Да, Линукс в ReaDitorial даже нам надоел. Но тут - совсем другое
дело. Проблему привязанности линуксоидов к своей любимой ОС
рассматривает настоящий психиатр. Мимо этого мы пройти не могли, благо
давно подозревали, что всё это лечится. Орфография и пунктуация автора
сохранены. - прим. ред.
На протяжении всего года в "Компьютерре Онлайн" не стихали споры
относительно того, что лучше — MS Windows или Linux? И мне захотелось
внести свою небольшую лепту в прояснение истины в этом затяжном споре.
Оговорюсь сразу, я — пользователь Ubuntu Linux с годичным стажем, не
планирующий возвращаться к среде MS Windows. Однако вполне справедливо
ожидаю то, что критические оценки этой публикации обильно посыпятся с
обеих сторон — как от пользовательского большинства, так и от лиц,
придерживающихся альтернативного мнения.
Не секрет то, что в последние годы nix-операционные системы
резко прибавили в весе за счет значительного улучшения графического
интерфейса и стали реально претендовать на место под солнцем - на
десктопах. В то же время известная софтверная корпорация, испытав
серьезные затруднения со сбытом последней версии своего базового
пакета, приняла решение не отставать в конкурентной гонке, результатом
чего стал анонс следующей версии популярной ОС. Наиболее ожесточенная
конфронтация развернулась в сфере нетбуков — маломощных мобильных
компьютеров, предназначенных исключительно для работе в Интернете.
Подобная ситуация также подразумевает столкновение различных
пользовательских менталитетов. И здесь без психологического анализа не
разобраться никак. В связи с этим я, как психиатр и психоаналитик,
имеющий десятки авторских публикаций, посвященных киберпсихологии,
хотел бы поделиться с читателями своими размышлениями о психологии
работы с Open Source. Надеюсь, что эти заметки будут интересны
представителям как одной, так и другой стороны.
Мой опыт и общение с пользователями альтернативных
операционных систем показывает, что в этой среде весьма сильны
настроения, которые можно было бы обозначить как
"религиозно-психологические". Конечно, такая новейшая религиозность
носит скорее "псевдо"-характер. И тем не менее, это первое, что
бросается в глаза.
Около года назад, движимый первооткрывательскими интересами, я
стал работать в Linux Ubuntu, как во второй операционной системе.
Естественно мне понадобились советы, которые можно было найти на
форумах соответствующей направленности. И тут же я оказался в самом
центре бурной религиозной жизни, протекающей в недрах
киберпространства. Если почитать посты на форумах, которые я посещал,
то складывалось впечатление, что на них обсуждаются не работа в
избранной программной среде, а грядущий Судный День.
Речь, конечно же, шла о развернувшейся в сети и вне ее великой
метафизической битве, противоборствующими сторонами в которой выступали
две стихии - свободно распространяемый Линукс и известная операционная
система, производителя которой не так давно признали в нашей стране
монополистом. Это было своего рода вневременное противостояние
первоначал Инь и Ян в сфере программного обеспечения. При этом изучение
записей, которые делались сторонниками nix-систем, свидетельствовали о
том, что используемые ими дистрибутивы ассоциируются с понятиями
"правильный", "чистый", "духовный", "нравственный". А прямые и
косвенные оценки программных пакетов, к которым обращались их
оппоненты, носили значительно более критичный характер.
О подобных апокалиптических воззрениях приходилось читать на
форумах не раз. Добавлю к этому, что отдельные представители
описываемого пользовательского сообщества отличаются выраженным
чувством собственной избранности и интеллектуальной самодостаточности.
Им также не чужды миссионерские настроения. Кроме того, для них
характерна непоколебимая вера в неизбежное наступление царства
справедливости. Правда, сроки этого нового пришествия так и не
уточнены.
Один из ортодоксальных линуксоидов даже рассказал мне о том,
что он использует программный дизайн для медитации. Когда жизнь
становилась особенно невыносимой, мой собеседник мысленно фокусировался
на образе десктопа Gnome - знаменитого оконного менеджера в nix-среде.
Со всеми деталями - верхними и нижними панелями, иконками, обоями. И
тогда у него появлялось чувство удивительного покоя.
Стоит ли говорить о том, что такая психологическая атмосфера
сплачивает сообщество пользователей Open Source. Во всяком случае,
включенность в него таких убежденных личностей может выступать в роли
своеобразного коммуникативного "цемента", сплачивающего колеблющихся.
Став неофитом в мире Линукса, я стал потихоньку собирать
различные дистрибутивы, имеющие функцию загрузки в режиме Live CD.
Таким способом я перепробовал десятка полтора различных дистрибутивов
Линукса. Естественно, в первую очередь меня интересовал интерфейс
загружаемых программ. А заодно и эмблемы, с помощью которых
маркировались дистрибутивы. Бросилось в глаза то, что все эти
программные пакеты имели эмблемы, наделенные глубинно-психологическим
значением. Иными словами, в каждом из таких изображений был заложен
какой-то подсознательный смысл.
Например, дистрибутив Debian, который считается одним из
наиболее консервативных и основательных (самый большой объем
совместимых программ можно найти именно в дебиановском репозитории),
обозначался с помощи изображения огромной спирали, движущийся по
часовой стрелке. А этот знак между тем может быть интерпретирован как
движение к осознанию бессознательного. Иными словами, такой символ
вполне может рассматриваться как форма, стимулирующая духовное развитие
человека. По крайней мере именно такое толкование образа дал бы
психоаналитик юнгианской ориентации.
В другом дистрибутиве - Ubuntu Linux - используется
изображение круга с тремя значками, которые можно рассматривать как
троицу. А "Три" и "Круг" - это две метафоры. Одна нумерологическая,
отражающая идею времени -прошлое, настоящее, будущее. Другая -
геометрическая. Ее смысл заключается в пространственной
уравновешенности, которая также может символизировать душевную
гармонию. Известно, что изображения подобной формы — мандалы — широко
используются на востоке для медитации.
Еще в одном дистрибутиве - OpenSUSE — при загрузке можно
увидеть ящерицу. Она же фактически является драконом - мифическим
всемогущим существом. Архаический характер этого животного очевиден.
Поэтому, по мнению К.Юнга, оно символизирует бессознательную сферу
человека, причем ее наиболее глубокие и таинственные уровни. Тем самым
символика дистрибутива как бы адресуется к этим областям человеческой
психики, подчеркивает его связь с мифологическими основами мира.
Случайны ли такие находки или же суть интуитивные прозрения
"продвинутых" одиночек — сложно сказать, не имея дополнительных данных
в виде развернутых психологических интервью, взятых у сторонников этих
пакетов. Можно также долго спорить о том, какова степень
психотерапевтического потенциала у таких особенностей. И заодно строить
догадки относительно того, как будет меняться эта ситуация в ближайшем
и отдаленном будущем. Тем не менее, приведенные примеры показывают, что
в основе привязанности пользователей Open Source к своим операционным
системам лежат не только технологические, но и психологические причины.
Сергей ВЫГОНСКИЙ
психиатр, член Союза журналистов России
От редакции: Вы только что прочитали статью или письмо в разделе ReaDitorial сайта computerra.ru. Этот текст написан таким же читателем, как и вы, приславшим нам письмо на e-mail site@computerra.ru.
Ваше мнение совпадает с мнением автора? Вы не согласны с ним? Выразите
свою точку зрения на форуме - для этого достаточно кликнуть на
"оставить комментарий".