Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мой Компьютер

  Все выпуски  

Мой Компьютер


"Мой компьютер"

COMPEBOOK.RU - Компьютерные электронные книги на CD, DVD дисках, почтой...

 

Приветствую вас уважаемые читатели!

Сегодня в выпуске:

1. СПОрный вопрос

2. Утилиты для восстановления данных

СПОрный вопрос

Михаил Демидов

Разработчики свободного программного обеспечения (СПО), во всем мире называемого Open Source, в последнее время в нашей стране являются объектами пристального внимания со стороны как чиновников, так и простых людей, являющихся директорами образовательных учреждений.

По сути дела, последние поставлены как бы "между двух огней": с одной стороны, есть определенная концепция, в которой четко прописано, какое программное обеспечение нужно школе, сколько оно стоит и кто осуществляет его дистрибуцию, с другой - программы курсов не могут быть узкоспециализированными в рамках одной, пусть и популярной операционной системы, потому что в информационном обществе важно разбираться во всех прикладных технологиях, а не в какой-то одной, пусть и "фундаментальной".

Внедрять Open Source - ответ "да"

Как известно, движение за свободное программное обеспечение зародилось еще в далекие 70-е годы прошлого столетия, а серьезный вид приняло в 90-х годах. Сейчас Open Source является достаточно мощной силой, которая может диктовать свои правила на рынках софта, поэтому игнорировать таких игроков не имеет смысла. Рассмотрим основные тезисы, благодаря которым внедрение СПО выглядит целесообразным.

Тезис 1. Бесплатное программное обеспечение является закономерной ступенью эволюции IT-мира, поэтому вынесение этого факта за рамки школьной программы представляется недопустимым.

Как писал журнал "Fortune" 23 февраля 2004 года, деятельность движения за свободный софт стала серьезным вызовом против крупных коммерческих игроков рынка программного обеспечения, "этих мощных программ базового уровня, работающих на вездесущих интеловских микропроцессорах", и совпала со стремительном ростом Интернета. Отчасти этими людьми двигало желание противопоставить свою программистскую деятельность работе крупных платных проектов, отчасти просто некие идеи социалистического характера (вроде равенства и доступности софта для всех и всегда), но, так или иначе, это движение не только не выродилось в самом начале XXI века, когда всерьез стали говорить о кризисе развития Интернета (основного источника распространения Open Source), но и обрело сейчас довольно сильных покровителей (вроде компании IBM).

Тезис 2. Бесплатное программное обеспечение используется в ряде высокоразвитых в отношении IT странах.

Юго-Восточная Азия сейчас является не только вторым "полюсом" на политической карте сверхдержав мира, но и, в определенном смысле, законодателем мод в сфере применения высоких технологий в образовании. Так, таиландский проект VClass представляет собой новую технологию электронного образования, созданную на основе СПО: учащимся предоставляется возможность удаленного получения знаний вне зависимости от используемой операционной системы или браузера. Кроме передачи аудио- и видеоданных на компь-ютер ученика, а также обмена текстовыми сообщениями (в форме чата), технология VClass также позволяет осуществлять процесс обучения с использованием мобильных устройств, подключенных к Интернету. В Тайване компания IBM развернула несколько пилотных проектов для дистанционного образования с использованием продуктов Open Source (BlueSky).

Тезис 3. Бесплатное программное обеспечение позволяет сэкономить значительное количество финансовых и людских ресурсов в плане обслуживания.

О том, что существуют практически идентичные Microsoft Windows аналоги софта, мы уже писали (http://soft.cnews.ru/articles/program/19/), но еще раз подчеркнем тот факт, что в большинстве случаев все бесплатные программы создавались "в пику" коммерческим и функционал у них мало чем отличается (отличается незначительно интерфейс, но это уже дело вкуса и привычки). Кроме того, СПО, будучи свободным во всех смыслах этого слова, может также свободно обслуживаться. Это означает, что при выходе какой-либо новой версии программы ее скачивает энное число пользователей, которые с азартом отписываются в техподдержку, когда у них возникают проблемы, а разработчики очень оперативно реагируют на все эти запросы. К примеру, время, проходящее от обнаружения уязвимости в браузере до момента выпуска обновления для Open Source-продуктов (например, Mozilla Firefox), составляет порядка одной-двух недель, для закрытого и всем известного продукта - порядка одного месяца. Выпуск обновлений среди СПО также поставлен "на широкую ногу" - всегда можно понять, как и что надо скачивать, чтобы обновить программу, а при желании - и скачать предыдущие версии.

Тезис 4. Бесплатное программное обеспечение удобно использовать в отношении лицензирования.

По данным "Википедии" в 1988 году бывший хакер Ричард Столлмен, основатель Фонда бесплатного программного обеспечения (Free Software Foundation), разработал проект GPL (Генеральной публичной ли-цензии). Эта лицензия подразумевала, что пользователям исходного кода разрешается его копировать, изменять и совершенствовать с условием сохранения кода в рамках общедоступной лицензии. Философия GPL осталась практически неизменной до сих пор (последняя версия GPL на данный момент - это GPL v.3.0, созданная в 2007 году с учетом "модных поветрий" рынка вроде DRM) и заключается в предоставлении широкой свободы конечному пользователю (запуск с любой целью, отладка и модификация, улучшения и доработки, редистрибуция и клонирование с сохранением свободного доступа к программе). В сфере образования продукты, распространяемые в рамках GPL (обычно версии 2.0, датированной 1991 годом), являются наиболее "чистыми" в отношении авторских прав и лицензионного соглашения с конечным пользователем (EULA).

Тезис 5. Бесплатное программное обеспечение является стимулом для совершенствования образовательного процесса.

Обычно для педагогов и учителей программы курсов пишет один и тот же коллектив разработчиков, поэтому они жестко привязывают практикумы к софту, который создали и продают. В отличие от них, СПО является продуктом творчества совершенно разных сторонних программистов, которые не ставят целью пиар своей лепты в развитие программы, поэтому то, что написано в "сабжах", может также с успехом применяться и с другими программами, и в иных условиях, зачастую не совсем стандартных, чем "стерильные авторизованные курсы". Плюс ко всему, сами работники образования всегда могут присоединиться к Open Source-разработчикам и поделиться своим опытом в написании различных обучающих методик.

Внедрять Open Source - ответ "нет"

Тезис 1. Бесплатный софт не позволяет развивать инновационные технологии в образовании.

Будучи изначально некоммерческим, Open Source-софт в редких случаях "поспевает" за радикальными изменениями в технологической (а, следовательно, и в образовательной) парадигме. Можно, конечно, предположить, что коллектив программистов может собраться в онлайне и на голом энтузиазме "выдать" проект, которому будет сопутствовать ошеломительный успех, но в последнее время это случается все реже и ре-же. Обычно все более-менее крупные СПО-разработки основываются либо на свернутых коммерческих (например, Mozilla Firefox), либо финансируются коммерческими игроками на рынке программного обеспечения (проект BlueSky в Китае поддерживается IBM). Если работать за "спасибо", то прогресс практически невозможен - должен существовать какой-то отдельный коммерческий проект, под сенью которого будет развиваться бесплатный вариант. Но образовательные разработки в большинстве своем, если только они не являются сугубо прикладными, являются не совсем рентабельными, а постановка их на "open source-начала" просто приведет их к краху.

Тезис 2. Бесплатное программное обеспечение не позволяет решить большинство поставленных задач в подготовке кадров.

Так как СПО ориентировано не на масштабы завоевания всего рынка программного обеспечения, то адаптация таких решений к конкретным условиям (в нашем случае, к образовательным технологиям) может обернуться двойной переплатой из серии "жадность фраера сгубила". В действительности, большинство сотрудников не будет переучиваться для использования новых программ, без разницы, бесплатные они или нет. Гуманитарные дисциплины перевести на СПО значительно легче, так как мультимедийному и офисному софту есть аналоги Open Source в больших количествах, чего нельзя сказать о технических науках. В математических и физических программах курсов используется специализированный софт, аналогов которому нет ни в коммерческой, ни в бесплатной версии, поэтому опрометчивые действия IT-отдела могут только осложнить процесс обучения.

Тезис 3. Бесплатное программное обеспечение не обеспечивает соблюдения защиты прав интеллектуальной собственности.

Этот аргумент очень часто ставят в пику закону об авторских правах, которому противоречит GPL. И действительно, не факт, что стремление поделиться своей идеей со всем миром не перерастет в оголтелый плагиат, против чего должны выступать педагоги во всех видах дисциплин. Простой "копипаст" программного кода, текста учебного пособия, срисовавывание моделей не позволяет достичь воспитательных и развивающих задач обучения. Понятное дело, что фундаментальные знания должны быть всеобщим достоянием, но прикладное знание, которое пестуется в процессе разработки и создания продуктов творческой деятельности, не может быть "свободно распространяемым", это нонсенс. Таким образом, если мы будем прививать еще в процессе обучения человеку то, что его работа не является уникальной в плане воспроизводимости, то мы не получим заинтересованную личность. СПО, по крайней мере на том уровне, который наблюдается сейчас в нашей стране, нивелирует это.

Тезис 4. Бесплатное программное обеспечение создает дополнительные трудности в вопросах совместимости с оборудованием.

В отличие от прикладных коммерческих продуктов, в цену которых очень часто закладывается их настройка и обслуживание, СПО не предоставляет таких опций. Кроме того, чтобы корректно внедрить такого рода программы, требуется достаточно квалифицированная переподготовка специалистов, которые могут создать наиболее оптимальный софт относительно техники, используемой для обучения.

Резюме

Несмотря на то что плюсов больше, чем минусов, на один пункт, все-таки вопрос внедрения Open Source продуктов в образовательных учреждениях - достаточно спорный. Этому есть несколько причин: во-первых, нет до конца четкой и методологически выверенной концепции, по которой собираются внедрять СПО (предположительно, это будет происходить по аналогии с проектом BlueSky на Тайване - создается ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов), который аккумулирует все разработки, касающиеся систем интерактивного взаимодействия и дистанционного обучения (онлайн-видео и звук, электронная почта, тесты через веб-интерфейс с мобильных устройств и тому подобное); во-вторых, большинство педа-гогов достаточно прохладно встречают инициативы по внедрению СПО ("получается, как всегда"). Для примера можно привести опыт внедрения Open Source продуктов на физическом факультете СПбГУ. Как утверждает системный администратор компьютерных лабораторий факультета Алексей Городецкий, создается такая ситуация, что софт куплен, но пока не распределен, а к большинству СПО-продуктов большинство преподавателей сами не готовы и не обучены (для справки: на факультете в разное время делали попытки внедрения GNUplot, OpenOffice, Scilab, Celestia, FreePascal, Eclipse). В общем, пока стоит согласиться с тем, что в России в настоящий момент внедрение Open Source-продуктов остается "СПОрным вопросом".
Источник: comprice.ru

Утилиты для восстановления данных

Виктор Куц

Всем известно, что важные данные, находящиеся на наших жестких дисках, обладают странным свойством время от времени "совершенно случайно" теряться. Такое может произойти из-за ошибок пользователя, внезапного сбоя программы, действия вирусов или даже намеренного уничтожения данных злоумышленником.

Тем не менее, даже если нужный файл, казалось бы, исчез безвозвратно, либо логические диски винчестера вообще отформатированы или даже удалены, не стоит впадать в панику - вполне возможно, что проблему поможет решить одна из описанных ниже утилит, созданных специально для восстановления данных. Некоторые из них могут восстанавливать файлы даже с отформатированных заново дисков. Их "волшебное" действие связано со способом удаления файлов операционной системой Windows, которая, физически не удаляя файлы с диска, лишь только помечает кластеры удаляемого файла как доступные для записи. И до тех пор, пока эти кластеры не будут заполнены новыми данными, "удаленный" файл можно восстановить. Похожей выглядит ситуация и при форматировании логического диска, и при удалении или создании логических разделов - заново создается лишь таблица размещения файлов, в которой указано, что вся поверхность диска (или раздела) пустая. Однако имевшиеся ранее данные при этом остаются на своих местах, хотя теперь к ним нельзя получить доступ с помощью стандартных средств ОС.

Сегодня в Интернете можно найти "целый вагон и еще маленькую тележку" самых разнообразных утилит, при помощи которых можно восстановить данные. Отличаются они как по своей функциональности, так и по качеству работы. Конечно, стопроцентной гарантии восстановления не может дать ни одна программа, но вернуть потерянные файлы хотя бы частично - порой и это бывает очень важно.

BadCopy Pro 3.80

Домашняя страница: http://www.jufsoft.com/badcopy/
Последнее обновление: 05.03.2006
Размер дистрибутива: 913 Кбайт
Условие использования: trial
Русский интерфейс: нет

Программа BadCopy Pro разработана для автоматического и быстрого восстановления информации в рабочей среде Windows (поддерживаются все версии этой ОС). Программа позволяет восстанавливать данные не только с жестких дисков, нечитабельных операционной системой, но и дискет, а также с компакт-дисков и накопителей на основе Flash-памяти. Предусмотрено восстановление различных типов файлов: графические, текстовые документы, исполняемых файлов, архивов и т.д. К сожалению, восстанавливаться могут только отдельные файлы, но не папки целиком.

Имеющийся в программе "мастер" позволяет выполнить восстановление (в виде перезаписи данных на жесткий диск) практически в автоматическом режиме, что позволяет работать с BadCopy Pro даже новичкам. Но знание английского языка, хотя бы на "базовом" уровне, при этом будет далеко не лишним. Бесплатно распространяемая демоверсия BadCopy только показывает, как она умеет работать, а записать восстановленные данные на носитель можно будет только после регистрации программы.

GetDataBack 3.03

Домашняя страница: http://www.runtime.org/gdb.htm
Последнее обновление: 05.04.2006
Размер дистрибутива: 3208 Кбайт
Условие использования: trial
Русский интерфейс: нет

GetDataBack - программа для восстановления информации, случайно или в результате умышленных действий удаленной с современных носителей практически любого типа (включая сетевые диски и файлы дисковых образов), в большинстве случаев восстанавливает данные, в том числе даже после низкоуровневого форматирования диска. GetDataBack распространяется в двух версиях (каждая из которых продается отдельно): для файловой системы NTFS и для FAT. Отличительной ее особенностью является очень быстрая работа. Программа поддерживает имена файлов и каталогов в кодировке Unicode, поэтому проблем с именами на кириллице, характерными для многих других программ такого типа, в GetDataBack не будет.

Действия по извлечению потерянной информации с помощью GetDataBack выполняются в пошаговом режиме мастера. Сохранение из программы восстановления, как и в BadCopy Pro, возможно только в зарегистрированной версии. Если не недостатком, то уж никак не достоинством программы можно считать то, что по умолчанию она запускается на мало кому понятном немецком языке.

PC Inspector File Recovery 4.0

Домашняя страница: http://www.pcinspector.de/file_recovery/ru/welcome.htm
Последнее обновление: 12.03.2005
Размер дистрибутива: 5970 Кбайт
Условие использования: freeware
Русский интерфейс: нет

Единственная в нашем обзоре бесплатная программа PC Inspector File Recovery работает под управлением Windows 9X/2000/XP и служит для восстановления данных на обычных жестких дисках, а также на флэш-картах SmartMedia, Compact Flash, Memory Stick и т. д. Хотя наиболее полно функции программы реализованы для FAT, тем не менее, она поддерживает и NTFS (к сожалению, больше формально). По большому счету, утилита решает три основные задачи: она умеет находить случайно удаленные файлы, уже недоступные в Корзине Windows; обнаруживать данные, утерянные в результате каких-либо системных коллизий; виртуально воссоздавать FAT-разделы, "исчезнувшие" из-за повреждения таблицы разделов или загрузочных записей. PC Inspector File Recovery позволяет восстановить данные с сохранением оригинальных значений времени и даты создания файла, а также восстановить удаленные файлы на сетевом диске.

Программа отличается высокой скоростью работы, она имеет несложный в освоении, логичный интерфейс, использующий, в числе прочих, и русский язык.

R-Studio 3.0

Домашняя страница: http://www.data-recovery-software.net/
Последнее обновление: 19.03.2006
Размер дистрибутива: 2576 Кбайт
Условие использования: trial
Русский интерфейс: нет

R-Studio - одна из наиболее функциональных утилит обзора. Позволяет восстановить данные с разделов FAT12/16/32, NTFS, Ext2/3 и UFS1/2; может работать на CD, DVD, флэш- и USB-носителях, локальных или сетевых дисках. Программа может восстановить информацию, даже если раздел был поврежден или полностью удален, а также в случаях, когда диск был отформатирован; поддерживает восстановление данных с RAID-массивов. К числу уникальных возможностей программы можно отнести возможность создания имиджа диска для последующего восстановления данных, а также ее способность восстановления сжатых или зашифрованных файлов. Несомненным достоинством R-Studio является то, что она хорошо понимает названия файлов и каталогов на кириллице, в большинстве случаев корректно сохраняя не только длинные имена, но и структуру дерева каталогов.

В демонстрационной версии файлы размером более 64 Кбайт восстанавливать нельзя.

Вместо заключения

Конечно, 100-процентной гарантии полного восстановления удаленных файлов не может дать ни одна из рассмотренных утилит, однако, в подавляющем большинстве случаев (при условии, что сам носитель информации исправен), все они способны обеспечить достаточно корректную "реанимацию" того, что еще совсем недавно казалось безвозвратно утерянным. Вероятность этого заметно возрастет, если Вы, используя это достаточно специфическое ПО, будете соблюдать следующие правила:

- после того, как Вы обнаружили потерю важных файлов, необходимо полностью исключить (насколько это возможно) любые операции с диском, на котором располагалась утерянная информация, и как можно быстрее запустить программу восстановления;

- программу восстановления лучше всего запускать с другого физического диска, на этот же диск следует записывать восстановленные файлы.

Источник: comprice.ru


Послесловие


COMPEBOOK.RU - Компьютерные электронные книги почтой... без предоплаты!

По вопросам сотрудничества обращаться на
my-comp@nm.ru
Все вопросы, пожелания и претензии туда же
Автор и редактор:
Alexik


В избранное