Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Философия

  Все выпуски  

Психология бессознательное и автоматизмы


О бессознательном  

Бессознательное и автоматизмы

     Может возникнуть  мысль о тождестве бессознательного и автоматизмов. Однако такое отождествление было бы неверным. Кажется, что бессознательное можно рассматривать как  автоматический запуск стереотипов. Но ведь запустить автоматизм и сам по себе автоматизм - это не одно и то же.
   Что нужно для  правильного ответа на вопрос об отношении бессознательного и автоматизмов (стереотипов)? И, кстати,  каково отношение между понятиями автоматизмов и стереотипов? Под стереотипом обычно понимается некоторая жесткая последовательность действий. Но это - лишь частный случай автоматизмов. Автоматизм в общем случае вариативен: на каждом следующем шаге он анализирует множество значимых раздражителей, и по их набору им определяется следующее действие.
    При рассмотрении механизма рефлекса следует обращать внимание на две его взаимообусловленные и в то же самое время противоположные  функции: рефлекс как механизм выделения раздражителей или их связи и рефлекс как механизм реализации функции узнавания раздражителей или функции реализации перехода от одних раздражителей к другим. Если брать феноменологический уровень этих двух сторон рефлекса, то на одной стороне получим ориентировочно-исследовательский рефлекс, отвечающий на вопрос "что это?", и эта схема действий необходимым образом предполагает сознание или осознание, и на другой стороне - условный рефлекс.
    Сознание от осознания отличается тем, что сознание сравнивает внешние раздражители с их существующими отражениями в памяти, и тем самым устанавливает их значение на основе уже известного знания. И это обстоятельство заставляет рассматривать  сознание в качестве  феноменологического  аспекта  реализации условного   рефлекса.  Осознание же связано с формированием отражения (памяти). Результатом осознания является создание  "идеального образа раздражителей", и это заставляет осознание  рассматривать в качестве феноменологического аспекта рефлекса "что это?"
   Т.о. сознание и осознание, с одной стороны, являются одним и тем же, поскольку выполняют одинаковые функции сравнения и отождествления. Однако сравнение и отождествление носят у них противоположный характер, и этим обусловливается также и противоположный характер их функций. Сознание, обращающееся к памяти, обращается к знанию. Для него знание, которым оно обладает, носит абсолютный характер истины относительно раздражителей. Осознание, напротив, в качестве истины принимает  раздражители, и на их основе формирует их отражение, которое феноменологически воспринимается как откровение, то есть как такое знание, которым система до этих пор не обладала.
    Рассмотрение автоматизмов и сознания не может базироваться на отрыве одной стороны от другой. Во всяком акте присутствуют оба компонента, поскольку любой рефлекторный акт, представляющийся механическим, в себе содержит некоторый минимум субъективности. Как и, напротив, всякий субъективный процесс не может быть реализован вне какого-то минимума механических реакций.
   Отношение  автоматизмов к сознанию характеризуется тем, что автоматизмы минимизируют уровень принимающего в их работе сознания вплоть до его полного вытеснения, когда функции сознания начинают сводиться единственно к узнаванию пусковых раздражителей.
   Этим  обусловлено  противопоставление  друг другу двух видов рефлексов - ориентировочного с одной стороны  и условного с другой. Что до инструментального рефлекса, то он может рассматриваться как форма единства ориентировочного и условного рефлексов и должен рассматриваться в качестве  их синтетической схемы, в которой последовательно доминируют ориентировочный и условный рефлексы .
   Но если автоматизмы и некоторые минимальные функции сознания реализуются последовательно-параллельно, то дифференциация этих двух сторон не может не приводить к  поляризации между феноменологией и физическими реализациями, где феноменология связана со сферой бессознательного, образованного множеством  элементов  сознания, с одной стороны, и реальными, внешними действиями автоматизмов - с другой. Ведь любой автоматизм содержит в себе некоторое рассогласование внутри живой системы, некоторые внешние раздражители, процессы выполнения автоматизмов, связанные с реакцией на раздражители и получением ожидаемых  результатов, которые, в свою очередь, запускают следующие части программного автоматизма и т.д.  И поэтому автоматизм в качестве реально осуществляемых действий оказывается вытеснен из сознания, однако его действия отслеживаются в его результатах, как и его работа, которая выступает в качестве фона протекающего процесса, на уровне феноменологии в виде ощущений и чувств, где ощущения отражают текущую реальность процесса, а чувствами отражается  соответствие или рассогласование ожидаемому.
   Развитие в этом направлении не может не вести к дифференциации этих двух сторон и формированию на уровне феноменологии некоторого бессознательного образования, которое является не чем иным, как свёрнутым, сокращенным множеством элементов сознания как некоторых кодов раздражителей, и именно поэтому бессознательное может подниматься на уровень сознания, как и, само собой разумеется, сознание опускается в бессознательное. Другой же стороной бессознательного является его богатство сравнительно с сознанием как таковым и возможность отношения сознания к содержанию бессознательного  как к объекту.
   Когда речь идет о сознании и феноменологии, то важно различать сознание как процесс и сознание как объект. Сознание как процесс реализует себя в форме объектов феноменологии. Различие между процессом и объектом состоит в том, что объект неизменен и принадлежит памяти. Само же по себе сознание всегда есть процесс, который захватывает в себя ощущения реальности и превращает их в  феноменологические объекты. Имеет место и противоположная закономерность - извлечение феноменологических объектов из памяти и превращение их в процессы, что также осуществляется посредством сознательного переживания этих объектов как программ процессов.


В избранное