Полезные советы и горячие новости рынка платежных терминалов
Бунт терминалов.
К
терминалам, через которые можно оплатить мобильный, коммунальные
платежи, интернет, кредиты, за последние годы многие привыкли — быстро,
удобно, без очередей. Но в последний месяц платёжные автоматы будто
подхватили лихорадку: в одних берут деньги, а переводы никуда не
доходят; а те, что не обманывают, задрали расценки за перевод денег до
небес. Как не потерять свои кровные, пользуясь услугами «железных
кошельков»? Для начала уточним: речь идёт не о банкоматах, а о платёжных
терминалах, принадлежащих коммерческим организациям.
Борис Ким, председатель комитета по платёжным
системам Национальной ассоциации участников электронной торговли: "Дело в
том, что с 1 апреля 2010 г. вступил в силу закон, по которому платёжные
терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой.
(Чиновники объясняют это тем, что к терминалам было много претензий:
средства из них уходят непонятно куда, криминал использовал их для
обналички... — Ред.) Большинство терминалов принадлежит частным
предпринимателям или мелким фирмам, для которых ставить кассовую технику
слишком дорого. Поэтому многие из них увеличили комиссию."
По нашим подсчётам, чтобы окупить расходы,
достаточно увеличить комиссию на 1-1,5%, в реальности же её задирают до
10%. Оспорить это нельзя — владелец терминала имеет право устанавливать
комиссию на своё усмотрение. Какой выход для потребителя? выбирать те
терминалы, где комиссия меньше. Со временем оставшиеся невостребованными
«дорогие» терминалы вынуждены будут закрыться.
Нужно учитывать и сроки прохождения платежей
через терминалы. Например, деньги за мобильную связь поступают на счёт в
срок от нескольких минут до нескольких часов (зависит от оператора
связи). Платежи по кредитам — 3-5 рабочих (!) дней. (Посмотреть, сколько
именно, можно в условиях обслуживания кредита). То есть, если вы
платите впритык, средства поступают на счёт поздно и банк может вас
оштрафовать за просрочку. То же касается и платежей по ЖКХ. У некоторых
получателей платежей (их называют «электронными кошельками», с помощью
которых можно оплачивать товары и услуги через Интернет) есть ещё и своя
внутренняя комиссия, за которую платёжный терминал не отвечает.
Поэтому, какой бы платёж вы ни проводили, нужно
внимательно читать правила обслуживания в компании, которой
перечисляете деньги, чтобы заранее знать, не возникнут ли у вас
дополнительные траты.
Если по телефонам
владельца терминала никто не отвечает, а по указанному адресу такой
компании нет, обращайтесь в Роспотребнадзор и параллельно с иском в суд,
чтобы отыскали фирму-призрак. Если вы по ошибке всунули в автомат
слишком крупную купюру, нажимать кнопку «Отмена» бесполезно — вернуть
деньги, которые уже прошли проверку и попали в платёжный бокс, автомат
не может. Придётся подтвердить платёж. После этого нужно написать
заявление в эту компанию (например, оператору сотовой связи) с просьбой
вернуть вам часть денег со счёта. Если деньги автомат уже взял, а
операцию не провёл и чек не выдал, звоните владельцу (номер телефона
должен быть на терминале) — он обязан приехать, снять кассу, сверить её
со списком проведённых операций и вернуть вам деньги. В случае отказа
обращайтесь в Роспотребнадзор.
Как отделаться от штрафа?
— Внёс через терминал в торговом центре платёж
по кредиту. Через две недели пришло извещение из банка — начислили 1500
руб. за просрочку. Оказывается, деньги к ним не поступили. Что делать? Я
ж не виноват.
Ответ Дмитрия Мурзина, директор центра
информации Ассоциации региональных банков:
— Известите банк о том, что случилось. Это
нужно, чтобы в банке не включили вас в список должников. Затем направьте
претензию (заказным письмом с уведомлением о вручении и описью
вложения) владельцу терминала с требованием вернуть вам средства. Затем
напишите в банк заявление с просьбой аннулировать начисленный штраф и
приостановить начисление дальнейших штрафов (обоснование — просрочка
произошла по вине третьих лиц).
К заявлению приложите копию претензии,
уведомление о её вручении и копию чека, который вам выдал терминал. Если
внутренние правила банка не позволяют аннулировать штраф, то нужно
направить ещё одну претензию в адрес владельца терминала с требованием
возместить сумму штрафа, а в банке выяснить, как действовать, чтобы
отметка о штрафе не испортила вашу кредитную историю.