На прошлой неделе Джонатану Айву был присвоен титул Рыцаря-Командора Ордена Британской Империи. BBC даже сделала целый видео репортаж, посвященный этой церемонии. Сей титул вручила ему принцесса Анна в Букингемском дворце, и теперь главный дизайнер компании Apple именуется не иначе как “сэр”. Позднее стало известно, что принцесса Анна и Джонатан Айв беседовали о его путешествии по Англии и iPad (а что вы думали, современные принцессы тоже пользуются планшетами).
Перед всем этим таинством посвящения, в интервью “The Telegraph”, уважаемый и любимый многими дизайнер компании Apple рассказал о своей профессии, принципах, которыми руководствуется его команда и изменениях, произошедших после ухода Джобса.
Джонатан Айв, вспоминая почему он выбрал именно эту профессию, рассказал, что на него повлияло два фактора, и в первую очередь, это был его отец. Наблюдая за талантливым педагогом и искусным ремесленником, он не мог не вдохновиться его работой, что, в конечном итоге, и привело его на путь дизайнерского искусства. “Я обожал рисовать, но только если в голове была какая-то идея. Я постоянно рисовал и мастерил различные вещи.” А вторым фактором было наследие его родной страны. “Во всех колледжах я наблюдал эту замечательную английскую традицию дизайна и творчества. Не стоит забывать о том, что Англия была первой страной, вступившей на путь индустриализации, я думаю, что именно поэтому здесь и зародилась моя профессия.”
Во время интервью проступали весьма заметные черты характера Джонатана, его любовь к деталям, даже не видимых глазу пользователя, а также склонность говорить “мы”, когда речь идет о его работе в Apple, нежели “я”. “Мы стараемся разрабатывать те продукты, которые кажутся, так сказать, необходимыми. Это дает вам ощущение того, что это единственное правильное решение,” - объясняет он. “Наши устройства - это всего лишь инструменты, и мы стараемся делать их так, чтобы дизайн не мешал функциональности. Мы стараемся привнести простоту и ясность, навести порядок в устройстве. Я считаю, что, подсознательно, люди весьма проницательны. Думаю, они могут почувствовать нашу заботу.”
Излишнее внимание к деталям, скорее всего, неуместно на предприятиях, ориентированных на массовое производство, объясняет дизайнер. Однако, количество и качество могут идти бок о бок: “Внимание к продукту не должно быть продиктовано числом экземпляров, которое вы собираетесь произвести”.
Производство устройства должно быть отражением ценностей, а не требованиями времени или конкуренции. “Мы искренне стараемся производить для людей лучшие продукты, какие только можем.”
Вещь не возникает из ниоткуда, сначала должна появиться идея: “Пока мы сейчас здесь сидим, идеи не существует. А потом вдруг у вас может возникнуть едва обозначенная мысль. Потом эта мысль, столь призрачная и хрупкая, сначала в виде разговоров, начинает обрастать формой за счет слов. Обычно это разговор между двумя людьми. А потом вы начинаете рисовать, чтобы попытаться описать и развить эту хрупкую идею. Удивительная вещь происходит в тот момент, когда вы начинаете мастерить свой первый макет, придаете первую форму и очертания своей идее. В течение всего процесса самым важным является переход, когда внезапно к вам присоединяется еще несколько человек. Это начинает вызывать интерес и становится стимулом для целой группы людей, что очень важно.”
На вопрос, каким из многочисленных продуктов, вышедших из его лаборатории, он больше всего гордится, он отвечает весьма предсказуемо:”Очень сложно выбрать. Особенно потому, что вещь, над которой ты сейчас работаешь, и кажется тебе наиболее успешной и важной из всех тех, что ты когда-либо делал. Я могу вам сказать, что ей является и та, над которой мы сейчас работаем, и, конечно, же, я ничего не могу вам сказать по этому поводу.”
Затем он рассказал о термине “дизайн” и его значении. “Этим словом обозначают такое количество вещей, что об этом даже и не хочется говорить. По-настоящему речь не идет о дизайне, а о воплощении идей и изготовлении продуктов. Наша цель - попытаться привнести порядок и простоту в невероятно сложные задачи, о которых вы не знали, но которые возникли и были решены.”
“Отсутствие беспорядка - это не простота, это всего лишь ее следствие. Отсутствие беспорядка означает, что продукт лишен хаоса. Но это не простота. Стремление к простоте должно пронизывать каждый этап процесса производства. Это основополагающее правило.”
Не стоит забывать о том, что продукты Apple получили признание и успех после продолжительной и сложной работы команды специалистов: “Работая над многими проектами, мы не знаем, устраним ли возникшую проблему. В течение длительного времени нам не ясно, придется ли отказывать от идеи или нет. Так было и в случае с iPod, iPhone и iPad.”
Он продолжил: “Бывают моменты, когда мы работаем над проектом и переходим к зрелой стадии производства, появляются новые решения и ощущение погружения в проблему, и мы пытаемся просто и ясно выразить ценности для самих себя и других людей. И если на этом этапе вам приходится переубеждать других в правильности того или иного решения - это признак того, что все идет не так хорошо. В некоторых случаях мы должны быть честны сами с собой и признать: это недостаточно хорошо, нужно остановиться. А это очень непросто.” К сожалению, Айв не проиллюстрировал свои высказывания какими-то конкретными примерами, но он признал, что работу над значительной частью проектов приходится либо останавливать, либо прекращать.
Он также рассказал о распределении задач между участниками команды: “Когда мы собираемся, чтобы обсудить какую-либо вещь, трудно понять кто электротехник, а кто инженер-механик.” Потом объяснил: “Одна из наиболее ценных вещей в нашей работе в Apple, это то, что большая часть дизайнерского коллектива работает вместе по меньшей мере лет 15, и это просто замечательно - обучаться целой группой. Одна из главных вещей - это совершать ошибки вместе. Ты никогда не научишься, пока не будешь многое пробовать и часто терпеть неудачу.”
На вопрос о том, что же изменилось или исчезло после ухода Джобса, Айв ответил: “Мы разрабатываем продукты точно так же, как это мы делали два, пять, десять лет назад. Не только наша маленькая группа так работает, но и все находящиеся вокруг нас.” Команда - это ценность и козырь, которая по мнению Айва обеспечивает устойчивость компании: “Мы пристрастились к обучению в группе, решению общих сложных проблем. И мы получаем огромное удовольствие, так работая. Все кажется особенным, когда вы сидите в самолете, и замечаете, что большинство людей используют продукт, над которым вы трудились сообща. Это большая награда.”