Коротко об игре: «Ignoranti, quem portum petat, nullus ventus secundus est» (Нет попутного ветра тому, кто не знает, к какому порту причалить)
Приветствую всех любителей настольных игр, сегодня я хочу поведать вам об увлекательнейшей игре “Le Havre”. Гавр - это город, расположенный на севере Франции, и в нем находится второй по величине французский порт. Через Гавр проходит большая часть внешнеторгового оборота Франции со странами Америки и Западной Африки, а грузооборот порта, принадлежащего этому городу, составляет свыше 50 миллионов тонн. Вот именно в этом порту мы и начнем свою игру.
Игра была создана Увой Розенбергом, который приложил свою руку к не менее известным экономическим стратегиям “Агрикола” и “У врат Лояна”. К слову говоря, на сайте boardgamegeek.com “Le Havre” занимает почетное 10-е место (а там насчитывается больше 68 тысяч настольных игр!).
iOS-версия игры выполнена просто безупречно, я бы поставила ее наравне с “Ticket to ride” и “Caylus”. Преимущества электронной версии, безусловно, заключаются во времени, которое вы экономите на раскладке зданий и фишек с ресурсами. К тому же, iOS-версия “Le Havre” стоит намного меньше, чем оригинальная настольная игра.
Действие.
Вы строите различные здания и корабли в городе “Гавр”.
Цель игры.
Получить как можно больше очков.
Правила игры.
Проблемой очень многих игр остаются плохо написанные правила, которые совершенно непонятны начинающим игрокам. С чем я и столкнулась при прочтении правил “Le Havre”. Многое из них стало понятно лишь после первой игры. Игра рассчитана на 1-5 игроков. В одиночной игре вы можете с каждой новой попыткой стараться набирать как можно больше очков. Но чем больше игроков, тем интереснее становится “Гавр”, и вам приходится применять иную стратегию, подстраиваясь под новые условия.
При создании новой игры у вас есть возможность выбрать в качестве соперника Искусcтвенный интеллект (ИИ), который может играть на четырех уровнях сложности. На первых порах вы, возможно, не сможете обыграть даже самый простой ИИ. А затем, проникая в дебри Гавра, одолеете даже самого сильного противника.
У игры есть две версии: укороченная и полная. От этого зависит, какое количество раундов вы будете проходить, и сколько зданий будет выложено в начале игры. На количество раундов также влияет число игроков.
При создании игры вы можете выбрать, кто будет ходить первым: вы, противник или компьютер выберет случайным образом. Каждый раунд состоит из 7 ходов. А каждый ход, в свою очередь, состоит из обязательного и дополнительного действия игрока. Совершая обязательное действие, вы можете либо взять какие-либо ресурсы с причала, либо воспользоваться услугами одного из построенных зданий:
Взятие товара. В порту находятся 7 причалов, на каждом из которых расположены разные ресурсы (древесина, глина, пшеница и тд). Нажав на один из ресурсов, он сразу же переходит к вам в распоряжение.
Ресурсы, находящиеся на причалах
Использование зданий. Изначально в городе построено три здания, отвечающие за строительство других объектов. Вы можете использовать свои здания, вашего соперника или находящиеся в городе. При этом за вход вы должны расплатиться либо едой, либо монетами (есть и небольшое количество зданий, где вход бесплатен). Здания позволяют вам построить другие объекты, получить ресурсы, либо улучшить имеющиеся у вас товары. Если у вас в какой-то момент не хватает еды, вы сможете расплатиться франками.
Здания, услугами которых уже можно воспользоваться
Во время дополнительного действия вы можете продать, либо приобрести какое-либо здание или корабль. Здания и корабли продаются за половину их значения. Если во время продажи на здании находилась чья-либо фишка, она возвращается владельцу. Плюс ко всему, за один ход нельзя продать и купить одно и то же здание.
Планирование в этой игре является неотъемлемой частью. Поскольку в конце каждого раунда вы должны выплатить работникам порта определенное количество еды, и с каждым новым раундом оно возрастает. Поэтому вы должны так строить свои ходы, чтобы в конце раунда у вас на руках было либо достаточное количество пищи (рыба, хлеб или мясо), либо необходимое количество кораблей. Корабли также приносят еду в конце каждого раунда. Ее объем зависит от вида корабля, и количества игроков партии. Например, если вы играете вдвоем, деревянный корабль будет приносить 4 единицы пищи после каждого раунда. На самой карточке корабля все эти тонкости прекрасно расписаны.
Карточка, на которой указано, сколько нужно заплатить еды в конце раунда
Чтобы построить корабль, вам нужно воспользоваться Верфью. Для этого вы сперва платите вступительный взнос, а дальше строите интересующий вас корабль. Помимо необходимых материалов придется отдать 3 единицы энергии (3 дерева, либо 1 уголь или кокс). Плюс ко всему, первый игрок, который строит железный корабль, должен будет отдать 1 кирпич на усовершенствование Верфи. Это правило нужно очень хорошо запомнить, иначе в какой-то момент, все прекрасно распланировав, вы останетесь в конце раунда без нужного корабля и необходимой пищи на руках.
Если в конце раунда у вас не оказалось необходимого количества ресурсов на руках, вам предложат взять заем, либо продать какое-нибудь здание, имеющееся у вас на руках. Заем сразу же отнимает у вас очки из общей суммы, плюс вам придется каждый раунд платить по 1 монете, когда фишка корабля станет на соответствующую карточку заема. Но вы можете в любой момент его выплатить, когда у вас на руках окажется 5 франков.
Есть в игре и свои тонкости, которые обязательно нужно учитывать:
Невыгодное округление. При использовании некоторых зданий, вы можете заметить, что на них нарисована половина энергии или половина монеты. Это значит, что вам будет выгоднее перерабатывать четное количество ресурсов. Поскольку, если вы заработаете ½ монеты, она не пойдет вам в копилку. А если нужно будет затратить ½ энергии, вы заплатите 1 целую энергию. Например, при копчении 1 рыбы, вы получите 1 копченую рыбу, которая равна 2 единицам пищи и ½ монеты. А это значит, что к вам на руки попадет лишь 1 копченая рыба. Если вы, например, перерабатываете 1 пшеницу в хлеб, вам нужно заплатить ½ энергии, что равняется целой единице энергии.
Разница в пище и энергии обратно не возвращается к вам на руки. Например, в конце раунда вам нужно отдать 1 дополнительную единицу пищи, а у вас на руках лишь 1 кусок мяса, который равен 3 единицам. Вам придется отдать этот кусок и разница в 2 единицы к вам обратно не вернется. То же самое касается и энергии.
Обращайте внимание на значки зданий. Очень часто здания со специальными значками могут оказать вам отличную услугу. Например, чем больше у вас на руках зданий с синим значком рыболова, тем больше рыб вам принесет здание “Fishery” (Рыбное место), если вы захотите его использовать. Здания бывают ремесленные, экономические, индустриальные и публичные. У каждого есть соответствующий значок. Они тоже вам могут принести пользу, в особенности, в конце игры при подсчете очков.
Здание ремесленника со специальным синим значком рыболова
Зданий в игре очень много, особенно в полной версии. Поэтому, если у вас не самое лучшее знание английского, я настоятельно рекомендую прочитать до, во время или после первой игры, переведенные правила на русском языке, в которых расписаны все свойства зданий. Если же вы владеете иностранным языком, в любой момент игры можете нажать на вопрос и прочитать описание любого здания, или прояснить для себя какую-то непонятную ситуацию.
В конце последнего раунда все игроки совершают свои заключительные действия. Это единственный момент в игре, когда игроки могут воспользоваться услугами зданий, на которых уже стоят фишки других игроков. Правда, вы не сможете воспользоваться зданием, если на нем уже стоит ваша фишка. После этого этапа определяется победитель игры. Им становится тот, кто набирает наибольшее количество очков.
Как всегда, я готова с радостью ответить на любые возникающие у вас вопросы, связанные с этой замечательной игрой! :)