Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок в условиях кризиса

  Все выпуски  

ИТ-рынок в условиях кризиса


Главные события ИТ-рынка
06 сентября 2011, вторник

Выставка IFA 2011: ключевое слово - стабильность

Даже в условиях рекордных госзадолженностей в некоторых странах еврозоны, что не лучшим образом сказывается на потребительском климате, рынок бытовой техники остается островком стабильности. Лучшее подтверждение тому - международная выставка-ярмарка бытовой электроники IFA 2011 (Internationale Funkausstellung), которая открылась 2 сентября в Берлине. 1300 участников представят свои разработки на 140 тысячах квадратных метров выставочной площади - специально для нынешней ярмарки построены дополнительные павильоны.

Неудивительно, что член наблюдательного совета Немецкого общества производителей бытовой электроники и средств коммуникации - gfu - Ханс-Йоахим Камп (Hans-Joachim Kamp) в преддверии выставки-ярмарки настроен оптимистично. По его словам, "электронные помощники" - это последнее, от чего готовы отказаться немецкие потребители. Камп привел результаты недавнего исследования о том, как экономические трудности влияют на поведение потребителей. Они оказались довольно неожиданными.

"Немцы сначала откажутся от турпоездок, затем будут реже класть деньги на сберегательный счет, но не станут экономить на бытовой электронике", - утверждает Ханс-Йоахим Камп.

Цены на телевизоры падают

Оптимизм организаторов IFA 2011 и производителей бытовой электроники несколько омрачают экономические показатели. В этом году оборот отрасли, как ожидается, вырастет на 4% до 27 млрд евро, однако рост, как утверждают эксперты, происходит лишь благодаря определенным товарам - смартфонам и планшетным компьютерам. Продажи плоских телевизоров, некогда локомотивов отрасли, сейчас не такие хорошие, как в последние два года. Эксперт объясняет это тем, что в 2011 году не было спортивных мероприятий мирового масштаба.

Даже появление на рынке телевизоров высокой четкости системы HD-TV лишь ненадолго улучшило ситуацию. Да и продажи 3D-телевизоров, которые в 2010 году считались основным трендом, ныне невелики. К тому же отрасли приходится бороться с лавинообразным падением цен: телевизор с плоским экраном стоит сейчас в среднем 610 евро - на 8% меньше, чем в прошлом году.

Однако член наблюдательного совета gfu Ханс-Йоахим Камп ни в коем случае не ставит крест на рынке телевизоров: "В Германии до сих пор используется более 20 млн телевизоров, изготовленных по старой технологии с использованием электронно-лучевых трубок". Впрочем, замене подлежат и телевизоры с плоским экраном первого поколения.

Основные же инновационные прорывы эксперты ожидают от слияния телевидения и Интернета. Только в этом году может быть продано около пяти миллионов интернет-телевизоров. "Это именно тот товар, который в конце концов рынок должен будет поставлять", - уверяет Ханс-Йоахим Камп.

Надежды на Рождество

Производители бытовой электроники возлагают большие надежды на рождественскую пору. IFA считается ярмаркой, на которой торговые сети дают производителям заказы. Это касается не только бытовой электроники, но и кухонной техники, дизайнерских инноваций и так далее.

Непременным атрибутом стиля жизни сегодняшнего дня, по мнению Ханса-Йоахима Кампа, является энергосберегающая бытовая техника. "На немецких кухнях - 10 млн холодильников, выпущенных более десяти лет назад", - говорит он. Если удастся уговорить потребителей заменить эти приборы, "экономия энергии будет сравнима со всем энергопотреблением такой страны, как Португалия".

В будущем бытовые приборы смогут сами автоматически "распознавать" время, когда электрический ток наиболее дешев, - и автоматически включаться. Однако и чудо-технике будет не все позволено: в многоквартирном доме соседи вряд ли обрадуются, услышав, как стиральная машина ночью переходит на режим отжима белья.

 


Зарплаты в ИТ-сфере топчутся на одном месте

В августе Superjob.ru провел исследование рынка труда, показавшее рост соискательской активности, напряженности и конкуренции среди соискателей, а также замедление темпов роста зарплатных предложений.

Наиболее востребованными в прошлом месяце стали работники торговой сферы – продаж, закупок и снабжения. 23,1% вакансий было адресовано поиску данных сотрудников. Подобная ситуация сохраняется на рынке труда не первый год. Второе место по числу вакансий заняла сфера промышленности, производства и сельского хозяйства (8,9%). Далее следуют транспортная и строительная сферы (7,9% и 7,8% соответственно), а также сырьевая индустрия (5,8%).

Самая большая доля резюме (15,5%) принадлежит также специалистам сферы продаж. Далее между спросом и предложением начинаются расхождения. На втором месте по популярности у соискателей – сфера бухгалтерии и финансов (10,8% резюме). Следом в предпочтениях соискателей – работа в административных должностях и на руководящих позициях высшего звена – по 10,3% от всех резюме. Сфера транспорта, логистики и ВЭД входит в пятерку наиболее желанных сфер работы (7,5% резюме).

Что касается конкуренции, то в августе на одну вакансию приходилось не 4,7 резюме, как в июле, а 5,1. Самое большое соперничество наблюдалось среди желающих работать в госсекторе (31,2 резюме на вакансию) и в сфере юриспруденции (16,2). На одну вакансию в сфере СМИ претендуют порядка 14 кандидатов, примерно по 10 резюме пришлось на каждую из административных вакансий, вакансий в сфере бухгалтерии и финансов, дизайна, управления персоналом, на позиции высшего менеджмента.

Квалифицированные рабочие по-прежнему располагаются на первом месте по востребованности, а доля запросов на них значительно выросла. Менеджеры по продажам остались на втором месте, инженеры – на третьем, доля запросов на обе эти позиции снизилась. В августе повысилась доля запросов на поиск преподавателей, педагогов и учителей (с 0,8% до 1,2%).

Уровень зарплатных предложений, снизившийся во время кризиса, со второй половины 2009 года начал постепенно расти, однако сейчас темп роста стал умереннее. И все же разрыв между предлагаемыми зарплатами и требованиями рынка оказался практически компенсирован. В сегментах "Информационные технологии", "Строительство", "Кадры" в августе значение показателя осталось на уровне предыдущего месяца. В "Маркетинге/Рекламе/PR" и "Банковском деле" зарплаты выросли на 0,5% и 0,4% соответственно.

 


HP рассматривает команду WebOS как "инкубатор"

Пара просочившихся служебных записок, отправленных команде HP WebOS, стала подтверждением тому, что HP может играть более существенную роль в судьбе платформы, чем считалось ранее, пишет Electronista. Софтверное подразделение WebOS Global Business Unit (международная организационная единица) будет реструктурировано в отдел стратегии и технологии, и сотрудники подразделения будут работать непосредственно в рамках научно-исследовательского департамента компании. Как стало известно PreCentral, HP считает подразделение "инкубатором".

Аппаратное обеспечение останется в ведении Personal System Group (группа персональных систем), также занимающейся ПК. HP уже заявила о планах прекращения работ по аппаратному обеспечению для WebOS осенью, равно как и о том, что ведения работ в данном направлении в ближайшем будущем не ожидается.

Жизнеспособность WebOS всё ещё находится под вопросом. Несмотря на то что HP планирует оставить её для немобильных устройств, многие полагают, что она потеряет привлекательность в глазах общественности из-за отсутствия телефонов и планшетов под ее управлением. HP также может испытать затруднения в поиске партнёра для лицензирования кода. Samsung отклонила это предложение, и маловероятно, что какая-либо другая компания будет иметь возможность или желание выбрать альтернативу собственной ОС, либо Android или Windows Phone.

Для команды Palm подобная реорганизация станет повторением прецедента, имевшего место в 2003 году, когда Palm была вовлечена в разработку нацеленных для телефонов и PDA PalmOne и PalmSource, работающих под PalmOS. Стратегия, как и в других областях, не принесла успеха, неблагоприятно сказавшись на когда-то широко известной интеграции, давшей в результате внешний вид, схожий с концепцией Apple, но не достигшей того же уровня удобства и уровня управления. Palm так и не смогла предоставить по-настоящему разработанную собственными силами ОС до появления WebOS в 2009 году.

 


Управленец Lenovo заявил о продаже Samsung лишь 20 тыс. Galaxy Tabs в 2010 году

Директор отдела потребительской продукции Lenovo в Западной Европе Эндрю Бэрроу выступил с весомым обвинением против Samsung на выставке IFA 2011 2 сентября. По его словам, из поставленного Samsung миллиона планшетов Galaxy Tabs за первые два месяца 2010 года фактически было продано лишь 20 000 единиц, пишет Electronista.

Представитель Lenovo не сообщил, основана ли эта информация на инсайдерских данных, или же она является всего лишь предварительной оценкой. Несмотря на это, Бэрроу заявил изданию The Guardian, что Samsung поставляла продукцию в объёме гораздо большем, чем смогла бы фактически продать, для того, чтобы Galaxy Tab казался гораздо более серьёзным конкурентом iPad, чем он был на тот момент.

"Мы в Lenovo не испытываем потребности покупать часть рынка у Apple", - сказал Бэрроу. "Если продукт продаётся - он продаётся".

Подобная цифра чрезвычайно низка. Мало кто сомневается, что Samsung удалось продать не все Galaxy Tab, которые компания поставила, однако большинство аналитиков полагают, что Samsung продала по меньшей мере несколько сотен тысяч. Корейская компания со своей стороны непреднамеренно поддержала слухи, когда заявила, что фактические объёмы продаж были "достаточно невысоки", после чего опровергла заявления, сообщив, что на самом деле результаты оказались "довольно-таки хорошими".

Тем не менее у компании имеются определённые затруднения касаемо сообщения фактических показателей объёмов поставок относительно продаж. Samsung получила примерно 3 млн предварительных заказов на Galaxy S II, но при этом сообщила о продаже 3 млн единиц за 55 дней. Если бы это соответствовало действительности, у компании бы имелись либо минимум двухмесячный неудовлетворённый спрос, либо большое количество клиентов, отменяющих предварительные заказы по мере увеличения числа "оперативных" покупателей.

Большинство ритейлеров согласны на избыточные объёмы запасов, однако наиболее острые проблемы озвучиваются достаточно быстро. Когда в сети Best Buy были проданы лишь 25 000 планшетов HP TouchPad из 270 000 имеющихся на складе, ритейлер пригрозил, что не будет платить за нераспроданные запасы, пожелав вернуть их в НР. Расширение модельного ряда Samsung, включающего как Tab 10.1, так и грядущие 7.7 и 8.9, по меньшей мере намекает на то, что компания достаточно уверена в собственных силах, производя новые продукты линейки.

Считается, что Apple отмечает падение доли iPad на рынке планшетов до примерно 2/3, хотя данная цифра основана лишь на официальных объёмах поставок. Публично Apple несколько раз заявляла, что она всё ещё продаёт каждый поставляемый iPad, поддерживая минимально необходимый инвентарный запас.

Samsung никак не прокомментировала заявления Бэрроу, но, скорее всего, оспорит их.

 


Суд может принудить Oracle и Google к мировому соглашению

Может случиться, что у Oracle и Google не будет другого выбора, кроме как потратить один-два дня на переговоры по мирному урегулированию. Речь идет об иске Oracle против Google за использование Java в Android. Судья Уильям Элсап сказал, что "склонен" предписать компаниям оговорить условия соглашения, пригласив в мировой суд своих высших руководителей, не исключая гендиректоров Ларри Эллисона (Oracle) и Ларри Пейджа (Google). До 7 сентября у юристов обеих компаний еще есть время прокомментировать это решение и выбрать кандидатуры для переговоров, сообщила Electronista.

Однако маловероятно, что любая из сторон согласится на это. Oracle хочет получить от Google как можно больший штраф. Google, со своей стороны, знает, что лицензирование Java у Oracle может оказаться слишком дорого даже на компромиссных условиях, поэтому ее интересует единовременная выплата, и как можно более низкая.

Суд начнется, скорее всего, в октябре. Если мировое соглашение заключено не будет, то преимущество может оказаться у Oracle: она может потребовать от Ларри Пейджа дать показания, когда и при каких условиях Java была заимствована в Android.

 


Доля Mac OS перевалила за 6% на десктопах

В начале сентября Apple преодолела символическую веху: доля Mac OS на настольных компьютерах впервые достигла 6%. В августе этот показатель составил 6,03%, увеличившись на 1% за последний год, сообщила Electronista со ссылкой на данные NetApplications. Хотя до Microsoft системе от Apple еще далеко, весь этот рост был достигнут за счет Windows, доля которой в августе сократилась с 94% до 92,9%.

NetApplications также впервые опубликовала собственные данные по мобильным платформам. Согласно этим данным, доля ОС Android гораздо скромнее, если учитывать не только телефоны, но и другие виды мобильных устройств. В частности, совокупная доля iPad, iPhone и iPod touch в общем рейтинге мобильных устройств составляет 53,04%, тогда как у Android лишь 16%. На iPhone в этом списке приходится 27,39%, на iPad - 22,5%, на iPod - 3,14%. У планшетов на Android 3 всего 0,46%.

Мобильный трафик с устройств BlackBerry составляет всего 3,33%, с Symbian - 6,21%. Microsoft по-прежнему сильно отстает, однако ситуация немного улучшается за счет Windows Phone, у которой 0,22%. На долю Samsung Bada приходится 0,07%.

В рейтинге браузеров Chrome впервые в истории достиг доли 15,51%, тогда как у Safari она снизилась до 4,64%. Internet Explorer обновил рекорд падения - 55,31%. В мобильных браузерах у Safari те же 53%, что у iOS в целом, что логично, поскольку это штатный браузер на всех iOS-устройствах. Аналогичная картина и у штатного браузера Android, доля которого (15,73%) почти совпадает с долей Android в зачете платформ. При этом браузер Android существенно уступает Opera Mini, который благодаря кроссплатформенности и поддержке многих телефонов достиг 20,77%.

 


Осторожно, торрент закрывается

Осенью российские разработчики обещают продемонстрировать технологию, которая заблокирует торренты. Борьба с пиратством в интернете, какой бы безнадежной она ни казалась, становится все более технологичной. Пираты, правда, не сомневаются, что в гонке вооружений победа будет за ними. По-настоящему их пугают только прокуратура и Управление "К".

Peer на весь мир

Казалось, массовое распространение торрентов лишило смысла борьбу с пиратством в интернете. Самые неповоротливые правообладатели все чаще высказываются в таком ключе: придется конкурировать с пиратами, противопоставим удобный интерфейс, качественный сервис. И правда, бесплатно скачать можно многое, но не все.

"Мы должны были делать 3D и максимально широко распространять контент в интернете - это ведь лучшая реклама,- вспоминает сопродюсер экранизации "Generation П" Иван Засурский.- Режиссер Виктор Гинзбург меня не послушал и зажал контент - как стандартный правообладатель. В итоге многие, скачав 2D в интернете, в кино не пошли. А так бы отправились посмотреть на богиню Иштар в 3D или на героев под мухоморами. "Экранки" стали бы отличным промо".

Apple вот-вот откроет сервис iTunes Match - он уже работает в тестовом режиме. Событие называют не иначе как амнистией музыкальным пиратам. Попадая в облако, музыка легализуется независимо от того, где вы ее взяли. Как Apple удалось договориться с правообладателями, никто не знает. Но очевидно другое: те же мейджоры не оставят аудиторию торрент-трекеров в покое. Если бы трекеры можно было закрыть, они бы не поскупились.

И, может быть, скоро это будет возможно. Такую технологию в сентябре обещает показать команда российского стартапа Pirate Pay. Она построена вокруг протокола DHT (Distributed Hash Table). Вообще, создан он был для того, чтобы участники p2p-сети - то есть "пиры" (от англ. peer - "равный") находили друг друга. Сайту-трекеру доступна информация лишь о пользователях, подключенных к нему. Протокол DHT позволяет отыскать единомышленников, подключенных к другим трекерам. Собственно, трекер как таковой теперь вообще не очень нужен (администрация The Pirate Bay свой вообще отключила, теперь сайт ThePirateBay.org - это просто место, где публикуют ссылки, файлы с расширением ".torrent"). Но главное в другом. Чем больше пользователей - тем выше скорость. Поэтому немногие отключают протокол в своих клиентах (хотя такая возможность большинством программ предусмотрена). Закрытые трекеры - те, которые не разрешают использовать DHT,- теряют аудиторию.

Оружие массового засорения

Pirate Pay в облако, где происходит обмен файлами, запускает фальшивых пользователей, которые забивают трафик фальшивыми же пакетами информации. Реальные пользователи к ним подключаются - загрузка блокируется. Похоже на DDoS-атаку. Интересно, что блокировка в стратегии проекта занимает вовсе не центральное место. Создатели Pirate Pay намерены превратить торренты в канал дистрибуции легального контента. Поскольку затраты на доставку файлов в p2p-сети близки к нулю, цены могут быть вполне демократичными (скажем, 50 руб. за HD-копию фильма), объясняет Дмитрий Шуваев, директор по развитию компании "Интернет Контент", ответственной за проект Pirate Pay.

В принципе, продолжает он, если правообладатель не будет против, можно продавать не только официальные копии, но даже "экранки". Менее демократично выглядят цены, которые Pirate Pay намерен выставить правообладателям. Защита фильма на период кинопроката - 300 тыс. руб. в неделю. Дистрибуция - 15% дохода.

Те пользователи торрентов, которые понимают, как устроена их любимая игрушка, настроены скептически. Торрент-клиенты умеют блокировать спам, и происходит это без участия пользователя. Протокол DHT - полезный инструмент, но можно обойтись без него. А постоянно мониторить все интернет-сообщества на предмет новинок - сизифов труд. Непонятно, какой будет реакция провайдеров - если технология будет применяться массово, неминуемо упадет скорость.

Наконец, критики напоминают, что подобные методы уже используются. В начале года университет Карлоса Третьего в Мадриде опубликовал исследование, посвященное p2p-сетям. В числе прочего авторы утверждают, что уже сейчас значительную часть торрент-трафика создают пользователи, действующие в интересах правообладателей: якобы они тиражируют фальшивые ссылки, а также распространяют зараженные файлы. "Не будет эффекта и от того, что сейчас затевается,- убежден владелец Free-torrents.org (на форуме этого трекера он известен под ником sinor).- Наш трекер устроен так, что левые пиры просто банятся. Кстати, и разработчики чTorrent (одна из наиболее популярных программ-клиентов.- "Деньги") обещают в очередном обновлении добавить такой фильтр".

Команда Pirate Pay в курсе подобных разговоров. "Если бы мы не учитывали такие "противоречия", проект не имел бы смысла,- говорит Дмитрий Шуваев.- Со всеми существующими технологиями наша система справляется. C нами будут бороться: появятся обновления программ, а может, новые протоколы. Мы над этим работаем". Кто прав, будет ясно уже осенью, когда "Интернет Контент" продемонстрирует технологию потенциальным клиентам. Как бы фантастично все это ни звучало, весной компания "Интернет Контент" получила $100 тыс. от Фонда посевного финансирования Microsoft. Директор фонда Михаил Цыганков называет проект уникальным.

Программисты на стороне добра

В успех Pirate Pay не верят потенциальные конкуренты. Компаний, предлагающих "инновационную защиту аудиовизуальных произведений в интернете", уже сейчас хватает. Эта формулировка - с сайта компании "ВебШериф", которая специализируется на защите видеоконтента. С видео работает большинство подобных компаний. Справиться со стихийным обменом песнями в формате mp3 сложнее, платят за это меньше. Российским пользователям западные фильмы без перевода не нужны. Это еще одна причина, почему защищать именно видео легче. Защита блокбастера на период проката - это примерно 50 тыс. руб. в месяц, объясняет руководитель проекта "ВебШериф" Владимир Набатов. DVD - уже 5-10 тыс. руб. в месяц. Больше при текущем состоянии этого рынка, никто не заплатит.

Вот как все это работает. Пока нет программ, которые умели бы распознавать образы, например узнавать лица главных героев. Поэтому, объясняет Владимир Набатов, в основном речь о сравнении кадров. Используется еще ряд параметров: разные варианты названия фильма, его длительность. Особое внимание - пользователям и сообществам, которые загружают больше всех. Все это в антипиратскую программу вводится вручную, с поиском и удалением программа справляется сама. Так происходит на площадках, которые разрешают правообладателям самостоятельно удалять их произведения. То есть главное оружие - это не технические ноу-хау, а договоренности с основными площадками. RuTracker.org (главный российский торрент-трекер) и "В контакте" входят в список самых опасных пиратских сообществ, составленный правительством США. Однако они, как и множество других ресурсов, готовы на диалог с правообладателями.

"Если не получается договориться, подключаются наши юристы,- продолжает Набатов.- Сначала они связываются с хостинговой компанией, с провайдером - неважно, в России они находятся или в другой стране. Этого достаточно в 80% случаев". Если на этом уровне вопрос не решается - остается судиться.

"Мы активно судимся с ресурсами, содержащими пиратский контент,- говорит заместитель генерального директора по правовым вопросам SBA/GALA Records Ольга Ким.- Это, например, "В контакте", "Рамблер", Mail.Ru". Есть и победы: недавно компании удалось засудить владельцев сайта Weborama.ru.

Проще, конечно, действовать не через суд. В России есть такая возможность. В 2010 году прокуратура закрыла трекер torrents.ru. Ресурс, правда, тут же возродился под новой вывеской RuTracker. "Если администрация ресурса, при участии которого нарушают авторские права членов нашего партнерства, отказывается сотрудничать, никакой софт или другие технические средства не помогут - остается действовать через МВД, чем мы в числе прочего и занимаемся",- говорит Анна Лавринова, заместитель директора Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (один из активных участников организации - "1С"). В конце июня по заявлению "Централ Партнершип" Управление "К" на месяц заблокировало несколько сайтов (vip-file.com, letitbit.net, shareflare.net, rapidshare.com, x7.to и torrento.net) - там можно было скачать фильм "Свадьба по обмену". Трем провайдерам обращения сотрудников "антипиратского" подразделения МВД показалось достаточно, чтобы закрыть доступ.

Если бы правоохранительные органы действовали так лихо против всех нарушителей, никакой Pirate Pay правообладателям не понадобился бы. Но пока "силовые" акции редки. "Только если администрации сайтов не идут на контакт, юристы обращаются к провайдерам, если и они не реагируют, подключают профильные ассоциации, правоохранительные органы Европы или США",- поясняет руководитель отдела по противодействию пиратству в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки Adobe Systems Екатерина Громова.

Чаще всего на контакт не идут, конечно, торрент-трекеры. После того как torrents.ru разрешил правообладателям удалять ссылки на их контент, часть администраторов трекера основала новый проект - Free-torrents.org. Этот ресурс ни с кем не договаривается. "Такие торрент-трекеры кочуют из страны в страну,- говорит Екатерина Громова, руководитель отдела по противодействию пиратству в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки Adobe Systems.- Распространенный маршрут: Россия-Украина-Израиль-Турция. С этим нам можно справиться - во многих странах у Adobe есть сотрудники, которые могут связаться с провайдерами, обратиться в правоохранительные органы. Сложнее, если хостинг где-нибудь на Карибских островах". Трекеру Free-torrents.org не привыкать к смене прописки. География этого путешествия впечатляет: Россия-Финляндия-Великобритания-Китай-Германия. Сейчас трекер хостится на Украине. Заготовлена и резервная площадка.

Владелец трекера sinor утверждает, что на его почту регулярно приходят угрозы от правообладателей. "В последнее время "копирайтеры" перешли на банальный DDoS, наш провайдер работает буквально на износ,- говорит он.- Засылают зараженные файлы. Приходится их скачивать на специальные компьютеры и проверять - уже создана специальная группа пользователей, которая этим занимается".

Такие сообщества привыкли держать круговую оборону. Они найдут выход, даже если правообладатели действительно научатся блокировать торренты. Бороться с опытными взломщиками нет смысла, признает президент "Амедиа" Александр Акопов: задача - сделать пиратство предельно трудным или просто неудобным для обычных людей. "Просто пока на нашей стороне баррикад серьезные программисты еще не работали",- добавляет он.

 


Адекватных специалистов разыскивают в соцсетях

Социальные сети вполне пригодны для поиска персонала - так считает почти половина российских работодателей. Правда, поиск кандидатов в соцсетях отнимает дополнительные временные ресурсы и требует большей активности со стороны рекрутера, чем стандартные способы найма. К такому выводу пришла рекрутинговая компания HeadHunter, которая провела специальное исследование по активности работодателей в социальных сетях.

В конце августа текущего года компания HeadHunter провела исследование, целью которого было выяснить, насколько социальные сети популярны у рекрутеров. Для этого было опрошено 500 профессиональных HR-специалистов из разных областей бизнеса.

К поиску персонала через социальные сети прибегало чуть меньше половины опрошенных российских компаний - 45%. Соответственно, 55% компаний не пользовались ресурсами соцсетей. Большинство (64%) из тех, кто не пытается искать сотрудников в профильных или общих социальных сетях, просто не видит в этом необходимости. Кроме того, HR-специалистов отпугивает необходимость тратить большое количество времени на подбор кандидатов (30%), а также отсутствие откликов от них при обращении через профайл.

Как ни удивительно, но самой популярной среди работодателей социальной сетью является "ВКонтакте" - 69% рекрутеров используют для поиска кандидатов именно ее. Еще 40% для тех же целей посещают "Мой Круг". 37% предпочитают соцсеть "Одноклассники". Facebook, который в прошлом году вообще не фигурировал в данном списке, теперь используют для поиска сотрудников 24% российских компаний.

Сеть профессиональных контактов LinkedIn, напротив, стали использовать реже. Если в прошлом году четверть опрошенных HR-специалистов заявляли, что ищут кандидатов в LinkedIn, то в этом году таких оказалось лишь 22%. Сеть "Мой мир" используют для подбора кандидатов чаще, чем профильный ресурс "Профессионалы.ру" - 19% против 17%. Кстати, в прошлом году "Мой мир" входил в список наименее востребованных для этих целей соцсетей, а о запущенных в июне прошлого года "Профессионалах" в прошлогоднем сентябрьском исследовании HeadHunter даже не упоминалось.

Как рассказал BFM.ru CEO "Профессионалы.ру" Дмитрий Ситников, в настоящее время на данном ресурсе зарегистрировано более 2 млн кандидатов и около 100 тысяч компаний. По его мнению, на российском рынке труда идут "военные действия в борьбе за таланты", которых, как обычно, не хватает. "Интернет - это массовое и дешевое оружие в руках как компаний, так и кандидатов, - считает Ситников. - Мы хотим сделать взаимодействие сторон более простым и удобным. На это направлены все наши сервисы".

Twitter, LiveJournal и другие ресурсы используют примерно по 5% рекрутеров, при том, что в прошлом году Twitter для найма сотрудников не использовал, судя по предыдущему опросу, вообще никто, а различные блоги всего 2% HR-специалистов.

Для поиска сотрудников все средства хороши

Большинство HR-специалистов занимаются "пассивным" поиском - просто размещают резюме на своей странице или на странице компании и ждут откликов - таких 52%. При этом 48% "эйчаров" сами активно знакомятся с соискателями.

"Чтобы найти кандидата, любые средства хороши. Дефицит адекватных специалистов настолько большой, что надо использовать все - и соцсети, и рекрутинговые ресурсы. Все, что угодно, вплоть до размещения вакансий в личных блогах сотрудников, которые популярны в тех же блогах. Специфика нашего рынка сейчас такова, что на каждого адекватного кандидата находится такое количество предложений, что большинство специалистов устраиваются на работу раньше, чем размещают свое резюме на рекрутинговых ресурсах" - рассказала BFM.ru Алена Владимирская, руководитель и владелец рейтингового агентства PRUFFI, специализирующегося на поиске профессионалов в Рунете.

По словам Владимирской, практически во всех сферах бизнеса не хватает кандидатов с определенными качествами и навыками. "Это адекватный менеджер среднего звена, который уже имеет достаточный опыт работы - 3-5 лет. Не просто из серии "иди туда, сделай это", а такой, чтобы под его ответственность отдать некий, хотя бы небольшой, выделенный кусок бизнеса. Таких людей на самом деле очень мало", - сетует основательница PRUFFI.

На поиск кандидатов уходит все больше времени, особенно если у работодателя есть особые пожелания. И "хантингом" в соцсетях работодатели занимаются не от хорошей жизни. "Нет никакой истории про моду, тренды - это неправда", - говорит Владимирская. - Просто нужен хоть какой-то инструмент, чтобы искать адекватных людей. Эйчары столкнулись с тем, что этих людей нет на стандартных рекрутинговых ресурсах".

Большинство рекрутеров выясняют в соцсетях вполне стандартную для найма информацию о соискателях: профессиональные навыки (54%), опыт работы (30%), достижения и успехи на предыдущих местах (14%). При этом 29% потенциальных работодателей интересуется и личной информацией кандидата.

Кстати, личными записями своих сотрудников, которые они оставляют в блогах или соцсетях, пока интересуется меньшинство работодателей - лишь 27%. 73% работодателей утверждают, что не следят за их блогами. HR-специалисты большинства компаний придерживается мнения, что работники имеют полное право на свободное выражение мнения в Интернете, а многим просто некогда за этим следить. Правда, если сотрудник оставит негативное мнение или отзыв о компании-работодателе, 15% компаний готовы оштрафовать провинившегося, еще 40% - уволить, а 44% - ограничатся выговором. Причем 66% из опрошенных уверяют, что таких случаев у них не было.

Инструмент не для всех

Интересен разброс специальностей, которые востребованы работодателями в социальных сетях. Многие компании из различных сфер бизнеса признаются, что пробовали "хантинг" в соцсетях. Среди них сети розничной торговли, банки, рестораны, телекоммуникационные компании, СМИ и прочие. Однако чаще всего такой инструмент, как соцсети, используют для поиска менеджеров по управлению персоналом, IT/Интернет-специалистов и профессионалов в сфере оказания услуг для бизнеса (больше половины компаний). А, например, юристов или специалистов по строительству и недвижимости ищут в соцсетях гораздо реже (13% и 29% соответственно).

"В социальных сетях можно искать специалистов, работающих в сфере медиа, коммуникаций, маркетинга или рекламы. В принципе, можно также найти менеджеров проектов в Интернете. В любом случае, работа подбираемого специалиста должна быть так или иначе связана с Интернетом", - пояснил BFM.ru президент компании HeadHunter Юрий Вировец.

По его мнению, социальные сети уже сейчас являются инструментом для поиска работы и сотрудников, но работа с ними очень трудоемка, и подходят они далеко не для всех видов рекрутмента. "На hh.ru компании приглашают на собеседования 140 тысяч человек в неделю, потому что сайт является удобным инструмент профессионального рекрутера, а людям комфортно отделять личную жизнь от профессиональной - аккаунт в социальной сети и резюме на джоб-сайте. С точки зрения отдачи на инвестиции, использование специализированных сайтов для поиска сотрудников гораздо выгоднее. Например, в компании Ernst&Young поддержанием страницы с вакансиями в Facebook занимаются 8 человек. Хотя само по себе использование Сети бесплатно, требуются немалые вложения, чтобы страница была популярна", - рассказал президент HeadHunter.

В свою очередь, Алена Владимирская считает, что при имеющихся на рынке тенденциях у всех рекрутеров есть повод для беспокойства. Если бизнес, вне зависимости от отрасли, не будет думать о создании качественной инфраструктуры, образования, системы "выращивания" специалистов, на поиск сотрудников будет уходить все больше времени. "Будет все больше расти "зарплатный пузырь", потому что имеющихся профессионалов легче всего переманивать под большую зарплату", - предупреждает она.

 



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2010 г.
Приглашаем принять участие в исследовании.



Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное