_TIMEOUT
                , ::GetCurrentThreadId(), pcs->OwningThread
                , pcs->m_azFile, pcs->m_nLine, azFile, nLine);
        }
    }while(WAIT_TIMEOUT == dwWait);
    ATLASSERT(WAIT_OBJECT_0 == dwWait);
}

// Выставляем событие в активное состояние
static inline VOID _UnWaitCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs)
{
    HANDLE sem = _CriticalSectionGetEvent(pcs);
    BOOL b = ::SetEvent(sem);
    ATLASSERT(b);
}

// Инициализируем критическую секцию.
inline VOID InitializeCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION_DBG pcs)
{
    // Пусть система заполнит свои поля
    InitializeCriticalSection(pcs);
    // Заполняем наши поля
    pcs->m_nLine = 0;
    pcs->m_azFile = NULL;
}

// Освобождаем ресурсы, занимаемые критической секцией
inline VOID DeleteCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION_DBG pcs)
{
    // Проверяем, чтобы не было удалений "захваченных" критических секций
    ATLASSERT(0 == pcs->m_nLine && NULL == pcs->m_azFile);
    // Остальное доделает система
    DeleteCriticalSection(pcs);
}

// Заполучем критическую секцию в свое пользование
inline VOID EnterCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION_DBG pcs
    , int nLine, LPSTR azFile)
{
    if (::InterlockedIncrement(&pcs->LockCount))
    {
        // LockCount стал больше нуля.
        // Проверяем идентификатор нити
        if (pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId())
        {
            // Нить та же самая. Критическая секция наша.
            // Никаких дополнительных действий не производим.
            // Это не совсем верно, так как возможно, что непарный
            // вызов ::LeaveCriticalSection() был на n-ном заходе,
            // и это прийдется отлавливать вручную, но реализация
            // стека для __LINE__ и __FILE__ сделает нашу систему
            // более громоздкой. Если это действительно необходимо,
            // Вы всегда можете сделать это самостоятельно
            pcs->RecursionCount++;
            return;
        }

        // Критическая секция занята другой нитью.
        // Придется подождать
        _WaitForCriticalSectionDbg(pcs, nLine, azFile);
    }

    // Либо критическая секция была "свободна",
    // либо мы дождались. Сохраняем идентификатор текущей нити.
    pcs->OwningThread = (HANDLE)::GetCurrentThreadId();
    pcs->RecursionCount = 1;
    pcs->m_nLine = nLine;
    pcs->m_azFile = azFile;
}

// Заполучаем критическую секцию если она никем не занята
inline BOOL TryEnterCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION_DBG pcs
    , int nLine, LPSTR azFile)
{
    if (-1L == ::InterlockedCompareExchange(&pcs->LockCount, 0, -1))
    {
        // Это первое обращение к критической секции
        pcs->OwningThread = (HANDLE)::GetCurrentThreadId();
        pcs->RecursionCount = 1;
        pcs->m_nLine = nLine;
        pcs->m_azFile = azFile;
    }
    else if (pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId())
    {
        // Это не первое обращение, но из той же нити
        ::InterlockedIncrement(&pcs->LockCount);
        pcs->RecursionCount++;
    }
    else
        return FALSE; // Критическая секция занята другой нитью

    return TRUE;
}

// Освобождаем критическую секцию
inline VOID LeaveCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION_DBG pcs)
{
    // Проверяем, чтобы идентификатор текущей нити совпадал
    // с идентификатором нити-влядельца.
    // Если это не так, скорее всего мы имеем дело с ошибкой
    ATLASSERT(pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId());

    if (--pcs->RecursionCount)
    {
        // Не последний вызов из этой нити.
        // Уменьшаем значение поля LockCount
        ::InterlockedDecrement(&pcs->LockCount);
    }
    else
    {
        // Последний вызов. Нужно "разбудить" какую-либо
        // из ожидающих ниток, если таковые имеются
        ATLASSERT(NULL != pcs->OwningThread);

        pcs->OwningThread = NULL;
        pcs->m_nLine = 0;
        pcs->m_azFile = NULL;
        if (::InterlockedDecrement(&pcs->LockCount) >= 0)
        {
            // Имеется, как минимум, одна ожидающая нить
            _UnWaitCriticalSectionDbg(pcs);
        }
    }
}

// Удостоверяемся, что ::EnterCriticalSection() была вызвана
// до вызова этого метода
inline BOOL CheckCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION pcs)
{
    return pcs->LockCount >= 0
        && pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId();
}

// Переопределяем все функции для работы с критическими секциями.
// Определение класса CLock должно быть после этих строк
#define InitializeCriticalSection InitializeCriticalSectionDbg
#define InitializeCriticalSectionAndSpinCount(pcs, c) \
InitializeCriticalSectionDbg(pcs) #define DeleteCriticalSection DeleteCriticalSectionDbg #define EnterCriticalSection(pcs) EnterCriticalSectionDbg(pcs, __LINE__, __FILE__) #define TryEnterCriticalSection(pcs) TryEnterCriticalSectionDbg(pcs, __LINE__, __FILE__) #define LeaveCriticalSection LeaveCriticalSectionDbg #define CRITICAL_SECTION CRITICAL_SECTION_DBG #define LPCRITICAL_SECTION LPCRITICAL_SECTION_DBG #define PCRITICAL_SECTION PCRITICAL_SECTION_DBG #endif

Приводим наши классы в соответствие

Листинг 17. Классы CLock и CScopeLock, вариант для отладки


class CLock
{
    friend class CScopeLock;
    CRITICAL_SECTION m_CS;
public:
    void Init() { ::InitializeCriticalSection(&m_CS); }
    void Term() { ::DeleteCriticalSection(&m_CS); }

#if defined(CS_DEBUG)
    BOOL Check() { return CheckCriticalSection(&m_CS); }
#endif
#if CS_DEBUG > 1
    void Lock(int nLine, LPSTR azFile)
      { EnterCriticalSectionDbg(&m_CS, nLine, azFile); }
    BOOL TryLock(int nLine, LPSTR azFile)
      { return TryEnterCriticalSectionDbg(&m_CS, nLine, azFile); }
#else
    void Lock()
      { ::EnterCriticalSection(&m_CS); }
    BOOL TryLock()
      { return ::TryEnterCriticalSection(&m_CS); }
#endif
    void Unlock()
       { ::LeaveCriticalSection(&m_CS); }
};
class CScopeLock
{
    LPCRITICAL_SECTION m_pCS;
public:
#if CS_DEBUG > 1
    CScopeLock(LPCRITICAL_SECTION pCS, int nLine,
    LPSTR azFile) : m_pCS(pCS) { Lock(nLine, azFile); }
    CScopeLock(CLock& lock, int nLine,
    LPSTR azFile) : m_pCS(&lock.m_CS) { Lock(nLine, azFile); }
    void Lock(int nLine,
     LPSTR azFile) { EnterCriticalSectionDbg(m_pCS, nLine, azFile); }
#else
    CScopeLock(LPCRITICAL_SECTION pCS) : m_pCS(pCS) { Lock(); }
    CScopeLock(CLock& lock) : m_pCS(&lock.m_CS) { Lock(); }
    void Lock() { ::EnterCriticalSection(m_pCS); }
#endif
    ~CScopeLock() { Unlock(); }
    void Unlock() { ::LeaveCriticalSection(m_pCS); }
};

#if CS_DEBUG > 1
#define Lock() Lock(__LINE__, __FILE__)
#define TryLock() TryLock(__LINE__, __FILE__)
#define lock(cs) lock(cs, __LINE__, __FILE__)
#endif

К сожалению, пришлось даже переопределить CScopeLock lock(cs), причем мы жестко привязались к имени переменной. Не говоря уж о том, что у нас наверняка получился конфликт имен, все-таки Lock довольно популярное название для метода. Такой код не будет собираться, например, с популярнейшей библиотекой ATL. Тут есть два способа. Переименовать наши методы Lock() и TryLock() во что-нибудь более уникальное либо переименовать Lock() в ATL:

// StdAfx.h
// ...
#define Lock ATLLock
#include <AtlBase.h>
// ...

Сменим тему

А что это мы все про Win32 API да про C++? Давайте посмотрим, как обстоят дела с критическими секциями в более современных языках программирования.

C#

Тут мы стараниями Майкрософт имеем полный набор старого доброго API под новыми именами.

Критические секции представлены классом System.Threading.Monitor, вместо ::EnterCriticalSection() есть Monitor.Enter(object), а вместо ::LeaveCriticalSection() Monitor.Exit(object), где object - это любой объект C#. Т.е. каждый объект где-то в потрохах CLR (Common Language Runtime) имеет свою собственную критическую секцию. Либо заводит ее по необходимости. Типичное использование этой секции выглядит так:

Monitor.Enter(this);
m_dwSmth = dwSmth;
Monitor.Exit(this);

Если нужно организовать отдельную критическую секцию для какой-либо переменной самым логичным способом будет поместить ее в отдельный объект и использовать этот объект как аргумент при вызове Monitor.Enter/Exit(). Кроме того, в C# существует ключевое слово lock, это полный аналог нашего класса CScopeLock.

lock(this)
{
    m_dwSmth = dwSmth;
}

А вот Monitor.TryEnter() в C# (о, чюдо!) принимает в качестве параметра максимальный период ожидания.

Замечу, что CLR это не только C#, все это применимо и к другим языкам, использующим CLR.

Java

В этом языке используется подобный механизм, только место ключевого слова lock есть ключевое слово synchronized, а все остальное будет точно так же.

synchronized(this)
{
    m_dwSmth = dwSmth;
}

MC++ (управляемый C++)

Тут тоже появился атрибут [synchronized] ведущий себя точно также, как и одноименное ключевое слово из Java. Странно, что архитекторы из Майкрософт решили позаимствовать синтаксис из продукта от Sun Microsystems вместо своего собственного.

[synchronized] DWORD m_dwSmth;
//.
m_dwSmth = dwSmth; // неявный вызов Lock(this)

Delphi

Практически все, что верно для C++, верно и для Delphi. Критические секции представлены объектом TCriticalSection. Собственно, это такая же обертка как и наш класс CLock.

Кроме того, в Delphi присутствует специальный объект TMultiReadExclusiveWriteSynchronizer с названием, говорящим само за себя.

Подведем итоги

Итак, что нужно знать о критических секциях:

  • Критические секции работают быстро и не требуют большого количества системных ресурсов.
  • Для синхронизации доступа к нескольким (независимым) переменным лучше использовать несколько критических секций, а не одну для всех.
  • Код, ограниченный критическими секциями, лучше всего свести к минимуму.
  • Находясь в критической секции, не стоит вызовать методы "чужих" объектов.


Это все на сегодня. Пока!

Алекс Jenter   jenter@rsdn.ru
Duisburg, 2001.    Публикуемые в рассылке материалы принадлежат сайту RSDN.

| Предыдущие выпуски     | Статистика рассылки


RLE Banner Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное