Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшие статьи журнала ╚Компьютеры+Программы╩


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики! В этом выпуске рассылки публикуется статья, занявшая по резкультатам голосования второе место.

О малоизвестном в MS Word

Евгений ВЫСОКОВИЧ,
eugen@cp.comizdat.com

Ну, казалось бы, что еще нового можно написать о таком известном редакторе, как Word. И все-таки, общаясь с пользователями самого разного уровня, приходится констатировать, что из всех возможностей этого текстового процессора широко используется только малая часть. Причем речь идет даже не о программировании макросов. Остановимся на встроенных возможностях, некоторые из которых лежат совсем "на поверхности".

Надеюсь, что люди, читающие эти строки, не относятся к категории пользователей, уверенных, что Word способен работать только с текстами, и, по крайней мере, догадываются, что в нем есть и многое другое. Например, способность рисовать, формировать таблицы, наполнять текст "многоэтажными" формулами и даже верстать книги. Кстати, многие даже весьма солидные издательства именно в Word осуществляют допечатную подготовку, хотя, безусловно, до совершенства здесь очень далеко.

Сведения, приводимые в этой статье, собраны нами из различных источников и показались наиболее полезными из тех, которыми незаслуженно редко пользуются. Впрочем, если вы не обнаружите в этой статье ничего нового для себя, извините нас и подумайте, нет ли у вас самих информации, которой можно было бы поделиться с читателями - и не стесняйтесь, пишите.

Сразу хотим предупредить, что для использования некоторых из возможностей, о которых пойдет речь, не предусмотрено ни кнопок на панелях инструментов, ни комбинаций клавиш. Поэтому потребуется самостоятельно сформировать собственное меню или создать несколько новых кнопок, закрепив за ними необходимые действия. Тем, кто не умеет этого делать, советуем прочитать врезку к этой статье "Сам себе мастер".

Итак, начнем.

Движение по тексту - быстрей, еще быстрей

Все умеют листать текст, используя клавиши PgUp/PgDown. При этом смещение курсора вверх/вниз будет происходить на количество строк текста, умещающееся на экране. В окне Word для этого предусмотрено две кнопки, расположенные в нижней части шкалы вертикальной прокрутки (рис. 1). Но мало кто обращает внимание на находящуюся между ними невзрачную кнопку с шариком. Оказывается, она позволяет выбрать объект перехода, на который будет перепрыгивать курсор при прокрутке текста. Представляете, как облегчится ваша задача, если для перехода к следующему рисунку, таблице, разделу и т. д. нужно будет только один раз щелкнуть мышкой.

Рис. 1. Кнопки перемещения по тексту

Советуем также не забывать о такой чудесной возможности, как Схема документа.

Включив ее кнопкой из стандартной панели инструментов или меню Вид, вы увидите слева только заголовки текста (рис. 2).

Рис. 2. Схема документа

Щелчок на любом из них мгновенно перебросит вас в нужное место текста. Разобраться в схеме документа будет значительно легче, если документ создавался с использованием стилей. Так что и этой возможностью не стоит пренебрегать, впрочем не только по этой причине.

А плавно не хотите?

Теперь предположим, что вам нужно прочитать или просмотреть с экранамногостраничный текст. Скачкообразные перемещения на одну строку или на страницу обычными способами отвлекают, утомляют и заставляют постоянно искать место, на котором вы остановились. На помощь приходит встроенная команда AutoScroll. Ей не соответствует ни одна кнопка, нет ее и в меню. Для ее использования потребуется некоторая предварительная работа. Советуем вам предусмотреть для этой и некоторых других полезных команд специальное меню или панель инструментов. Если вы не знаете, как это сделать, прочитайте врезку к статье.

Итак вызов команды AutoScroll сделает вертикальную шкалу прокрутки такой, как показано на рис. 3. Текст будет плавно прокручиваться вверх или вниз, а скорость прокрутки будет задаваться удаленностью указателя мыши от середины шкалы. Чтобы вернуть все в "норму", достаточно щелкнуть мышкой на шкале.

Рис. 3. Шкала плавной прокрутки

Ну-ка, посчитаем

Почему-то бытует мнение, что в Word нельзя выполнять вычисления. На самом деле это не так, хотя о сложных вычислениях речь, конечно, не идет. Рассмотрим некоторые из возможностей.

Во-первых, можно вычислять простые выражения с использованием полей. Попробуйте вставить в текст поле типа "формула" (Вставка -> Поле). Откроется диалоговое окно, показанное на рис. 4. В нем следует выбрать категорию Формулы и тип поля "=" (Формула).

Рис. 4. Вставка поля формулы

Затем введите выражение, которое может содержать арифметические операторы, а также ряд функций (подробнее о них вы сможете узнать в Справке). После щелчка на кнопке Ok в тексте появится результат вычисления.

Простые вычисления возможны также в таблицах, и привлекать для этого Excel не обязательно. На ячейки таблицы в Word можно ссылаться так же, как и в Excel (рис. 5).

Рис. 5. Обозначение ячеек таблицы в Word

Выберите ячейку, в которую нужно вставить результат вычисления, вызовите из меню Таблица команду Формула и ведите выражение. В нем могут использоваться функции суммирования, округления, вычисления среднего и т.п. Аргументами функций являются крайние ячейки диапазона, разделяемые запятой. Например, результатом перечисленных ниже функций будут:
ФункцияОписание
=SUM(ABOVE)сумма чисел, расположенных в таблице выше формулы
=AVERAGE(A1,A3)среднее значение содержимого ячеек крайнего левого столбца;
=MIN(A1,С3)минимальное значение из диапазона

Результат вычисления вставляется в виде поля, которое при внесении изменений в таблицу можно обновить, выделив поле и нажав клавишу F9.

Во-вторых, для вычисления значений арифметических выражений в Word есть встроенная функция ToolsCalculate. Где она находится, вы уже знаете. И если собираетесь пользоваться ею часто, создайте для этой команды кнопку на панели инструментов. После этого вы сможете вычислить результат произвольного арифметического выражения, набранного в тексте (причем не бойтесь включать в него пробелы). Выделив его и вызвав команду вычисления, увидите результат в строке состояния. Кроме того, он попадет и в буфер обмена. Что делать дальше, решайте сами.

Расширенные возможности поиска

Когда в тексте нужно произвести сквозную замену одной фразы на другую, проблем не возникает, но иногда следует изменить только оформление отдельных фрагментов текста, а содержимое этих фрагментов различное. Например, в учебном пособии нужно выделить полужирным курсивом все термины, используемые в тексте. Что считать термином, решает, как правило, автор. Кроме того, выделять термин нужно только при первом его упоминании. Word не позволяет одновременно выделить несколько фрагментов, зато можно отметить эти фрагменты любым цветом. Затем, вызвав окно команды Заменить, устанавливаем курсор на верхнее поле и, щелкнув на кнопке Больше, а затем на кнопке Формат, выбираем Выделение цветом. Установив курсор на поле Заменить на, выбираем аналогично Формат -> Шрифт и нужное начертание. Результат не заставит себя долго ждать. Останется только выделить весь текст и отключить выделение цветом.

Альтернатива буферу обмена

При переносе фрагментов текста обычно пользуются буфером обмена. К сожалению, в версиях, предшествующих Word 2000, стандартный буфер обмена может содержать только один фрагмент. Помещая туда новый фрагмент, мы теряем предыдущее содержимое. Иногда удается сохнанить содержимое буфера, используя перетаскивание выделенного фрагмента мышью, но это не всегда удобно.

Мало кто знает о существовании встроенной функции с немного забавным названием "копилка" (Spike). Эта команда позволяет последовательно накапливать в совершенно независимом буфере фрагменты текста, чтобы при необходимости вставить все накопленное в текст. Для вставки есть еще одна команда InsertSpike.

В отличие от обычного буфера обмена, копилка при наполнении вырезает фрагмент, а при вставке накопленного в ней - очищается. Чтобы текст в результате работы копилки не пострадал, можно перед занесением очередного фрагмента помещать его в обычный буфер обмена и сразу после команды Spike вставлять его из буфера обратно или же, поработав с копилкой, не сохранять "поврежденный" документ.

Сам себе мастер

Как создать кнопку или новую панель инструментов

Встроенные команды, которым не соответствует ни одна кнопка на панели инструментов, иногда можно вызвать нажатием комбинации клавиш. Но как узнать, закреплена ли такая комбинация за определенной командой? Советуем, прежде чем использовать команду, ознакомиться с ее возможностями. Для этого, выбрав команду, в диалоговом окне Настройки (Сервис -> Настройка) следует щелкнуть на кнопке Описание (рис. А).

Рис. А. Диалоговое окно "Настройка"

В то же время не составляет особого труда создать новую кнопку под какую-то команду. Для этого следует перейти в режим настройки, на вкладке Команды в категории Все команды найти нужную команду и перетащить ее мышкой на любую панель инструментов. В результате появится новая кнопка. Изменить ее вид можно, щелкнув на ней правой кнопкой, не закрывая окна настройки. В появившемся контекстном меню можно не только выбрать вид кнопки (рис. B), но даже нарисовать свою.

Рис. B. Контекстное меню свойств кнопки

Совсем не сложно создать и новую панель инструментов, в которую можно перетаскивать кнопки команд. Для этого в окне настройки нужно переключиться на вкладку Панели инструментов и нажать на кнопку Создать.

Евгений ВЫСОКОВИЧ,
eugen@cp.comizdat.com


Подписаться на дискуссионный лист
Послать письмо на дискуссионный лист
Задать вопрос
Прислать свою статью для публикации в журнале
Просто поговорить
Получить именной бланк подписки на "бумажную" версию
Получить каталог всех статей

До следующего выпуска!
Елена Полонская, редактор "К+П"
www.cp.comizdat.com

Перепечатка материалов этой рассылки разрешается только по согласованию с редакцией журнала "Компьютеры+Программы"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное