Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Реклама: Секреты мастерства

  Все выпуски  

Секреты мастерства в рекламном и графическом дизайне


СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА
В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

 

33 выпуск рассылки 10.11.08.

 

Здравствуйте, дорогой подписчик!

В сегодняшнем выпуске я предлагаю статью, написанную
по просьбе одного из подписчиков. Статья называется:
"Вопросы по составлению технического задания (брифа)".
В ней рассматриваются очень важные вопросы взаимоотношений с клиентом. Возьмите на вооружение советы о том, как составить грамотный бриф
и как убедить клиента его подписать.

Кроме того, публикую новый видео-урок по созданию декоративных фонов в Illustrator с помощью инструмента "распыление". Тема эта взята из большого видео-курса по работе с Illustrator, над которым я сейчас работаю.

 

Вопросы по составлению
технического задания (брифа)

 

Как составить бриф для разработки фирменного стиля? Какой главный вопрос мы должны задать клиенту перед началом работы? Что нужно выяснить, чтобы не идти наугад в поиске различных вариантов? Эти вопросы касаются каждого дизайнера, приступающего к очередному проекту по созданию фирменного стиля. Вот почему я решил посвятить этой теме отдельную статью.

Итак, какой главный вопрос мы должны задать заказчику перед началом работы над дизайном логотипа или фирменного стиля? Такой вопрос существует. Точнее, это не вопрос а тема, состоящая из нескольких вопросов. Я назвал эту тему так: Информация о рынке заказчика.

Это очень важная тема. Знание ее позволит Вам сделать логотип в соответствии со спецификой рынка заказчика. То есть сначала нужно изучить эту специфику. В противном случае Ваш логотип могут не принять, каким бы красивым он не был. Я неоднократно сталкивался с такой ситуацией в своей работе.

Речь идет об исследовании, в результате которого Вы должны ясно понять, какими типовыми чертами обладают компании участники данного сектора рынка. Возможно, они используют похожие шрифты, графические элементы, цветовую гамму. Помните, в книге «Сделать логотип не сложно!» (www.logosimple.ru) я показывал подобное исследование компаний автосервисов?

В результате такого исследования, Вы получите некий «коридор», в рамках которого и будете работать. Может быть, Вы спросите: «Как, зачем самому ограничвать свое творчество?» Отвечу: да, это необходимо для профессиональной работы. Такое самоограничение сэкономит Вам кучу времени и не позволит залезать в дизайнерские дебри, ведущие в тупик. Какой смысл тратить время и силы на создание стильных вензелей, скажем для металлургической компании, если они на этом рынке не приняты? Понимаете о чем я?

Итак, что надо сделать перед началом работы.

  1. Узнать 5-10 главных конкурентов Вашего заказчика. Изучить их фирменные стили.
  2. Найти ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ этой рыночной ниши и дизайна ее компаний.
  3. Пообщаться с заказчиком как можно подробнее. Послушать его мнение о конкурентах, об их бизнесе и логотипах. Понять, что заказчику у конкурентов нравится и что нет. Выяснить на основе стилей конкурентов, что собственно заказчик хочет видеть в своем стиле. Например такой вариант: от одного конкурента берем шрифт, от другого – цветовую гамму и т.д.

Возможно, Вы скажете: «Да разве добьешься от заказчика такой информации? В лучшем случае, он назовет конкурентов и любимый цвет».

Согласен. Возможно, именно так все и будет. Ну и что, а Вы все равно пытайтесь. Как минимум, общая картина о рынке заказчика у Вас будет собрана. А это немало. Постарайтесь поговорить с другими сотрудниками заказчика, посмотрите внимательно на оформление их корпоративных документов, на их офис.

Хорошая новость: Ваши первые варианты это лучший путь узнать вкусы Вашего заказчика. Поэтому сделайте их максимально разнообразными. В рамках рыночной ниши, конечно.

Для заказчика дизайнерские вопросы, как правило, непростые. Это не его бизнес. Возможно, только увидев Ваши первые эскизы, он поймет, что на самом деле ему нужно. Поэтому, вот совет по Вашим первым вариантам: делайте их тщательно, но будьте готвы к тому, что их не примут. Зато обсуждая эти варианты, обязательно добейтесь от заказчика точной картины, что и как надо переделывать. И в следующий раз не промахнитесь. Больше кредита доверия у Вас не будет.

Что еще сказать? Ниже я привожу примерный бриф (техническое задание) на разработку логотипа. Перед началом работы бриф должен быть заполнен.

Не важно, кто это сделает, Вы или заказчик. Важно, чтобы заказчик поставил на этом брифе свою подпись. Для этого бриф и создается. В противном случае, клиент всегда скажет, что он такого не говорил. Для Вас бриф, подписанный заказчиком, это инструмент защиты в спорных вопросах. Пусть в брифе будет зафиксирован весь объем работы, сроки, форма оплаты. Чем подробнее, тем лучше. Думаю, что нет необходимости Вам это объяснять.

Не секрет, что многие заказчики относятся к техническому заданию по-другому. Для них это пустая трата времени. Они будут говорить, мол Вы сделайте что-нибудь, а мы посмотрим. Будем реалистами, часто именно так все и бывает. И со мной это бывало. К сожалению, у нас среди клиентов нет пока должного уважения к труду дизайнеров-графиков.

Но стараться заполнить бриф все равно надо. Во-первых, чтобы получить действительно ценную информацию. Во-вторых, такой подход – показатель Вашего профессионализма.

Допустим, тот же Ваш клиент заказывает архитектору план своего загородного дома. Разве он ограничится фразой: «Сделай сначала что-нибудь, а я посмотрю». Разумеется, такой проект не начинается без предварительной проработки технического задания. Правильно? И клиент это понимает. С фирменным стилем на самом деле та же история. Если Вы сразу покажете, что у Вас серьезный подход, что не пытаетесь «по легкому срубить деньжат», заказчик будет Вас уважать.

Кроме того, здесь речь идет об имидже компании Вашего клиента. Если он понимает это, то согласится потратить время на вопросы брифа. Порой, именно тогда клиент сам впервые подумает, каким он хочет видеть свой стиль. Это будет очень полезно и ему.

Как убедить заказчика заполнить/подписать бриф?

Совет первый. Не надо бояться твердо попросить об этом. В конце концов, это тоже бизнес-отношения, в которых каждая сторона борется за свои интересы. Это нормально. Все Ваши заказчики ежедневно отстаивают интересы своих компаний на каких-либо переговорах.

Совет второй. Сделайте заполнение брифа максимально удобным для заказчика. Оформите бриф аккуратно, выделите свои вопросы крупно, напишите подробно варианты ответов.

Совет третий. Рекомендую приводить на переговорах различные сравнения, метафоры. Например, сравнение с архитектором, которое я привел выше, но можно и другие. Главное, чтобы метафора была понятной и наглядной. Тогда она сработает.

Совет четвертый. Есть в технике продаж прием, который называется «Сначала скажи «НЕТ». Что он из себя представляет?

Обычно в отношениях с заказчиком для нас главной задачей является получить его «ДА». Мы стараемся понравиться, добиться расположения, т.к. это способствует продаже. Правильно? Однако, этот метод противоположен. Мы сразу предлагаем клиенту сказать «НЕТ».

Да-да, мы говорим примерно так: «Уважаемый……. Если Вас не устраивает, что надо заполнить бриф, то давайте сразу на этом и закончим…». Конечно, говорить это надо очень уважительно и объяснить, что заполнение брифа нужно именно заказчику. Только так Вы правильно поймете его пожелания и сделаете качественную работу. Я пробовал, этот метод работает! Такая тактика помогает получить доверие и лояльность заказчика. Он видит в Вас профессионала.

В чем «фишка»? Заказчик ожидает, что Вы будете упрашивать его сказать «ДА». Он ждет, что Вы позволите из себя веревки вить, т.к сила на его стороне. Когда Вы показываете, что готовы к его «НЕТ», ситуация переворачивается. Самое главное, Вы не нуждаетесь в его согласии! Вы свободный профессионал, который отвечает за качество своей работы и не гонится за каждым заказом. Неважно, какая ситуация с работой у Вас на самом деле. Клиент должен понять, что он для Вас не единственный. Кроме того, я очень рекомендую всегда брать аванс 50% от стоимости всей работы и занести это условие в бриф. Если клиент подпишет бриф, то он будет обязан выплатить Вам аванс. Это еще один инструмент Вашей защиты.

Если заказчик откажет подписать бриф и скажет «НЕТ», то возможно, это и к лучшему. Скорее всего, он не был настроен серьезно работать с Вами. Таким образом, Вы не будете делать работу за которую Вам не заплатят.

Не утверждаю, что такой прием будет работать всегда и у всех. Это просто одна из методик, которую можно использовать наряду с другими. Кстати, подробнее о том, как с самого начала строить отношения с заказчиком и как добиться, чтобы он принял Вашу работу, можно прочитать в моей книге «Как создать и продать логотип», которая входит в видео-курс «Как создать логотип» (http://www.logoforsale.ru/maincourse.html).

Ну а теперь предлагаю Вам примерный вариант брифа (технического задания) для разработки фирменного стиля.

 

Бриф на разработку фирменного стиля


1.Информация о рынке заказчика.

а) Основные конкуренты заказчика.
Кратко ситуация на рынке, основные направления его развития.
Список конкурентов, их главные особенности, преимущества с точки зрения бизнеса и дизайна их фирменного стиля.

б) Общие закономерности рыночной ниши заказчика.
Какие чаще всего используются шрифты, графические элементы, композиционные решения, цветовая гамма и т.д.

2. Информация о компании заказчика.

а) Название компании заказчика:
Полное название на русском и английском языке плюс информационная строка под логотипом, если есть.
(Например: Toyota. Управляй мечтой).

б) Характерные черты потенциального клиента вашей компании
Пол, возраст, социальное положение, уровень дохода и т.д.

в) Конкурентные преимущества компании заказчика
(Эта информация поможет созданию нужного образа логотипа)

3. Пожелания по графическому решению
Шрифты
Цвета
Графические элементы, образы
Характеристики, которыми должен обладать логотип
(строгий, динамичный, технологичный и т.д.)
Дополнительные рекомендации по дизайну
Какие элементы имеющегося стиля надо использовать.
Исходные материалы
(информация для адресного блока, файлы имеющихся графических элементов и т.д.)

4. Элементы фирменного стиля, которые необходимо разработать:

    1. Фирменный бланк
    2. Визитка
    3. Почтовый конверт
    4. Факсовое сообщение
    5. Папка
    6. Пакет
    7. Другое

Дата предоставления исходных материалов

Дата предоставления первых эскизов

Срок рассмотрения первых эскизов заказчиком

Дата предоставления доработанных эскизов

Срок утверждения выбранного эскиза заказчиком

Дата сдачи финального варианта

Порядок и форма оплаты
(аванс, если предусмотрен)

Ф.И.О. и подпись заказчика

Ф.И.О. и подпись исполнителя

Дата заказа

 

Но это еще не все. Предлагаю Вам новый видео-урок по работе с программой Adobe Illustrator.

Создание декоративных фонов
в Illustratorе с помощью инструмента "распыление".

Видео-урок. Продолжительность 10 мин.

 

Как быстро сделать фон звездного неба? Как красиво расположить осенние листья на столе? Как показать узор из снежинок? Посмотрите этот видео-урок и Вы убедитесь, как несложно это все сделать в Adobe Illustrator.

Скачать здесь

 

На этом заканчиваю очередной выпуск своей рассылки. Буду рад узнать Ваше мнение о ней, что нравится, а что нет. Может быть, напишете какие вопросы интересуют именно Вас.

Пишите, постараюсь помочь.

С пожеланиями удачи в творчестве,

Сергей Макельский

info@logoforsale.ru
http://www.logoforsale.ru/maincourse.html "Как создать логотип" Видео-курс
www.logosimple.ru "Сделать логотип не сложно!" Электронная книга, архив рассылки

http://logoforsale.ru/partner.html Партнерская программа

©  2008. Сергей Макельский. "Секреты мастерства в графическом дизайне "
Все права защищены.

В избранное