Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Виртуальная арт-галерея

  Все выпуски  

Виртуальная арт-галерея новая тема


Начинаем новую тему: «Современная скульптура или каменные изваяния?»

Да, порой именно так выглядят работы некоторых современных скульпторов. Это ни в коем случае не в плохом смысле сказано, просто авторы нас иногда возвращают к истокам, и, невольно появляется желание к изучению древних скульптурных сооружений.

Каменные изваяния и оленные камни восточного Туркестана

  Монументальная каменная скульптура относится к числу важнейших источников по изучению истории и культуры древних и средневековых кочевников Евразийского пояса степей. Одним из районов распространения этих памятников является Синьцзян, особенно его северные уезды. Сведения о каменных изваяниях Джунгарии и попытки их интерпретации можно встретить еще в трудах путешественников начала XX в. Например, Г.Е. Грумм-Гржимайло описывал найденные в горах Богдо-ола «два, стоймя поставленные, крупные осколки филлита, которым искусственно придана была сверху округлая форма. На них отчетливо были выбиты усатые лица монголов. Это были знаменитые «каменные бабы», каких не мало разбросано на всем обширном пространстве юга России, от границ Старой Польши до пределов Саян и Алтая; так далеко на восток их, однако, еще вовсе не находили, и в этом мы должны, без сомнения, видеть весь интерес нашей находки». Тем не менее, в течение многих лет более детальная информация о монументальной скульптуре древних и средневековых кочевников Синьцзяна была трудно доступной для российских исследователей из-за слабой изученности данных памятников в самом Китае.
   Одним из первых материалы о древнетюркских каменных изваяниях Синьцзяна, полученные из работы Ван Цзыюаня (1956), проанализировал Р.Ф. Итс. Эти данные были использованы А.Д. Грачом при интерпретации древнетюркских изваяний Тувы.
Каменные изваяния, обнаруженные в уезде Бурчум, относятся к разным типам.
   К I типу изваяний с сосудом в левой руке и оружием на поясе можно отнести скульптуры из Елмана и Хайлютаня. Они изображены в характерной позе, с согнутой в локте левой рукой и сосудом. На одном из изваяний Хайлютаня изображена чарка на поддоне.
   Ко II типу изваяний можно отнести скульптуру из Цякэботаса. У нее изображено округлое лицо с округлыми глазами, прямым носом и широким ртом без усов, ожерелье из треугольных подвесок на шее, руки согнутые в локтях, ладонями вверх с растопыренными пальцами. Между ладонями изображен длинный стержень с прямоугольным расширением на нижнем конце. Благодаря фестончатому орнаменту на шее, данное изваяние выглядит весьма своеобразно.
   К III типу изваяний без сосудов, со сложенными на груди руками можно отнести скульптуры из Баян-Сэньтаса, Акэцзара (Акджала), Кэньбулои, Алэбо-Булака (могильник I), Кокэкэ (могильник II), Юйшу-Булака. У данной группы изваяний выделена голова с округлой личиной, шея или воротник. Личины имеют изображения носа и с бровями, глаз и рта. Усы не показаны. Под воротником на изваянии из Акэцзара изображен ряд фестонов, украшавших одежду. Руки сложены на груди, правая – выше левой или наоборот. В отношении культурной принадлежности изваяний III типа можно сказать, что они имеют существенные отличия от древнетюркских изваяний I и II типов. Судя по изображению чекана на одном из изваяний, их можно, предварительно отнести к раннему железному веку и сопоставить с традицией установки изваяний скифских и сарматских племен. Со скифскими восточно-туркестанские изваяния сближаются по характерной манере расположения согнутых в локтях рук, одна над другой и полуокружности на груди и на лопатках. В то же время, Сюй Юйфан и Ван Бо, трактуя чекан как серп, к которому добавляется «лопата» изваяния из Цякэботаса, считают это достаточным основанием для отнесения данных скульптур к эпохе бронзы, когда часто встречались подобные виды бронзовых орудий.
   К IV типу изваяний с изображением головы или личины относятся скульптуры из Болати, Акэньгуайтэ, Алэбо-Булак, Буланай [Сюй Юйфан, Ван Бо. На большинстве изваяний изображена безусая личина, на которой показаны брови, глаза, нос, рот и овал лица. Лишь на изваянии из Буланая изображен приостренный к верху головной убор, брови соединены с носом, углублениями вокруг носа показаны щеки. Под носом – узкие усы с загнутыми вниз концами; овал лица отделен от туловища углублением, образующим шею и плечи; двумя горизонтальными линиями показан пояс. Данное изваяние имеет черты сходства со скульптурами древнетюркской культуры. Вероятно, к их числу должны также относиться изваяния с личинами из Болати и Акэньгуайтэ. Подобные изваяния широко распространены по всей Центральной Азии.
    Сюй Юйфаном и Ван Бо опубликовано еще несколько стел и плохо сохранившихся скульптур, отнесение которых к определенному периоду или культуре является проблематичным.
  Материалы, собранные этими китайскими учеными свидетельствуют, что традиция установки каменных стел и изваяний существовала в обследованном ими уезде Бурчум в Синьцзянском Алтае в эпохи поздней бронзы, раннем железном веке и древнетюркское время. Оленные камни и древнетюркские изваяния являлись изображениями воинов, устанавливавшихся на поминальных комплексах. Сложнее судить об изваяниях раннего железного века, поскольку по сведениям китайских исследователей они устанавливались у могил. Для уточнения их назначения, хронологии и культурной принадлежности необходимо привлечение материалов из раскопок этих памятников.

По материалам газет. Ю.С. Худяков, С.А. Комиссаров
Институт археологии и этнографии СО РАН,
Новосибирск

* Изображение: работа современного автора, не скульптора, художника, О.И. Мотовиловой, весьма талантливо!

 


В избранное