Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Играем в Цивилизацию 5

  Все выпуски  

Civilization 4


Сегодня в рубриках выпуска


Наука побеждать – По какому принципу определяются видимые клетки на карте.
Шестой сетевой турнир – Описания партий General - --ad-- и Тактик - Son
Обо всём – Историческая фотозагадка.

Приятного чтения!
*********************************************************



Наука побеждать
Кто видит - тот и ведает
Как развеиватся туман войны



"Какие клетки будет видеть мой юнит, если его поставить вот сюда?"
"Видит ли эту клетку противник?"
Такие вопросы мало волнуют оффлайн-игроков, но являются жизненно важными в сетевой игре. О того, увидит ваш стек противник на ход раньше или позже может зависеть многое. И, тем не менее, даже от опытных игроков можно услышать - "не понимаю, как он меня увидел?" В данной статье я постараюсь вкратце раскрыть основные принципы "зрения".

Для начала - основные понятия, которые применяемые в статье.
Наблюдатель - юнит, у которого мы исследуем "зрение".
Уровень - условная высота клетки. Имеются следующие уровни:
1 - океан, побережье.
2 - равнина, луг, пустыня, лед, тундра, оазис.
3 - холм
4 - гора
Лес и джунгли увеличивают уровень клетки на единицу. Однако это увеличение уровня не влияет на уровень наблюдателя, который на ней находится. Т.е. наблюдатель, находящийся на лысом холме имеет уровень 3, и наблюдатель, находящийся на лесистом холме, тоже имеет уровень 3.
Радиус обзора - величина, характеризующая зрительную способность юнита.
От рождения все юниты имеют радиус обзора = 1. Юниты, получившие прокачку sentry, имеют радиус обзора = 2.
Линия взгляда - линия, вдоль которой юнит может видеть клетки. На картинке стрелками изображены возможные линии взгляда.

Скриншот

Почему стрелки идут именно так? Над объяснением этого я бился несколько дней. Кто хочет вспомнить геометрию - дойдет до этого сам, кто не хочет - тому не зачем забивать себе голову, т.к. в двух словах я это объяснить не смогу.
На картинке показаны стрелки только верхней левой четверти (относительно наблюдателя) плоскости карты. Для остальных четвертей картинка будет симметрична по горизонтали и вертикали.
Принцип "зрения" таков: наблюдатель видит все клетки, через которые проходит его линия взгляда.
Первое правило "зрения": длина линии взгляда (количество последовательных стрелок) равна радиусу обзора юнита.
Второе правило: линия взгляда не может проходить через клетки, уровень которых выше, чем уровень наблюдателя. Например, на этом рисунке изображена колесница с прокачкой "sentry" (т.е имеет радиус обзора=2), однако она не видит тех клеток, для которых линия взгляда проходит через горы/леса.
Скриншот
Третье правило: Клетка, находящаяся на расстоянии радиуса обзора наблюдателя и имеющая уровень, ниже, чем у него, дает дополнительно все свои стрелки. Например, так:
Скриншот
или так:
Скриншот
Четвертое правило: Клетка, находящаяся на расстоянии радиуса видимости, дает все свои стрелки на те клетки, уровень которых выше, чем у наблюдателя. Для данного правила при определении уровня клеток, на которые будут даны стрелки, не учитываются леса и джунгли. Т.е. холм с лесом и холм без леса будут считаться уровнем 3.
Например, так: (красными обозначены те стрелки, которые есть у клетки, но она их "не дает", т.к. уровень этих клеток не выше, чем у наблюдателя)
Скриншот
или так:
Скриншот

Также кроме "зрения" юнитов, имеется "зрение" культурных границ. Здесь все просто - представте, что в каждой клетке внутри культурных границ стоит юнит с радиусом обзора = 1. Какие клетки увидят все эти юниты, те клетки и покажет вам культура.
Причем это иногда может давать довольно интересные эффекты. Например, посмотрите на наивного дуболома, который считает, что из-за холма его не видно:
Скриншот
Однако же он видим, т.к. уровень горы - выше, чем уровень холма! А вот если бы на этом холме был лес, тогда действительно, клетка с дуболом была бы темной.

Миссия "Recon".
Для воздушных юнитов имеется возможность выполнять миссию разведки (recon). Суть ее сводится к следующему: вы указывате клетку, на которой нужно выполнить миссию. Тогда вам дается такой обзор (на один ход конечно), как если бы вы поместили в эту клетку юнита с радиусом обзора = 5. Применив вышеизложенный материал, делаем вывод, что такие миссии лучше всего производить в клетках, имеющих максимальный уровень, то бишь на горе. Это даст:
а) Ничто не закроет вам обзор.
б) Почти по всему периметру даст дополнительную еденицу дальности обзора (за исключением тех клеток на периметре, которые содержат гору или лесистый холм).
*********************************************************



Шестой Сетевой турнир
--ad-- - General
Чака (Зулу) – Пакаль (Майя)


Карта: обычный Mirror
Результат (эээ… вы ведь не хотите заглядывать на последнюю страницу детектива?)

Перед официальной у нас с --ad-- была ещё одна игра, разминочная. Разминочной она стала, когда мы вспомнили, что запрещена опция Unrestricted Leaders. Тогда ещё эксперты Цивилотрона не давали никаких прогнозов по нашей группе, я соперника не знал и играл довольно нагло: играл с двумя городами (ещё со старкрафта не люблю расселяться, но постепенно перестраиваю свой игровой менталитет), взял Оракулом Госслужбу, потом организовал рейд булавами через внутреннее море к его столице (неудавшийся, т.к. столица была забита длиннолуками), параллельно отбился от стека хвач. В общем, погоняли, присмотрелись друг к другу.

В официальной игре выбрали карту Зеркало. И при первом запуске Зеркало глюкануло: 2 моих и 2 юнита соперника стояли плечом-к-плечу, образуя квадрат в самом центре карты. Перезапустились. --АД-- выбрал Зулу, я – Майя. Несколько слов о Зулусах. С одной стороны, я не беру их чисто из духа противоречия, мол, все зулусами играют, надо ж выделяться. С другой стороны, на Зеркале Импы гарантированно встретят против себя не луков, а топоров. И, в третьих, у Майя по сравнению с Зулу агрессивность заменяется на финансовость, что неплохо для рывка к более технологичным, пусть даже беззвёздным юнитам. Хотя, возможно, в одной из игр попробую и зулусами повоевать.

На начальном этапе немного потанцевали юнитами вокруг друг друга, я чуть было не потерял второй город: несколько ходов подряд примелькался вражеский разведчик, маячивший вблизи него, а когда я однажды взглянул внимательнее, оказалось, что вместо разведчика к городу подбирается воин. Хорошо, что там до строительства коляски 1 ход оставался. Ещё несколько запомнившихся моментов:
Мой разведывательный воин выманивается из леса, и затем прихлопывается зулусским воином со звездой; мой дозорный холкан замечает приближающихся импа с коляской и убивает импа с шансами 50%, сам затем гибнет от коляски.
Другой мой дозорный холкан встречает коляску, убивает её, на следующем ходу встречает ещё одну, убивает и её, а на следующем третья коляска, прорвавшаяся мимо холкана, гибнет, не выдержав атаки топора.
На джунглевом холме рядом с месторождением драгоценностей окопались хорошо прокачанный имп и лук. Поселенец под прикрытием холкана основывает город рядом с этим холмом и я почему-то решаю не заводить туда рядом стоящего топора. Следующим ходом имп спускается с холма, убивает холкана, рушит город и взбирается обратно.

Для расширения своего второго города --ad-- основал Буддизм, я свои города впоследствии расширял Индуизмом, Иудаизмом и Конфуцианством. С Оракулом меня опередили, --ad-- взял им Монархию. Миниигра строительства Ораула в циве похожа на голландский аукцион: более поздняя сделка (постройка) выгоднее, однако чем позднее она запланирована, тем больше шансов, что она не произойдёт вовсе. Я же поставил Великую Стену и Стоун.

На графике силы соперника отмечался стабильный рост, было понятно, что в ближайшем времени следует ожидать мощную армию вторжения. Не помню как, то ли границы расширились, то ли просто соперник несколько не рассчитал протяжённость моей зоны обзора, но я увидел подведённую с юга военно-зулусскую дорогу ходов за 4-5 до самого вторжения. Через пару ходов зулусские разведчики, окопавшиеся на моих границах, зашевелились, подставляясь под удары. Судя по всему, началась демонстрация на второстепенных направлениях с целью растяжения моих сил. Но поскольку я был уверен в направлении атаки, я передислокаций не проводил, ограничившись лишь минимально необходимыми воздействиями. Катапульты и длиннолуки стягивались на юг. Кроме того, я уже построил несоклько шпионов, который вкупе с Великим Шпионом двигались в сторону Зулуссии и вскоре должны были прояснить ситуацию.

Карта боевых действий

Но то, что вышло из тумана войны, заставило серьёзно задуматься о перспективах боевых действий. Армия вторжения включала в себя десяток импов, десяток топоров, десяток конелуков, полутора десятка катапульт, и, насколько я помню, одного длиннолука (1). Верный своей привычке отстреливаться до последней стрелы, я авральными темпами выстраивал оборону, собирал в кулак катапульты, рабочие проводили запасные коммуникации. Гарнизон Восточного города я решил не тревожить, и как оказалось вскоре, правильно, поскольку на него была нацелена вторая армия вторжения, состоящая ил импов и конелуков.

Когда первый стек подошёл к Южному городу, его встретил шквальный обстрел из катапульт (2), несколько подорвавший здоровье противника. Однако сил для полноценной вылазки я выделить не смог, и противник укрепился в лесочке, который я забыл вырубить. (4) Следующим ходом его катапульты снесли защиту города, но полномасштабный штурм, судя по всему, было решено отложить до полного выздоровления армии вторжения.

Восточный стек тем временем сжёг многострадальный город на драгоценностях (3), а затем, растянувшись в цепь, отправился грабить коттеджи. Действия этой цепи сдерживались проходившими время от времени вылазками Восточного городского гарнизона и положение на фронте стабилизировалось (5).

Скриншот блокады Восточного города

От Южного стека отделилась мобильная импо-конелучная группа с целью нарушить мои коммуникации и испытать на прочность столицу. К счастью, я не оставлял её беззащитной, и с помощью гарнизона и подкреплений удалось нанести урон и отбросить в джунгли. (6) Однако теперь весь зулусский стек, подлечившийся, с огромным парком катапульт, во главе с импом-генералом, оставляет в тылу Южный город и движется на столицу. Нас могло спасти только чудо. И оно произошло!

К тому времени мы, прекратив на 1 ход финансирование перевооружения лучников в длиннолуков, изучили верховую езду и подготовили два эскадрона. Они должны были, не ввязываясь в тесное столкновение, нанести максимальный ущерб вражескому осадному парку. И они с блеском справились с поставленной задачей. Более того, первый конелук уничтожил генерала-медика во вражеском стеке. Воодушевлённый таким успехом я развил наступление ограниченный контингентом городского гарнизона, и противник, имея катапульты, здоровье лишь на 60-70% отступил от столицы (7). Он, предварительно разрушив дорогу между восточным и южным городами, намеревался, подлечившись на лесном холме, отправиться на соединение со своим вторым стеком и взять мой Восточный город. Но на этом холме его атаковали уже 8 эскадронов, из которых 4, отступая, превратили осадный парк противника в яркий факел. Окружённая группировка совершала попытки прорыва, но была в итоге уничтожена.

Скриншот окружения

До конца игры оставалось ходов 60 и мы побежали растить территорию и население. Очков шпионажа от моего Великого шпиона (в военной суматохе несколько ходов забывал вселить его в столицу соперника) хватило на воровство Литья и на несколько диверсий против городов --ad--. Несколько раз, жертвуя рыцарями, уничтожал приграничные пастбища, чтобы замедлить его рост.

Ходов за 15 до финиша от зулусов пришёл ещё новый стек – несколько конелуков, прокачанных на отскок, пара рыцарей и четверо импов. Этот стек снёс мой приграничный город, который я, обнаглев, поставил недалеко от границ Зулуссии. Но при штурме многострадального города на драгоценностях стек был разбит и война опять перешла в позиционное противостояние.

Во время гонки за очками я основал Христианство и Даосизм, построил Великую Библиотеку и Висячие Сады.

Результат: ничья. 2384-2512

Рыцарь гоняется за поселенцем
За 6 ходов до окончания достигнут паритет по очкам
Графики силы. Провал на жёлтом – окружение и ликвидация зулусской группировки.
*********************************************************


Тактик - Son
Чака (Зулу) - Манса Мусса (Мали)



Карта Mirror, ходы по общей договоренности одновременные, таймер quick

Победа Тактика за 9 ходов до конца игры. Son сдался.

Отчет.
Старт выдался так себе. Одни драгоценные камни. Без пищи. Увидев, кого выбрал Son, я понял, что он скорее всего пойдет в отрыв по технологиям и скорее всего победу по очкам. Поэтому я начал строить свою Тактику - пытаясь импами минимизировать его развитие. Мне это не удалось. Бронза оказалась в пределах столицы, Son быстренько поставил второй город, потом третий - все рядом со столицей - поэтому топоры поспевали вовремя.
Еще и спец юнит - мали - застрельщики - с силой 4 - особо не давали шалить импам. В итоге, грамотно орудуя юнитами Son пошел расти по очкам и технологиям не неся особых потерь. Почему-то он не строил никаких чудес, я же успел отстроить Стоун.
Оставалась надежда на лошадей - единственные стада которых были обнаружены далеко за пределами границ - прямо на линии симметрии.
Пользуясь тем, что - хотя мои импы и мерли под городами - но, в целом, занимали 3/4 карты - я быстренько построил третий город - захватит обоих лошадок. Что интересно, Son, видимо, тоже видел ценность этого места - потому что его поселенец с войском подошел ходов через 8 после моего -но, увидев мой город, основал свой на холме недалеко. Но к тому времени у меня подоспели первые коляски - вкупе с топорами - они быстренько сравняли город на нет.

Я стал пробовать партизанскую тактику - посылаю импов и колесниц - по ресурсам Мали - удалось порушить пару-тройку улучшений - но не более - войны сложили головы - Сон к тому времени, по-моему, имел уже второго генерала. я ни одного.

Далее последовала серия ударов на прочность - сначала я собрал войско конелуков-топоров и импей пошел к ближайшему городу Sona - его пограничные войска отступили под стены города - я дошел до стен - но то ли рендом был не на моей стороне - то ли не стоит посылать конелуков против копейщиков - но атака не удалась.
Сон, решив, видимо, контратаковать, быстренько собрал свой стек - и пошел на лошадиный город - но к тому времени уже подоспевшее войско катапульт и конелуков - лишило Сона армии и подарило мне первого Генерала.

Дальше я пытался откусить все, что плохо лежит у Сона конелукам, снеся даже еще один только отстроившийся город, но вскоре у Сона появились длиннолуки и игры прешла в позиционную.

Чисто теоретически - мне была не выгодна игра на время и очки против финансого Мансы, но делать было нечего, я решил использовать экспансивность Шаки и ходов за десять отстроил 3 города так, что они имели амбар, памятник и казарму - и пошли клепать юниты. Я держал под контролем те же 3/4 карты и периодически пытался вылазить к Сону из самых темных углов.

Оставалось где-то ходов 40 до конца игры. Я рывком изучил госслужбу и механизмы - и зная, что у Сона большая часть армии - топоры-копейщики - начал один за одним клепать булавоносцев, столица каждый 3й ход рожала конелуков, пограничные города строили катапульты. И так на протяжении 25 ходов. Рабочие активно рубили все, что рубилось.

Оставалось 15 ходов. По очкам шли вровень, Сон предложил ничью.
Ан-нет - собрав юнитов 40 армии - я под туманом двинул его к городу Сона - он увидел ее когда оставалось до города 4 хода.
Начал гнобить население - когда я подошел к городу - там оставался 1 житель smile.gif.
Неожиданно меня постигла другая беда - за бешенным строительством юнитов я о5 не услудил за финансами и они ушли в мин[a]нус. При нулевой науки у меня было -23 монет. Зная по игре с фанталовым - чем мне это может обернуться - я тут же прошелся по городам - ставя коммерцию. Сделалось -21. Я запустил революцию. Это дало передышку в ход. Доход - 40. В итоге армия, которая подошла под стены уже потеряла около 7 юнитов - просто из-за нехватки денег.
Произошло сражени - у Сона в городе тооже были булавоносцы и длиннолуки - исход сражения, я думаю, решило большое количество катапульт в моем войске и общее численное превосходство. Город взят. Награбленные деньги позволили жить армии дальше. Быстро отлечиваясь благодаря медику генералу войско пошло вглубь Майской империи. До столицы оставалось 4 хода, Сон сдался.

Спасибо Сону за игру.

Спасибо Али Гарху за то, что разрешил отыграть с 3х дневным опозданием.
*********************************************************



Обо всём
Историческая загадка
Кто на фото?



Кто слева? (кто справа, надеюсь, все пока знают)
Фото (12 Кб)
*********************************************************


В избранное