При натяжке холста на подрамник лучше всего пользоваться специальными щипцами. Когда художник натягивает холст руками, то он затрачивает больше сил, а результат оказывается значительно хуже: нити холста вытягиваются неравномерно, образуя дуги по направлению к гвоздям. Щипцы позволяют с меньшей затратой энергии быстро и равномерно натянуть холст. Существует несколько конструкций щипцов. Материалы
и технология их изготовления различны, поэтому каждый может выбрать для себя наиболее доступный вариант. Для натяжения холста лучше всего использовать небольшие гвоздики конусообразной формы с широкой шляпкой и заостренным концом. Чтобы шляпки гвоздей не повредили холст, вбивайте гвозди через прокладку картона или плотной бумаги. Такая прокладка впоследствии предохранит от разъедания ржавчиной и, если понадобится, облегчит удаление гвоздей. Прежде чем приступить к натяжке холста, надо вытянуть из пазов
клинки, сбить подрамник плотнее и проверить, нет ли перекоса: для этого сравнивают величины диагоналей подрамника при помощи линейки или деревянной рейки. Отрежьте кусок холста, который бы превышал размеры подрамника не меньше чем на 6 см с каждой стороны. Во избежании перекоса ткани при натяжке нужно, отступив 6 см от ее края, продернуть одну нить. Если же она плохо поддается, то направлении нити отметьте простым карандашом. Затем эту сторону холста, натягивая закрепите на углах подрамника так, чтобы отмеченная
нить шла по его ребру. Гвозди забивайте не до конца. Натянутый край холста прибивайте к торцу подрамника с интервалом между гвоздями 3 -5 см, располагая их «змейкой», что предохранит брусок от расклеивания. Так же закрепите и боковую сторону. Карандашом проследите нити, идущие по сторонам, незакрепленный угол холста подтяните до совмещения пересекающихся нитей с углом подрамника. На углу холст закрепите гвоздями. Затем прибейте стороны, равномерно подтягивая холст щипцами, до совпадения отмеченных нитей с краями
подрамника. При пользовании щипцами не надо прилагать больших усилий, движения должны быть плавными, при резком натяжении нити холста могут порваться. Губками щипцов лучше захватывать холст, сложенный вдвое. Когда полотно натянуто и нет необходимости в исправлениях, гвозди забейте до конца. Грунтованный холст лучше натягивать «по кресту». Ткань накладывают на лицевую сторону подрамника и временно закрепляют гвоздями по углам. Затем, вбив два-три гвоздя в середину одной стороны, подтягивают щипцами
и прибивают таким же количеством гвоздей середину противоположной. Точно так же закрепляют холст и на двух других сторонах подрамника. После того как холст закреплен по осям, натяжку ведут последовательно и равномерно, поочередно забивая гвозди на противоположных сторонах подрамника. Если при приближении к углам ткань начнет «набегать», то гвозди по углам вынимают, и подтянув холст щипцами, окончательно закрепляют. После того как холст натянут на подрамник, свободные края аккуратно подворачивают (обычно
на ширину фаски) и прибивают с интервалом 8 – 12 см мелкими, до 1 см, гвоздиками. Когда на подрамники натянут негрунтованный холст, то, прежде чем начинать работу масляными красками, его необходимо проклеить и загрунтовать. Это очень важный и сложный этап в подготовке холста для живописи: от качества грунта во многом будет зависеть не только сохранность картины, но и весь ход работы.