Секреты мастерства в рекламном и графическом дизайне
СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА
В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ
25 выпуск рассылки . 08.09.08.
Здравствуйте, дорогой подписчик!
Многие выпуски этой рассылки созданы, что называется, "по Вашим заявкам". Так и на этот раз. Один молодой человек попросил сделать курс по дизайну визиток.
Я решил для начала написать статью на эту тему. Возможно, когда-нибудь будет создан отдельный курс по фирменному стилю: визитка, бланк, конверт, сувенирка и т.д.
Что скажете по поводу такой идеи ?
СОВЕТЫ ПО ДИЗАЙНУ ВИЗИТОК
Прежде чем говорить о конкретных советах по дизайну визитки, хочу напомнить об ее задачах. Здесь, как и в любом другом дизайне, очень важно создавать не просто «красоту», но функциональную вещь, которая будет точно будет выполнять свое предназначение.
Думаю, сегодня никому не надо объяснять, что такое визитка и для чего она нужна. Пожалуй, это один их самых распространенных элементов фирменного стиля, их изготовляют буквально на каждом шагу. Можно предположить, что сделать дизайн визитки очень просто, но это только на первый взгляд.
Дело в том, что к визитке предъявляются противоречивые требования.
С одной стороны задача информационная:
рассказать, как называется компания, чем она занимается, как выглядит ее логотип, как зовут предъявителя визитки и какова его должность, контактная информация.
С другой стороны задача имиджевая:
визитка – это первое впечатление, которое Вы можете произвести на своего клиента (покупателя). Очень важно, чтобы это впечатление было положительным, вызывающим доверие. Другими словами, визитка закладывает фундамент репутации компании в глазах потенциального клиента. Порой от ее зависит, захочет ли новый клиент позвонить Вам или нет.
С информационной точки зрения все просто. Надо лишь разбить текст на смысловые блоки: информация о компании, информация о сотруднике, контактная информация. Желательно напечатать тексты крупнее, чтобы их было удобно читать. И все.
Но для создания имиджа, доверительного впечатления, придется постараться. Здесь важно не просто красиво или необычно расположить информацию. Важно, чтобы текст, цвета, композиция, вызывали конкретные ассоциации. Это могут быть: профессиональность, солидность, современность, технологич-ность, эксклюзивность и т.д.
Давайте теперь поговорим о том, как сделать визитку, чтобы она удовлетворяла всем этим требованиям.
Начнем с удобочитаемости. Общее пожелание для визитки типовым размером 9х5 см.: делайте все расстояния от края текста до края визитки не менее 5мм. Просто поставьте ограничительные линии (Guides) сверху, сниху, слева, справа на расстоянии 5 мм от края визитки. Напомню, чтобы поставить Guides, надо подвести курсор к линейкам, нажать левую кнопку мыши и перетащить ограничительную линию с нажатой кнопкой на нужное Вам место. Все текстовые материалы
компонуйте в пределах этих ограничительных линий.
Таким образом, Вы гармонично организуете пространство и уменьшите риск потери важной информации при кривой обрезке визиток в типографии (к сожалению, такое бывает).
Далее, смысловые блоки. Бывает, что начинающие дизайнеры смешивают в одну кашу информацию о фирме, сотруднике и контакты. Понять их можно. Все внимание было уделено дизайну, красивым фонам, большому логотипу, необычной композиции.
Но в результате понять, где что на такой визитке очень трудно. Это неверный подход!
Помните: визитка в первую очередь должна передавать нужную информацию.
Поэтому мы сознательно разбиваем ее на смысловые блоки, которые не должны смешиваться. При самом беглом взгляде (1-2 секунды) зритель должен сразу понять: вот здесь название фирмы, здесь информация о сотруднике, а здесь контактная информация. Повторяю, это очень важно! Легкость считывания информации - это первая возможность показать заоботу о клиенте. Внимание к клиенту – признак профессионализма. Таким образом, делая текст на визитке понятным, мы работаем также
на имидж компании.
Еще рекомендации по шрифту. Конечно, Вы можете писать тексты на визитке любой шрифтовой гарнитурой. Однако замечу, что в размере 9-6 пунктов шрифты типа «гротеск» (без засечек) читаются лучше. Обычно мельче всего пишут контактную информацию. Советую даже для нее использовать шрифты без засечек и размером не менее 8 пунктов.
Нельзя забывать о некотором ухудшении читаемости мелких шрифтов при тиражировании, поэтому лучше делать их с «запасом качества».
Рекомендую использовать всего1-2 шрифта для визиток.Лучше зрителя не перегружать.
Как правило, почти все тексты набирают одним шрифтом, а вторым выделяют только Фамилию и Имя (их делают полужирным шрифтом и на 1-2 размера крупнее). Можно добавить курсивное начертание для написания должности.
Не советую применять для текстов на визитках сложные цвета, состоящие из нескольких красок. В производстве это еще ухудшит их удобочитаемость. Лучше всего печатать их одной черной краской. Можно поставить не 100%, а допустим, 70% черного, тогда шрифт будет выглядеть серым. Очень не рекомендую печатать контакную информацию на визитке вывороткой (белым по темному). Такие буквы, особенно мелкие, плохо читаются и при печати сильно теряют в качестве.
Не забудьте, после того как дизайн визитки утвержден, все шрифты должны быть переведены в «кривые». Тогда при печати тиража с ними не будет проблем.
И последнее про удобочитаемость. Я обычно не ставлю имя сотрудника и его должность в нижний правый угол визитки. Связано это с тем, что визитку обычно берут рукой за нижний правый угол. При этом часть информации остается под большим пальцем. Конечно, это мое субъективное мнение, жестких ограничений здесь нет.
Теперь несколько слов об имиджевой составляющей визитки.
Вопрос сложный и одной статьей его не охватить. Вообще это тема не только для дизайна визиток, но и всего фирменного стиля. Возможно, я сделаю на эту тему обучающий видео-курс.
Тем не менее, есть один очень важный базовый принцип, который я хочу здесь обсудить. Называется этот принцип УМЕСТНОСТЬ.
Вот ошибка, которой грешат не только начинающие, но порой и опытные дизайнеры. Я раньше тоже не раз наступал на эти грабли. Что имеется в виду? Представьте, дизайнер получил выгодный заказ и хочет показать сразу все свои способности. Он недавно изучил новый прием работы в Иллюстраторе, или нашел эффектнейший фильтр и т.д. Думаю, Вы уже догадались, что этот дизайнер будет делать. Он конечно применит этот прием не задумываясь, уместен он здесь или нет. Главное – поразить
клиента своим мастерством, правда? Нет, это неправильный путь.
Вот вывод, на осознание которого у меня ушли годы: Любой оформительский прием должен быть уместен для рыночной ниши Вашего заказчика.
Возможно, Вы уже встречали эту мысль в других публикациях, например по дизайну логотипов. Я не устану повторять его важность для всех видов прикладного дизайна.
Если среди конкурентов Вашего клиента никто не использует, допустим, яркие кричащие цвета, значит у них так не принято! Таковы их правила игры и нарушать эти правила – себе во вред. В лучшем случае, Вас заставят все переделать и Вы потеряете кучу времени и сил. В худшем, с Вами просто расстанутся из-за непрофессионального подхода к делу.
Я попадал в такую ситуацию много раз. Делал красоту, которая была никому не нужна.
Со временем стало понятно, что графический дизайн – это не творческое самовыражение на тему заказа. Это игра по правилам, где моя работа - всего лишь элемент пазла бизнеса заказчика. Я должен сделать этот элемент таким, чтобы он точно встал на свое место и смотрелся частью целого.
Предвижу возражения: «Да это означает идти на поводу у клиента!», «А как же Творчество?», «Профессионалу должны доверять!» и т.д. Отвечу: профессионализм как раз и состоит в том, чтобы творить в рамках конкретного задания. Это возможно. Это увлекательно. Это прибыльно, наконец.
Что же делать? Предлагаю начинать всегда с изучения рыночной ниши заказчика.
Если у них принято делать предельно лаконичные логотипы и визитки, будьте лаконичны и Вы. Если конкуренты используют технологичные линии, фигуры, фоны, сделайте и Вы также. Это не значит: скопируйте, своруйте. Это значит, сделайте СВОИ технологичные элементы и фон. Если используются исторические (национальные) орнаменты, гербы, каллиграфию, используйте и Вы. Такой подход даст достаточный простор Вашему творчеству, поверьте. И он будет УМЕСТЕН.
Ок. Но где найти визитки этой рыночной ниши, чтобы понять закономерности?
Надо поискать, это тоже работа дизайнера. Можно посмотреть на портфолио различных дизайн-бюро в Интернете, можно посмотреть каталоги, походить по специализированным выставкам и там собирать визитки, и т.д. В любом случае, этот материал Вам пригодится в работе. Не сейчас, так позднее. В другой раз получив заказ из этой же рыночной ниши, Вы будете знать что к чему.
У Вас уже будет ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ.
А это дорогого стоит, поверьте.
На этом заканчиваю очередной выпуск своей рассылки. Буду рад узнать Ваше мнение о ней, что нравится, а что нет. Может быть, напишете какие вопросы интересуют именно Вас.