Уже
вышел 2-й Медиевал, но пока я его принципиально не беру, дождусь версии с
последними патчами, которые наверняка будут. Сейчас тенденция такая,
недоработанные игры выпускать. Хотелось бы рассказать об одном из самых ярких
моих впечатлений о Роме Тотал Вар - битве галлов с бриттами.
Предыстория
Играя
в Ром Тотал Вар, придерживаюсь принципа, что нужно сыграть хотя бы за одну из
наций, представленных на выбор формаций (римляне, кочевники, варвары, греки).
Из варваров я начал большую компанию за Галлов. Не считая самой первой
кампании, всегда играю на хард/хард, правда битвы провожу сам. Из-за этого и
моя тактика, стараться всегда сражаться самому, и принимать бой почти при любом
раскладе, так как человек при умелом управлении может бить и впятеро
превосходящие силы компьютера. Причем у меня принцип, не переигрывать более
трех раз.
За
галлов получилась очень интересная компания, геополитическая ситуация у галлов
прямо скажем не очень, с севера агрессивные бритты, с востока германцы, с юго-востока
сильные Юлии, на юго-западе гордые иберы. Знаю по опыту, что иногда бритты
схватываются с германцами, но сейчас как всегда по закону Мерфи, и германцы и
бритты навалились на меня, причем германцы были моими союзниками - коварные
предатели. Хорошо хоть Юлии не стали предпринимать активных действий - их время
еще не пришло. И тут у меня получилась очень интересная битва в стратегическом
и тактическом плане. В стратегическом - это была моя единственная боеспособная
армия на тот момент, не считая мелких гарнизонов, потерпи она поражение и пиши
пропало - денег и времени обучить новую у меня не останется. Сражение произошло
южнее Самаробривы. На севере Галлии хозяйничали две сильные армии бриттов, с
востока подходила армия германцев. Напали бритты, имея почти двойное
преимущество, ситуацию усугубляло еще и то, что в армии бриттов был лидер
фракции и двое генералов, а британские генералы со своими колесницами вполне
способны угробить слабую галльскую пехоту и без посторонней помощи.
Итак
- диспозиция: бритты - 3
отряда генералов на колесницах, 9 боевых групп, 5 - мечников, 3 - метателей
дротиков; галлы - 1
генеральский отряд, 5 боевых групп, 2 - мечников, 2 метателей дротиков, отряд
друидов. Вооружение и
опыт приблизительно одинаковые, звездочки у генералов тоже.
Битва.
Итак,
началось! Галлы заняли позицию на небольшом холме, бритты растянулись по полю
битвы и медленно наступают, их генералы немного приотстали. Галлы готовы
умереть с честью, их слишком мало, но боевой дух воинов высок, они на своей
земле. Бритты, наступая, медленно начинают подниматься на холм, и тут галльские
дротики начинают собирать свой смертельный урожай, остальные воины выкрикивают
боевые кличи. Друиды затянули песнь, чтобы подбодрить своих воинов, генерал
произносит нужные слова и галльские воины, воодушевленные боевым криком,
песнями друидов и напутствием генерала в едином порыве начинают атаку,
смертоносная лавина бежит с холма, и о чудо, после первого же удара враг
дрогнул, наши воины сражаются с яростью берсерков, друиды продолжают уже
устрашающую врагов песнь, метатели дротиков, опорожнив запасы, присоединяются к
сражающимся, то тут, то там враг заметался и побежал.
Ура,
вот уже почти все войско врага поддалось панике, трусы! Потрясающее зрелище,
армия бриттов почти в полном
составе бежит по полю боя! Но остаются колесницы, один из генералов бриттов с
разгона врезается в бегущую толпу галлов, и боевая группа перестает
существовать, наши воины смелы, но против разогнанных колесниц с острыми
серпами полуголым храбрецам не устоять. Две боевые группы, подбадриваемые
друидами, атаковали медленно бредущие колесницы, генерал бриттов не успел
разогнаться, это была его ошибка, стоящие колесницы становятся не легкой, но
все таки добычей наших воинов, при всем при этом надо успевать гнать врага, не
дать ему остановиться, иначе эффект нашей лихой атаки будет сведен на нет. В
такой ситуации, когда наши войска растянулись, преследуя бегущих врагов,
карт-бланш получают оставшиеся два отряда вражеских колесниц. Наш генерал при
поддержке остатков одной из боевых групп атакует меньший отряд колесниц - это
риск, колесницы великолепно уничтожают конницу, но у охранников нашего генерала
лучшие в племени доспехи, воины умелы и проворны, у них есть шанс.
Расчет
оправдался, колесницы уничтожены. Вражеский царь, видя поражение своего войска,
решил покинуть поле битвы, мы не протестуем, воинам хватает работы рубить и
кромсать беззащитных убегающих врагов, уничтожить захватчиков как можно больше,
чтобы завтра они не пришли снова.
Битва
выиграна, воины празднуют!
После
этого эпического сражения, выиграть которое, я никак не ожидал, дела пошли в
гору, я разбил вторую британскую армию, которая оказалась слабее первой и
бритты после этого практически не доставляли хлопот. Самое трудное, отбиться от
первоначального натиска компьютерных противников, играя самому, совершенствуешь
тактическое искусство, были времена в этой компании когда я воевал одновременно
и с бриттами и с иберами, и с германцами и с Юлиями, причем это не доставляло
мне неудобств. Это была моя агрессивная политика 'мочи пока можешь'. Генерал с
сильной армией идет в поход, громит врага, набирается опыта и звездочек, правда
есть неприятность - кончаются солдаты (в большинстве городов противника как
назло конечно же нет точно таких же строений для переформирования армии),
выручают наемники. Единственный минус такой стратегии - не успеваешь в городах
посмотреть все прелести технологических достижений, иногда специально тормозишь
завоевание, чтобы посмотреть, что там дальше и как новые
воины будут воевать.
О
юнитах.
Очень
много принесли неприятности германские копьеносцы, у меня еще не появились
стрелки, а у метателей дротиков запас не очень большой. Нападая с трех сторон
боевыми группами на один отряд германских копьеносцев, умудрялся проигрывать!
На автомате лучше получается. Потом нашел выход, много-много метателей
дротиков, и будет вам счастье, а когда появились лучники, проблема снялась.
При
войне с Юлиями, очевидно проявилась слабость варварских боевых групп, легионеры
играючи разделывали моих воинов при моем двухкратном численном превосходстве,
такого со мной еще не бывало! Помогал лишь классический тыловой заход конницей.
О
лесные стрелки, мечта генерала. У галлов есть хороший храм, улучшающий
стрелковое оружие на три, в другом улучшаем опыт на три и получаем наикрутейших
бойцов, которые при должном количестве уничтожат любую пехоту, а буде их
атакует конница - достают копья.
Тактика.
Вообще
стрелковая стратегия в Роме очень эффективна, играя за парфян, я даже почти не
пользовался катафрактами, хватало персидских лучников в доспехах и конных
лучников.
Ну
это я отвлекся. 6 отрядов лесных стрелков (из них пара обязательно стреляет
зажигательными), для прикрытия - два отряда отборных мечников и две боевых
группы - единственные копейщики доступные галлам, друиды и пара отрядов собачек
плюс конница для добивания - кто устоит протии такой сбалансированной армии - ?
Точно не компьютер.
Квилл.
Спасибо
за эмоциональную и хорошо написанную статью, Квилл. Хорошо также, что она
пришла «в теле письма» (ну не люблю я прикрепленные файлы). Кстати, можно ведь
присылать изложение игрового опыта относительно и других стратегий. Это я, так
уж вышло, подсел на «Тотальную войну» - ну нравится она мне J.