Программирование на Visual С++ - No.66 (Критические секции)
|
РАССЫЛКА САЙТА
RSDN.RU |
Здравствуйте, дорогие подписчики! Помнится, когда-то я уже публиковал статью, посвященную вопросу многозадачности и синхронизации потоков (нитей). Сегодня я предлагаю вам вернуться к этой теме, но уже на более подробном уровне. Вместе с Павлом Блудовым мы подробно рассмотрим один из объектов синхронизации - критические секции, и причем не просто их применение, но и их внутреннее устройство.
Критические секции Автор: Paul BludovДемонстрационный проект CSTest (7.8kb) ВведениеКритические секции - это объекты, используемые для блокироки доступа к некоторорым важным данным всем нитям (threads) приложения, кроме одной, в один момент времени. Например, имеется переменная m_pObject и несколько нитей, вызывающих методы объекта, на который ссылается m_pObject. Причем эта переменная может изменять свое значение время от времени. Иногда там даже оказывается нуль. Предположим, имеется вот такой код: // Нить ?1 void Proc1() { if (m_pObject) m_pObject->SomeMethod(); } // Нить #2 void Proc2(IObject *pNewObject) { if (m_pObject) delete m_pObject; m_pObject = pNewobject; } Тут мы имеем потенциальную опасность вызова m_pObject->SomeMethod() после того, как объект был уничтожен при помощи delete m_pObject. Дело в том, что в системах с вытесняющей многозадачностью выполнение любой нити процесса может прерваться в самый неподходящий для нее момент времени и начнет выполняться совершенно другая нить. В данном примере неподходящим моментом будет тот, в котором нить #1 уже проверила m_pObject, но еще не успела вызвать SomeMethod(). Выполнение нити #1 прервалось, и начала исполняться нить #2. Причем нить #2 успела вызвать деструктор объекта. Что же произойдет, когда нить #1 получит немного процессорного времени и вызовет-таки SomeMethod() у уже несуществующего объекта? Наверняка что-то ужасное. Именно тут приходят на помощь критические секции. Перепишем наш пример. // Нить #1 void Proc1() { ::EnterCriticalSection(&m_lockObject); if (m_pObject) m_pObject->SomeMethod(); ::LeaveCriticalSection(&m_lockObject); } // Нить #2 void Proc2(IObject *pNewObject) { ::EnterCriticalSection(&m_lockObject); if (m_pObject) delete m_pObject; m_pObject = pNewobject; ::LeaveCriticalSection(&m_lockObject); } Код, помещенный между ::EnterCriticalSection() и ::LeaveCriticalSection() с одной и той же критической секцией в качестве параметра, никогда не будет выполняться параллельно. Это означает, что если нить #1 успела "захватить" критическую секцию m_lockObject, то при попытке нити #2 заполучить эту же критическую секцию в свое единоличное пользование, ее выполнение будет приостановлено до тех пор, пока нить #1 не "отпустит" m_lockObject при помощи вызова ::LeaveCriticalSection(). И наоборот, если нить #2 успела раньше нити #1, то та "подождет", прежде чем начнет работу с m_pObject. Работа с критическими секциямиЧто же происходит внутри критических секций и как они устроены? Прежде всего, следует отметить, что критические секции это не объекты ядра операционной системы. Практически вся работа с критическими секциями происходит в создавшем их процессе. Их этого следует, что критические секции могут быть использованы только для синхронизации в пределах одного процесса. Теперь рассмотрим критические секции поближе. Структура RTL_CRITICAL_SECTIONtypedef struct _RTL_CRITICAL_SECTION { PRTL_CRITICAL_SECTION_DEBUG DebugInfo; // Используется операционной системой LONG LockCount; // Счетчик использования этой критической секции LONG RecursionCount; // Счетцик повторного захвата из нити-владельца HANDLE OwningThread; // Уникальный ID нити-владельца HANDLE LockSemaphore; // Объект ядра используемый для ожидания ULONG_PTR SpinCount; // Количество холостых циклов перед вызовом ядра } RTL_CRITICAL_SECTION, *PRTL_CRITICAL_SECTION; Поле LockCount увеличивается на единицу при каждом вызове ::EnterCriticalSection() и уменьшается при каждом вызове ::LeaveCriticalSection(). Это первая (а часто и единственная проверка) на пути к "захвату" критической секции. Если после увеличения в этом поле находится ноль, это означает, что до этого момента непарных вызовов ::EnterCriticalSection() из других ниток не было. В этом случае можно забрать данные, охраняемые этой критической секцией в монопольное пользование. Таким образом, если критическая секция интенсивно используется не более чем одной нитью, ::EnterCriticalSection() практически вырождается в ++LockCount, а ::LeaveCriticalSection() в --LockCount. Это очень важно. Это означает, что использование многих тысяч критических секций в одном процессе не повлечет значительного расхода ни системных ресурсов, ни процессорного времени.
В поле RecursionCount хранится количество повторных вызовов ::EnterCriticalSection() из одной и той же нити. Действительно, если вызвать ::EnterCriticalSection() из одной и той же нити несколько раз, все вызовы будут успешны. Т.е. вот такой код не останосится навечно во втором вызове ::EnterCriticalSection(), а отработает до конца. // Нить #1 void Proc1() { ::EnterCriticalSection(&m_lock); // ... Proc2() // ... ::LeaveCriticalSection(&m_lock); } // Все еще нить #1 void Proc2() { ::EnterCriticalSection(&m_lock); // ... ::LeaveCriticalSection(&m_lock); } Действительно, критические секции предназначены для защиты данных от доступа из нескольких ниток. Многократное использование одной и той же критической секции из одной нити не приведет к ошибке. Это вполне нормальное явление. Следите, чтобы количество вызовов ::EnterCriticalSection() и ::LeaveCriticalSection() совпадало, и все будет хорошо. Поле OwningThread содержит 0 для никем не занятых критических секций или уникальный идентификатор нити-владельца. Это поле проверяется, если при вызове ::EnterCriticalSection() поле LockCount, после увеличения на единицу, оказалось больше нуля. Если OwningThread совпадает с уникальным идентификатором текущей нити, то RecursionCount просто увеличивается на единицу и ::EnterCriticalSection() возвращается немедленно. Иначе ::EnterCriticalSection() будет дожидаться, пока нить, владеющая критической секцией, не вызовет ::LeaveCriticalSection() необходимое количество раз. Поле LockSemaphore используется, если нужно подождать, пока критическая секция освободится. Если LockCount больше нуля и OwningThread не совпадает с уникальным идентификатором текущей нити, то ждущая нить создает объект ядра (событие) и вызывает ::WaitForSingleObject(LockSemaphore). Нить-владелец, после уменьшения RecursionCount, проверяет его, и если значение этого поля равно нулю, а LockCount больше нуля, то это значит, что есть как минимум одна нить, ожидающая, пока LockSemaphore не окажется в состоянии "случилось!". Для этого нить-владелец вызывает ::SetEvent() и какая-то одна (только одна) из ожидающих ниток пробуждается и получает доступ к критическим данным. WindowsNT/2k генерирует исключение, если попытка создать событие не увенчалась успехом. Это верно как для функций ::Enter/LeaveCriticalSection() так и для ::InitializeCriticalSectionAndSpinCount() с установленным старшим битом параметра SpinCount. Но только не WindowsXP. Разработчики ядра этой операционной системы поступили по-другому. Вместо генерации исключения, функции ::Enter/LeaveCriticalSection(), если не могут создать собственное событие, начинают использовать заранее созданный глобальный объект. Один на всех. Таким образом, в случае катастрофической нехватки системных ресурсов, программа под управлением WindowsXP ковыляет какое-то время дальше. Действительно, писать программы, способные продолжать работать после того, как ::EnterCriticalSection() сгенерировала исключение, черезвычайно сложно. Как правило, если программистом и предусмотрен такой поворот событий, то дальше вывода сообщения об ошибке и аварийного завершеня программы дело не идет. Как следствие, WindowsXP игнорирует старший бит поля LockCount. И, наконец, поле SpinCount. Это поле используется только многопроцессорными системами. В однопроцессорных системах, если критическая секция занята другой нитью, можно только переключить управление на нее и подождать наступления нашего события. В многопроцессорных системах есть альтернатива: прогнать некоторое количество раз холостой цикл, проверяя каждый раз, не освободилась ли наша критическая секция. Если за SpinCount раз это не получилось, переходим к ожиданию. Это гораздо эффективнее, чем переключение на планировщик ядра и обратно. Кроме того, в WindowsNT/2k старший бит этого поля служит для индикации того, что объект ядра, хендл которого находится в поле LockSemaphore, должен быть создан заранее. Если системных ресурсов для этого недостаточно, система сгенерирует исключение, и программа может "урезать" свою функциональнось. Или совсем завершить работу. API для работы с критическими секциямиBOOL InitializeCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection); BOOL InitializeCriticalSectionAndSpinCount(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection, DWORD dwSpinCount); Заполняют поля структуры, адресуемой lpCriticalSection. После вызова любой из этих функций критическая секция готова к работе. Листинг 1. Псевдокод RtlInitializeCriticalSection из ntdll.dll VOID RtlInitializeCriticalSection(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs) { RtlInitializeCriticalSectionAndSpinCount(pcs, 0) } VOID RtlInitializeCriticalSectionAndSpinCount(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs, DWORD dwSpinCount) { pcs->DebugInfo = NULL; pcs->LockCount = -1; pcs->RecursionCount = 0; pcs->OwningThread = 0; pcs->LockSemaphore = NULL; pcs->SpinCount = dwSpinCount; if (0x80000000 & dwSpinCount) _CriticalSectionGetEvent(pcs); } DWORD SetCriticalSectionSpinCount(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection, DWORD dwSpinCount); Устанавливает значение поля SpinCount и возвращает его предыдущее значение. Напоминаю, что старший бит отвечает за "привязку" события, используемого для ожидания доступа к данной критической секции. Листинг 2. Псевдокод RtlSetCriticalSectionSpinCount из ntdll.dll DWORD RtlSetCriticalSectionSpinCount(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs, DWORD dwSpinCount) { DWORD dwRet = pcs->SpinCount; pcs->SpinCount = dwSpinCount; return dwRet; } VOID DeleteCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection); Освобождает ресурсы, занимаемые критической секцией. Листинг 3. Псевдокод RtlDeleteCriticalSection из ntdll.dll VOID RtlDeleteCriticalSection(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs) { pcs->DebugInfo = NULL; pcs->LockCount = -1; pcs->RecursionCount = 0; pcs->OwningThread = 0; if (pcs->LockSemaphore) { ::CloseHandle(pcs->LockSemaphore); pcs->LockSemaphore = NULL; } } VOID EnterCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection); BOOL TryEnterCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection); Осуществляют "захват" критической секции. Если критическая секция занята другой нитью, то ::EnterCriticalSection() будет ждать, пока та освободится, а ::TryEnterCriticalSection() вернет FALSE. Листинг 4. Псевдокод RtlEnterCriticalSection из ntdll.dll VOID RtlEnterCriticalSection(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs) { if (::InterlockedIncrement(&pcs->LockCount)) { if (pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId()) { pcs->RecursionCount++; return; } RtlpWaitForCriticalSection(pcs); } pcs->OwningThread = (HANDLE)::GetCurrentThreadId(); pcs->RecursionCount = 1; } BOOL RtlTryEnterCriticalSection(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs) { if (-1L == ::InterlockedCompareExchange(&pcs->LockCount, 0, -1)) { pcs->OwningThread = (HANDLE)::GetCurrentThreadId(); pcs->RecursionCount = 1; } else if (pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId()) { ::InterlockedIncrement(&pcs->LockCount); pcs->RecursionCount++; } else return FALSE; return TRUE; } VOID LeaveCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION lpCriticalSection); Освобождает критическую секцию, Листинг 5. Псевдокод RtlLeaveCriticalSection из ntdll.dll VOID RtlLeaveCriticalSectionDbg(LPRTL_CRITICAL_SECTION pcs) { if (--pcs->RecursionCount) ::InterlockedDecrement(&pcs->LockCount); else if (::InterlockedDecrement(&pcs->LockCount) >= 0) RtlpUnWaitCriticalSection(pcs); } Классы-обертки для критических секцийЛистинг 6. Код классов CLock, CAutoLock и CScopeLock class CLock { friend class CScopeLock; CRITICAL_SECTION m_CS; public: void Init() { ::InitializeCriticalSection(&m_CS); } void Term() { ::DeleteCriticalSection(&m_CS); } void Lock() { ::EnterCriticalSection(&m_CS); } BOOL TryLock() { return ::TryEnterCriticalSection(&m_CS); } void Unlock() { ::LeaveCriticalSection(&m_CS); } }; class CAutoLock : public CLock { public: CAutoLock() { Init(); } ~CAutoLock() { Term(); } }; class CScopeLock { LPCRITICAL_SECTION m_pCS; public: CScopeLock(LPCRITICAL_SECTION pCS) : m_pCS(pCS) { Lock(); } CScopeLock(CLock& lock) : m_pCS(&lock.m_CS) { Lock(); } ~CScopeLock() { Unlock(); } void Lock() { ::EnterCriticalSection(m_pCS); } void Unlock() { ::LeaveCriticalSection(m_pCS); } }; Классы CLock и CAutoLock удобно использовать для синхронизации доступа к переменным класса, а CScopeLock предназначен, в основном, для использования в процедурах. Удобно, что компилятор сам позаботится о вызове ::LeaveCriticalSection() через наш деструктор. Листинг 7. Пример использования CScopeLock CAutoLock m_lockObject; CObject *m_pObject; void Proc1() { CScopeLock lock(m_ lockObject); // Вызов lock.Lock(); if (!m_pObject) return; // Вызов lock.Unlock(); m_pObject->SomeMethod(); // Вызов lock.Unlock(); } Отладка критических секцийВесьма интересное и увлекательное занятие. Можно потратить часы и недели, но так и не найти, где именно возникает проблема. Стоит уделить этому особо пристальное внимание. Ошибки, связанные с критическими секциями бывают двух типов: ошибки реализации и архитектурные ошибки. Ошибки, связанные с реализациейЭто довольно легко обнаруживаемые ошибки, как правило, связанные с непарностью вызовов ::EnterCriticalSection() и ::LeaveCriticalSection(). Листинг 8. Пропущен вызов ::EnterCriticalSection() // Процедура предполагает, что m_lockObject.Lock(); уже был вызван void Pool() { for (int i = 0; i < m_vectSinks.size(); i++) { m_lockObject.Unlock(); m_vectSinks[i]->DoSomething(); m_lockObject.Lock(); } } ::LeaveCriticalSection() без ::EnterCriticalSection() приведет к тому, что первый же вызов ::EnterCriticalSection() остановит выполнение нити навсегда. Листинг 9. Пропущен вызов ::LeaveCriticalSection() void Proc() { m_lockObject.Lock(); if (!m_pObject) return; // ... m_lockObject.Unlock(); } В этом примере, конечно, имеет смысл воспользоваться классом типа CScopeLock. Кроме того, случается, что ::EnterCriticalSection() вызывается без инициализации критической секции с помощью ::InitializeCriticalSection(). Особенно часто такое случается с проектами, написанными с помощью ATL. Причем в debug-версии все работает замечательно, а release-версия рушится. Это происходит из-за так называемой "минимальной" CRT (_ATL_MIN_CRT), которая не вызывает конструкторы статических объектов (Q166480, Q165076). В ATL версии 7.0 эту проблему решили. Еще я встречал такую ошибку: программист пользовался классом типа CScopeLock, но для экономии места называл эту переменную одной буквой: CScopeLock l(m_lock); и как-то раз просто пропустил имя у переменной. Получилось CScopeLock (m_lock); а что это означает? Компилятор честно сделал вызов конструктора CScopeLock, и тут же уничтожил этот безымянный объект, как и положено по стандарту. Т.е. сразу же после вызова метода Lock() последовал вызов Unlock(), и синхронизация перестала иметь место. Вообще, давать переменным, даже локальным, имена из одной буквы - путь быстрого наступления на всяческие грабли.
Архитектурные ошибкиСамая известная из них это блокировка (deadlock) когда две нити пытаются захватить две или более критических секций, причем делают это в разном порядке. Листинг 10. Взаимоблокировка двух ниток void Proc1() // Нить #1 { ::EnterCriticalSection(&m_lock1); // ... ::EnterCriticalSection(&m_lock2); // ... ::LeaveCriticalSection(&m_lock2); // ... ::LeaveCriticalSection(&m_lock1); } // Нить #2 void Proc2() { ::EnterCriticalSection(&m_lock2); // ... ::EnterCriticalSection(&m_lock1); // ... ::LeaveCriticalSection(&m_lock1); // ... ::LeaveCriticalSection(&m_lock2); } Еще могут возникнуть проблемы при... копировании критических секций. Понятно, что вот такой код вряд ли сможет написать программист в здравом уме и памяти: CRITICAL_SECTION sec1; CRITICAL_SECTION sec2; // ... sec1 = sec2; Из такого присвоения трудно извлечь какую-либо пользу. А вот такой код иногда пишут: struct SData { CLock m_lock; DWORD m_dwSmth; } m_data; void Proc1(SData& data) { m_data = data; } и все бы хорошо, если бы у структуры SData был конструктор копирования, например такой: SData(const SData data) { CScopeLock lock(data.m_lock); m_dwSmth = data.m_dwSmth; } но нет, программист посчитал, что хватит за глаза простого копирования полей и, в результате, переменная m_lock была просто скопирована, хотя именно в этот момент из другой нити она была "захвачена" и значение поля LockCount у нее в этот момент больше либо равен нулю. После вызова ::LeaveCriticalSection() в той нити, у исходной переменной m_lock значение поля LockCount уменьшилось на единицу. А у скопированно переменной - осталось прежним. И любой вызов ::EnterCriticalSection() в этой нити никогда не вернется. Он будет вечно ждать неизвестно чего. Это только цветочки. С ягодками Вы очень быстро столкнетесь, если попытаетесь написать что-нибудь действительно сложное. Например, ActiveX-объект в многопоточном подразделении (MTA), создаваемый из скрипта, запущенного из-под контейнера, размещенного в однопоточном подразделении (STA). Ни слова не понятно? Не беда. Сейчас я попытаюсь выразить проблему более понятным языком. Итак. Имеется объект, вызывающий методы другого объекта, причем живут они в разных нитях. Вызовы производятся синхронно. Т.е. объект #1 переключает выполнение на нить объекта #2, вызывает метод и переключается обратно на свою нить. При этом выполнение нити #1 приостановлено до тех пор, пока не отработает нить объекта #2. Теперь положим, объект #2 вызывает метод объекта #1 из своей нити. Получается, что управление вернулось в объект #1, но из нити объекта #2. Если объект #1 вызывал метод объекта #2, захватив какую-либо критическую секцию, то при вызове метода объекта #1 тот заблокирует сам себя при повторном входе в ту же критическую секцию. Листинг 11. Самоблокировка средствами одного объекта // Нить #1 void IObject1::Proc1() { // Входим в критическую секцию объекта #1 m_lockObject.Lock(); // Вызываем метод объекта #2, происходит переключение на нить объекта #2 m_pObject2->SomeMethod(); // Сюда мы попадем только по возвращении из m_pObject2->SomeMethod() m_lockObject.Unlock(); } // Нить #2 void IObject2::SomeMethod() { // Вызываем метод объекта #1 из нити объекта #2 m_pObject1->Proc2(); } // Нить #2 void IObject1::Proc2() { // Пытаемся войти в критическую секцию объекта #1 m_lockObject.Lock(); // Сюда мы не попадем никогда m_lockObject.Unlock(); } Если бы в примере не было переключения нитей, все вызовы произошли бы в нити объекта #1, и никаких проблем не возникло. Сильно надуманный пример? Ничуть. Именно переключение ниток лежит в основе подразделений COM (apartments). А из этого следует одно очень, очень неприятное правило.
Помните пример из начала статьи? Так вот, он абсолютно неприемлем в подобных случаях. Его придется переделать на что-то вроде Листинг 12. Простой пример, не подверженный самоблокировке // Нить #1 void Proc1() { m_lockObject.Lock(); CComPtr<IObject> pObject(m_pObject); // вызов pObject->AddRef(); m_lockObject.Unlock(); if (pObject) pObject->SomeMethod(); } // Нить #2 void Proc2(IObject *pNewObject) { m_lockObject.Lock(); m_pObject = pNewobject; m_lockObject.Unlock(); } Доступ к объекту остался по-прежнему синхронизован, но вызов SomeMethod(); происходит вне критической секции. Победа? Почти. осталась одна маленькая деталь. Давайте посмотрим, что происходит в Proc2(): void Proc2(IObject *pNewObject) { m_lockObject.Lock(); if (m_pObject.p) m_pObject.p->Release(); m_pObject.p = pNewobject; if (m_pObject.p) m_pObject.p->AddRef(); m_lockObject.Unlock(); } Очевидно, что вызовы m_pObject.p->AddRef(); и m_pObject.p->Release(); происходят внутри критической секции. И если вызов метода AddRef(), как правило, безвреден, то вызов метода Release() может оказаться последним вызовом Release(), и объект самоуничтожится. В методе FinalRelease() объекта #2 может быть все что угодно, например, освобождение объектов, живущих в других подразделениях. А это опять приведет к переключению ниток и может вызвать самоблокировку объекта #1 по уже известному сценарию. Придется воспользоваться той же техникой, что и в методе Proc1() // Нить #2 void Proc2(IObject *pNewObject) { CComPtr<IObject> pPrevObject; m_lockObject.Lock(); pPrevObject.Attach(m_pObject.Detach()); m_pObject = pNewobject; m_lockObject.Unlock(); // pPrevObject.Release(); } Теперь потенциально последний вызов IObject2::Release() будет осуществлен после выхода из критической секции. А присвоение нового значения по-прежнему синхронизовано с вызовом IObject2::SomeMethod() из нити #1. Способы обнаружения ошибокСначала стоит обратить внимание на "официальный" способ обнаружения блокировок. Если бы кроме ::EnterCriticalSection() и ::TryEnterCtiticalSection() существовал бы еще и ::EnterCriticalSectionWithTimeout(), то достаточно было бы просто указать какое-нибудь резонное значение для интервала ожидания, например, 30 секунд. Если критическая секция не освободилась в течение указанного времени, то с очень большой вероятностью она не освободится никогда. Имеет смысл подключить отладчик и посмотреть, что же творится в соседних нитьх. Но увы. Никаких ::EnterCriticalSectionWithTimeout() в Win32 не предусмотрено. Вместо этого есть поле CriticalSectionDefaultTimeout в структуре IMAGE_LOAD_CONFIG_DIRECTORY32, которое всегда равно нулю и, судя по всему, не используется. Зато используется ключ в реестре "HKLM\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\CriticalSectionTimeout", который по умолчанию равен 30 суткам, и по истечению этого времени в системный лог попадает строка "RTL: Enter Critical Section Timeout (2 minutes)\nRTL: Pid.Tid XXXX.YYYY, owner tid ZZZZ\nRTL: Re-Waiting\n". К тому же это верно только для систем WindowsNT/2k/XP и только с CheckedBuild. У вас установлен CheckedBuild? Нет? А зря. Вы теряете исключительную возможность увидеть эту замечательную строку. Ну, а какие у нас альтернативы? Да, пожалуй, только одна. Не использовать API для работы с критическими секциями. Вместо них написать свои собственные. Пусть даже не такие обточенные напильником, как в WindowsNT. Не страшно. Нам это понадобится только в debug-конфигурациях. В release'ах мы будем продолжать использовать оригинальный API от Майкрософт. Для этого напишем несколько функций полностью совместимых по типам и количеству аргументов с "настоящим" API и добавим #define как у MFC для переопределения оператора new в debug-конфигурациях. Листинг 14. Собственная реализация критических секций #if defined(_DEBUG) && !defined(_NO_DEADLOCK_TRACE) #define DEADLOCK_TIMEOUT 30000 #define CS_DEBUG 1 // Создаем на лету событие для операций ожидания, // но никогда его не освобождаем. Так удобней для отладки static inline HANDLE _CriticalSectionGetEvent(LPCRITICAL_SECTION pcs) { HANDLE ret = pcs->LockSemaphore; if (!ret) { HANDLE sem = ::CreateEvent(NULL, false, false, NULL); ATLASSERT(sem); if (!(ret = (HANDLE)::InterlockedCompareExchangePointer( &pcs->LockSemaphore, sem, NULL))) ret = sem; else ::CloseHandle(sem); // Кто-то успел раньше } return ret; } // Ждем, пока критическая секция не освободится либо время ожидания // будет превышено static inline VOID _WaitForCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs) { HANDLE sem = _CriticalSectionGetEvent(pcs); DWORD dwWait; do { dwWait = ::WaitForSingleObject(sem, DEADLOCK_TIMEOUT); if (WAIT_TIMEOUT == dwWait) { ATLTRACE("Critical section timeout (%u msec):" " tid 0x%04X owner tid 0x%04X\n", DEADLOCK_TIMEOUT, ::GetCurrentThreadId(), pcs->OwningThread); } }while(WAIT_TIMEOUT == dwWait); ATLASSERT(WAIT_OBJECT_0 == dwWait); } // Выставляем событие в активное состояние static inline VOID _UnWaitCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs) { HANDLE sem = _CriticalSectionGetEvent(pcs); BOOL b = ::SetEvent(sem); ATLASSERT(b); } // Заполучем критическую секцию в свое пользование inline VOID EnterCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs) { if (::InterlockedIncrement(&pcs->LockCount)) { // LockCount стал больше нуля. // Проверяем идентификатор нити if (pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId()) { // Нить та же самая. Критическая секция наша. pcs->RecursionCount++; return; } // Критическая секция занята другой нитью. // Придется подождать _WaitForCriticalSectionDbg(pcs); } // Либо критическая секция была "свободна", // либо мы дождались. Сохраняем идентификатор текущей нити. pcs->OwningThread = (HANDLE)::GetCurrentThreadId(); pcs->RecursionCount = 1; } // Заполучаем критическую секцию если она никем не занята inline BOOL TryEnterCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs) { if (-1L == ::InterlockedCompareExchange(&pcs->LockCount, 0, -1)) { // Это первое обращение к критической секции pcs->OwningThread = (HANDLE)::GetCurrentThreadId(); pcs->RecursionCount = 1; } else if (pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId()) { // Это не первое обращение, но из той же нити ::InterlockedIncrement(&pcs->LockCount); pcs->RecursionCount++; } else return FALSE; // Критическая секция занята другой нитью return TRUE; } // Освобождаем критическую секцию inline VOID LeaveCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs) { // Проверяем, чтобы идентификатор текущей нити совпадал // с идентификатор нити-влядельца. // Если это не так, скорее всего мы имеем дело с ошибкой ATLASSERT(pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId()); if (--pcs->RecursionCount) { // Не последний вызов из этой нити. // Уменьшаем значение поля LockCount ::InterlockedDecrement(&pcs->LockCount); } else { // Последний вызов. Нужно "разбудить" какую-либо // из ожидающих ниток, если таковые имеются ATLASSERT(NULL != pcs->OwningThread); pcs->OwningThread = NULL; if (::InterlockedDecrement(&pcs->LockCount) >= 0) { // Имеется, как минимум, одна ожидающая нить _UnWaitCriticalSectionDbg(pcs); } } } // Удостоверяемся, что ::EnterCriticalSection() была вызвана // до вызова этого метода inline BOOL CheckCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION pcs) { return pcs->LockCount >= 0 && pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId(); } // Переопределяем все функции для работы с критическими секциями. // Определение класса CLock должно быть после этих строк #define EnterCriticalSection EnterCriticalSectionDbg #define TryEnterCriticalSection TryEnterCriticalSectionDbg #define LeaveCriticalSection LeaveCriticalSectionDbg #endif Ну и заодно добавим еще один метод в наш класс CLock Листинг 15. Класс CLock с новым методом class CLock { friend class CScopeLock; CRITICAL_SECTION m_CS; public: void Init() { ::InitializeCriticalSection(&m_CS); } void Term() { ::DeleteCriticalSection(&m_CS); } void Lock() { ::EnterCriticalSection(&m_CS); } BOOL TryLock() { return ::TryEnterCriticalSection(&m_CS); } void Unlock() { ::LeaveCriticalSection(&m_CS); } BOOL Check() { return CheckCriticalSection(&m_CS); } }; Использовать метод Check() в release-конфигурациях не стоит, возможно, что в будущем, в какой-нибудь Windows64, структура RTL_CRITICAL_SECTION изменится и результат такой проверки не определен. Так что ему самое место "жить" внутри всяческих ASSERT'ов. Итак, что мы имеем? Мы имеем проверку на лишний вызов ::LeaveCriticalSection() и ту же трассировку для блокировок. Не так уж много. Особенно, если трассировка о блокировке имеет место, а вот нить, забывшая освободить критическую секцию, давно завершилась. Как быть? Вернее, что бы еще придумать, чтобы ошибку проще было выявить? Как минимум, прикрутить сюда __LINE__ и __FILE__, константы, соответствующие текущей строке и имени файла на момент компиляции этого метода. VOID EnterCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs , int nLine = __LINE__, azFile = __FILE__); Компилируем, запускаем... Результат удивительный. Хотя правильный. Компилятор честно подставил номер строки и имя файла, соответствующие началу нашей EnterCriticalSectionDbg(). Так что придется попотеть немного больше. __LINE__ и __FILE__ нужно вставить в #define'ы, тогда мы получим действительные номер строки и имя исходного файла. Теперь вопрос, куда же сохранить эти параметры для дальнейшего использования? Причем хочется оставить за собой возможность вызова стандартных функций API наряду с нашими собственными? На помощь приходит C++: просто создадим свою структуру, унаследовав ее от RTL_CRITICAL_SECTION. Итак: Листинг 16. Реализация критических секций с сохранением строки и имени
файла #if defined(_DEBUG) && !defined(_NO_DEADLOCK_TRACE) #define DEADLOCK_TIMEOUT 30000 #define CS_DEBUG 2 // Наша структура взамен CRITICAL_SECTION struct CRITICAL_SECTION_DBG : public CRITICAL_SECTION { // Добавочные поля int m_nLine; LPCSTR m_azFile; }; typedef struct CRITICAL_SECTION_DBG *LPCRITICAL_SECTION_DBG; // Создаем на лету событие для операций ожидания, // но никогда его не освобождаем. Так удобней для отладки static inline HANDLE _CriticalSectionGetEvent(LPCRITICAL_SECTION pcs) { HANDLE ret = pcs->LockSemaphore; if (!ret) { HANDLE sem = ::CreateEvent(NULL, false, false, NULL); ATLASSERT(sem); if (!(ret = (HANDLE)::InterlockedCompareExchangePointer( &pcs->LockSemaphore, sem, NULL))) ret = sem; else ::CloseHandle(sem); // Кто-то успел раньше } return ret; } // Ждем, пока критическая секция не освободится либо время ожидания // будет превышено static inline VOID _WaitForCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION_DBG pcs , int nLine, LPCSTR azFile) { HANDLE sem = _CriticalSectionGetEvent(pcs); DWORD dwWait; do { dwWait = ::WaitForSingleObject(sem, DEADLOCK_TIMEOUT); if (WAIT_TIMEOUT == dwWait) { ATLTRACE("Critical section timeout (%u msec):" " tid 0x%04X owner tid 0x%04X\n" "Owner lock from %hs line %u, waiter %hs line %u\n" , DEADLOCK_TIMEOUT , ::GetCurrentThreadId(), pcs->OwningThread , pcs->m_azFile, pcs->m_nLine, azFile, nLine); } }while(WAIT_TIMEOUT == dwWait); ATLASSERT(WAIT_OBJECT_0 == dwWait); } // Выставляем событие в активное состояние static inline VOID _UnWaitCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION pcs) { HANDLE sem = _CriticalSectionGetEvent(pcs); BOOL b = ::SetEvent(sem); ATLASSERT(b); } // Инициализируем критическую секцию. inline VOID InitializeCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION_DBG pcs) { // Пусть система заполнит свои поля InitializeCriticalSection(pcs); // Заполняем наши поля pcs->m_nLine = 0; pcs->m_azFile = NULL; } // Освобождаем ресурсы, занимаемые критической секцией inline VOID DeleteCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION_DBG pcs) { // Проверяем, чтобы не было удалений "захваченных" критических секций ATLASSERT(0 == pcs->m_nLine && NULL == pcs->m_azFile); // Остальное доделает система DeleteCriticalSection(pcs); } // Заполучем критическую секцию в свое пользование inline VOID EnterCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION_DBG pcs , int nLine, LPSTR azFile) { if (::InterlockedIncrement(&pcs->LockCount)) { // LockCount стал больше нуля. // Проверяем идентификатор нити if (pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId()) { // Нить та же самая. Критическая секция наша. // Никаких дополнительных действий не производим. // Это не совсем верно, так как возможно, что непарный // вызов ::LeaveCriticalSection() был на n-ном заходе, // и это прийдется отлавливать вручную, но реализация // стека для __LINE__ и __FILE__ сделает нашу систему // более громоздкой. Если это действительно необходимо, // Вы всегда можете сделать это самостоятельно pcs->RecursionCount++; return; } // Критическая секция занята другой нитью. // Придется подождать _WaitForCriticalSectionDbg(pcs, nLine, azFile); } // Либо критическая секция была "свободна", // либо мы дождались. Сохраняем идентификатор текущей нити. pcs->OwningThread = (HANDLE)::GetCurrentThreadId(); pcs->RecursionCount = 1; pcs->m_nLine = nLine; pcs->m_azFile = azFile; } // Заполучаем критическую секцию если она никем не занята inline BOOL TryEnterCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION_DBG pcs , int nLine, LPSTR azFile) { if (-1L == ::InterlockedCompareExchange(&pcs->LockCount, 0, -1)) { // Это первое обращение к критической секции pcs->OwningThread = (HANDLE)::GetCurrentThreadId(); pcs->RecursionCount = 1; pcs->m_nLine = nLine; pcs->m_azFile = azFile; } else if (pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId()) { // Это не первое обращение, но из той же нити ::InterlockedIncrement(&pcs->LockCount); pcs->RecursionCount++; } else return FALSE; // Критическая секция занята другой нитью return TRUE; } // Освобождаем критическую секцию inline VOID LeaveCriticalSectionDbg(LPCRITICAL_SECTION_DBG pcs) { // Проверяем, чтобы идентификатор текущей нити совпадал // с идентификатором нити-влядельца. // Если это не так, скорее всего мы имеем дело с ошибкой ATLASSERT(pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId()); if (--pcs->RecursionCount) { // Не последний вызов из этой нити. // Уменьшаем значение поля LockCount ::InterlockedDecrement(&pcs->LockCount); } else { // Последний вызов. Нужно "разбудить" какую-либо // из ожидающих ниток, если таковые имеются ATLASSERT(NULL != pcs->OwningThread); pcs->OwningThread = NULL; pcs->m_nLine = 0; pcs->m_azFile = NULL; if (::InterlockedDecrement(&pcs->LockCount) >= 0) { // Имеется, как минимум, одна ожидающая нить _UnWaitCriticalSectionDbg(pcs); } } } // Удостоверяемся, что ::EnterCriticalSection() была вызвана // до вызова этого метода inline BOOL CheckCriticalSection(LPCRITICAL_SECTION pcs) { return pcs->LockCount >= 0 && pcs->OwningThread == (HANDLE)::GetCurrentThreadId(); } // Переопределяем все функции для работы с критическими секциями. // Определение класса CLock должно быть после этих строк #define InitializeCriticalSection InitializeCriticalSectionDbg #define InitializeCriticalSectionAndSpinCount(pcs, c) \ Приводим наши классы в соответствие Листинг 17. Классы CLock и CScopeLock, вариант для отладки class CLock { friend class CScopeLock; CRITICAL_SECTION m_CS; public: void Init() { ::InitializeCriticalSection(&m_CS); } void Term() { ::DeleteCriticalSection(&m_CS); } #if defined(CS_DEBUG) BOOL Check() { return CheckCriticalSection(&m_CS); } #endif #if CS_DEBUG > 1 void Lock(int nLine, LPSTR azFile) { EnterCriticalSectionDbg(&m_CS, nLine, azFile); } BOOL TryLock(int nLine, LPSTR azFile) { return TryEnterCriticalSectionDbg(&m_CS, nLine, azFile); } #else void Lock() { ::EnterCriticalSection(&m_CS); } BOOL TryLock() { return ::TryEnterCriticalSection(&m_CS); } #endif void Unlock() { ::LeaveCriticalSection(&m_CS); } }; class CScopeLock { LPCRITICAL_SECTION m_pCS; public: #if CS_DEBUG > 1 CScopeLock(LPCRITICAL_SECTION pCS, int nLine, LPSTR azFile) : m_pCS(pCS) { Lock(nLine, azFile); } CScopeLock(CLock& lock, int nLine, LPSTR azFile) : m_pCS(&lock.m_CS) { Lock(nLine, azFile); } void Lock(int nLine, LPSTR azFile) { EnterCriticalSectionDbg(m_pCS, nLine, azFile); } #else CScopeLock(LPCRITICAL_SECTION pCS) : m_pCS(pCS) { Lock(); } CScopeLock(CLock& lock) : m_pCS(&lock.m_CS) { Lock(); } void Lock() { ::EnterCriticalSection(m_pCS); } #endif ~CScopeLock() { Unlock(); } void Unlock() { ::LeaveCriticalSection(m_pCS); } }; #if CS_DEBUG > 1 #define Lock() Lock(__LINE__, __FILE__) #define TryLock() TryLock(__LINE__, __FILE__) #define lock(cs) lock(cs, __LINE__, __FILE__) #endif К сожалению, пришлось даже переопределить CScopeLock lock(cs), причем мы жестко привязались к имени переменной. Не говоря уж о том, что у нас наверняка получился конфликт имен, все-таки Lock довольно популярное название для метода. Такой код не будет собираться, например, с популярнейшей библиотекой ATL. Тут есть два способа. Переименовать наши методы Lock() и TryLock() во что-нибудь более уникальное либо переименовать Lock() в ATL: // StdAfx.h // ... #define Lock ATLLock #include <AtlBase.h> // ... Сменим темуА что это мы все про Win32 API да про C++? Давайте посмотрим, как обстоят дела с критическими секциями в более современных языках программирования. C#Тут мы стараниями Майкрософт имеем полный набор старого доброго API под новыми именами. Критические секции представлены классом System.Threading.Monitor, вместо ::EnterCriticalSection() есть Monitor.Enter(object), а вместо ::LeaveCriticalSection() Monitor.Exit(object), где object - это любой объект C#. Т.е. каждый объект где-то в потрохах CLR (Common Language Runtime) имеет свою собственную критическую секцию. Либо заводит ее по необходимости. Типичное использование этой секции выглядит так: Monitor.Enter(this); m_dwSmth = dwSmth; Monitor.Exit(this); Если нужно организовать отдельную критическую секцию для какой-либо переменной самым логичным способом будет поместить ее в отдельный объект и использовать этот объект как аргумент при вызове Monitor.Enter/Exit(). Кроме того, в C# существует ключевое слово lock, это полный аналог нашего класса CScopeLock. lock(this) { m_dwSmth = dwSmth; } А вот Monitor.TryEnter() в C# (о, чюдо!) принимает в качестве параметра максимальный период ожидания. Замечу, что CLR это не только C#, все это применимо и к другим языкам, использующим CLR. JavaВ этом языке используется подобный механизм, только место ключевого слова lock есть ключевое слово synchronized, а все остальное будет точно так же. synchronized(this) { m_dwSmth = dwSmth; } MC++ (управляемый C++)Тут тоже появился атрибут [synchronized] ведущий себя точно также, как и одноименное ключевое слово из Java. Странно, что архитекторы из Майкрософт решили позаимствовать синтаксис из продукта от Sun Microsystems вместо своего собственного. [synchronized] DWORD m_dwSmth; //. m_dwSmth = dwSmth; // неявный вызов Lock(this) DelphiПрактически все, что верно для C++, верно и для Delphi. Критические секции представлены объектом TCriticalSection. Собственно, это такая же обертка как и наш класс CLock. Кроме того, в Delphi присутствует специальный объект TMultiReadExclusiveWriteSynchronizer с названием, говорящим само за себя. Подведем итогиИтак, что нужно знать о критических секциях:
Это все на сегодня. Пока! Алекс Jenter
jenter@rsdn.ru |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||