Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Конкурсы и Проекты, новости Портала genmir.ru


Что такое дух и духовность

Мирошниченко Геннадий

Вступление в доказательство

Проявление духа и духовности через главный критерий человека

Системные свойства духовности

Выбор главного критерия

Приложение. Духовность.

Вступление в доказательство

Критериальный подход как дальнейшее развитие системных исследований человека, его сознания, как кажется автору, позволяет более глубоко проникнуть в суть понимания духовности и более широко охарактеризовать её.

Люди часто задают прямой вопрос: «Что такое духовность?», и не получают прямого ответа, хотя определений духа и духовности существует великое множество. Но все они носят исключительно описательный характер какой-либо стороны духовности (предикативный метод определения). Ниже в Приложении приведены некоторые ссылки на известные статьи и на сами статьи о духе и духовности. Ни одна наука, к сожалению, до настоящего дня не смогла дать исчерпывающих определений этим понятиям.

Автор считает, что, расширяя поле существования духовности за счёт системных понятий, он вносит в понимание этого термина большую определённость в сфере первичных установочных категорий философии.

Известные свойства духовности:

воля и энергия;

всеобщность;

абсолютность;

первоначало;

первосущность;

высшая способность человека[1] и другие.

Автор во всех своих работах по критериальному сознанию[2] подчёркивает, что этот тип сознания  и дан человеку для его ориентации в духовном пространстве Жизни.

Проявление духа и духовности через главный критерий человека

Основной идеей авторской концепции духа является доказательство, что дух не является «высшей способностью человека», как принято было считать до настоящего времени в философии. Он проявляется в человеке лишь постольку, поскольку человек способен впитать его в себя из духовного пространства и отождествить себя с ним.

Вот это отождествление личности человека с духом, существующем автономно и независимо от самого человека, и есть удивительный феномен Жизни.

При этом оказывается, что слияние происходит, если человек сознательно принимает дух для себя в качестве Высшей Меры – главного критерия своей жизни[3]. Можно сказать, что после такого слияния поведение человека в целом определяется его главным критерием, его главной оценкой. Оценочная система личности человека фактически и есть основа его духа и аппарат определения смысла жизни. Именно оценочная система делает человека субъектом. Это утверждение базируется на кибернетическом законе: любая система, существующая целостно и устойчиво, всегда, кроме объекта управления, имеет подсистему оценивания и главный критерий.

Главную оценку человека можно назвать и его главной идеей, и его главным смыслом. Главный критерий диктует человеку всю иерархию оценок, начиная с самой высокой. Он является главным системообразующим принципом Природы и Жизни.

Поле существования оценочной системы человека и есть поле его духовности. Поле действия оценочной системы – это полная совокупность поведения человека.

И дух, и духовность могут быть разного качества или разной модальности. Дух может быть и низкой, разрушительной, природы и высокой, абсолютной, какой для нас является Любовь.

Для низкого критерия характерен низкий дух и его низкое поле духовности. Такой дух часто заводит человека в разного рода мистические уголки духовности, иногда полностью разрушая его психику и разум. В зависимости от воли духа он может приобретать силу и качества, которые  называют демоническими.

Для высокого критерия соответственно характерен высокий дух и его высокое поле духовности. Такой дух часто руководит людьми высоко моральными и нравственными.

Духовность поэтому – это обобщённое качество, или модальность, критериального, то есть оценочного, поля личности человека.

Дух – это обобщённое качество главного критерия личности человека.

Системные свойства духовности

В этом симбиозе человека и критерия проявляются некоторые нетрадиционные, системные свойства, характерные для духовности:

1. Главный критерий человека функционирует за счёт самого человека как объекта управления путём своей непрерывной максимизации. Такое состояние можно рассматривать, как удовлетворение критерия, если переходить от системных формальных представлений к чувственным проявлениям Жизни. Некоторым может показаться, что критерий паразитирует на человеке. Но это не так. Критерий является для человека более высоким уровнем в иерархии существования Жизни, и потому человек является подчинённым ему. Симбиоз главного критерия человека с усилиями и мыслями последнего является кибернетической системой с обратной связью.

Если критерий перестаёт максимизироваться, то это может означать одно из двух – он перестал быть главным для системы в динамике, а главный критерий необходимо искать заново, или же система выродилась в статическую. Для отыскания нового главного критерия у человека достаточно проанализировать личностные ценности на предмет обнаружения процесса максимизации какой-либо из них всеми усилиями и мыслями человека. Она и окажется новым главным критерием.

2. У главного критерия всегда отсутствуют ограничения любого рода. Он всегда абсолютен. Если же мы думаем, что главный критерий может существовать при каких-либо ограничениях, то это означает только одно: мы ошибаемся, этот критерий не является главным, а вверх по иерархии находится настоящий главный.

3. Главный критерий всегда иерархичен. Он задаёт всей иерархии личностных оценок их значение в чувственном и качественном виде, в сознании и в душе. Главный критерий создаёт оценочное поле личности, в котором личность будет черпать все оценки для оценивания в любых состояниях и в любых ситуациях.

4. Главный критерий всегда обеспечивает целостность всей системе человеческого организма, особенно это хорошо видно по проявлениям психики и логики. Часто бывает, что при несовпадении оценочных полей двух и более людей психика какого-нибудь человека не выдерживает нагрузки. Она в процессе психической адаптации к окружающим перегружается и человек срывается в истерику, в открытую враждебность. Это может привести даже к тяжёлым заболеваниям органического типа. Так происходит нарушение целостности организма. Подобные случаи происходили даже в командах космонавтов, несмотря на тщательный отбор кандидатов на предмет их психологической совместимости. Даже высокая способность к адаптации не являлась гарантией для совместного проживания. При несовпадении главных критериев и оценочных полей рано или поздно быстро развивалось состояние обвальной враждебности. Точно так же и существование в разного рода сообществах: пока отдельные члены сообщества исповедуют общий главный критерий этого сообщества, оно является целостным.

5. Если специально не поддерживать максимизацию положительного главного критерия сообщества как системы (режим созидания), то оно быстро и естественно скатывается к негативному зеркалу главного критерия (режим разрушения). К сожалению, всеобщий закон энтропии являет собой хорошо видимый нам алгоритм разрушения и утилизации старого, что названо учеными термином «метаболизм» – обменом и обновлением жизненных потоков. Главный критерий является той силой, которая не просто противостоит природной энтропии, он концентрирует в себе природную волю созидания, рождеения нового.

Выбор главного критерия

Выбор главного критерия человеком – это фактически выбор качеств личностной духовности. Человек наделён способностью такого выбора. Однако, человек может и не выбирать для себя главный критерий, а довольствоваться тем критерием, к которому он прибился случайно или в силу житейских обстоятельств. Часто главный критерий личность получает от окружающей её среды, от сообщества, с которым ей приходится общаться. Это довольно заразная процедура, о чём мало кто из людей догадывается.

Человек как целостная и устойчивая часть общей природной системы Жизни принципиально всё равно опирается на какой-нибудь вполне определённый главный критерий как на главную свою оценку, но происходит это неосознанно. В качестве подобного главного критерия человека может выступать многое. Это и мораль, и нравственность, и капитал, и любовь, и свобода, и слава, и прочее в зависимости от направленности работы разума.

Однако, если человеческий разум как высший инструмент самонастройки человека на высшие ценности Жизни проснулся от спячки выбора случайности, он всегда сознательно выбирает для самого надёжного своего существования из всего широкого поля возможных главных критериев исключительно Любовь.

Точно так же и смысл жизни любого человека можно оправдать, если исходить из его главного критерия. Если же критерий человека не представляет собой Высшую Меру, то рано или поздно такой человек оказывается в положении потерявшего жизненную опору и жизненный смысл.

Многие психологические теории становятся понятными в смысле проявления критериальных причин иногда совершенно неожиданных изменений установок и оценок людей в тяжёлых жизненных обстоятельствах, когда они вдруг меняются вплоть до обратных, полярных. Такими критериальными причинами является вынужденная смена главного критерия, производимая человеком почти сознательно. На поле чувственного восприятия это проявляется непреодолимой тягой к получению животного удовольствия, максимального комфорта.

Необходимо заметить, что такой критериальный подход справедлив не только для живой, но и для косной материи. Целостность любого материального тела обеспечивается скрепляющей его силой. А такая сила и есть конкретное проявление действия главного критерия этого тела.

Даже атом и его элементы являются таковыми телами. Существует ли в таком случае духовность косной материи? Скорее всего, нет. В этом случае мы можем говорить лишь о поле действия критерия, создающего целостность этого тела как системы через законы физического действия.

Приложение. Духовность.

1. Вот определение духовности из Википедии:

«Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В марксизме духовность ассоциируется с идеологией.

В современном западном религиоведении духовность в наиболее общих чертах характеризуют как «жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы. Как отмечает Айлин Баркер, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека» (Википедия. Духовность).

2. Википедия. Дух. Философия:

«У этого термина существуют и другие значения, см. дух.

Дух — 1) философское понятие, обозначающее нематериальное начало[1]; 2) высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности[2].

Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии.[1] Идеализм, спиритуализм — признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как

понятие (панлогизм),

субстанция (пантеизм),

личность (теизм, персоналистические концепции)

Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием; в иррационализме, определяя сущность духа, рассматривают такие его аспекты, как

интуиция

чувство

воля

воображение и т. д.[1]

Античные натурфилософы 6-5 веков до нашей эры определяли дух, как «нечто газообразное, жизненную силу, движущуюся в теле людей и животных». Библейско-христианская традиция наполняет понятие духа личностным абсолютом и волей. В экзистенциализме дух противопоставляется разуму, а неопозитивизм элиминирует данное понятие, как лежащее вне сферы научного познания.

Согласно Клагесу дух противостоит душе.

Также дух может означать совокупность черт характера, темперамента, знаний и убеждений, придающая силы для действия во имя чего-либо (воинский дух).

Встречается в значении всеобщего характера какой-либо человеческой общности, например дух времени (эпохи, века), народный дух (некая идеальная основа национального характера), корпоративный дух.

Дух времён, дух народов, дух исторических образований — часто встречаются у Вольтера. В основной метод его исторического мышления входило приведение отдельных черт времени, народа, исторического образования к общему знаменателю, который он называл духом. Заглавие его труда называет «нравы и дух народов» в качестве темы, и автор дошел даже до того, что назвал свой труд историей человеческого духа вообще.[3]

Понятие духа, как чего-то противоположного природе, сложилось в период романтизма и немецкого идеализма, а особенно у Гегеля («Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединяющий небо и землю, добро и зло» — Дрейер).

Гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое». (Википедия. Дух. Философия).

 

Читать:

* Обращение к редакции портала ВОЗ

* Скрыто ли будущее в настоящем и прошлом?


[1] «ДУХ (греч. νοῦς, πνεῦμα; лат. spiritus, mens; нем. Geist; франц. esprit; англ. mind, spirit) – 1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно и пассивно причастен» (Новая философская энциклопедия).

[3] критерий – оценка, мера по-гречески: http://genmir.ru/b/58.htm

30.03.13.


В избранное