Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия

  Все выпуски  

Психология 'Познающий и познаваемый'


Познающий и познаваемый


   Оглавление
   2.1 Жизнь и рассуждение о жизни. Синусоида. Истина.
   2.1.1 Человек познающий и живущий.
    Добавление к 2.1.1.
   2.1.2 Периодический характер познающего и актуального отношения к жизни
    2.1.(1,2) Технология.
   2.1.3 Функции познания и жизни физиологически реализуются в поляризации полушарий
   2.1(3) Технология
   2.1.4 Функциональная поляризация тождественного
   2.1.4.1 Самодвойственность живых систем
    Примечание 1
    2.1.4.1(1) Пример
   2.1.5 Психологический и физиологический аспекты не тождественны друг другу.
   2.1.6 Человек и его Я
   2.1.6.1 Фиксация Я
   2.1.6.2 Человек у себя дома и отчужденный человек. Истинное и ложное состояния человека.
    2.1.6.3 Истина и ложь существования человека
   2.1.7 Поляризация и принцип дополнительности. Интра- и интерсубъектность.
   2.1.8 Критерии различения человеке живущего и рассуждающего
   2.2 Человек земной, небесный, земной и небесный
    2.2.1 Земной человек
   2.2.2. Небесный человек
   2.2.3 Человек земной и небесный
   

Введение


   Если вы прочитали "Яичную презентацию", то, мне кажется, сейчас самое время остановиться и обратиться к параллельным мыслям. Ведь мы существуем в каких-то реальностях, в том числе и психологической, причем, различные реальности оказывают друг на друга взаимное влияние, так что изменения в одной реальности ведут к изменениям в других реальностях. Когда мы занимаемся изложением событий, то мы движемся в  реальности. И для того, чтобы иметь представление о том, в какой точке этой реальности мы находимся, мы должны иметь перед собой картину реальности, представление о том, с какого рода работой её механизмов мы имеем дело. Ведь реальность, и тем более психологическая реальность - это не то, что является для нас всего лишь объектом. Реальность прокручивает нас в себе, подобно тому, как это делает мясорубка, и, если мы не хотим выйти из неё в виде фарша, то, очевидно, мы должны иметь хотя бы какое-то представление о её механизмах. Во всяком случае, у меня возникла такая потребность, и я по мере сил пытался ответить, в первую очередь самому себе, на возникавшие у меня вопросы. Не стану утверждать, что этим я "достиг тела", тем не менее полагаю, что некоторые, хотя и неудовлетворительные, и не нравящиеся мне самому шаги я в этом направлении сделал.

2.1 Жизнь и рассуждение о жизни. Синусоида. Истина.

     2.1.1 Человек познающий и живущий.
   Существуют два отношения и две фазы в существовании человека: он или живет, или рассуждает о жизни. Это значит, что  его жизнь заключается либо в том, что он рассуждает о жизни, либо живёт. В первом случае человек выступает в качестве идеального, рационализирующего существа, во втором случае в качестве чувственно-практического существа, у которого его рассуждения тождественны с содержанием его чувственно - практической жизни и представляют собой не более, как инстинктивно-рефлекторное её отражение. Один живёт по преимуществу в головном мире, другой – в чувственно-телесном. Для одного чувственный мир является объектом для  рационализаций, у другого рассуждения являются способом социальной реализации своей чувственности.

  Добавление к 2.1.1..
   1. Познающее отношение и познаваемое – это  две стороны одного. Познающее не может быть без познаваемого, так же, как познаваемое не может быть без познающего.
    Действительно, отношение познавания может быть обнаружено только  в самом акте познания, который включает в себя познаваемое. Если нет познаваемого, то акт познания невозможен, а так как способность к познанию раскрывается  только в его акте, то невозможно открыть и способность к познанию.
   p.s. Способность к познаванию в физиологическом отношении есть ориентировочно-исследовательский рефлекс, который актуализируется новыми раздражениями и проявляет себя на фоне существующих раздражений..
   Когда же мы говорим о познающем и познаваемом как доминирующей стороне, использующей содержания противоположной стороны как средство или говорим об обратном отношении познающего к познаваемому, эта резкая поляризация противоположных отношений представляет собой обычно  идеализацию. А в реальности мы имеем какие-то переходные процессы и стадии, в которых  имеем дело с чувственностью, которая реализуется в мыслях, либо наблюдение познающим каких-то чувственных процессов, которые протекают как бы сами по себе. Т.о. весь вопрос в мере независимости и связи, противопоставления и отождествления этих двух процессов. Одно дело, скажем, когда чувственность протекает независимо от познающего, которое выступает хорошо, если всего лишь в роли наблюдающей стороны или чувства, наблюдающие мысли,  а то ведь часто это простое повторение, копия одного относительно другого. Т.о., речь идет о степени зависимости, связанности одного с другим и, соответственно, независимости

   2.1.2 Периодический характер познающего и актуального отношения к жизни
   В индивиде физиологически это - два периодически сменяющие друг друга процесса, периодичность которых можно выразить синусоидой . Синусоида принимает положительные либо отрицательные значения. Она может быть смещена вверх или вниз относительно нулевого значения ординаты, тем самым отражая доминирование с физиологической стороны одного либо другого процесса - я имею ввиду жизнь в реальности или рассуждения о ней. Физиологическая  сторона одного либо другого процесса имеет ввиду познающую либо познаваемую сторону человека.

   2.1.(1,2) Технология.
   Итак, когда мы что-то делаем, мы должны задаться вопросом, что именно мы делаем: рассуждаем о чем-то или действуем. Сама жизнь заставляет нас отвечать на вопросы или действовать. Для определения того, в какой фазе мы находимся, мы должны обратиться к тому, что представляет собой наша деятельность: насколько в ней доминирует необходимость и насколько - желание. И, соответственно, насколько мы спонтанны в своих действиях и насколько заторможены, отчуждены от себя. Только в теории существует резкая граница между двумя формами жизни. В реальности они выступают в единстве. Но во всяком случае всегда может быть задан вопрос: что делается ради чего, что является целью и доставляет большее удовольствие. Противоположность между формами жизни выражается  в характере подкрепления, которое состоит из двух компонент: удовлетворения и удовольствия. Если вам доставляет удовольствие сам процесс, то, как правило, вы будете стремиться к его повторению, хотя бы его результаты и не приносили чувства удовлетворения. Если что-то делается насильно, через себя, ради получения результата, то результат приносит удовлетворение. Желательно  отношение баланса между чувством удовольствия и удовлетворения, при этом сама по себе одна сторона не предполагает другую. Там, где существует баланс, испытываемым чувством удовольствия обеспечивается спонтанный, непроизвольный характер процесса действия, а результат приносит чувство удовлетворения. Как видно, удовольствие относится к процессу действия, удовлетворение - к результату. Обстоятельства могут быть такими, что мы можем позволить себе большее чувство удовольствия в ущерб результату, либо большее чувство удовлетворения в ущерб удовольствию. Чувство единства самотождественности человека имеет место в условиях соответствия между этими противоположными сторонами. И, соответственно, неудовольствия или неудовлетворенности, когда какая-то из сторон подавляет другую.

   2.1.3 Функции познания и жизни физиологически реализуются в поляризации полушарий
   Но познающая сторона человека - а это то, что называют его умом, хотя, разумеется, это далеко не только ум - это то, что отражает то, что есть. Но то, что есть, производится непосредственно живущей, чувствующей стороной. Живущая, чувствующая сторона производит отражение, познающая сторона осуществляет отражение этого отражения. И в связи с этим вопрос о познающем и реализующем отношении в жизни не исчерпывается  отношением между  полушариями большого мозга, если рассматривать их относительную друг к другу дифференциацию как связанную с двумя противоположными функциями жизни и рассуждений о жизни, а современные данные говорят об этом. При этом следует помнить, что поляризация полушарий в отношении противоположности их функции реализована на одном и том же физиологическом субстрате, то есть в основании дифференциации  лежат два тождественных материальных субстрата, которые в функциональном отношении поляризовались относительно друг друга.

   2.1(3) Технология
   Спрашивается, какой смысл говорить о полушариях, если по жизни их поляризацию мы не ощущаем, как не ощущаем их вообще. И, однако, отношение между полушариями имеет самое существенное значение, поскольку отношения между ними непосредственно отражаются в структуре нашего поведения. По характеру поведенческих схем человека можно судить о том, в каком отношении находятся  его полушария, так как это - физиология, которая в один день не перестраивается. Самая яркая формулировка, относящаяся к поляризации полушарий, связана с ориентировкой человека на понятие или на чувственность. У человека-правши, который зациклен на слове не как чувстве, а как понятии, как обозначении какой-то идеи, оказывается блокирована работа правого полушария. Следствием этого является неспособность его к чувству. При этом вся чувственная сторона его жизнедеятельности оказывается вытеснена. Он не воспринимает чувственного аспекта реальности. Реальность выступает для него в виде внечувственного объекта. У него отношение к реальности выливается в положения "истина"-"ложь". Его поведение определяется суждениями. Такому человеку нужен поводырь для того, чтобы он мог существовать в чувственной жизни. Он оперирует понятиями, суждениями, и только в этом ограниченном отношении он может выступать в качестве активного существа. Он будет говорить о любви, но любовь для него - идея, создающая у него какое-то представление о любви, но реальности любви он не понимает. Вследствие вытесненности чувственной стороны он испытывает всевозможные непроизвольные чувства, связанные с отчужденностью его  от реальности и неспособностью стыковки с ней.
   Аналогично, при вытеснении левого полушария в условиях, когда слово для человека- это всего лишь выражение чувства, а не понятия, человеческое поведение регулируется чувствами, а не "соображением". Человек непосредственен в своём поведении. Он чувствует, что за его чувством стоит какая-то идея реальности, но не способен её выразить в силу её вытесненности.. И поэтому его поведение характеризуется алогичностью. Он, может быть, иногда и хотел бы поступить умно, но в силу вытесненности левого полушария  работа последнего  выступает для него как внешний объект: у него возникают мысли, на которые он реагирует не рационально, а непосредственно- чувственно, непроизвольно. Мысли, которые возникают в нём, оказывают на него непосредственно-чувственное влияние, вызывая в его поведении чувственные, а не осмысленные  реакции на них.
   Отношения между полушариями существенно связаны с эмоциональной сферой человека, с его лимбической системой. Не связанность полушарий, доминирование  то одного, то другого, то стороны рассуждения, то стороны чувства, и всё это сменяющими друг друга периодами - всё это  связано с характером вертикальных отношений в мозге. В условиях доминирования лимбической системы включение того или другого полушария обусловлено доминированием правой или левой стороны лимбической системы, а её состояние- состоянием правой или левой частей ствола мозга, который наиболее близко  характеризует физиологическое состояние системы, в первую очередь, с точки зрения её самосохранения. В соответствии с этим мы получаем человека, который в данную минуту говорит одно, в следующую минуту прямо противоположное, и это его ничуть не смущает, и именно в силу бессознательного характера его сознания, за которым стоит конечный критерий неосознаваемых потребностей, определяемых стволом мозга и являющихся в коре в отраженной форме эмоцинальными импульсами. В этом случае работа его полушарий как вещи, с которой связывается сознание, в качестве своего основания  имеет эмоции и является рациональным способом их выражения и требованием их удовлетворения. 
    Переход к доминированию полушарий выражается в том, что возникает фиксация одной стороны противоположности относительно другой, когда одна сторона перестает свободно перетекать в другую, как это происходить при доминировании  среднего мозга,  и удерживается.

   2.1.4 Функциональная поляризация тождественного  является общим принципом строения живых систем как в нервном, так и в органическом отношениях.. И поэтому следует исходить не из поляризации полушарий большого мозга только, но из поляризации тождественного в организме в целом.
   
   2.1.4.1  Самодвойственность живых систем
   Самодвойственность живых систем заключается в том, что одна их часть связана непосредственно с воздействиями внешней среды, и она в своих структурах отражает эти воздействия. И это есть непосредственное, чувственно-практическое отношение с внешней средой.11. Другая же сторона заключается в отражении на логическом уровне существующего чувственного отражения реальности.

   Примечание 1
   Следует обратить внимание на сл. немаловажную вещь,  связанную с живой системой как целостностью объекта и системы управления, с одной стороны, и внешней средой живой системы с другой. Мы получаем, т.о., противоположность живой системы и внешней среды, а внутри живой системы - отношение между системой управления и  телом живой системы. Для системы управления  и отношение к внешней среде, и отношение к телу являются формально  одинаковыми внешними отношениями, однако отношение системы управления к ним различно. Система управления воздействует на внешнюю среду посредством своего объекта управления - тела. Между непосредственно системой управления и телом отношение заключается в том, что тело является физическим средством самореализации  системы управления, которое используется для влияний на внешнюю среду.
   Но это только одна сторона отношения. Другая же сторона отношения заключается в том, что данные, получаемые системой управления от тела, являются теми критериями, которыми в конечном счете определяется всё поведение системы. Этот принцип или осознается, и тогда он выступает в качестве произвольного регулятора поведения, либо не осознается, и тогда поведение живой системы является непроизвольным.
   Характер отношений между системой управления и телом применительно к древнему, среднему и новому мозгу может быть определен т.о., что для древнего мозга преимущественным отношением является нераздельная целостность системы управления и тела, выражающаяся в слитости функций тела и системы управления, в силу чего основным является отношение между внешней средой и живой системой. Живая система слита с внешней средой и не выделяет себя по отношению к ней.
   В условиях, когда доминирующим становится средний мозг, возникает непроизвольное осознание  животным себя в качестве субъективности как объекта. В результате возникновения субъективности возникает выделение живым существом себя из внешней среды и самое первое противопоставление себя как субстанциальной сущности внешней среде. Но при этом сама эта сущность остаётся  неосознаваемой, носящей роковой характер.
   Доминирование среднего мозга проявляет себя в том, что человек ощущает себя нематериальным существом. Для него его тело - это оболочка, в которой существует его душа, которая, в отличие от его тела, существует вечно. Шахидки, подрывающие себя в метро, исходят из того, что они не умирают, они всего лишь меняют среду обитания, причем, плохую среду на лучшую.
   С возникновением доминирования  нового мозга для него в качестве внешних объектов начинают выступать не только внешняя среда, но и тело в той его части, которая относится к среднему и древнему мозгу, и т.о. у него возникают два уровня отношений в соответствии с отношениями к среднему и древнему мозгу: осознание эмоций как субъективных факторов и осознание реакций, обусловливаемых древним мозгом как роковых, инстинктивных, к которым у него имеет место отношение как к внешним  ему объектам и средствам реализации. Т.о. тело вместе с древним и старым мозгом становятся для него таким же внешним объектом, как и внешняя относительно тела среда.


. И  существенное здесь заключается  не только в отношении двух поляризованных полушарий, а более широком плане в поляризации тождественных сторон  в человеке полушарий, его лимбической системы и ствола мозга, но также и в особенности в том, какой мозг в человеке доминирует - ствол, лимбическая система или полушария большого мозга.. В частности, существо отличия в доминировании полушарий либо лимбической системы заключается в том, что доминирующие полушария отражают внешний объект, тогда как человек, который заканчивается своей лимбической системой, отражает не объект, а воздействие объекта на него. Для человека лимбы его внутренние субъективные состояния определяют всё его поведение. Разумеется, он пользуется своими мозгами, но критерием их истины являются не они, а данные лимбической системы, эмоции. Поэтому в основании поведения лимбического человека лежат цели, определяемые его чувственными состояниями
   В свою очередь, отношения лимбической системы и ствола мозга характеризуются тем, что ствол мозга обеспечивает непосредственное, инстинктивное реагирование, и в целом переход к формированию лимбической системы в эволюционном плане может быть связан только с неэффективностью ствола мозга в новых ситуациях, вследствие чего возникает  торможение соответствующих его реакций в силу их неэффективности, если не вредности. На фоне  торможения должны были формироваться структуры, отражающие существующие структуры, превращающие их в объект..
    В эволюционном плане развитие нервной системы как управляющей должно было происходить в условиях торможения существующих схем поведения во внешней среде в связи с происходящими в ней изменениями вследствие их неэффективности, и усложнением нервной системы в соответствии с принципом отражения отражения. Если подобного рода изменения во внешней среде происходили со скоростью, которая допускала формирование надстроек над структурами существующей системы управления, то система выживала, и формировался новый вид животного. Если нет - то вид погибал.
   Т.о., источником развития нервной системы является страдание, вызываемое отсутствием подкрепления существующих схем поведения и ведущее к их торможению вследствие их бесполезности. И именно это обстоятельство создаёт условия для развития вида, принципом которого является превращение в объект ставшей неэффективной системы управления, отражение объекта и создание надстроек над ним, качественно изменяющих принципы управления и тем самым его возможности.
   Но точно также верно и обратное: упрощение внешней среды ведет к удовольствию. Отсутствие тренировок - к деградации надстроечных схем управления. Отсюда получаем: не требующее для себя усилий удовольствие как принцип жизни есть путь к деградации.

 

В избранное