← Январь 2011 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://shtirov.narod.ru
Открыта:
08-09-2009
Статистика
0 за неделю
Философия
Логика аксиом сочетания Гильберта
Гильберт в качестве эпиграфа к своей книге "Основания геометрии" взял следующее высказывание Канта: "Так всякое человеческое познание начинается с представления, переходит к понятиям и кончается идеями" Кант, "Критика чистого разума", 2 часть, 2 отдел." Чрезвычайно симптоматичным является в этом высказывании то, что в качестве начала познания выступает представление. Вместо термина „определяют" мы будем употреблять и другие, напр.—а „проходит через" А „и через" В, а „соединяет" А „и" В или а „соединяет" А „с" В. Если А есть точка, которая вместе с другою точкою, определяет прямую а, то мы употребляем также выражения: А „лежит на" а, А „есть точка" а, „на" а „существует точка" А и т. д. Если А лежит на прямой а и сверх того на другой прямой b, то мы говорим: „прямые" а „и" b „имеют общую точку А" и т. д.
Для Гильберта его различные способы выражения позволяют, видимо, обеспечить некоторую свободу его инстинкту выражения. Но жуки навозные вроде автора подобного рода широты мысли не понимают в силу узости собственного горизонта и поэтому постоянно встают втупик: то "определяют", то
"а проходит через А", то "А лежит на а", то "а соединяет А и В". За всем этим у Гильберта стоит некий общий образ, который допускает делать этого рода различные выражения, которые все представляются ему истинными. Впрочем, автор и сам любитель этого рода, поскольку изменение выражения позволяет взглянуть на ту же самую вещь несколько с другой стороны, чем, собственно, и обогащается взгляд на неё. Но когда перестаёшь быть автором и оказываешься в шкуре читателя, то возникает вопрос:
а как это? как это -
"определяет", как это - "проходит через" и т.д., что под этим понимать. Я, конечно, понимаю справедливость замечания Путина "чья бы корова мычала, а ваша бы молчала". Ну, прямо уж так и без всякого "му"? а почему, собственно, я в своем праве,
поскольку я - читатель.
" -2- I.I. Две различные точки А и В всегда определяют прямую а.
Возможна и еще одна идея, которая заключается в том, что точка может входить в точку, прямая может входить в прямую, плоскость может входить в плоскость и т.д. Подобного рода инстинкт в нас существует. Если точка может входить в точку, то и все её следствия также будут входить в точку, то есть точка внутри точки будет разворачиваться в пространство, которое заполняет точку, в которую она входит, и которое оказывается тождественно этой последней. И тогда мы получаем
тождество точки, рассматриваемой извне, и точки, которая рассматривается изнутри. И если мы теперь примем принцип вхождения точек в точки в качестве бесконечного, то мы и получаем одну и ту же цикличность и одну и ту же форму мысли, которая на разных уровнях имеет дело с различными объектами и, соответственно, с различными мирами.
|
В избранное | ||