Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Компьютерная графика и дизайн: истории из жизни. №30


Компьютерная графика и дизайн: истории из жизни

выпуск 30


Слово редактора

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Привет-привет всем моим любимым читателям! Пишу рассылку ночью, спать ужасно охота. Статья сегодняшняя - актуальна для всех практикующих дизайнеров. Всем читать и присылать мне историй про дизайн и графику. Дизайнеры! Отпуск уже давно закончился, сентябрь на дворе, пора бы и письма писать.

Всегда Ваш, Пабло Пикассо.


ФЕНОМЕН УПРЯМОГО ЗАКАЗЧИКА

Заказчик дизайн-продукции - лицо заинтересованное в удачном и выгодном вложении денег в "дизайн для себя". Каждый заказчик обычно имеет свое особенное специфическое понятие на счет того, что красиво, а что нет. Заказчик, доверяющий дизайнеру, встречается очень редко. И такой заказчик у дизайнера ценится на вес золота. Обычно дизайнеру приходится работать с очень уверенным в своем правильном мнении и упорно его придерживающимся заказчиком, который нередко абсолютно обделен художественным вкусом, но воспитан на определенных "эталонах и штампах" и свято верит в непогрешимость своего мировосприятия. Ок, пусть так, но он даже не прислушивается к советам дизайнера и старается все сделать по своему нисколько не заботять о результате. Спрашивается, зачем тогда он к дизайнеру обратился? Одно, если заказчик просто не принял работу - не понравилось. И такое случается. Это понятно. Но совсем другое дело, когда заказчик, обращаясь за помощью к специалисту, начинает учить профессионального дизайнера как правильно проектировать :)

В феномене такого упрямого заказчика мне давно хотелось разобраться. И решить для себя, что же все-таки заставляет таких людей жестоко уродовать проекты, сделанные для них профессионалом своего дела с любовью и старанием. Работая в дизайн-компаниях, дизайнеры постоянно сталкиваются с проблемой неадекватного восприятия заказчиком хорошо выполненной для него работы. И приходится скрепя сердце резать по живому и уродовать по определению красивые вещи. А после такой процедуры получаются только проекты в авторстве которых стыдно признаться. Но, что самое смешное или грустное, это явление упрямого заказчика практикуется дизайн-компаниями повсеместно и с удовольствием. О чем знаю не по наслышке. Почему так происходит? Обычно работа над проектом для упрямого заказчика безосновательно и на все 100% отнимает втрое больше времени, сил, нервов и ресурсов. Такие проекты, как правило, проходят определенные интересные стадии развития и рождаются мертвыми.

Попробую проанализировать ситуацию, когда заказчик сознательно портит красивую идею, заменяя ее на некрасивую. С чем это связано? И почему это имеет место быть? И как с этим бороться? Для более-менее полного анализа я провел небольшой соц-опрос по icq в среде дизайнеров и смею надеятся, что полученные результаты (на 104 kb) объективны, а не плод моего больного воображения :)

Итак некоторые цитаты: Как вы думаете, почему в большинстве своем упрямый заказчик всегда пытается испортить сделанный для него хороший проект? С чем это связано? (сфера промдизайна не затрагивается, поскольку имею в ней небольшой опыт работы)

(10:56 AM) Это связано: с тем, что вкуса у них нет, а деньги - есть :)

(10:56 AM) Это связано: 1. специфика менталитета. Раз я плачу - имею право 2. мое мнение - всегда компетентное 3. неразвитый вкус, или полное его отсутствие 4. не понимание идеи дизайна как такого, как идеи т.е. для заказчика это не КОНЦЕПТ, а набор картинок, своего рода пазл который по его мнению не измениться если поменять элементы местами.

(10:56 AM) 1. менталитет - согласен, но умнее было бы прислушиваться к советам специалиста :) 2. неразвитый вкус - это понятно, но опять же зачем тогда платить бабки дизайнеру, можно и самому нарисовать :) если результат не волнует, а если результат важен, зачем тогда его портить? 3. непонимание идеи дизайна - тоже обычное явление. Здесь скорее всего упрямство, ведь никто не указывает стоматологу как лучше лечить :) А в дизайне все чувствуют себя специалистами, наверно просто это всем кажется легкой работой не заслуживающей уважения. 4.На счет пазла интересно, получается, что одно из определений отсутствия вкуса - это отсутствие композиционного мышления, когда заказчик не в состоянии охватить и просечь всю композицию в целом (соотношения форм, текстур, цветов, концепции, пространства и т.д.), а видит только отдельные ее части, потому, что его этому никто не учил, а сам он, не имея врожденного опыта, не воспринимает композицию цельно. Отсюда и пожелания "поменять местами, заменить передвинуть и повернуть". В таких случаях я говорю, что проще сразу начать сначала, а не извращаться на тему "а вдруг получится не гэ". И если кому-то нужно время, чтобы просеч, что так будет хуже (а кто-то этого не поймет никогда), то дизайнер видит все несоответствия с первого взгляда. Он типа натренирован на это :) Это его жизнь и работа и хлеб.

(11:02 AM) Именно менталитет - русский сам во всем специалист, послать нах. врача и пойти лечиться водкой - чисто русское. Результат волнует относительно и ведь они не считают что они его портят.

(11:03 AM) Это связано: С комплексом того, что клиент всегда прав, даже если он обсуждает что-то чего не знает. Люди считают, что они лучше чем на самом деле, кроме того они прислушиваются в основном к мнению других начальников. То есть если бы ты был директором фирмы то твои доводы звучали бы для клиента убедительнее чем когда ты "просто дизайнер". А испортить они не хотят, прото воспринимают искусство проще чем ты. Им достаточно поп-арта в самом черном его проявлении. Пожирнее, поярче, покрикливее. Базарная тема.

(11:04 AM) А еще на уровне поп-арта мир воспринимают маленькие дети и цигане. И научно доказано, что чем шире кругозор человека и чем он старше и опытнее, тем более способен воспринимать все изыски нашего мира. Возьмем например цвет. Люди старшего поколения более склонны окружать себя сложными пастельнымиь оттенками, а детям подавай все яркое и броское и не важно, что цветовая гамма кошмарная, главное заметно и блестит. Ппонял! там где заказчик не видит в порче дизайна для себя угрозы, там он портит безсознательно, как ребенок. Слышал не западе в книжной индустрии автора книги на пушечный выстрел не подпускают к ее оформлению. Типа ты свое дело сделал - иди кури и нам не мешай. И автор первый раз видит свою новую книгу только после отпечатки тиража. И все замечательно - интересная книжка имеет коммерческий товарный вид. И все это понимают и одобряют.

(11:09 AM) Есть такая штука на западе давно опроброванная - мы рисуем что хотим и платите вы меньше, если вмешиваетесь - доплачиваете.

Как с этим бороться? 1. Путь автора - "не лезь не в свое дело". Вся посторонняя критика и похвала посылается в сад - рекомендован к обязательному применению только в случаях с авторскими персональными проектами(!) 2. Путь доктора - "последовательное убеждения с примерами". Тихонечко продвигаем свою позицию, путем поэтапного изменения дизайна в правильную сторону - применяется когда заказчик не уверен в себе, сам не знает что хочет, но очень хочет "помочь" дизайнеру и поэтому всячески мешает ему. 3. Путь дипломата - "компромисс и уступки" - применяется когда заказчик уперт и ни в какую. Соглашаемся в мелочах и портим коммерческий вид проекта по минимуму. 4. Путь наблюдателя - "тузик сдох? а нам какое дело..." - применяется, когда заказчик предлагает визуализировать "неправильную" идею без изменений.

Удачи вам и не переживайте по пустякам :)

автор: Клюев М. (www.rosdesign.com)


Жду историй о дизайне и всем, что хоть как-то связано с компьютерной графикой. Повторюсь, что первыми будут рассматриватся сайты авторов, которые пришлют историю. А кто пришлет историю, но не захочет разбора его сайта, будет просто прорекламирован в рассылке без моих комментариев.

Пишите письма мелким почерком,

всегда ваш, Пабло Пикассо.

ПисАть письма сюда: E-mail: grafika2003@ukr.net


В избранное