Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

GDW - Факты для ролевиков. Создание онлайн-игры - Рассылка 1


Информационный Канал Subscribe.Ru

GDW - Факты для ролевиков. Создание онлайн-игры Рассылка #1. Меч и Дракон

Содержание

? Европейские мечи
? Драконы
? Об игре (GDW)
? Анонсы
? Используемые сайты

написать автору

Добрый день, читатель.
Эта рассылка создана для тех, кто увлекается ролевыми играми. Впрочем, не только увлекается, но еще и хочет узнать кое-что полезное. Здесь не будет описаний игр, прохождений, чит-кодов, рекомендаций и всего такого прочего. Вообще, во всей рассылке будет присутствовать явная ссылка только на одну игру - GDW (Great Demons World), которую я создаю самостоятельно.
Что же тогда будет в этой рассылке? Прежде всего описание реальных фактов по некоторым вопросам, связанными с ролевыми играми. А также факты, связанные с "реальными" [:)] мифологиями. Кавычки тут не случайны, поскольку вряд ли существовали действительно мифологические существа, такие как драконы, орки, феи и пр. Однако в играх эти существа "перевраны" часто настолько, что потеряли свой "настоящий" облик и приобрели собственное лицо. Конечно, в Интернете есть немало фактов подобного рода. Но ведь Интернет тем и замечателен, что информацию здесь можно получать несколькими путями. Я буду стараться выбирать все самое лучшее, что есть в Сети и в энциклопедиях и сводить воедино, придерживаясь фактов.
Конечно, это не означает, что другие факты, связанные с ролевыми играми будут не охвачены. Вполне возможно, что появятся новые темы, новые авторы. Но, повторюсь, все будет писаться неигровой или фэнтезийной точки зрения, а с позиций конкретных фактов.
Да, и напоследок. Все выпуски этой рассылки будут выложены на сайте http://www.gdw.net.ru/subscr/.
Если у вас есть что сказать по поводу рассылки, тематики, изложенных фактов, то пишите.

Твой автор, Селезин (fenix07@mail.ru)

ЕВРОПЕЙСКИЙ МЕЧ
Меч - самое известное и популярное оружие времен Средневековья (то есть того времени, в котором обычно и происходит действие большинства фэнтези-книг и рпг-игр). Связано это с тем, что меч, пожалуй, единственное универсальное оружие. Он предназначен и для рубящих и для колющих ударов. Его длина и баланс позволяют использовать оружие как в групповом бою, так и в индивидуальном поединке. Мечом можно и атаковать и защищаться. Пожалуй, ни одно другое оружие не обладает таким комплексом свойств. Вероятно, именно поэтому меч и стал самым популярным и распространенным оружием Западной Европы времен средневековья. Впрочем, был у меча один минус - хороший меч достаточно сложен и трудоемок в изготовлении, а следовательно и дорог. Кроме того, он служил как бы отличительным признаком знатности, короли нередко издавали указы, по которым простолюдинам запрещалось иметь в пользовании мечи (даже если они служили в армии), а импорт изготовленных мечей пресекался всеми доступными средствами. Поэтому примерно до XII-XIII века меч оставался оружием знатных воинов и наемных дружинников (не случайно он стал отличительным символом рыцарства). С развитием технологии обработки оружия меч становился все более и более дешевым и качественным, хотя по-прежнему оставался оружием дворянства, и был самым популярным оружием вплоть до изобретения огнестрельного.

  Из словаря: Меч. Холодное оружие с обоюдоострым длинным прямым клинком. (Ожегов).

  Собственно говоря, определение не совсем верное (хотя в представлении большинства меч выглядит именно так). Данная ошибка характерна почти для всех энциклопедий. На самом деле оружие могло быть коротким, обладать изогнутым клинком и быть заточенным с одной стороны, и тем не менее называться мечом. Характерными отличительными признаками меча были его возможность наносить рубящие (не режущие, а именно рубящие, то есть дробящие, именно этим он отличается, например, от сабли) и колющие удары. Ошибка связана с тем, что почти все европейские мечи обладали именно "энциклопедическими" особенностями (прямые, обоюдоострые, достаточно длинные).
  Любой меч состоял из нескольких частей. Прежде всего, он делился на эфес и клинок. Чтобы было понятно, определимся сразу: эфесом называется часть меча, за которую его держат при стандартном хвате (рукоять), а также все, что прилегает к ней, клинком - вся остальная часть (эта оговорка существенна в некоторых случаях). Гарда - различной формы пластина, расположенная между клинком и рукоятью (относится к эфесу). Как правило, гарда представляла собой простую крестовину (позднее изогнутую на краях для лучшей защиты руки), но иногда могла быть, например, круглой или овальной. Назначением гарды была защита руки при скользящих ударах, когда оружие противника проскальзывало вдоль клинка, а в позднее средневековье и для усиления колющего удара (за счет упора руки). На "классических" мечах, кроме того, на эфесе есть навершие (со стороны, противоположной клинку). Его назначение было двойным. Навершие не давало руке соскользнуть с рукояти, если клинок застревал в теле противника и его приходилось выдергивать. В более поздний период, когда длина меча стала значительной, навершие выполняло еще и роль противовеса, уравновешивая клинок. Сам клинок также делился на несколько частей: лезвие, острие и голомень. Лезвием называлась заточенная часть клинка, расположенная по его боковой части, острием - острая часть клинка, расположенная на самом его краю и предназначенная для колющих ударов, голоменем - плоская сторона клинка (все остальное). Здесь опять же надо оговориться, меч мог не иметь острия или лезвия (как это не покажется странным). Конечно, иметь что-либо одно он должен (иначе от него толку не больше чем от дубинки), но острие вполне могло быть закругленным, либо могло отсутствовать лезвие (хотя такие мечи фактически уже являются вырождающимися и применялись только в позднем средневековье). Выделение же голомени связано с тем, что мечи нередко делали сварным способом, когда голомень изготавливался отдельно, а затем к нему приваривали лезвие (при этом лезвие делалось из более твердого и тяжелого железа или стали). Например, таким способом изготавливались знаменитые дамасские мечи. На голомени могли быть сделаны долы или ребра, а могла быть и плоская сторона (точнее, линзовидная, поскольку совершенно плоская была весьма слаба на изгиб, неизбежно возникающий при ударе). Дол - это выемка на мече, желоб, идущий вдоль всей голомени. Предназначалась она для облегчения веса (немаловажный факт для длинного оружия) и для усиления жесткости оружия при рубящем ударе. Грань же, напротив - относительно острая кромка посередине доломени. Делалась для лучшего проникновения и большей жесткости при колющем ударе.
  Теперь, когда с терминология определена перейдем к рассмотрению меча в его историческом развитии.

  Бронзовые мечи появились еще в середине 2 тысячелетия до н.э. Железные мечи известны с начала 1 тысячелетия до н.э. Собственно говоря, мечи в том или ином виде существовали у всех народов. Однако активно мечи, как ни странно, применялись только полуварварскими племенами (а не теми, которые в истории считаются цивилизованными). Например, "народами моря", производившим набеги на месопотамские государства, кушнитами, завоеванными египтянами и др. Связано это, скорее всего с тем, что у варварских племен не существовало как таковой военной тактики, цивилизованные же народы становились цивилизованными именно потому, что у них имелась более-менее регулярная армия, действовавшая в строю. Военные стратегии Древнего мира базировались на одной из трех основ: либо обстрелять издалека, уничтожая без собственно рукопашной битвы; либо задавить колесницами; либо смять плотным строем. Для первых двух тактик мечи было совершенно ни к чему, для третьей они были явно вспомогательным оружием, поскольку в плотном строю невозможно было размахнуться, а потому нанести хороший удар.
  Даже в славящихся своим военным искусством Спарте и Македонии мечи не были сильно распространены, хотя и были атрибутом пеших воинов. Искусство битвы на мечах тогда только-только начало зарождаться и хотя существовали приемы фехтования, но по большому счету они были излишними - в битвах армий исход решали фаланги, плотные построения, в которых действовать мечами было невозможно, а при добивании убегающего противника искусство фехтования ни к чему. У персов, захвативших Элладу, мечи тоже не были в почете. Здесь главенствовали серповые колесницы, и отчасти лучники.
  Чуть больше мечи ценились в Древнем Риме, хотя и здесь их использование было элементарным. Первоначально римляне действовали аналогично грекам, но завоевывая все новые и новые территории, они впитывали военное искусство захваченных народов. Поскольку многие из них относились к "варварам", искусство боя на мечах постепенно перешло и к римлянам. Но в знаменитых легионах действовать мечами также было непросто. Легион был сплоченным строем, и размахнуться опять же не представляло возможным. Поэтому у римлян гораздо больше ценились удары колющие, к ударам рубящим они относились скептически и даже осмеивали тех, кто их использовал. Именно поэтому меч легионера был коротким и имел форму острого листа (так называемый гладиус). Таким мечом было очень удобно бить из-за щита, закрывая все тело и вонзая клинок в торс противника. Гладиус пробивал даже легкую железную броню. Однако сила легионов была в их сплоченности и четкости действий, а не в оружии, потому римский меч оставался фактически одинаковым на протяжении всей истории империи.
  Гораздо большую роль мечи играли у варваров Западной Европы (напомню, что варварами римляне называли всех, кто говорил не на латинском языке). По большому счету таких народов было три: галлы, германцы и норманны.
  Германцы первоначально пользовались большими прямыми ножами - "саксами". Позднее именно из них появились чисто германские мечи "лангсаксы" (использовались пехотой) и "скрамасаксы" (для всадников). Оба типа были длинными однолезвийными мечами, иногда с удлиненной рукоятью, которую можно было обхватить двумя руками. Однолезвийность была характерным признаком германских мечей того времени (до VI-VII вв.). Именно поэтому их мечи историками нередко классифицируются как "большие ножи" или выделяются в отдельный тип оружия, хотя по всем признакам "саксы" были именно мечами.
  Классический же тип мечей был в ходу у галлов. Назывались они "спата" и имели все признаки меча, в дальнейшем названным рыцарским. Двустороння заточка, простая прямая гарда, правда, изготавливались они обычно с закругленным незаточенным острием, но для пробивания кожаных доспехов, наиболее популярных в то время, этого было достаточно, а изготовление острых клинков потребовало бы больших усилий. Клинок был длиной 50-60 см, то есть значительно длиннее римского гладиуса и позволял поражать противника на большом расстоянии.
  Норманны предпочитали мечи тяжелые, толстые, с большим навершием. Обычно такие мечи изготовлялись галлами же или по галльской технологии, но превосходили спату как по длине, так и по массе. Очень часто сражались такими мечами двумя руками, поэтому они имели большую рукоять и оригинальную заточку - затачивалась лишь верхняя треть клинка, две трети, прилегающие к гарде, оставались "пустыми" и служили как бы щитом, на который принимались удары противника. Оно и понятно, если клинком отражать удары противника, то заточка очень скоро бы сошла на нет, а клинок утончился, появлялась вероятность, что его просто перерубят.
  Среди трех этих типов "саксы" были самыми многочисленными. Однако связано это было не с их "качеством", а с простотой производства. Делались они из простого железа, качеством не отличались и стоили дешево. Мечи галлов и норманнов изготавливались уже с высоким качеством, а потому встречались реже и только у знатных воинов или их дружинников (вопреки распространенному мнению, викинги в основном сражались топорами, а не мечами).
  Истинный взлет мечей начинается примерно с V-VII вв. Примерно в это время началось активное формирование государственности франков (территория нынешней Германии и Франции) династией Каролингов (к которой относился и Карл Великий). Именно поэтому такие мечи стали называть каролингскими. Иногда их называли еще скандинавскими (из-за того, что чаще всего находили в скандинавских захоронениях). Изготавливались такие мечи по достаточно сложной технологии. Из железных и стальных прутов, сваренных и перекрученных между собой, выковывалась цельная полоса. Из нескольких таких полос делали клинок, к которому затем приваривали стальное лезвие. Меч получался очень прочным, с узорчатым клинком. Иногда технологии были проще, но близкими к вышеописанной. Нередко на таких мечах приваривались различные украшения, вплоть до золотых. Позднее для облегчения меча стали вытравливать на клинке долы (желобки вдоль клинка). Клинки таких мечей были 60-70 см в длину и достаточно широкими (5-7 см).
  Постепенно технология изготовления мечей стала настолько отработанной, что они изготовлялись чуть ли не в промышленных масштабах. К X в. мечи стали самым популярным оружием в Европе и практически вытеснили другие типы оружия у дворян и рыцарства (ополчение по-прежнему сражалось "простым" оружием, поскольку иметь им мечи запрещалось указами королей). Мечи стали изготавливаться уже разной формы. Длина клинка варьировалась в достаточно широких пределах (от 60-70 до 120-130 см, хотя последние были редки и назывались бастардами, что уже одно характеризовало отношение к ним - бастардами же назывались и незаконнорожденные сыновья). Примерно в это время появились полутораручные мечи, которые можно было захватить и одной и двумя руками. Такие мечи первоначально изготавливались со слегка удлиненной рукоятью, завершавшейся массивным навершием. Именно за навершие и перехватывали меч второй рукой когда была необходимость нанести сильный удар. Позднеев популярными стали мечи в фальшрукоятью - незаточенным участком над гардой, за который также можно было схватиться при необходимости. В период развитого производства мечей такие фальшрукояти нередко сверху также закрывались второй короткой гардой или имели украшения, расширяющиеся вверху вместо дополнительной гарды. Долы изготавливались самой разной формы, иногда на клинке было по два-три дола с каждой стороны. Разной была и форма клинка, хотя самыми популярными были клинки с параллельными лезвиями, закругленные или резко заостренные к острию. Нередко такие мечи помечались монограммами мастера или владельца, украшались золотой или серебрянной проволокой. В навершие мог быть сделан тайник, куда крестоносцы, например, прятали священные реликвии, а некоторые - локоны своих дам (или что-то подобное). Меч в начале 1 тысячелетия был не только боевым оружием (хотя им прежде всего), но и реликвией владельца. Нередко он имел собственное имя и передавался от отца к сыну или от сюзерена вассалу.
  К XII веку производство мечей стало относительно дешевым. Мечи теперь изготовлялись без излишеств и украшений, были чисто боевым оружием. Примерно к этому же времени стала изменяться и форма клинка. Долы стали меньше, на половину-треть клинка, а то и вовсе не делались. Связано это было прежде всего с тем, что параллельно с искусством производства мечей развивалось и искусство доспехов. Мечники от рубящих ударов вынуждены были перейти к колющим, потому что иначе пробить доспех было почти невозможно. Дол, который не только облегчал меч, но и делал его более устойчивым на изгиб в поперечном отношении, при продольном изгибе только ослаблял клинок. Клинки постепенно становились длиннее, но уже (до 80-90 см длиной и 4-5 см шириной). Перекрестья гарды постепенно удлинялись, достигнув 15-20 см, в то же время их начали закруглять, чтобы еще лучше защитить руки от скользящих ударов противника. Часто мечи делались еще более длинными (до 120-140 см). Такими мечами можно было орудовать и одной и двумя руками. Такие мечи в основном использовались всадниками (оно и понятно, большая высота плюс длинное оружие усиливали удар, при этом всадникам защищаться практически не было необходимости - их покрывали латы - пешие же воины должны были в сражении думать о защите, а орудовать большим мечом им было непросто, преимуществ он не давал). Фактически это был классический рыцарский меч. Иногда делали мечи и очень большой длины (двуручные). Такие мечи достигали длины 150-160 см (то есть человеческого роста). Однако пользоваться ими в бою было весьма неудобно. Такие мечи и не были боевыми. Чаще всего они использовались при различных церемониях, на ритуальных поединках и т.п.
  С XIII в. появляются специальные мечи, предназначенные только для колющих ударов. Фактически это был уже прототип шпаги. Эти мечи имели прямой, сильно сужающийся к острию клинок и совершенно не имели дола. Постепенно такие мечи становились все тоньше, приобретая все черты шпаги, и к XV-XVI веку меч как оружие исчез вообще, уступив место сабле и шпаге.
  Стоит, впрочем, упомянуть о возникшей к XV же веке разновидности меча, известном как фламберг. Фактически он был изобретен ландскнехтами, пешими наемниками германцев. Меч этот достигал человеческого роста, носился на плече и весил 10-20 кг. Назначением этого меча был первый удар. В то время вновь стала усиливаться роль копейщиков, способных противостоять и коннице, и пехоте, поэтому для эффективной борьбы с ними и применялся фламберг. Ландскнехты перерубали таким мечом копья противника, чтобы сблизится, отбрасывали его в сторону и далее орудовали уже короткими мечами, поражая противника.

Виды мечей
Акинак - скифский короткий меч.
Карта - большой скифский железный меч, являющийся увеличенной копией акинака.
Ксифос - древнегреческий меч.
Гладиус, короткий римский меч с клинком в виде острого листа, общая длина 600 мм, длина рукояти 150 мм. Использовался легионерами.
Паразониум, короткий римский меч, был оружием высших начальников и полководцев.
Скрамасакс, германский короткий меч. Клинок однолезвийный, длиной 45-75 см и шириной 5-6 см; рукоятка деревянная, длинная.
Спата (спатха), галльский меч. Клинок двухлезвийный, длина клинка 50-60 см и ширина 4-5 см.

Каролингский (средневековый) меч, наиболее популярный в Средние века классический меч. С течением времени изменялся, хотя общая форма оставалась одной и той же. Общая длина - до 1 м, длина клинка - до 85 см, ширина - 5-6 см, масса - 3 фунта. Делались всегда двусторонней заточки с параллельными лезвиями. Острие могло быть как закругленным (в раннее время), так и резко сходящимся к концу клинка (в более поздние времена). Гарда была простая прямая, хотя к X-XII в мечах, предназначенных для всадников гарда стала делаться скругленной вниз, становясь почти кольцеобразными. Каролингские мечи всегда имели навершие, которое иногда делалось также скругленным (чтобы уравновесить скругленную гарду), иногда с полостью внутри для хранения предметов.
Бастард, полутораручный меч двусторонней заточки с длиной клинка до 90 см (полная длина до 120 см), весом 2-3.5 кг. Название свое меч получил от названия незаконнорожденных сыновей знати, что как бы указывает на его двойственное положение, "ни одноручный, ни двуручный". Этот тип меча был очень популярен, так как допускал использование как в комбинации со щитом, так отдельно, как двуручный меч.
Клеймор, полутораручный меч английской и шотландской конницы. Крестовина часто от середины резко загибалась вниз для лучшей защиты ладони.
Альшпис - средневековый европейский двуручный меч с клинообразным клинком, иногда с двумя круглыми гардами, причём вторая располагалась по центру рукояти и являлась разграничителем для левой и правой рук.
Броард - европейский широкий меч.
Фальчион (фальшион), европейский меч с расширяющимся к концу коротким клинком (иногда загнутым) с односторонней заточкой. Наибольшую известность фальчион получил как дополнительное оружие английских лучников, а в середине 14 в. его стала использовать и конница благодаря его способности наносить разваливающие рубяще-режущие удары. Позднее этот меч преобразовался в палаш - саблю для кавалерии.
Эспадон, большой пехотный двуручный меч, применявшийся в Западной Европе в 15-16 вв.
Фламберг, двуручный меч, применявшийся в Швейцарии и Германии в 15-17 вв., длина его достигала 1,5 м, клинок мог иметь волнистую (пламевидную) форму, рукоять покрывалась материей или кожей. Применялся как оружие первого удара при сражении с пикинерами. Мечом перерубали длинные копья, после чего он бросался на землю и подбирался уже после победы.
Ландскнехта, применяется с 15 в. в Швейцарии и Германии вместе с фламбергами, короткий (до 70 см) пехотный меч с широким клинком и сложной гардой в форме восьмерки.
Анелас, средневековый европейский меч XIV в. с клинком сужающимся к острию. Длина клинка 350 мм. Применялся как колющее оружие для пробивания сплошных доспехов.
Першверт, немецкий меч XVI в. Имел ромбовидный в сечении клинок, предназначенный только для колющего удара.
Эсток, европейский тяжелый меч с клинком длиной 112-115 см, предназначенным для колющих ударов. Эсток имел квадратное, ромбовидное или шестигранное сечение; долов не было. Длина рукояти эстока была 33-34 см, крестовины - 25-27 см.

Меч правосудия, специальные мечи, принадлежавшие городским общинам, вершившим правосудие. Служили для приведения в исполнение приговоров о смертной казни через обезглавливание. Старейшие мечи этого назначения датируются концом 13 в. Форма клинка осталась неизменной до 18 в. - очень широкий, ровновыпуклый, закругленный у острия, где временами делалось отверстие, служившее для того, чтобы вешать меч на стену. Иногда палачи вкладывали в это отверстие свинцовую пульку, увеличивая тем самым силу и тяжесть. Более ранние авторы сообщают о мечах правосудия, снабженных полостью, до половины заполненной ртутью. При ударе ртуть с силой стремилась к острию и значительно повышала его мощь. Рукоять такого меча была на два полных захвата, в ранних экземплярах иногда снабжалась бубенчиками.

Заблуждения относительно мечей
· Мечи удобно носить за спиной, чтобы они не мешали при ходьбе.
Полная несуразица. Действительно, носить меч за спиной несколько удобнее, чем на поясе, однако это дело привычки. При необходимости же сражаться вытащить меч из-за плеча фактически невозможно. Сперва необходимо отстегнуть ножны, затем вытащить меч и только затем уже сражаться. Времени теряется несравненно больше. Если же использовать меч таким образом только для переноски, то легче носить его прямо на плече или в обозе - и усилий меньше и достать при необходимости можно быстрее.
· Двуручные мечи эффективнее одноручных в бою
На самом деле двуручные мечи весьма неудобны. Конечно, когда противник неопытен и сражаешься с ним один на один, двуручник выглядит устрашающе. Но в реальном бою его использование связано с большими трудностями. И дело не столько в массе, сколько в инерции меча. Если одноручным мечом можно достаточно легко делать фехтовальные приемы, достаточно быстро изменяя направление движения, а в случае необходимости можно закрыться и щитом, то двуручным можно только наносить прямые рубящие удары. А из-за хвата двумя руками щит применить уже нельзя. Именно поэтому двуручные мечи в Средние века чаще всего были оружием церемониальным или ритуальным.
· Мечи в Средние века использовались всенародно.
В Средние века меч был символом рыцарства. Среди рыцарей он действительно был оружием массовым и самым популярным, но среди простого народа и пехоты мечей фактически не было. Связано это было с тем, что меч считался именно символом рыцарского звания. Хотя технологии уже позволяли использовать меч и простой пехоте, до XII-XIII вв. использовать мечи кому-либо кроме рыцарей запрещалось королевскими указами.

наверх?

ДРАКОНЫ
  Драконы - мифические существа, без которых не обходится ни одна мифология. В европейской традиции драконы всегда представляли собой грозную силу, противостоять которой могли только святые, да некоторые особо могущественные рыцари-крестоносцы. Тем не менее в историко-мифологической связи драконы Средневековья далеки от своих "предков", драконов мифов разных народов.

Дракон мифологический
  Дракон одно из самых распространенных мифических существ. Распространенных в смысле присутствия в текстах мифов разных народов. Фактически в каждой мифологии существовал дракон-"праотец" мира, с которым богу-творцу приходилось бороться. Такие драконы олицетворяли мировой хаос, темные силы, сопротивляющиеся новому и цивилизованному. Собственно говоря, это были не столько драконы в их привычном понимании, сколько божества, воплощенные в облике дракона.
  Однако хватало и "живых" драконов, которые терроризировали местность своего проживания, с которыми боролись герои-драконоборцы. Такие драконы, как правило, были змеевидны. Причем до такой степени, что иногда понятия дракон и змей смешивались. Драконов называли змеями, а змеев драконами. Драконы азиатских, египетских, греческих, американских мифов всегда имели тело змеи, иногда крылья, небольшие рога и маленькие ножки. Но по существу это были огромные змеи, передвигающиеся ползанием. Именно их размеры и аппетиты позволяли причислять их к драконам. Вот некоторые из наиболее известных.
  Асаг - дракон Месопотамии. Жил он под землей (в мифах упоминается преисподняя) и часто выходил на поверхность, где добывал себе пищу, отравляя воздух. Асаг был крылатым и мог появляться в местах, где его совершенно не ждали. Даже самый смелый из богов - Нинурта опасался вступать в бой с чудовищем. И вот однажды божественная булава, называемая Шарур, заговорила человеческим голосом и обратилась к своему хозяину: "О великий Нинурта! Неужели и ты боишься подземного демона, насылающего на землю бедствия и скорбь?" Устыдился Нинурта и ринулся в бой против Асага, но дракон умчался прочь. Вновь обратилась Шарур к своему господину: "Не бойся и не страшись. Метни меня в свирепого дракона, и я уничтожу его". Ободрился Нинурта, вернулся на поле битвы и метнул во врага свое оружие. Так был побежден дракон Асаг.
  Фафнир - огромный дракон из древнескандинавского эпоса. Убит был Сигурдом (Зигфридом), которого подговорил к битве Регин, пообещавший кучи золота и славу среди людей и богов. Сигурда прорыл несколько ям и соединил их канавами, затем укрылся в одной из ям и стал ждать дракона. Выждав, когда чудовище оказалось прямо над ямой, Сигурд вонзил меч в тушу дракона по самую рукоять, потом выдернул его и тут же отскочил в сторону. Кровь дракона хлынула вниз и растеклась по всем ямам, а сам Фафнир испустил дух.
  Пифон - слуга Геры, воспитанник Тифона (тоже, кстати, дракона, но дракона более древнего, олицетворяющего силы природы). Некоторые мифы называют его порождением Геры. Пифон сторожил древнее прорицалище Геры в Дельфах, опустошал окрестности, пожирая людей и скот. Силой он не уступал Зевсу. Однажды Гера велела змею Пифону повсюду преследовать женщину Лагону, которая была беременна от Зевса (известно, что Гера была очень ревнива). Но Латона нашла приют на Делосе, где и родила Аполлона и его сестру Артемиду. Повзрослев, Аполлон отправился в Дельфы, куда вновь удалился Пифон и стрелой из лука убил его. Храм Аполлона, как это часто бывает, возник на месте святилища древнего божества - Пифона, однако следы почитания Пифона сохранились в культе Аполлона в Дельфах: Дельфийское святилище называется иногда Пифо, жрицы-прорицательницы дельфийского храма - пифии. Пифийскими назывались состязания, происходившие ежегодно в Дельфах, чтобы вновь ознаменовать победу Аполлона над Пифоном.

  Все мифы о драконах (за исключением разве что китайских) строились всегда на одном и том же похожем сюжете. Огромный змей (иногда крылатый) терроризировал окружающую местность, пожирая скот, людей, иногда отравляя землю. В конце концов находился герой (часто бог, но иногда человек или сын богов), который убивал дракона. Кстати, этот тип легенды без каких-либо изменений перекочевал и в средневековые тексты, где святые побеждали драконов с помощью обычного оружия.
  Китайские драконы стоят в мифологии особняком. По существу эти змеи занимают промежуточное место между драконами - олицетворением хаоса и первосущества и драконами "живыми". Китайские драконы - это слуги богов. Реальные змеи (летучие или водоплавающие), которые являлись людям, участвовали в битвах, запруживали реки и т.д. И в то же время олицетворения сил природы - насылающие дождь, наводнение, устраивающие землетрясения и т.п. Неудивительно, что они претерпели значительные изменения и в облике, получив крылья, плавники, лапы, и в культе, который был очень популярен ранее (да и сейчас тоже) в Китае.

  Дракон геральдический (классический)
  Европейские драконы, в отличие от упоминаемых в мифологии, имеют совершенно иной облик и иные мотивы действий. Священнослужителям и трубадурам нужен был символ сатаны, воплощение зла, которого побеждали святые и ревностные служители христианства. Таким существом стал дракон, и как таковой он должен был ужасать, а потому и описание его было иным. Теперь это был не просто змей огромных размеров, в образе дракона собрали все самое худшее, что вызывало в то время страх и отвращение: змеиную кожу (чешую), туловище ящерицы, раздвоенный змеиный язык и ядовитую слюну, змеиный хвост, зубастую и ко всему этому в придачу извергающую огонь (адский) пасть, крылья нетопыря. Такой дракон уже был воплощением ужаса, страха человека, символом адских сил, поражаемых божественным провидением. Однако, легенды свой облик не изменили. По-прежнему дракона могли победить только герои (святые и пророки), ведомые на этот раз божественной силой. Смысл легенд, конечно стал иным - торжество истинной религии над силами тьмы, ада, ереси. Впрочем, и здесь оставалось место для фантазии. Нередко слагались саги о рыцарях, сражавшихся с драконами в дальних землях (как правило, это была Венгрия, что объясняется довольно просто - Венгрия для франкских завоевателей уже была достаточно дальней страной, таинственной и непознанной, где могли находиться различные опасности, неизвестные в "цивилизованном" мире). Объяснений, как побеждались столь могучие создания, конечно, внятных не было, но зато рождались красивые легенды, нередко придумывались новые виды драконов.
  Помимо описанного выше четырехлапого, крылатого, нередко рогатого дракона рассказчиками упоминались и другие типы.
  Виверн - двуногий дракон, внешне напоминающий птиц. Драконья голова расположена на горизонтальном туловище, поддерживаемом парой когтистых лап. Также крылатый и способен к полету.
  Линдворм (линтвурм, линдорм) - двуногий дракон с длинным змеиным хвостом и шеей. Упоминался то не имеющим крыльев, то с короткими крыльями, однако всегда был нелетающим. В отличие от классических драконов не обладал огненным дыханием, но мог брызгать ядовитой слюной (и вообще укус его был ядовит). В общих чертах больше напоминал огромную двуногую змею, то есть был ближе к дракону мифологическому.
  Амфиптер - еще более приближен к мифологическому дракону. Не имеет ног, но имеет крылья и может летать.
  Гивр - фактически мифологический дракон. Нее имеет ни ног, ни крыльев, покрыт ядовитой слизью.

Авторские вымыслы
  В фэнтези драконы упоминаются довольно часто. Нередко им приписывают разум, огромные размеры. Часто драконы становились друзьями или врагами людей, создавали цивилизации (порой более древние, чем человеческая), служили силам зла или добра, обладали способностью к магии (в том числе к магическим превращениям в человека). Фактически все эти "находки" - авторские "новизмы", идущие от первых авторов фэнтези (в первую очередь от Толкиена с его "Властелином колец"). Драконы, описываемые в мифологии (в том числе и в европейской), не обладали разумом и уж ни в коей мере не могли создать отдельную цивилизацию, поскольку чаще всего либо существовали в единичном экземпляре, либо были весьма нетерпимы к себе подобным. О магической силе также речи чаще всего не шло (разве что у китайских драконов, к которым более применим термин божественная сила, чем магическая).

  В заключение хотелось бы дать две ссылки на ресурсы Интернета, которые весьма полезны для исследования драконов.
http://www..com (на английском языке) - самый известный сайт о драконах. Приведены описания драконов, их физиологии, типологии, истории. Сделана попытка объяснить полет и огненное дыхание, существование драконов в Средние века и вымирание. Сайт сделан весьма профессионально, BBC даже снимало по его материалам "научный" фильм о драконах.
http://sf.alarnet.com/ao/ao-02/main/cldrak.html - весьма интересная страничка известного фантаста со своей точкой зрения на проблему загадки европейских драконов. Эту же статью можно найти и по другим адресам, если хорошенько поискать.

наверх?

ОБ ИГРЕ (GDW)
  GDW - это реалистичный интернет-мир с элементами фэнтези. Как и в реальном мире, здесь у каждого свои цели, добиться которых можно различными путями. В GDW нет глобальной цели, общей для всех игроков и поэтому играть в нее можно бесконечно. Каждый игрок представлен в игре своим правителем, которого можно убить, и тогда место правителя займет его наследник, который начнет свой путь сначала, но уже с готовым наследством.
  Суть игры. Действие первой игры происходит в мире Мерона во времена Золотой эпохи. При начале карьеры игрок получает 250 талеров (денежных единиц) и титул барона. Игрок может действовать далее по своему усмотрению, захватывая города, принимая вассалитет или создавая собственное королевство, развивая экономику и увеличивая свой престиж, развивая магическое и военное искусство и используя его для своих целей, прося помощи у Демонов и предлагая свои правила игры...
  GDW максимально реалистична. Она моделирует мир, который мог бы быть в Средневековье при наличии магии.
· В GDW можно достичь богатства и славы самыми разными путями: войной, экономикой, магией, убийствами, развлечениями - главное соблюдать баланс в своем небольшом владении.
· В GDW представлен уникальный способ вхождения в игру новиков, гарантирующий им действительно равные условия с уже опытными игроками. Каждый новичок может стать подданым определенного королевства и поэтому его защиту берет на себя целое государство, представленное сюзереном. Объявление войны новичку означает объявление войны целому государству.
· В GDW представлен уникальный вариант развития игрока. Наряду с развитием своего владения (стратегическая составляющая) игрок развивает и своего властителя (рпг-составляющая). Развитие владения означает захват и строительство новых городов, развитие экономической инфраструктуры, установление дипломатических союзов. Властитель же может достичь успехов в одном из трех направлений: военное дело, магия, шпионаж. Каждое из них дает свои преимущества и имеет свои особенности. Властитель может как развивать свои знания и умения в выбранном направлении, так и создавать свои уникальные умения. Не исключен вариант, когда властитель будет развиваться в своем собственном умении (например, стать апологетом новой религии).
· В GDW представлен уникальный вариант набора войск. Здесь нет заранее определенных типов солдат, и каждый игрок создает свои армии по своему вкусу и желанию.
· В GDW представлен уникальный вариант дипломатии. Каждый игрок является вассалом определенного государства и именно государство определяет дипломатию. Но каждый игрок может вести свою тайную игру и строить козни, создать оппозиционную партию или же быть преданным своему сюзерену так же, как это происходит в жизни.
· В GDW представлен уникальный способ получения героев. Они не появляются ниоткуда, предлагая свои услуги, а обучаются самим игроком в специальных зданиях или нанимаются у других игроков.

наверх?

Анонсы
Рассылка #2 - Азиатские мечи - Эльфы - Основы и особенности GDW.
Рассылка #3 - Копья - Гномы - География GDW.

наверх?

Используемые сайты
http://myfhology.narod.ru - Энциклопедия мифических существ и духов
http://dragonum.narod.ru - Драконий сайт

http://infantry.kylt.ru - История пехоты
http://gnu.by.ru/paper - Желтая пресса. Средневековые мечи
http://www.all-about-weapons.com/Encicl/coldsteel.html - все о холодном оружии
http://silverarches.narod.ru - Рарокъ
http://www.medieval-wars.com - Краткая энциклопедия оружия
А также бумажные энциклопедии

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: comp.games.gdw
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное