Константин Бояндин - все блоги Проза жизни. Тринадцатый этаж
Август прошёл, а с ним прошёл и "отпуск" списка рассылки.
Об иллюзорности бытия и тщете всего сущего сейчас не говорил и не писал только ленивый. Фильм "Тринадцатый этаж", оставшийся в своё
время в тени "Матрицы", на мой взгляд, поднимает всё ту же тему смысла жизни и познаваемости мира гораздо сильнее и гораздо больнее.
Пусть даже для меня самой сильной работой на тему подобной иллюзорности служит известный рассказ Станислава Лема, из цикла про Ийона Тихого, о сознании, заточённом в кристалле.
Приступы ощущения иллюзорности мира, которые время от времени накатывают на меня, в последнее время становятся настолько участились, что начинаю думать - неспроста. Словно вновь сформировавшийся инстинкт побуждает тщательно вдуматься и понять, чем занимаюсь, и нужно ли это.
Инстинкт мудр, инстинкт слеп. Одним из основных парадоксов обретения идеального, гармоничного состояния является то, что в состоянии полной гармонии, на первый взгляд, пропадает сама суть жизни - человек живёт, не предаваясь страстям, не ощущая сильной эмоции, в состоянии полного самоосознания и ощущения своего места в мире.
Однако такая трактовка верна только в предположении, что гармония статична, что достижение гармонии - это покорение вершины, с которой все пути ведут вниз. Зачем тогда покорять? Простой ответ, что соседние вершины могут быть выше и неприступнее, что само покорение уже приносит смысл конечной цели, виден не сразу.
Отвлекаясь ненадолго от сути размышлений: если вы не видели фильма, и не у кого взять диск, и ссылка, на которую ведёт картинка, вас не вдохновляет, то на национальном торрент-трекере сможете найти и этот фильм. Я бы очень советовал посмотреть его, если вы его ещё не видели.
Хочешь познать себя, свою суть и смысл жизни - познавай окружающий мир. Одним из способов исследования мира является его моделирование. В фильме моделировали ни много не мало целую историческую эпоху, пусть и небольшой, в физическом смысле, её участок. Но даже этого хватило, чтобы сделать величайшее открытие, после которого встал вопрос - как и для чего можно жить, если принять новую истину о сути мироздания.
Что бы человек ни думал о своей фантазии, она всё равно ограничена знаковыми системами - языком, органами чувств. Чтобы расширить горизонты, неизбежно нужно вводить новые слова, иначе добавить что-то по-настоящему новое не получится. Моменты ощущения иллюзорности, о которых я говорил, относились к тем периодам, когда я не проводил достаточно много времени в работе над книгами.
Вот и настал момент соединить первоначальное рассуждение о гармонии с вопросом иллюзорности мира. Человек может считать себя царём мира (хотя на деле не в состоянии противостоять, даже коллективно, любой из стихийных сил), но это участь любого индивида, осознающего себя как уникальную, особую, отдельную от остального сущность - требовать себе хоть какой-то, но привилегии. Иначе зачем быть уникальным, зачем жить?
Гармония, в моём понимании - это состояние, когда чётко осознаёшь, что ты можешь сделать (для себя, для близких, для мира в целом), и находишь в себе силы воплощать это в реальности. Понимание, что у каждого человека в нашем сложном на вид мире есть своя обязанность, свои таланты и необходимость применять талант на практике, приходит не сразу и не ко всем.
То, что ощущал герой "Тринадцатого этажа", стоя на границе с "наброском" реальности сродни тому, что я испытываю (к счастью, всё реже) - но ощущение тщеты всего, что делается, проходит, когда принимаешься за то, что, как выяснилось, от тебя и ожидается.
Какие ещё косвенные признаки того, что человек занимается тем, что от него ожидается его природой и мирозданием в целом? Очень просто: везение. Не частное, моментальное обретение чего-то, а системное, долговременное. Распространяющееся не только на самого человека, но и на всё его окружение. Проверено практикой. И снова рискну утверждать, что в фильме звучит и этот мотив: делай, что должен, и будь, что будет.
Вам приходилось чувствовать, что с миром что-то не так?
Вам приходилось понимать, что всё, что вы сейчас делаете, напрасно?
Расскажите, как вы интерпретировали эти ощущения? Просто в комментарии к этой записи.
...в фильме есть один по-настоящему страшный момент. Когда гаснет картинка, за несколько секунд до финальных титров. Я не знаю, что хотели сказать авторы сценария. Помимо очевидной мысли, что никакой из миров не может считаться реальным.
"Тринадцатый этаж" - один из фильмов, который я смотрю, когда возникает редкая пауза в действительно важных делах. Старые истины полезно открывать вновь и вновь, они не теряют актуальности.