Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новинки компьютерных книг ->> Дизайн Web-страниц


Информационный Канал Subscribe.Ru

Visit Williams Visit Dialektika

Дизайн Web-страниц. Анализ удобства и простоты использования 50 узлов

Якоб Нильсен, Мари Тахир

 
Библиография

Трудно даже представить, какие средства вкладываются в создание Web-страниц. Их влияние на успешность работы компании намного значительней, чем это могут отобразить скупые цифры доходных статей электронной коммерции. Начальная страница - это лицо компании, обращенное ко всему миру. Все чаще потенциальные клиенты стремятся ознакомиться с электронным представлением компании прежде чем решать, иметь ли с ней дело - независимо от того, практикует ли данная компания продажи через Internet или предпочитает более традиционные способы. Книга состоит из двух частей. Первая часть содержит общие принципы эргономики начальных страниц и анализ соответствующей статистики, а во второй части рассмотрены 50 конкретных примеров начальных страниц с разбором ошибок, связанных с нарушением их эргономики. Принципы эргономики начальных страниц, приведенные в первой части книги, взяты авторами из собственного многолетнего опыта. Как показывает практика многими этими очевидными правилами, зачастую пренебрегают даже компании с мировым именем. Во второй части книги собрана статистика, полученная в результате анализа 50 различных узлов. Именно эта часть книги может больше всего пригодиться в усовершенствовании собственной начальной страницы. Книга рассчитана на пользователей с различными уровнями подготовки. Собранные в ней принципы и примеры послужат основой для создания информативных и удобных домашних страниц.

Тип издания: Научно-популярное издание
Место издания: С.П.
Издатель: Компьютерное изд-во "Вильямс"
Срок выхода в свет: 2002, 3 кв.
Количество страниц: 336, с ил.
Сопровод. материалы: CD-ROM
ISBN (русск): 5-8459-0315-7
ISBN (англ): 0-7357-1102-X
УДК: 681.3.07
Формат: 70x100/16

Введение

Домашние страницы - самая дорогая недвижимость в мире. Трудно даже представить себе, сколько миллионов долларов вкладывается в пространство, которое не занимает и квадратного фута. Показатель влияния домашних страниц на успешность работы компании является более значительным, чем это отображено скупыми цифрами доходных статей электронной коммерции: ведь домашняя страница - это лицо компании, обращенное ко всему миру. Все чаще и чаще потенциальные клиенты стремятся ознакомиться с электронным представлением компании прежде, чем решать, иметь ли с ней дело - независимо от того, практикует ли данная компания продажи через Internet или предпочитает более традиционные способы.

Домашняя (она же начальная или стартовая) страница является самой важной страницей любого Web-сайта, да и к тому же наиболее посещаемой. Конечно же, пользователи далеко не всегда начинают просматривать Web-сайт именно с начальной страницы. В этом отношении сайт можно сравнить с домом, где любое окно одновременно служит и дверью: ссылки, найденные пользователем с помощью поисковых систем и других ресурсов, могут завести его сразу в глубины сайта, минуя главный вход. Тем не менее, практика показывает, что, едва попав на новый сайт, большинство посетителей первым делом спешат взглянуть на его домашнюю страницу. Несомненно, система ссылок очень удобна, однако только домашняя страница может обеспечить полный обзор сразу всего сайта - конечно же, при условии, что ее дизайн строго соответствует принципам удобства эксплуатации.

Книга, которую вы держите в руках, посвящена эргономике именно стартовых страниц.

Несомненно, существуют и другие, не менее важные аспекты простоты и удобства использования Internet, и это издание, конечно же, не должно быть единственным в списке прочитанных или приобретенных вами материалов, посвященных данной проблеме. Вы должны помнить, что домашняя страница - это главная страница сайта, и она вполне заслуживает особого внимания.

На заре появления коммерческих Web-проектов защитникам интересов пользователей приходилось постоянно бороться с излишествами дизайна в созданных по последнему крику моды Web-узлах, которые не соответствовали элементарным принципам построения страницы. Наша первая битва заключалась в противостоянии вопиющему, крайне недружелюбному дизайну, который навязывался пользователям хвалеными рекламными агентствами и людьми, мечтающими превратить сеть во второе телевидение. Это сражение частично выиграно, однако на сегодняшний день еще не удалось добиться полного превращения Internet в действительно комфортную среду обитания, которая бы отвечала интересам пользователей и одновременно максимизировала прибыли компаний. Отказ от плохого дизайна еще не гарантирует автоматического перехода к хорошему; он всего лишь позволяет избежать наиболее неудачных решений, которыми ни один здравомыслящий человек и так бы не воспользовался.

Нынешнее состояние проблемы удобства работы в сети является достаточно зрелым, чтобы позволить сформулировать четкие концепции, заключающие в себе наилучшие, проверенные на практике методы использования тех или иных компонентов сайта. Данная книга знаменует собой начало второй кампании за удобную сеть: после борьбы с плохим дизайном пора приступить к борьбе за хороший. В книге подробно описано 113 принципов создания удобных пользователю домашних страниц, знание которых позволит уверенно двигаться дальше. Эти принципы являются солидной основой для создания стартовой страницы, которая бы действительно работала и на вас, и на ваших клиентов.

Роль домашней страницы

Главное назначение начальной страницы заключается в том, чтобы поведать пользователям о данной компании, о преимуществах ее Web-ресурса перед другими подобными ресурсами Internet и его ценности в мире информации, а также о товарах или услугах, ею предлагающихся. Просто и очевидно, не так ли? Тем не менее, в борьбе за создание удобных и практичных домашних страниц большинство дизайнеров терпят поражение, поскольку они либо не совсем осознают, для чего же нужна домашняя страница, либо останавливаются на узком или ошибочном понимании ее предназначения.

Исходя из опыта пользователей, домашнюю страницу можно сравнить с целым рядом хорошо знакомых вещей. Каждое из этих сравнений имеет право на жизнь, поскольку домашняя страница выполняет множество функций. Вместе с тем, не все сравнения равноценны, а некоторые из них и вовсе уводят мышление дизайнера в совершенно противоположную сторону.

Перечислим несколько наиболее распространенных образов, с которыми часто сравнивают домашнюю страницу.

  • Обложка журнала. В коммерческом плане основное назначение обложки журнала состоит в том, чтобы заставить покупателя выбрать из десятков журналов на газетном прилавке именно этот, а не какой-нибудь другой. В отличие от покупателей журнала, посетители сайта не видят его домашнюю страницу до тех пор, пока, собственно, не решают его посетить. Вот почему начальной странице вовсе нет нужды каким-либо образом выделяться из общей массы, чтобы привлечь к себе внимание, поскольку пользователь уже и так ее выбрал. Еще одной функцией обложки журнала является краткий обзор его содержимого, стилей оформления, иллюстраций и тому подобное. Вот здесь Web-дизайнеру определенно есть чему поучиться.
  • Ваше лицо в мире. Старое высказывание гласит, что первое впечатление можно произвести всего лишь однажды. Применительно к Internet это изречение справедливо на все сто. Если первое впечатление посетителя сайта будет, мягко говоря, не особо приятным, второго не будет вообще, поскольку пользователь уже никогда не вернется. В то же время cеть - это, прежде всего, взаимодействие, и именно опыт, приобретенный пользователем в процессе работы с вашим сайтом, сыграет ключевую роль в его оценке. В отличие от конкурсов красоты, где все может решить внешний вид, домашняя страница просто-таки обязана иметь под собой внутреннее содержание - вы ведь хотите оправдать надежды своих клиентов?
  • Произведение искусства. Восприятие людьми картин и других произведений искусства, как правило, происходит в два этапа. Вначале люди бегло оглядывают картину, чтобы решить, а интересует ли она их вообще. Затем в случае положительного результата они начинают рассматривать и анализировать ее уже более тщательно, посвящая этому занятию достаточно много времени. Большинство дизайнерских студий воспринимают домашнюю страницу исключительно как потенциальное произведение искусства и занимаются, в основном, ее внешним видом, а уж потом задумываются о простоте использования. Несомненно, внешний дизайн начальной страницы должен отличаться ясностью и профессионализмом, поскольку первое впечатление о Web-узле у возможных клиентов компании складывается именно благодаря визуальным эффектам. Тем не менее, в отличие от посетителей музея, пришедших посмотреть на картины, пользователи вовсе не собираются сидеть и часами наслаждаться внешним видом домашней страницы после того, как решили "походить" по сайту. Домашняя страниц
  • Фойе здания. Фойе само по себе не является каким-либо конечным пунктом следования - через него просто проходят. Точно так же и домашняя страница представляет собой всего лишь точку входа на сайт и помогает его посетителям выбрать дальнейшее направление движения. Вот почему каждая домашняя страница должна обладать развитой системой знаков, подобно знакам в фойе больниц, указывающим на расположение отделений и палат. Следует также отметить, что в системе больничных указателей основное внимание сосредоточено на жизненно важных и срочных направлениях вроде кабинета неотложной помощи или родильного отделения. Точно так же при разработке Web-сайта направления его изучения, представляющие наибольший интерес для пользователей, должны учитываться в первую очередь.
  • Консьерж/клерк в приемной компании. Это сравнение аналогично предыдущему, поскольку подразумевает человека, который распределяет посетителей компании по нужным им адресам, встречает вернувшихся клиентов, обеспечивает их дружеской поддержкой и необходимой помощью, да и просто дает людям понять, что они нужны и о них заботятся. Все вышеперечисленные функции являются неотъемлемыми характеристиками хорошей домашней страницы, однако при слишком серьезном отношении к данному вопросу могут превратиться в нечто назойливое и отвлекающее.
  • Оглавление книги. При оформлении содержания книги основное внимание уделяется созданию ее иерархической структуры и обеспечению возможности быстрого перехода в нужную точку. Предоставляя список содержимого книги, оглавление позволяет читателю непосредственно найти интересующий его материал с помощью удобной системы нумерации страниц. Это сравнение, пожалуй, наиболее точно соответствует механизму работы гипертекстовых ссылок, который является основой функционирования Internet.
  • Первая страница газеты. Первая страница газеты представляет собой сжатый обзор наиболее важных новостей данного выпуска. В этом отношении первым полосам, можно сказать, повезло, поскольку их редактированием, как правило, занимаются специалисты высокого уровня, умеющие правильно отбирать нужную информацию. Так как газеты выходят на регулярной основе, у редакторов достаточно времени, чтобы довести первую страницу до совершенства и придать ей желаемый вид. Сравнение домашней страницы с первой полосой газеты не должно восприниматься буквально, поскольку печатная газета представляет собой продукт, выходящий, скажем, раз в день и, следовательно, требующий обновления раз в 24 часа. В свою очередь, в зависимости от предназначения конкретный сайт может нуждаться в обновлении как по нескольку раз в день, так и по разу в месяц. Помимо новостей, газета (как, впрочем, и Web-узел) может содержать и другие элементы, однако их присутствие на первой странице вовсе не обязано, поскольку стандартный формат газеты уже прочно
  • Рекламный буклет. Первоначальный подход к маркетингу в сети заключался в рассмотрении Web-сайтов как рекламных буклетов компаний, где домашняя страница выполняла роль своеобразного предисловия. Несомненно, домашняя страница действительно должна вдохновлять посетителей на дальнейшее изучение сайта, однако на этом все сходство с рекламным буклетом и заканчивается. Предназначение рекламных проспектов очень конкретно и заключается, как правило, в том, чтобы заинтересовать потенциальных клиентов и настроить их на дальнейшую работу с компанией. Рекламные буклеты наполнены завлекающими сообщениями и вполне могут позволить себе глянцевую бумагу и красочную обложку. Кроме того, читатели буклетов заранее готовы воспринимать только поверхностную информацию относительно товаров и услуг, предоставляемых компанией. В отличие от этого, пользователи Internet гораздо более целенаправленны - они заходят на Web-узел с определенной целью, а не только, чтобы полистать странички и посмотреть на картинки. Пользователей волнует

Во всех этих сравнениях есть зерно истины, однако ни одно из них не раскрывает реальной природы домашних страниц. В конце концов, Web-узлы - это вовсе не картины, газеты, здания или люди. Вот почему при разработке домашней страницы крайне опасно придерживаться только одного из этих сравнений. Создать хорошую страницу действительно трудно, поскольку она должна заключать в себе все вышеперечисленные аспекты. В этом плане большинство дизайнерских решений существующих страниц достаточно однобоки.

Домашняя страница выполняет множество функций, а пользователи Internet нуждаются в решении множества проблем. Иногда пользователь заходит на домашнюю страницу, чтобы узнать, чем занимается данная компания - возможно, для того, чтобы вложить в нее свои средства или же включить в список своих поставщиков. Пользователь попадает на начальную страницу, когда ищет определенный товар, а может обратиться к ней для получения технической поддержки или обслуживания уже приобретенного товара. Таким образом, цели одного и того же пользователя сайта от посещения к посещению могут меняться, причем самым непредсказуемым образом. Да, пользователи сети - это определенно не тот контингент, который можно рассортировать на типы, аккуратно разложить по коробочкам и обеспечить каждому из них свой небольшой ассортимент услуг.

Неопытных пользователей Internet крайне угнетают начальные страницы, с которыми им не совсем понятно, как работать. В подобных ситуациях некоторые теряются и начинают винить себя. Вряд ли вы дождетесь от них вопросов - они просто уйдут с такого Web-узла в другой, более гостеприимный. Более смышленые пользователи, напротив, отличаются требовательностью и злопамятством. Если одно из посещений сайта не принесет им желаемого в данный момент результата, они это вспомнят при первом же удобном случае. Некоторые из них даже могут во всеуслышание заявить о своем недовольстве, отправив вам сообщение типа: "Почему на домашней странице не хватает свойства X?". Запомните, что подобные комментарии вовсе не означают, что на начальную страницу необходимо добавить отдельную кнопку для доступа к Х, сущность такого замечания заключается в том, что при текущей структуре страницы добраться до элемента Х данному пользователю было трудно.

Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы разработать начальную страницу, обеспечивающую доступ ко всем важным элементам Web-узла, избегая их вынесения, поскольку такая скученность может запутать новых посетителей. Ключевыми моментами являются концентрация, ясность, понимание нужд пользователей.

Как построена книга

В консультационной практике мы часто сталкиваемся с просьбой провести анализ начальной страницы с точки зрения удобства ее использования. После выполнения огромного количества подобных заданий перед нами стали вырисовываться общие тенденции и распространенные проблемы, связанные с оформлением домашних страниц. Стоимость анализа работы с Web-страницей, как правило, составляет порядка десяти тысяч долларов. Далеко не все компании могут позволить себе подобные расходы - вот почему мы решили поделиться своим опытом в этой книге.

Книга состоит из двух частей. В первой части излагаются общие принципы создания удобных домашних страниц, анализируется соответствующая статистика, а во второй части рассматриваются 50 конкретных примеров начальных страниц, а также разбираются ошибки, связанные с нарушением удобства работы с ними.

Принципы создания удобных пользователю домашних страниц, о которых речь идет в первой части книги, основываются на собственном многолетнем опыте авторов. Возможно, кое-кому они покажутся слишком очевидными, чтобы обращать на них внимание. "Естественно, начальные страницы должны отвечать этим правилам", - скажете вы. Все правильно, но тем не менее, как показывает практика, этими, казалось бы, очевидными правилами, зачастую пренебрегают даже компании с мировым именем. Вот почему мы решили изложить все принципы создания удобных Web-страниц в одной главе и начать книгу именно с этого материала.

Во второй части книги собрана статистика, полученная в результате анализа начальных страниц 50 различных сайтов. Теория часто кажется сухой и неприменимой, она, несомненно, далека от практики, однако мы настоятельно рекомендуем отнестись к ней с должным вниманием. Именно она может стать необходимой базой для усовершенствования собственных домашних страниц.

Задумывая эту книгу, мы не собирались ограничиваться только теорией. В первую очередь, мы хотели продемонстрировать примеры того, как решаются проблемы, связанные с дизайном домашних страниц. Многим людям легче учиться именно на конкретных примерах, потому вторая часть книги - анализ 50 начальных страниц - несомненно, предоставляет практическую, увлекательную информацию. Мы очень надеемся, что данная книга сможет собрать более широкую аудиторию, чем другие книги по данной тематике, потому что она полна качественных иллюстраций и "живого" материала. А приведенные примеры помогут разобраться в том, что такое хорошо, и что такое плохо в Web-дизайне.

Основное внимание в большинстве рассмотренных примеров уделяется именно негативным моментам. Тем не менее, сформулированные принципы могут стать основой конструктивного подхода для создания "с нуля" удобных пользователю домашних страниц. Таким образом, обе части книги хорошо дополняют друг друга: приведенные во второй части примеры демонстрируют, как трудно на самом деле придерживаться теоретических правил эргономики, изложенных в первом разделе.

Пролистайте страницы книги; отметьте примеры, которые могут пригодиться в работе; обсудите книгу с коллегами; поразмыслите над деталями. В вопросах удобства использования сайтов детали имеют огромное значение, и построение этой книги направлено на то, чтобы облегчить читателю путь к пониманию как ее отдельных частей, так и всей книги в целом. Как нам кажется, лучшим "носителем" подобного материала все еще является печатная книга - особенно книга с большими и красивыми страницами.

Поскольку в данном издании проанализировано 50 домашних страниц, мы часто шутим, что реальная стоимость приведенного в ней материала составляет никак не меньше полумиллиона долларов. Выходит, что розничная цена книги не так уж и высока, не так ли? Разумеется, это всего лишь шутка, и ни о каких полумиллионах долларов здесь речи не идет. Во-первых, анализ вашего собственного сайта и рекомендации относительно его возможных изменений имели бы гораздо большее значение, чем список ошибок, обнаруженных на каких-то посторонних Web-узлах. Во-вторых, реальный отчет, предоставляемый нами клиентам, включает в себя не только комментарии по поводу дизайна страницы (наподобие тех, что встречаются в данной книге), но и стратегические рекомендации относительно того, как именно удовлетворить потребности посетителей сайта конкретной компании. Такой анализ был бы интересен только для компании, его заказавшей, поэтому в данной книге подобные исследования не приводятся. Да, на полмиллиона долларов книга явно не тянет. И тем не

Что делать дальше?

Прочитав книгу, не торопитесь ставить ее на полку. Полка -определенно не то место, которое может пригодиться в разработке домашних страниц. Вместо этого рекомендуем выполнить следующую процедуру.

Сначала оцените, насколько текущее оформление вашей домашней страницы отвечает принципам создания удобных Web-страниц. Вдаваться в глубокие размышления не стоит - просто просмотрите по очереди все 113 принципов и решите, соответствует ваш Web-узел каждому из них, оценив это в 1 или 0 баллов. За частичное выполнение принципа можете поставить себе полбалла, однако увлекаться такими оценками не следует. Если же в силу особенностей сайта какой-то из принципов просто неприменим, его не учитывают.

Теперь суммируйте все баллы и разделите полученную сумму на общее количество "учтенных" принципов. Итак:

  • Если набрано более 80 процентов - вы в хорошей форме. Максимум, что может потребоваться - это исправить несколько мелких недочетов в тех местах, где принципы простоты и удобства использования сайта все-таки были нарушены.
  • От 50 до 80 процентов - домашнюю страницу следует переделать. Ваша страница определенно не из самых плохих, однако, к сожалению, внесения отдельных изменений будет явно недостаточным.
  • Если набрано менее 50 процентов - выбранный вами подход к оформлению начальной страницы, скорее всего, не соответствует требованиям пользователей. Похоже, придется полностью отказаться от существующего оформления Web-узла и все начать "с нуля". Пересмотрите стратегию своего поведения в Internet и выберите новый подход с учетом действительных потребностей пользователей.

В каждом конкретном случае всегда существуют причины, по которым отдельные правила неприменимы и поэтому могут быть нарушены. В идеале Web-узел должен соответствовать примерно 90-95 процентам принципов создания удобных Web-страниц (в оставшихся случаях решение должно быть другим, но все равно разумным). Тем не менее, прежде, чем нарушать изложенные здесь правила, их следует внимательно изучить, поскольку они действительно представляют собой подход к разработке домашних страниц, оптимальный для большинства ситуаций и большинства пользователей.

Поддержка книги в Internet

Поддержка данной книги в Internet производится по адресу:

http://www.useit.com/homepageusability.

На этой странице публикуются исправления всех существенных ошибок, обнаруженных после выхода книги в свет (безусловно, за исключением незначительных опечаток) в случае, если какому-либо серьезному недочету удалось ускользнуть от вездесущих взоров целой команды редакторов и корректоров, он обязательно будет исправлен.

Помимо этого, на данной Web-странице содержится и пособие по обучению (Study Guide), которое дополняет книгу упражнениями, чем позволяет использовать ее в качестве учебника. Данное пособие может пригодиться для коллективного изучения книги в группах - к примеру, если Web-дизайнерам компании понадобится прочитать книгу и затем вместе обсудить возможности применения изложенного в ней материала к разработке вашей начальной страницы.

 Якоб Нильсен и Мари Тахир

 Октябрь 2001 г.

Об авторах

Доктор Якоб Нильсен

Якоб Нильсен - глава консалтинговой компании Nielsen Norman Group. Ранее занимал должность ведущего инженера корпорации Sun Microsystems. Колонка новостей Якоба Нильсена под названием "Alertbox" (что переводится как "Внимание"), посвященная удобству использования Web-страниц, выходит в свет с 1995 года на сайте www.useit.com. Нильсена называют и "крупнейшим в мире экспертом в вопросах простоты и удобства работы в сети" (телерепортаж U.S. News & World), и "гуру в области удобства использования Web-страниц" (газета The New York Times), да и вообще, он "знает о том, как работают Web-сайты, больше, чем кто-либо другой на этой планете" (газета Chicago Tribune).

Мари Тахир

Мари Тахир занимает пост директора по стратегии в компании Nielsen Norman Group и специализируется на доработке схем поведения пользователей B2B- и B2C-систем. Ранее Мари возглавляла группу по исследованию характеристик, (Human Factors) продуктов в компании Intuit, Inc., касающихся удобства работы с ними конечных пользователей, где занималась внедрением и преподаванием ориентированных на пользователя методов дизайна. В ее компетенцию также входил анализ и контроль за поведением пользователей серии программных продуктов TurboTax, ProSeries и QuickenLoans. Прежде, чем перейти в Intuit, Inc., Мари работала в корпорации Lotus Development Corp., где занималась продвижением метода исследования на местах и метода анализа характеристик пользователей, отвечая за характеристики простоты и удобства использования серии продуктов SmartSuite. Мари является соавтором главы "Brining the Users` Work to Us: Usability Roundtables at Lotus Development" книги "Field Methods Casebook for Software Design", вышедшей под общей ред

Посвящение

Фарану Тахиру (Faran Tahir) с глубокой признательностью

Мари Тахир

Моим родителям, доктору Хелле Х. Нильсен (Helle H. Nielsen) и доктору Герхарду Нильсену (Gerhard Nielsen)

Якоб Нильсен

Благодарности

Благодарим сотрудников компании Nielsen Norman Group за неоценимую помощь, оказанную ими в процессе подготовки книги к печати, включая отбор Web-сайтов, создание снимков экрана, определение метрики страниц, а также уточнение основных принципов дизайна Web-страниц: Каре Пернис Койн (Kara Pernice Coyne), Сьюзан Фэррел (Susan Farrell), Шули Гилац (Shuli Gilutz), Льюис Хвонг (Luice Hwang), Хоа Лоренжер (Hoa Loranger) и Бренде Рексрот (Brenda Rexroth).

Также благодарим Рольфа Молиха (Rolf Molich) и Гиа Розеллс (Gia Rozells) за их замечания, касающиеся принципов создания удобных пользователю домашних страниц.

Своевременный выход в свет этой книги обеспечила великолепная команда сотрудников издательства New Riders, оказавшая нам неоценимую поддержку и содействие. Отдельное спасибо Дженнифер Эберхардт (Jennifer Eberhardt) за помощь в подготовке оригинала книги к публикации и разметку снимков экрана в соответствии с категориями элементов домашних страниц.

Вернуться к начальной странице

Rambler  Top100

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное