Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Стратегические игры

  Все выпуски  

Стратегические игры 'Цивилизация' - это было только начало.


Спорное, но интересное мнение:

 

"Цивилизация" - это было только начало.

Источник: http://17ur.livejournal.com/318702.html

 

Думаю, 90+% уважаемых читателей не сделают удивлённого лица, услышав про "Цивилизацию" Сида Мейера. Вряд ли сильно погрешу против истины, если скажу, примерно тот же процент употреблений термина "ресурс" в сетевом трёпе относится именно к тем самым злакам, монеткам и молоточкам из той игры, даже если употребляющий сам этого не сознаёт.

Любопытно, почему оно так вышло. Я думаю, разгадку надо искать во временах поздней перестройки. Всё сколько-нибудь активное население тогда поголовно спятило на почве реформаторства - призывавших "оставить, как есть", в СССР 1988+ просто не было, были разные реформаторские течения.

Условно "либеральное", которое принято считать победившим тогда, делало ударение на отношениях между людьми, тотально пренебрегая материальным миром. Мол, "должен появиться собственник", и всё тут же заплодоносит на прежнем железе, с прежним личным составом и проч.. Прямо через пятьсот дней. По четыре урожая в год.

Условно "советское" течение как раз делало ударение на заводах и "дешёвой квалифицированной рабочей силе", то есть именно на ресурсах в разумном, не-"цивилизационном" понимании этого слова. Мол, с этого можно жить, это наши преимущества в мире. Производственными отношениями "советисты" пренебрегали. Кстати, именно их воззрения воспроизводил путинский официоз в нулевых. Воспроизводил, правда, в примитивном, откровенно дикарском виде - место заводов и людей заняли газ и нефть; юные дегенераты из "Наших" болботали, что "НАТО хочет украсть наши ресурсы". Зато пренебрежение к производственным отношениям осталось прежнее. Другое дело, что изменилась его причина: при поздних Советах наивные лоялисты были уверены, что государство не допустит чего-то неприличного в этой области, а в нулевых тема посягательства на Священную Частную Собственность (список Священных Частных Собственников прилагается) была фу. "Нечего, падла, народ баламутить".

Однако вернёмся к условно "либеральному" течению. Можно считать его победу условной, можно считать её безусловной, но после этой победы возникла классическая ситуация - "жопа есть, а слова нет". Жопа с заводами, газетами и пароходами, отказывающимися плодоносить, воплотилась стремительно, а слов, в которых можно было расписать ситуацию, просто не было. Точнее, были, но вот с их трансляцией на либеральное сообщество - и по вертикали, и по горизонтали - оказалось никак. Не было нужного образования, не было нужного культурпродукта, вымывающего правильные извилины в мозгу. Про железо и людей, на нём работающих, либерал либо ничего не знал, либо нёс жуткую околесицу с людоедскими обертонами; если же либерал оказывался человеком разумным и наблюдательным (в те времена такое ещё случалось), то он не мог поделиться самостоятельно развитыми концепциями с себе подобными. Слов не было.

И вот здесь "Цивилизация" с её ублюдочным пониманием "ресурсов" оказалась востребована в процессе окучивания. Все играли, все знают. На этом квадратике есть чёрное пятнышко - это нефть. Туда надо послать рабочего и подождать два хода. Потом надо ввести в государстве демократию, и у тебя будет много монеток и молоточков, можно строить космический корабль. "А давайте построим из ентой фанеры ероплан и улетим отсюда к едрене-фене", как учит нас старый анекдот.

Понятно, что игромеханика здесь пренебрегала "социальным трением", то бишь расходом физической и нервной энергии на деятельность, не относящуюся к заданной игроком цели. КПД "рабочих" предполагался равным 100%, а их групповое поведение - полностью муравьиным. Посланы, куда сказано, сделали, что велено. При том, что в реальной жизни "ресурс" - это не только некоторая вещь, но и в гораздо большей степени порядок её использования. Установление и поддержание нужного порядка входят в стоимость ресурса, более того, составляют основную часть этой стоимости. Невыкопанный уголь - это не ресурс. Завод со станками, на которых некому работать - это не ресурс.

К сожалению, немногие обратили внимание на сии прискорбные обстоятельства. Порождённые компьютерной игрой представления стали чем-то вроде матрицы, шаблона, на основе которого в общедоступном "либеральном дискурсе" был закрыт вопрос о "ресурсах". Поскребите "либерала", найдёте... Этакая яркая заплата на рубище, дабы срамом не отсвечивать. Упомянутые представления на низшем уровне, особенно в сетевых лекциях и интервью на тему "как активному индивидууму открыть свой бизнес", по-прежнему здравствуют и вполне ещё способны удивить свежего человека своими непосредственностью и задором.

Однако это присказка - натыкать вешек, обозначить область. Перехожу к предвосхищению.

Начнём с того, что те проигравшие "советские лоялисты" - сейчас они в большинстве своём и не советские уже, и не лоялисты - свою собственную дыру в дискурсе насчёт "отношений" так и не залатали. В те же 90-е оппозиция буйствующим рыночникам пребывала в жалком состоянии именно потому, что не могла предложить иную модель "отношений", при том, что от "ресурсов" она была отрезана чётко и надёжно. Пробавлялись советской ностальгией. Сейчас "что-то делается" в рамках националистического, коммунистического и социалистического дискурсов, зачастую щедро приправленных технократией ВТУЗовского разлива, однако это именно "что-то делается": вполне цивилизованно, как у больших белых людей, нарабатывается гумус, на котором когда-нибудь потом прорастут цветы практически применимых идей - возможно, судьбоносных. Паки и паки медленно, со всем полагающимся трением - маниловщина, троллизм, маргинальность этцетера этцетера. Мне ли не знать.

Так вот, единственным культурпродуктом, способным породить представления, которые ускорили бы распространение этих новых моделей отношений в общественном сознании (а равно опошлили бы их), на данный момент - и на всё обозримое будущее - являются MMORPG. Они достаточно распространены - и можно прогнозировать их дальнейшее распространение; они отъедают у человека больше времени, чем пресловутая "Цивилизация", провоцируют более глубокую вовлечённость, чем она; их игромеханика сложнее, т. е. претендует на большую степень сходства с "реальной жизнью"; они не используют отрицательные стимулы - проигрыш в MMORPG не воспринимается иначе как задержка в получении контента, в крайнем случае, как оценка текущих умений игрока, в то время, как проигрыш в "Цивилизацию" воспринимается как оценка общих способностей игрока; мощность множества доступных стратегий в MMORPG многажды превосходит таковую у множества стратегий "Цивилизации" и иных логистических TBS - превосходит просто в силу наличия других игроков вне парадигмы "в конце должен остаться только один".

Как выразились бы птенцы гнезда переслегина - MMORPG в настоящее время выступают лучшим из доступных распаковщиков смыслов в задаче проектирования отношений. Как ни странно, экономических в том числе. Вот вы смеётесь, а в том же WoW действует модель ограниченного потребления без кредитов и очередей, не вызывающая у вовлечённых в неё пассивности или недовольства. Простите, но это вопрос времени - когда на неё обратят внимание в видах переноса в "реальную жизнь" или обеспечения преимущества в кухонных спорах. Каковые споры смешны лишь до поры. При этом, повторяю, очень трудно предсказать, будут ли при переносе учтены отличия самой распрекрасной игромеханики от реального мира. С "Цивилизацией", во всяком случае, этого не случилось.

Вот такое вышло предвосхищение чужих ошибок. И, чтоб на этом не останавливаться, надо бы указанные ошибки приватизировать. Пожалуй, если будет время, займусь поиском отличий холодильника от унитаза... простите, игромеханики от "реальной жизни". Пока вторую не попробовали лепить с первой. Надо выделить привлекательные черты, показать технически непреодолимые различия и - главное - понять, где отличие тождественно привлекательности, а где нет, где нечто действительно можно позаимствовать.

 

 

Ролевая игра «Сказки старой Англии».

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Эпилог.

Приложения.

 


В избранное