2009 год для ИТ-индустрии был не легким. Мировой финансовый кризис ударил по электронной промышленности и выпуску ПО не слабее, чем по остальным отраслям экономики. Конечно, не все ИТ-компании смогли пережить 2009 год, но в целом отрасль сумела избежать резкого падения. Стоит отметить, что уже во второй половине 2009 года финансовые показатели многих ИТ-производителей стали расти.
Итак, чем же запомнился 2009 год? Редакция портала DailyComm выделила 10 наиболее значимых событий прошедшего года.
Windows 7
Пожалуй, самым центральным событием в софтверной индустрии стал выход очередной операционной системы компании Microsoft. ОС Windows 7 была официально представлена 22 октября 2009 года.
В Microsoft рассчитывают, что Windows 7 поможет корпорации укрепить позиции на рынке операционных систем, после, во многом неудачной Windows Vista. Кроме того, разработчики надеются, что седьмая версия ОС сможет заменить Windows XP - систему восьмилетней давности, которая по-прежнему установлена на 71,5% ПК во всем мире.
Эксперты отмечают, что продажи Windows 7 растут. Так, по данным компании, в ноябре 2009 года на каждый переход с Windows Vista на Windows 7, пришлось шесть переходов с XP на седьмую версию ОС Microsoft. При этом доля ОС Windows XP и Vista на рынке в ноябре 2009 года уменьшилась на 1,45% и 0,2% - до 69% и 18,6% соответственно, а Windows 7 показала рост на 1,8%, достигнув 4% рынка после трех недель продаж. Стоит отметить, что уже в конце декабря 2009 года доля новой ОС от корпорации Microsoft составляла 5,7%,
а к концу января 2010 года может достигнуть 7%.
Таким образом, можно говорить о том, что Windows 7 вполне способна повторить успех Windows XP. Кроме того, новая операционная система Microsoft, по мнению аналитиков, поможет росту продаж ПК, ноутбуков и нетбуков во всем мире.
Google Android
В области программного обеспечения также стоит отметить рост интереса к операционной системе Google Android, которая применяется в портативных компьютерных устройствах и смартфонах. Основанная на ядре Linux платформа, стала чрезвычайно популярна как у производителей устройств, так и у пользователей.
Несмотря на то, что первое устройство, работающее под управлением Android (смартфон HTC T-Mobile G1), официально было представлено 23 сентября 2008 года, массовое производство аппаратов на базе новой ОС началось в 2009 году. Успех операционной системы от Google во многом объясняется ее доступностью (платформа распространяется бесплатно) и понятностью, а также наличием онлайн-магазина приложений - Android Market.
Коммерческую перспективу новой ОС разглядели и ведущие игроки рынка мобильных телефонов. Компании HTC, Samsung, Motorola, LG, Sony Ericsson и другие в 2009 году представили ряд моделей, созданных специально для Google Android. Кроме того, и сама корпорация Google выпустила собственный смартфон под управлением Android -Nexus One.
По данным исследования рынка мобильных операционных систем для портативных устройств, проведенного компанией Change Wave Research, в декабре 2009 года Google Android была наиболее популярной ОС. Кроме того, в исследовании отмечается, что если в середине 2009 года операционная система Android вызывала интерес лишь у 6% пользователей, то к концу года их число превысило 20%.
Усиление конкуренции Microsoft и Google
Безусловно, в итогах ИТ-рынка за 2009 год стоит отметить и конкурентную борьбу корпораций Microsoft и Google в непрофильных для этих ИТ-гигантов сегментах рынка. В данном случае имеется в виду создание Google собственной операционной системы и активное развитие компанией Microsoft собственного поисковика.
Что касается Google, то эта всемирно известная интернет-корпорация готовит к выходу собственную ОС на основе веб-браузера Chrome. Собственно, и программная платформа будет называться Google Chrome. Ее выход ожидается во второй половине 2010 года. Стоит отметить, что стратегия создания нового программного продукта подразумевает архитектуру, нетребовательную к аппаратным ресурсам ПК, используемого для выхода в сеть интернет. Иными словами, работа новой ОС будет во многом основана на возможностях интернет-обозревателя,
что соответствует идеологии "облачных вычислений". Это говорит о том, что все основные приложения операционной системы будут располагаться на удаленных серверах, а не на компьютере пользователя, что существенно снизит требования к установке ОС. Таким образом, новый программный продукт от Google может составить реальную конкуренцию операционным системам корпорации Microsoft.
В свою очередь, мировой софтверный гигант делает ставку на интернет-сервисы и, в первую очередь, на свою поисковую систему Bing, которая стала преемницей поискового сервиса Live Search (ранее MSN Search и Windows Live Search). Поисковая система компании Microsoft под своим новым названием увидела свет 1 июня 2009 года. В настоящее время система Bing является четвертой по счету среди самых используемых поисковых систем после Google, Baidu и Yahoo!
Стоит отметить, что, несмотря на повсеместное лидерство Google в области поисковых технологий, Bing все же имеет ряд уникальных особенностей. Среди них можно выделить, возможность просмотра результатов поиска на одной веб-странице, а также возможность динамически корректировать объем информации, отображаемой для каждого результата поиска (к примеру, только название, краткая сводка или большая сводка).
Кроме того, в американской версии Bing присутствует ряд интересных нововведений, непосредственно касающихся интерфейса поисковика и ряда его функций. Так, ежедневно изменяются темы оформления стартовой страницы с информационными блоками. Кроме того, в Bing выводятся уточняющие варианты поисковых запросов по отдельным категориям, а в результате поисковой выдачи видео отображается с автоматически запускающимся предварительным просмотром. Также пользователям доступны дополнительные данные по каждому результату
поиска. Bing имеет и встроенный сервис для поиска маршрутов, в поисковике Microsoft присутствуют функции, повышающие удобство в использовании при поиске информации, изображений и видеоконтента.
Таким образом, компания Microsoft стремится закрепиться на рынке поисковых систем, и 2009 год показал, что это у крупнейшего в мире софтверного производителя неплохо получается. Пока Bing не может серьезно конкурировать с Google, но если Microsoft и далее будет так активно развивать поисковые технологии, то возможно, что в будущем на пространстве всемирной паутины появится новый лидер интернет-поиска.
Появление кириллических доменов
Среди событий в области интернета, которые произошли в 2009 году, стоит уделить внимание появлению доменов на национальном языке. Хотя идея регистрации названий сайтов на языке той страны, где они располагаются, уже давно обсуждается в интернет-сообществе, пока только Россия смогла официально создать национальную доменную зону.
Координационный центр национального домена сети интернет 11 ноября 2009 года открыл предварительную регистрацию в доменной зоне .РФ. Тогда же была подана и первая заявка от администрации президента России на регистрацию доменного имени "кремль.рф". А с 25 ноября началась приоритетная регистрация доменов для госорганов и владельцев торговых марок, которая должна продлиться до 25 марта 2010 года. В апреле 2010 года координационный центр национального домена сети интернет планирует открыть регистрацию для всех
желающих по системе голландского аукциона, который подразумевает постепенное снижение стартовой суммы.
Регистрация домена осуществляется на платной основе и, в зависимости от компании-регистратора, стоимость услуги составляет от 1200 до 10000 рублей. По правилам фирма-правообладатель товарного знака должна предоставить регистратору документы, подтверждающие свою принадлежность к тому или иному бренду. Кроме владельцев товарных знаков заявки на этапе приоритетной регистрации могут оставлять государственные органы. Так, например, Минкомсвязи заявило, что зарезервирует имена и фамилии известных политиков и государственных
деятелей в порядке защиты от киберсквоттеров.
В области ИТ-технологий также можно отметить ряд событий, которые произошли в 2009 году.
Развитие "облачных" вычислений
"Облачные" вычисления, то есть технологии обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю в качестве онлайн-сервиса, получили широкое распространение. При этом пользователь имеет доступ к собственным данным, однако не имеет возможности управлять инфраструктурой, операционной системой и программным обеспечением, которое он использует.
Все больше и больше ИТ-компаний склоняется к тому, что эта перспективная технология станет основой для множества новых сервисов и приложений. Кроме того, "облачные" вычисления экономичны, так как не требуют больших энергозатрат.
Данной технологией заинтересовались такие гиганты как Google и Microsoft. Кроме того, пристальное внимание к новому тренду на ИТ-рынке стала проявлять корпорация Apple. Так, например, сервисы Google Apps и Google Docs обеспечивают приложения для бизнеса в режиме онлайн, доступ к которым происходит посредством интернет-браузера, в то время как программное обеспечение и данные хранятся на серверах Google. Стоит отметить, что операционная система Google Chrome OS практически полностью основана на принципе "облачных"
вычислениях. Подобный функционал предоставляется и клиентам служб Microsoft Office Live и Microsoft Business Productivity Online Suite. "Облачные" вычисления планирует использовать в своем офисном пакете iWork и компания Apple. Кроме того, сервисы "облачных" вычислений предоставляют такие компании как Sun и Amazon, а также ряд других.
Технология USB 3.0
Еще одним важным событием в сфере ИТ-технологий стал выход первых устройств, поддерживающих технологию USB 3.0, которая обеспечивает скорость передачи данных до 4,8 гигабит в секунду. То есть стандарт USB 3.0 в пять раз быстрее, чем все остальные стандарты для компьютерной периферии. Над созданием USB 3.0 работали такие компании как Intel, Microsoft, Hewlett-Packard, Texas Instruments, NEC и NXP Semiconductors.
Хотя финальная спецификация USB 3.0 была обнародована в 2008 году, первое оборудование, поддерживающее новую спецификацию, появилось в 2009 году. Так, например, в 2009 году компания ASUS анонсировала материнскую плату P6X58 Premium, которая имеет два USB 3.0 порта.
Массовый выход устройств с поддержкой USB 3.0 ожидается лишь в 2011 году, так как корпорация Intel решила отложить внедрение поддержки нового стандарта передачи данных в своих чипсетах. Однако стоит отметить, что продукты с поддержкой USB 3.0 начнут активно появляться уже в 2010 году, также будет расти и ассортимент устройств, поддерживающих новый стандарт.
Развитие LED-технологий
2009 год стал успешным и для LED-технологий (Light Emitting Diode - светоизлучающий диод). В частности, стоит отметить выход на рынок первых LED-телевизоров и мониторов. А с 2010 года LCD-панели будут постепенно смещаться дисплеями, построенными на основе LED.
Преимущество LED-телевизоров заключается в более высоком качестве изображения и других характеристик, а также в компактности. Так, например, некоторые модели при диагонали свыше 50 дюймов имеют толщину не более 2,5 сантиметров. Внедрение LED-технологии также позволяет значительно снизить энергопотребление телевизора или монитора.
В 2009 году некоторые крупные производители электроники уже представили свои продукты с LED-подсветкой - среди них компании Samsung, Sony, LG, Panasonic и другие. Несмотря на то, что в 2009 году активные продажи LED-телевизоров и мониторов только стартовали, в 2010 году поставки ЖК-телевизоров с LED-подсветкой и диагональю свыше 40 дюймов по всему миру вырастут в восемь раз - до 18,8 млн. единиц. Напомним, что в 2009 году, по данным аналитической компании iSuppli, объем выпущенных телеприемников и мониторов
на основе LED-технологии составил 2,5 млн. штук. А уже к 2013 году светодиодная подсветка будет применяться в 83,2% ЖК-телевизорах с диагональю экрана 40 дюймов и более. Стоит отметить, что в 2009 году такой тип подсветки использовался лишь в 6% ЖК-телевизоров.
Кроме того, аналитики прогнозируют, что доля ноутбуков со светодиодной подсветкой составит 60-70 % от общих поставок подобных устройств, тогда как ЖК-телевизоры с такой технологией займут намного меньше - 15-20% всех поставок 2010 года. При этом доля мониторов для настольных ПК с LED-подсветкой на рынке в 2010 году будет еще меньше.
Единый стандарт для зарядных устройств
Нельзя пройти мимо еще одного события, которое затрагивает всех владельцев сотовых телефонов. В 2009 году компании, занимающиеся выпуском "мобильников", пообещали перейти к новому единому стандарту для зарядных устройств - micro-USB. Кроме того, 22 октября 2009 года международный союз электросвязи (МСЭ) официально утвердил этот стандарт.
Напомним, что новый промышленный стандарт зарядного устройства разработан МСЭ совместно с ассоциацией GSMA, объединяющей почти 800 операторов сотовой связи и более 200 производителей мобильных телефонов, программного обеспечения и аксессуаров во всем мире.
Стоит также отметить, что по решению ассоциации CTIA, объединяющей крупнейших сотовых операторов и производителей телефонов, для наушников и гарнитур будут использоваться 3,5-миллиметровые разъемы. По прогнозам CTIA, большинство беспроводных устройств будет использовать именно эти разъемы после января 2012 года. В CTIA входят такие компании как AT&T Mobility, Verizon Wireless, T-Mobile USA и Sprint Nextel. Стоит отметить, что участником CTIA является и российский оператор мобильной связи - MTS Communications.
В Европе универсальное зарядное устройство может появиться в продаже уже в 2010 году благодаря соглашению, заключенному в июне 2009 года между десятью ведущими производителями сотовых телефонов, среди которых Nokia, Sony Ericsson, Motorola, LG, Samsung и Apple.
По оценкам ассоциации GSMA, из-за несовместимости интерфейсов различных производителей около 51 тыс. тонн зарядных устройств ежегодно отправляются на свалку. По мнению экспертов, после введения единого стандарта количество таких отходов значительно снизится, что, в свою очередь, снизит выбросы парниковых газов на 13,6 млн. тонн в год.
Рост сегмента нетбуков
Эксперты и пользователи не могли не заметить и стремительное развитие в 2009 году рынка нетбуков. Так по данным компании DisplaySearch, в 2009 году мировые поставки нетбуков выросли на 103%. Это значит, что в 2009 году поставки составили 33,3 млн. нетбуков, по сравнению с 2008 годом (всего 16,4 млн.). При этом в 2010 году ожидается увеличение рынка нетбуков до 39,7 млн. штук.
Безусловно, популярность нетбуков во многом основана на их низкой стоимости, что особенно важно для развивающихся стран. В компании DisplaySearch отмечают, что, несмотря на популярность ультракомпактных ПК, темпы роста рынка нетбуков замедлятся. Это будет связано, в первую очередь, с появлением недорогих ультратонких ноутбуков, которые обладают большими мультимедийными возможностями и вычислительной мощностью.
По информации DisplaySearch, наибольшее количество нетбуков в 2009 году продала компания Acer (21,4%). Второе и третье места достались компаниям Hewlett-Packard и ASUS, чьи доля на рынке составили 16% и 14,8% соответственно.
Стоит также отметить, что в 2009 году стал постепенно развиваться и сегмент других портативных устройств - смартбуков. Это устройство представляет собой небольшой ноутбук, основными функциями которого являются выход в интернет и работа с офисными приложениями. Смартбуки имеют компактные размеры и вес. Работают данные устройства на базе экономичных, но мощных ARM-процессоров, что и является основным отличием их от нетбуков.
В настоящее время эксперты не могут прийти к единому выводу относительно статуса смартбуков - считать ли их нетбуками, или же выделить в отдельный класс устройств.
Развитие рынка электронных книг
Еще одним трендом 2009 года стало активное развитие рынка электронных книг. В 2009 году на рынок вышло сразу несколько е-ридеров разных производителей, например, ORSiO b731, Azbooka n516, Sony Reader PRS-300 и Sony Reader Touch Edition (PRS-600).
В основном это модели с монохромными дисплеями, основанными на технологии так называемой электронной бумаги, и ограниченной мультимедийной функциональностью. Большим плюсом данных устройств является существенно более длительное время работы, по сравнению с другими портативными электронными устройствами. Однако уже в 2010 году почти все электронные книги будут снабжаться цветными дисплеями. Кроме того, е-ридеры будут поддерживать различные стандарты беспроводной связи (EV-DO Rev A, WCDMA/HSPA, GSM, WiMAX, Wi-Fi).
Также пользователям будут доступны и более широкие мультимедийные возможности, к которым относятся интернет, проигрывание видео- и аудиоконтента.
На долю ультратонких ноутбуков будет приходиться 15% всех поставленных лэптопов в первой половине 2010 года, пишет DigiTimes с ссылкой на сообщения тайваньских производителей. Низкий показатель связывают с нестабильным положением на рынке и высокой стоимостью.
В настоящее время Intel предлагает следующие процессоры для этого класса компьютеров: двухъядерные SU9600, SU9400, SU7300, SU4100 и SU2300, а также одноядерный Celeron 743. Эти чипы делают ультратонкие ноутбуки не сопоставимыми с бюджетными продуктами в соотношении производительность/стоимость.
Некоторые компании планируют внедрить ультратонкие лэптопы в корпоративный сектор, однако последний по-прежнему предпочитает недорогие компьютеры, отличающиеся высокой мобильностью. Речь идет о нетбуках, отмечает источник.
В 2009 году компания Acer держала 70 процентов рынка ультратонких ноутбуков, но тайваньскому производителю принесло это лишь 10% прибыли. Конкуренты Asustek Computer, MSI, Lenovo, Hewlett-Packard и Samsung Electronics констатировали еще более слабые продажи.
По предположениям экспертов, стоимость комплектующих для сборки персональных компьютеров начнет расти после 6 лет ценовой стабильности в данном сегменте рынка.
Как пишет газета "Ведомости", аналитики Gartner research consultancy напомнили, что с 2000 года полупроводниковые компоненты каждый год дешевели на 7,8%. Тем не менее, в 2010 году их стоимость увеличится на 2,8%. Причину роста цен на полупроводники эксперты связывают с подорожанием чипов оперативной памяти (DRAM). В свою очередь, увеличение стоимости чипов оперативной памяти происходит из-за проблемы их производства, а точнее в результате перехода с выпуска микросхем второго поколения к выпуску микросхем третьего
поколения (DDR3).
Стоит отметить, что на чипы ОЗУ приходится около 10% цены компьютера.
По словам главного аналитика компании Gartner Бена Ли (Ben Lee), пока на рынке еще превалирует тенденция к ежегодному снижению стоимости компьютера. Но даже если цена компонентов ПК находится на стабильном уровне или растет, тенденция может измениться. Например, стоимость плоскопанельных мониторов в 2010 году может вырасти из-за дефицита матриц. Кроме того, к дефицитным компонентам на сегодняшний день можно отнести жесткие диски и приводы оптических дисков.
Причины дефицита эксперты относят к последствиям финансового кризиса, который заставил многих производителей компонентов значительно или полностью сократить инвестиции. Аналитики отмечают, что на восстановление рынка понадобится еще около года.
Соглашение по взаимному лицензированию между компаниями было подписано спустя две недели после того, как Samsung и Kodak во внесудебном порядке пришли к мировому соглашению. В патентном споре, начавшемся в ноябре 2008 года, американская компания обвинила Samsung и LG в использовании технологий, запатентованных Kodak c 1993 по 2001 годы. Чтобы защитить свои интересы Kodak подала в суд города Рочестера (штат Нью-Йорк, США) на южнокорейские
компании.
Стоит отметить, что Kodak оспаривала правомерность использования компаниями Samsung и LG технологий захвата изображений, сжатия и хранения данных, а также предварительного просмотра снимков. Истец настаивал в суде на запрете импорта и продажи в США продукции южнокорейских производителей электроники, выпущенной с нарушением патентов Kodak.
Напомним, что Комиссия США по международной торговле в начале декабря 2009 года объявила, что компания Samsung нарушила два патента Kodak на фотокамеры.
Чтобы не приостанавливать импорт продукции, Sumsung решила пойти на мировое соглашение с Kodak. Кроме того, Samsung Electronics будет выплачивать американской компании авторские вознаграждения (роялти), однако не известно, о каких суммах идет речь.
На днях специалисты компании IBM обнародовали итоги одного из своих последних исследований, посвященных потребительскому отношению к ритейлу. В его рамках выяснилось, что сегодня потребители ждут большей интерактивности от магазинов.
В частности, очень большой интерес люди проявляют ко всевозможным онлайновым сервисам. К примеру, 75% опрошенных выразили желание иметь возможность с помощью мобильного телефона узнать, где поблизости находится тот или иной магазин. Кроме того, 68% опрошенных готовы пользоваться мобильным сервисом, в рамках которого они смогли бы получать информацию о наличии различных товаров в тех или иных магазинах.
В итоге, как отмечают аналитики, создание подобных сервисов - это новый способ для компаний увеличить свою прибыль. Согласно результатам исследования, при наличии онлайновых возможностей 61% потребителей будут готовы тратить больше денег.
Если верить заявлениям представителей MSI в рамках мероприятия CES 2010, то в новом году компания планирует существенно увеличить объем отгрузок своей продукции для некоторых категорий.
В частности, речь идет о росте отгрузок ноутбуков MSI в 2010 году более чем на 50%. Следует напомнить, что в первой половине прошлого года у MSI возникли серьезные проблемы с отгрузками, вызванные сложностями с объемами запасов продукции на складах компании. Во второй половине 2009 года проблемы удалось решить, и MSI стала действовать более агрессивно. Эта тактика будет актуальной и в 2010 году, отмечают индустриальные аналитики.
Кроме того, в MSI рассчитывают, что в новом году компании удастся также увеличить объем отгрузок компьютеров all-in-one на 50% или даже на 100%.